Занятие "Эти замечательные углы"
план-конспект занятия по математике (2 класс) по теме

Киш Лариса Николаевна

Занятие по программе внеурочной деятельности "Занимательная геометрия", на котором в игровой форме повторяются сведения об углах. В процессе работы ребята конструируют дом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_21_eti_zamechatelnye_ugly_golovolomki.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие внеурочной деятельности «Занимательная геометрия»

Тема: «Эти замечательные углы. Головоломки».

Цель: научить применять теоретические сведения по теме «Углы» в практической деятельности при конструировании домика.

Задачи: - повторить изученные теоретические сведения об угле;

               - продолжить работу по формированию навыков конструирования;

     - развивать творческие способности обучающихся;

     - учить находить пути решения при решении проблемной ситуации.

  1. Вступительное слово.

Мастер-класс пройдет под девизом слов известного психолога Карла Роджерса, который говорил, что «любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте».

Сегодня вам уже представилась возможность познакомиться с авторской программой внеурочной деятельности «Занимательная геометрия», разработанной как дополнение к курсу математики начальных классов.

Необходимость созданной данной программы было обусловлено стратегией образования 2020, направленной на обеспечение условий для всестороннего и гармоничного развития младшего школьника, успешной социализации личности в образовательном и воспитательном аспектах. Опыт работы показывает, что обучающимся необходимы не только твердые знания геометрии, но и практические умения и навыки. К сожалению, в программе по математике не предусмотрено достаточное количество часов для освоения геометрического материала. В связи с этим у меня возникла идея создания программы внеурочной деятельности «Занимательная геометрия».

Известно, что основной вид деятельности младшего школьника – игра. Поэтому на занятиях данной программы мы  используем в качестве основных  героев персонажей  программы Н.Б.Истоминой «Наглядная геометрия»: малыш Гео, Луч-Владыка; ворон Метр, паук Юк.  Все герои живут на волшебной поляне в Геометрическом царстве. Происходящие с ними забавные истории помогают детям узнать понятия, закономерности такой серьезной науки, как геометрия.

Сейчас на мастер-классе представляю вашему вниманию занятие по  теме «Эти замечательные углы». Данная тема была успешно изучена на последнем занятии кружка.  

В течение последних 5 занятий мы изучали тему «Углы»: рассмотрели понятия «вершина угла», «стороны угла», «виды углов» и учились обозначать углы латинскими буквами.

Предлагаю вам вернуться в детство и поучаствовать в сегодняшнем занятии в качестве детей.

  1. Актуализация знаний об углах.

- Для начала вспомните все, что вы знаете об угле как геометрической фигуре. Работать будем на последней страничке бортового журнала. Для этого сформулируйте свои знания об угле в одном предложении.

- Прочитайте полученные предложения.

- С первым заданием справились отлично. А теперь попробуйте смоделировать угол из материалов, которые лежат у вас на партах: у 1-й группы – ленточка, у 2-й группы – веревка, у 3-й группы – счетные палочки, у 4-й группы – скакалка.

- Вы уже вспоминали, что углы бывают прямыми, тупыми и острыми. Назовите вид угла, который получился у вас. Как вы убедились, модель угла можно создать практически из любого материала.

- А теперь найдите углы в нашем кабинете и  сразу назовите вид угла.

- Молодцы, вы показали прекрасные знания в области геометрии. Продолжим разговор об углах. Углы встречаются в жизни повсюду. И сейчас мы в этом убедимся. Поможет нам в этом сказка о нашем знакомом пауке Юке.  

Паук Юк также как и малыш Гео живет на Волшебной поляне в Геометрическом царстве. Паук одинокий и старый. Такой же старый и его домик: покосившиеся стены, прохудившийся пол и грустные окна-глаза. «Хорошо, хоть, что он ещё похож на четырёхугольник»,- думал паук по вечерам, перед сном читая газету.

img3

Модель домика из проволоки – на партах у детей.

- Посмотрите внимательно, не ошибся ли старый паук, предполагая, что его дом в виде четырёхугольника?

(Сколько у четырёхугольника сторон? А вершин?)

- Теперь посмотрите на углы повнимательнее и постарайтесь найти все углы. На чертеже отметьте углы и определите, какие они (выполняем задание по цепочке).

- Возвращаемся к нашему паучку. Он всё не переставал вздыхать, так как помнил свой домик совсем  не таким: когда-то в молодости его домик имел бодрый вид и улыбался каждому встречному. Вот так.(Рисунок весёлого домика.)

img4

- Не понимал наш паук, что же приключилось с его домом? Ведь углов, как было, так  и осталось 4, было и осталось 4 стороны. Четырёхугольник? Да, но совсем не тот, что прежде!

Однажды к пауку пожаловал в гости сверчок. Это был необычный сверчок, учёный, он раньше жил в школе.Очень удивился сверчок домику паука: «Как можно жить в таком доме? Вот-вот упадут его стороны, съедет крыша! У этого домика и прежнегопо 4 угла. Но углы у прежнего домика были особенные. Их называли прямыми». Это сверчок помнил из школы.

«Что такое прямой угол? Как же его построить?» – спросил паук и печально вздохнул. Сверчок решил помочь своему другу и задумался. Недаром же сверчок был учёным, он придумал, как измерить углы у четырёхугольника, не пользуясь чертёжным прямоугольным треугольником, ведь у паука его и не было. Ответ пришел сверчку, когда он посмотрел на паука, читающего свою вечернюю газету.

- А вы поняли, что помогло догадаться сверчку о том, как изготовить модель прямого угла?

- Конечно, отгадкой является самая обыкновенная газета. Возьмите листок газетной бумаги, сложите его так, чтобы получилась модель прямого угла. Это и сумел увидеть умный сверчок.

- Итак, модель прямого угла найдена, осталось  отремонтировать углы четырёхугольника. На ваших партах есть каркас стен домика. Помогите сверчку и пауку выпрямить углы каркаса, используя подготовленную модель прямого угла.

- И сверчок снова принялся за работу. Он прикладывал газету к каждому из углов четырёхугольника, а друзья паука привязывали паутиной каждую сторону четырёхугольника и тянули до тех пор, пока сторона четырёхугольника не совпадала со стороной газетного листа. Так были изменены все 4 стороны.

Как же обрадовался паук, что его дом выглядит как прежде. Это был четырёхугольник, но с прямыми углами и равными противоположными сторонами. Удивительный четырёхугольник получился: полученные в школе знания успешно пригодились. «Как же назвать наш четырёхугольник?» – спросил паук.

«Лучшего названия, чем ПРЯМОУГОЛЬНИК, не найти», - ответил сверчок.

- Интересно, почему  сверчок решил, что название прямоугольник подходит больше всего? (Ответы детей были такими или совпали с вашими). 

-Каждая сказка хороша тем, что имеет хороший поучительный конец. Иначе и быть не может.

А теперь мы возвращаемся к нашей работе. Мы выровняли углы стен будущего домика. Но самого домика, к сожалению, пока нет. Ваша задача: соединить каркасы стен и изготовить стены домика, используя цветной картон. Для стен домика выберите тот цвет картона, который служит отражением вашего отношения к данной работе:

- желтый цвет – очень полезная  и интересная работа;

- оранжевый цвет – необходимая работа;

- голубой цвет – полезная, но неинтересная работа;

- коричневый цвет – ненужная работа.

Согласитесь, что с музыкой работать веселее. Поэтому  во время работы послушаем музыку и мы.

Звучит музыка, педагоги работают в группе.

-Дополним наш дом прочной крышей, веселыми окнами. Крыша у нас уже есть, а окна придется изготовить вам.

-Нравится ли вам созданный вашими совместными усилиями домик? Что помогло вам успешно справиться с работой.

- Каждый человек имеет свое отношение и свое настроение. Ваше отношение к работе мы уже увидели. А теперь передайте свое настроение, изготовив цветы для садика вокруг домика.У вас есть квадраты цветной бумаги. Выберите квадрат того цвета, который отражает ваше настроение:

- красный – восторженное настроение;

- оранжевый – радостное;

- жёлтый – светлое, приятное;

- зеленый – спокойное, уравновешенное;

- синий – тревожное, напряженное;

- черный – уныние, упадок сил.

Сконструируйте из них цветы, насадите их на стебелек–проволоку и украсьте садик.

-У нас получился прочный, замечательный, веселый домик, в котором, судя по его цветовой гамме и внешнему благоустройству, каждому из нас было бы приятно жить, также как и каждому человеку, полезно иметь глубокие и прочные знания, которые  вы сегодня успешно продемонстрировали.

- На фотографии можете увидеть, какой домик получился у детей. Результат работы демонстрирует, что знание теоретических сведений помогла им успешно справиться с поставленной задачей.

-Мастер-класс подходит к концу. Пора подвести итоги. Для этого сформулируйте и запишите цель проведенного занятия.

- Ознакомьте, пожалуйста, со своими записями.

- А я поставила такую цель…

- Наши цель и задачи совпали, значит, содержание моего занятия было подобрано правильно.

. Мне будет полезно узнать ваше мнение о проведенном занятии, поэтому прошу вас оставить предложения, пожелания и замечания по мастер-классу на этой же страничке бортового журнала.

- Спасибо за работу. Оставьте, пожалуйста, свои записи на последней странице журнала.

- Напоминаю вам, что в перерыв вы можете поделиться своими впечатлениями, оставив записку в сосуде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе «Углы. Виды углов. Построение прямого угла»

Цели урока:1.Проверить уже полученные знания и умения учащихся о геометрических фигурах и их свойствах. 2.Научить правильно называть элементы угла – вершины и его стороны, правильно на...

Фрагмент урока математики во 2 классе на тему: "Угол. Виды углов. Углы многоугольника."

Вашему вниманию представлен фрагмент урока математики во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа" по теме "Угол.Виды углов. Углы многоугольника". В данном фрагменте показан этап работы на...

Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)" Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”,  понятиях “ос...

Математика в углу (угол, виды углов)

Урок математики в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века"к учебнику В.Н.Рудницкой, Т.В.Юдачевой "Математика"....

МАТЕМАТИКА В УГЛУ (УГОЛ, ВИДЫ УГЛОВ)

Познакомить детей с понятиями “стороны угла”, “вершина угла”, “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Закрепить знания о геометрических фигурах. Восп...

презентация к уроку математики в 3 классе по теме: "Угол. Виды углов. Сравнение углов"

Презентация составлена в соответствии с требованиями ФГОС и системы Л.В.Занкова...