Числовой луч
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Михальченко Ирина Эдуардовна

Понятие числового луча,умение находить его в жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislovoy_luch.docx210.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе
по программе «Школа 2100»
Тема: Шкалы. Цена деления шкалы.

Цели: 
Обучающая: способствовать знакомству с основной частью измерительных приборов – шкалой; формировать умение определять цену деления шкалы на числовом уровне.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, памяти, математической речи.

Воспитательная: способствовать формированию умения высказывать свое мнение; слушать другого; развитию навыков общения.

  1. Организационный момент.
    МОТИВАЦИЯ.

    Глаза ваши просто смотрят,

    Они все видят и запоминают.

    Ушки ваши не просто слушают,

    Они все слышат и улавливают.

    Головка думает, а язычки говорят.

    Не допускайте, чтобы язык забегал вперед ума.

    Как вы поняли мое пожелание?

Актуализация знаний.
Сейчас нам предстоит
работа в группах.

1 группа – задание А

2
Подойдите, пожалуйста, к компьютерам.
группа – задание Б

3 группа – задание В

4 группа – задание Г

5 группа – задание Д

На экране монитора появляются индивидуальные задания для каждой группы.

^ А. Оставь истинные высказывания. Обоснуй свой выбор.
3/15 < 8/15

З
http://sob.znate.ru/tw_files2/urls_2/59/d-58848/58848_html_m179e1f11.gif


3/15 = 8/15

Б


3/15 > 8/15

Н


4/7 < 4/9

Р


4/7 = 4/9

Т


4/7 > 4/9

И


5/5 < 7/7

У


5/5 = 7/7

М


5/5 > 7/7

К


6/10 < 10/6

А


6/10 = 10/6

Ы


6/10 > 10/6

Х


Составь из оставшихся букв название времени года.
^ Б. Вычисли и запиши ответ

2 1/6 + 1 5/6 =

(3 5/6 – 2/6) + 4 =

(5 – 2 3/8) -7/8 =


В. Реши уравнение. Кто держит правильный ответ?

(а + 3 4/7 ) – 1 2/7 = 4 3/7

http://sob.znate.ru/tw_files2/urls_2/59/d-58848/58848_html_m25cb6cee.gif= 3 4/7 http://sob.znate.ru/tw_files2/urls_2/59/d-58848/58848_html_4645cd51.gif=2 1/7 http://sob.znate.ru/tw_files2/urls_2/59/d-58848/58848_html_m36af6a1e.gif= 5 2/3


^ Г. Реши задачи и выбери правильный ответ


У Миши было а конфет. 3/8 своих конфет он съел. Сколько конфет он съел.

А) а : 8*3 Б) а:3*8 В) а-3+8

ТВОЙ ОТВЕТ _________

Мама дала детям в яблок. Это составило 2/7 всех яблок, лежащих в корзине. Сколько яблок лежало в корзине.


А) в:7*2 Б) в*2:7 В) в:2*7

ТВОЙ ОТВЕТ ___________


^ В школе с учеников. 12% всех учащихся учится в четвертых классах. Сколько четвероклассников в этой школе.


А) с:100*12 Б) с:12*100 В)12*100:с

ТВОЙ ОТВЕТ ____________


Д. Выдели целую часть из неправильной дроби


28/3 =

40/7=

35/5=


Запиши смешанные числа в виде дроби

5 3/8 =

2 4/10 =

7 1/15 =


Прочитай, что получилось.

Выслушиваются ответы каждой группы.

3.Создание проблемной ситуации, постановка проблемы.

^ ЧТО ИНТЕРЕСНОГО В РЯДЕ ЧИСЕЛ?

5 15 25 35 45


А ТЕПЕРЬ ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

5ч 15см 25кг 35
0С 45 км/ч

- Как называются такие числа?

- А что такое величина?

- Единицы измерения каких величин вы здесь видите?

Перед вами приборы для измерения величин
.

http://sob.znate.ru/tw_files2/urls_2/59/d-58848/58848_html_29dba278.jpg


Посмотрите и назовите какими приборами можно измерить эти величины?

- Что общего у всех этих приборов? Сравните.

- Так как же называется часть приборов с делениями и цифрами?

- Как вы думаете, для чего служит шкала?

Давайте сделаем вывод.


Перед вами вывод. Вставьте недостающие слова.

ВЫВОД: числа и деления образуют _________, которая помогает определять _________ ____________ величины.

(Справка: шкалу; значение измеряемой)
^ КАКОВА ЖЕ БУДЕТ ТЕМА НАШЕГО УРОКА?
4. Поиск, открытие нового знания.

Слово шкала происходит от латинского слова «
СКАЛЭ», которое переводится как «лестница». «СКЛЯРИС» - ступенчатый.

Шкала похожа на лестницу? Чем?

Шкалы имеют цену деления.

Что это такое? Ответ на этот вопрос найдите в учебнике на стр.53.

Итак, что же такое цена деления?

Число единиц измерения, соответствующих одному делению шкалы, называется
^ ЦЕНА ДЕЛЕНИЯ.

Давайте попробуем определить цену деления линейки, термометра.

- Сравните 2 числовых луча.

- Попробуйте определить цену деления шкалы.


1.


Цена деления – это …..




2.Цена деления – это ….

- В каком луче не смогли определить цену деления? Почему?

Первичное закрепление.http://sob.znate.ru/tw_files2/urls_2/59/d-58848/58848_html_44c7f023.gifhttp://sob.znate.ru/tw_files2/urls_2/59/d-58848/58848_html_m43aa56f6.gif

На экране появляется слайд № 5

Предлагаю вам поставить числа около каждого деления:



480

960

(Идет диалог, побуждающий детей в дальнейшем к составлению алгоритма)

- Что вам мешает поставить числа около каждого деления? (не знаем сколько единиц между соседними делениями, т.е.цену деления.)

- Как предлагаете найти это расстояние? (надо узнать сколько всего единиц соответствует шкале и разделить их на количество делений)


Считайте: (960 – 480) : 12 = 40ед.

Можем теперь поставить числа?
Давайте выведем алгоритм определения цены деления. Ваша задача определить порядок действий.
Алгоритм определения цены деления
Разделить разность на количество делений
Найти на шкале два деления, которым сопоставлены числа
Полученное частное – цена деления шкал
Найти количество делений между ними
5. Самостоятельная работа с проверкой по готовому образцу.
1 вариант - № 4 (а)
2 вариант – № 4 (б)
Сверьте выполнение своей работы.


I – в.


II- в.


Кто выполнил правильно? Кто допустил ошибки?.

6.Повторение пройденного.
1.Решая задачу (
слайд № 8), повторим изученное и закрепим новое.

Водителю надо было проехать 460 км. Ранним утром он ехал 2 часа со скоростью 65 км/ч., затем следующие 2 часа со скоростью 60 км/ч, а остальной путь он проехал за 3 часа. Какова была его скорость на последнем участке пути? (ответ : 70км/ч)
Вот изображена шкала спидометра машины.
Определите цену деления шкалы и покажите на шкале спидометра точку, соответствующую 70 км/ч.
2. стр.52 №11
7. Итог.
- Какие новые знания открыли для себя на уроке?
- Кто считает, что он хорошо сегодня работал?
8. Домашнее задание.
- задача № 10, стр.56
*творческое задание - придумать свой прибор со шкалой и дать ему название.


Методические рекомендации к использованию ЦОР на уроке математики в 4 классе по теме «Шкалы».

Концепция модернизации образования предполагает совершенствование качества обучения школьников, в том числе за счет использования новых способов организации учебного процесса. Технология проблемно – диалогического обучения (Школа 2100) получает все большее распространение. Однако большинство ученых, методистов, учителей осознают назревшую необходимость в технологизации обучения. Один из них предусматривает использование ЦОР.

В данном случае предлагается цифровой образовательный ресурс (ЦОР) к уроку математики по теме «Шкалы» в 4 классе, благодаря использованию которых можно построить учебную деятельность учащихся на основе интерактивных методов и форм обучения в рамках проблемно - диалогического урока. Он разработан в соответствии с содержанием программы, который можно использовать с разными целями, в разных сочетаниях, в различных формах организации учебной деятельности. ЦОРы – динамичный и универсальный продукт, который создает следующий спектр широких возможностей для учителя и учащихся:


        осуществлять отбор необходимых ресурсов в соответствии
с дидактическими целями, свойствами данного CD-продукта и интересами;

        прогнозировать мотивацию, понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя;

        выбирать способы сочетания и интеграции средств конкретного набора ЦОР с традиционными средствами обучения;

        создавать оптимальные дидактические условия для развивающего обучения (учащиеся самостоятельно выполняют задания индивидуально, в парах и в группах);

        удовлетворить познавательный интерес к школьному предмету – математике

        создавать условия для автономной работы в соответствии с выбранным темпом деятельности;

        предоставлять возможность решать задачи дифференцированного и индивидуального обучения.


Вашему вниманию предлагаются «Методические рекомендации» по использованию ЦОР к уроку математики в виде презентации, направленной на развитие универсальных умений учащихся, предметной компетентности.

Безусловно, учитель вправе отказаться от тех или иных ЦОР, заданий
к ним и заменить их другими, или не использовать вовсе, если это не соответствует задачам урока. Однако применение ЦОР расширяет рамки учебника, углубляет, иллюстрирует и делает учебный процесс по освоению его содержания по-настоящему деятельностным.

Урок по теме «Шкалы», 4класс.

Урок по теме «Шкалы» является сложным по своему содержанию для восприятия детьми. При изучении этой темы нужно использовать наиболее активные формы организации познавательной деятельности. При подготовке к уроку, помимо учебника, можно задействовать мультимедиа проектор и компьютер. Урок проводится в компьютерном классе. Презентация к уроку по теме «Шкала» состоит из 9 слайдов. В них содержатся рисунки, таблицы, подбор заданий по данной теме.

Этапы урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Создание проблемной ситуации, постановка проблемы.

4.Поиск, открытие нового знания.

5.Первичное закрепление.

6.Самостоятельная работа.

7. Повторение.

8.Итог урока.

Рекомендуется на этапе «Актуализация знаний» класс поделить на группы для работы за компьютером. Каждая группа готовит ответы к индивидуальному заданию, которое она получила.

На этапе «Проблема» рекомендуется показать
слайд 1-3. Данные слайды подготовят ребенка к восприятию нового, расширят представления об измерительных приборах, помогут самостоятельно сформулировать тему урока и получить первое представление о понятии «шкала» и ее назначении.

На этапе «Открытие» использовать
слайд 4, который поможет уточнить представления учащихся о новом понятии «Цена деления». Уместно здесь вставить звуковой файл, который поможет восстановить в памяти содержание нового определения.

Слайд 5 рекомендуется на этапе «Первичное закрепление». Он несет в себе задание на применение усвоенных понятий.

Для знакомства с новым для детей алгоритмом «определения цены деления» рекомендуется использовать
слайды 6-7.

На этапе «Самостоятельная работа» применить
слайд 8, который поможет учителю быстро проверить и скорректировать самостоятельную работу.

С целью закрепления нового материала и повторения старого поможет
слайд 9,таким образом, продолжается работа по формированию как предметных, так и интеллектуальных обще учебных умений.

Все это поможет учащимся усвоить трудный материал урока, т.к. содержит в себе много наглядной информации. . В результате дети показали, что они умеют работать на основе сотрудничества, соотносить и координировать свои действия с действиями других, умеют владеть математической речью с использованием терминологии, строить логические цепочки в рассуждениях.
http://sob.znate.ru/tw_files2/urls_2/59/d-58848/58848_html_m73a1f3fb.gifhttp://sob.znate.ru/tw_files2/urls_2/59/d-58848/58848_html_m4067982f.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс. Математика. Сложение и вычитание чисел с помощью двух и более числовых лучей или числовых прямых (линеек). Присчитывание как новый способ нахождения суммы.

Конспект по обучению грамоте по РО система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова. Предмет: Математика Класс: 2 Тема: Сложение и вычитание чисел с помощью двух  и более числовых лучей или числовых прям...

: Сложение и вычитание чисел с помощью двух и более числовых лучей или числовых прямых (линеек). Присчитывание как новый способ нахождения суммы.

: Сложение и вычитание чисел с помощью двух и более числовых лучей или числовых прямых (линеек). Присчитывание как новый способ нахождения суммы....

Числовые выражения. Составление числовых выражений. 2 класс

Цель данного урока: закрепить умение составлять числовые выражения, используя числа, арифметические знаки, скобки; умение читать выражения разными способами; составлять и решать задачи....

Задания по предмету Математические представления. "Место числа 10 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 10 в прямом и обратном порядке".

Карточка с заданиями по предмету "Математические представления" для дистанционного обучения....

Технологическая карта урока математики во 2 классе на тему: "Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки"

Урок разработан в соответствии ФГОС, используется занимательный материал, математические игры, ссылки на задания образовательной платформы Учи.ру....