Урок математики в 1 классе "Число и цифра 0"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Петрова Ольга Николаевна

Урок математики в первом классе "Число и цифра 0". УМК "Начальная школа XXI  века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matematiki_1_kl.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Число и цифра 0».

Цели: знакомство с числом и цифрой 0, сравнение изученных чисел с нулём (без оформления записи), рассмотреть свойства нуля, написание цифры 0; способствовать развитию мышления, памяти, внимания, речи, творческих способностей, познавательных интересов; способствовать воспитанию любви к чтению русских народных сказок.

Оборудование: сказочные герои, счётный материал, плакаты по ОБЖ, образцы цифр (печатный и письменный 0).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Постановка проблемы. Открытие новых знаний.
  4. Чистописание.
  5. Закрепление пройденного материала.
  6. Итог урока.

Ход урока:

  1. Организационное начало урока.

Начинается урок.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постараюсь всё понять,

Чтобы правильно считать.

- Сегодня на уроке мы с вами будем не просто считать,  и решать – мы отправимся  путешествовать.

Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. На уроке у нас будет гость. Вот он уже стучится в дверь. А кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

Круглый, румяный,

В печке печён,

На окошке стужён. /Колобок/

- Как начинается сказка? /Колобок от бабушки ушёл, от дедушки ушёл и                                                        отправился путешествовать./

- Скок да скок,

Скок да скок,

Покатился Колобок,

Круглый да румяный,

Прямо на поляну.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Катится, катится Колобок, встретил Зайца.

«Не пущу тебя дальше, - говорит Заяц, пока не выполнишь мои задания. А не справишься – съем тебя».

Ребята, давайте поможем Колобку выполнить зайкины задания. /Поможем/

4  зайца шли из школы,

И вдруг на них напали пчёлы.

2 зайчика спаслись едва,

А сколько не успело?.. /2/

- Как узнали?    /4-2=2/

Колобок по лесу шёл,

На обед грибы нашёл:

2 – под берёзой ,

1 – у осины.

Сколько их будет

В плетёной корзине?   /3/

Как вы это узнали? /2+1=3/

У домика утром 2 зайца сидели

И дружно весёлую песенку пели.

1 убежал, а второй вслед глядит.

Сколько у домика зайцев сидит? /2-1=1/

Молодцы! Справились с Зайкиными заданиями, можно путешествовать дальше.

  1. Постановка проблемы. Открытие новых знаний.

Встретился Колобку Волк: «Ты должен выполнить мои задания, иначе я тебя съем.

Волк дал Колобку два мешочка с орехами. Заглянем в мешочки. В одном – 3 ореха, а в другом – 2 ореха. Сколько всего орешек дали Колобку? /5/

Как вы решили?   /3+2=5/

Пусть в первом мешочке было 3 ореха, а во втором меньше, чем один. Сколько орехов во втором?    /Ничего не было./

Как с помощью математического языка записать «нисколько»?   /Ноль/

Вот он посмотрите на него.

Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто».

Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Почему?

Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек?  Получиться один, а не вовсе то, что хотелось.

Назовите ещё числа, в которых ноль играет очень важную роль. /100, 1000, 20, 30, 40, 50 и т.д./

А какие номера телефонов начинаются с 0?   /01, 02, 03, 04/ (учитель показывает плакаты)

- Если случился пожар. Знаете ли вы телефон пожарной службы ? / 01./

-  Если произошло правонарушение. Нужно вызвать милицию, по какому телефону?  /02/

  - При тяжёлом заболевании  вызывают врачей скорой помощи по номеру телефона… /03/

- А знаете ли вы телефон аварийной газовой службы?   /04/

- Как вы думаете, доволен Волк Колобком? Можно двигаться дальше? /Да./

Катиться, катиться Колобок, а навстречу ему Медведь.

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня. Медведь!

- Хорошо, только при одном условии. Если в стране Цифр найдётся цифра, похожая на тебя, я тебя отпущу.

Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра?  /Это ноль./

А на что ещё похож ноль?

Ученик 1.

Нолик – круглый, как Земля,

Все считают от нуля.

Арифметика проста:

Если ноль – ладонь пуста.

Пишем ноль,

И ясно всем:

Здесь чего- то нет совсем!

Ученик 2.

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Ученик 3.

Могу назвать его мячом,

А хочешь, дыркой назовём,

А можно бубликом,

Почти что кругленьким.

Но как его не назовём,

Он называется нулём!

Пока Колобок прогуливался по лесу – бабушка тем временем напекла дедушке пирожков. Откройте учебники на стр. 50.

№ 1. – Сколько пирожков на тарелке справа?   /»Пусто», «Ничего нет», «Нет ни одного пирожка»/

В таком случае говорят, что предметов нет, «ноль» («нуль») предметов. Обозначают это числом 0 (показать карточку).

№2. – Рассмотрите первую пару про уток. Сколько было? Сколько стало?

Положите карточку с числом 0 на соответствующий рисунок.

- Вторая пара рисунков про птичек. Где положим 0? /первая картинка/

- Третья пара про пчёл.  Где положим 0?    /первая картинка/

№ 3. Назовите числа на линейке, около которых поставлены цветные точки. Сравните каждое из отмеченных чисел с числом 0.

/Число 2 больше, чем число 0, а число 0 меньше, чем число 2;       (линейки)

число 5 больше, чем 0, а 0 меньше 5;

число 8 больше 0, а 0 меньше 8/

№4. –Какое число больше?

0 или 5    4 или 0    1 или 4     5 или 4

1 или 7    8 или 9    8 или 0     0 или 9

  1. Чистописание.

 - Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифру.

Чем нолик отличается от Колобка?  /Колобок круглый, а ноль – овальный./

Пальчиковая гимнастика.

Мы ладони сложим вместе,

Словно их сцепили тестом.

Начинаем опускать,

Только, чур не разжимать.

- Начинаем писать цифручуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем, и ведём вверх к началу овала.

- А чем отличаются печатные и письменные нули.  /Письменный надо писать с наклоном/

(Дети работают в тетрадях).

Физкультминутка.

-Теперь и отдохнуть можно немного.

(На доске рисунки елочек, кругов, точек в круге).

 Сколько елочек зелёных,

 Столько сделаем наклонов.  /5/

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков. /6/

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки. /7/

- А теперь снова в путь.

  1. Закрепление пройденного материала.

- Катиться, катиться Колобок, а навстречу ему Лиса: «Уж от меня –то, Колобок, не уйдёшь, и ребята тебе не помогут».

- Поможем, ребята. /Да/

- Лисичка придумала хитрющие задачи. Внимательно слушайте!

« На груше росло 10 груш, а на иве  - на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?»

/Нисколько: на иве груши не растут./

«С огорода принесли 8 огурцов. Из всех огурцов приготовили салат и съели. Сколько огурцов осталось?»

/Нисколько: все съели./

«Утром на кусте роз было 6 бутонов. Днём все бутоны раскрылись. Сколько бутонов осталось на этом кусте?»  

/Все 6 бутонов остались./

«В большом аквариуме 8 рыбок. Маленький аквариум пустой. Сколько рыбок в этих аквариумах?»

/8 рыбок/

- Ну что ж, придётся Лисе отпустить Колобка – ведь со всеми заданиями он справился.

А помогли ему в этом вы, ребята.

- Как вы ему помогли?  /Думали, решали, рассуждали, считали./

- Какую цифру научились писать?       /Ноль./

- Что же обозначает число ноль?        / «Ничего», «нисколько»/

- Молодцы!

- Вы хорошо работали. На партах у вас Колобки. Нарисуйте  - глаза, нос. И если вы себя чувствовали комфортно, хорошо, вы довольны своей работой на уроке – нарисуйте улыбку Колобку.

Бабушка с дедушкой угощают вас и гостей бубликами, которые похожи, на какую цифру?

/Ноль./

МОУ «СОШ села Нижняя Покровка Перелюбского района

 Саратовской области».

(Открытый урок математики)

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Петрова О.Н.

08. 09. 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Тема. Число и цифра 7

Урок математики в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". Изучение нового материала....

Урок математики 3 класс "Римские цифры" "Школа России"

ЦЕЛЬ УРОКА:Познакомить учащихся с римскими цифрами.Обобщить и применить знания и умения учеников для решения конкретных задач с римскими цифрами. Проконтролировать уровень усвоения учащимися нов...

Урок математики. Тема:"Число девять. Цифра 9".

Тема урока "Число девять. Цифра 9" . Образовательная система "Школа 2100"...

Урок математики "Путешествие Колобка" (Числа, цифры от 1 до 7. Обобщение и повторение пройденного)

Конспект открытого урока по математике по теме «Числа, цифры от 1 до 7. Обобщение и повторение пройденного.»...

Презентация к уроку математики по теме: "Число3, цифра 3". 1 класс

Презентация к уроку математики по теме: "Число3, цифра 3". 1 класс...

Презентация к уроку математики ПНШ "Число и цифра 5"

Презентация  по  УМК ПНШ  математика 1 класс...