Работа над задачами
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Бородина Ирина Анатольевна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_3_klass.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект АМО-ОМ

Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-ОМ

Предмет

математика

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

3 класс

Продолжительность ОМ

40 мин

Методическая информация

Тема ОМ

Работа над задачами

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Л. Г. Петерсон «Математика «Школа -2000...»

Классификация ОМ в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями)

открытие нового знания.

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В классе 20 человек, из них 18 человек имеют 4 или 5 по данному предмету. Учитывая индивидуальные способности детей, в презентацию  урока  включены картинки с опорными словами, проверочные слайды. Учащиеся среднего уровня восприятия и усвоения учебного материала, со смешанным типом восприятия, слабо умеющие выделять главное, сравнивать, обобщать. Дети временами ссорятся между собой. Данный урок  поможет ребятам научиться выделить главное, усвоить учебный материал в зоне их ближайшего развития, поможет научиться применять полученные знания в новой ситуации, будет способствовать сплочению коллектива.

Цели ОМ

познакомиться с новым видом задачи

-тренировка в решении (подходе к решению) данного вида задачи

-учиться работать в паре, группе

Задачи ОМ

-образовательные: формировать у обучающихся навык в подходе к решению задач

-развивать любознательность, речь,  логическое мышление, память

-воспитательные:  воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах и группах, интерес к учению, доброжелательность

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе ОМ

закрепить знания по изученной теме

-формулировать цель урока, анализировать ситуацию, обобщать полученные сведения, приводить доказательства, оценивать свой результат и результат своего товарища

-навык работы в группе

Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Научатся решать задачи


Подробный конспект ОМ

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

Цель: динамично начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить хорошую атмосферу в классе.

2 мин

«Подари улыбку»

Заимствованный

Цель: динамично начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить хорошую атмосферу в классе.

Участникивсе  обучающиеся.

Материалы: заранее приготовленные эмблемы – улыбки.

Технология проведения: Учитель предлагает учащимся повернуться к соседу и сказать: «Привет», прикрепить ему эмблему.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы совершим с вами путешествие, а куда, вы  определите сами.

Коммуникативные УУД: создать атмосферу дружелюбия и симпатии

Коммуникативная: потребность в общении со сверстниками

Вхождение или погружение в тему (определение целей урока)

Цель: определение цели и содержания занятия самими обучающимися посредством составления пазла из разрозненных предметов.

3 мин

«Инструментальный пазл»

заимствов., но адаптированный

Цель: определение цели и содержания занятия самими обучающимися посредством составления пазла из разрозненных предметов.

Участники: весь класс

Материалы: заранее приготовленные и разложенные на столах каждой группы изображения.

Технология проведения: Учитель предлагает учащимся связать воедино эти изображения, получив две группы (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние).

Учитель показывает на экране или вывешивает на доску части изображений.

 

-Чтобы определить тему рока, составьте из разрозненных изображений две единые группы и определите тему занятия.

(Получилось 2 группы: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние).

- При решении чего мы используем данные понятия? (При решении задач)

Сегодня мы продолжим работать с этой темой.

С какой группой уже проводилась работа (Мы знаем, как работать с понятиями: цена, количество, стоимость).

С какой группой понятий не встречались пока?

(Понятия: скорость, время, расстояние).

Ваше мнение: будет ли сложной такая работа? (Высказывания детей)

Познавательные УУД: логический анализ объектов с целью выделения главного

Учебно-познавательная

Формирование ожиданий обучающихся

Цель: Учителю поможет понять класс и каждого ученика с целью выяснения ожиданий и опасений по теме занятия.

3 мин

«Прогноз погоды»

заимствов., но изменённый

Цель: Учителю поможет понять класс и каждого ученика с целью выяснения ожиданий и опасений по теме занятия.

Участники: весь класс

Материалы: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны солнышек, солнышек с тучками и тучек, плакаты, магниты.

Технология проведения: Заранее готовятся три больших плаката: на первом нарисовано яркое красивое улыбающееся Солнышко (и подпись ЯСНО), на втором плакате Солнце наполовину заслоняет серая Туча (и подпись ПЕРЕМЕННАЯ ОБЛАЧНОСТЬ), на третьем мрачная серая Туча (и подпись ОБЛАЧНО).

-Прежде чем мы начнём работать над темой, я приготовила для вас плакаты, на которых каждый из нас отразит с помощью либо Солнышка, либо Солнца, которое наполовину заслоняет Туча, либо Тучи, свою готовность к изучаемой теме. (Ученики прикрепляют выбранный шаблон к нужному плакату, исходя из своего восприятия к данной теме)

Личностные УУД: личное отношение к восприятию изучаемой темы

Коммуникативная

Фаза 2 «Работа над темой»

Закрепление изученного материала

Цель: оживление внимания, структурирование материала.структурирование материала.

5 мин

«Инфо – угадайка»

заимствов., но адаптир.

Цель: оживление внимания, структурирование материала.

Участники: весь класс

 Материалы:  Лист ватмана, на котором написано слово ЗАДАЧА, карточки и картинки по теме, магниты.

Технология проведения: На доске лист ватмана, на котором учитель вписал тему занятия. У учащихся карточки и картинки по теме.  В ходе беседы учитель и учащиеся размещают на ватмане всё, что повторят по теме.

Примечание :Учитель заранее должен приготовить раздаточный материал

С чего начинаем занятие? (С повторения)

-Вспоминаем всё, что относится к понятию ЗАДАЧА.

-Задача состоит из… (условие, вопрос).
Задачу можно… (решить, дать ответ на вопрос)
При чтении текста задачи, вспомните Витю Перестукина, необходимо… (понимание прочитанного)
Чтобы узнать целое, что делаем? (складываем или умножаем)
Чтобы узнать часть? (вычитаем или делим)

Какие вопросы часто задаются к задачам? (Всего; на ? > или <; во ? раз > или <)

Сколько способов может быть при решении задач? (1 способ; 2 способа).

Мы повторили материал, связанный с понятием задача? (да)

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить  дополнительную информацию.

Коммуникативные  УУД:  участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания

Умение логически рассуждать, запоминать, воспроизводить.

Интерактивна я лекция

Цель: погрузиться в тему, разбивая материал на кластеры.

5 мин

«Кластер»

заимствов., но адаптир.

Цель: погрузиться в тему, разбивая материал на кластеры.

Участники: весь класс

Материалы: таблица, черный маркер.

Технология проведения:Учитель вывешивает на доску схему и заполняет ее вместе с детьми..

Учитель вывешивает на доску таблицу

-Мы решали задачи, связанные с ценой, количеством, стоимостью (данная задача показана на доске в виде таблицы) и знаем, что решение некоторых задач можно найти 2-мя способами. Проведите маркером стрелки на схеме, обозначающие 2 способа решения. (1 способ: нахождение цены за один предмет; 2 способ: узнать, во сколько раз количество будет больше, значит и стоимость будет больше).

Теперь, новый вид задачи.

Задача на движение (данная задача показана на доске в виде таблицы). Подумайте, какую вы видите связь? (Решается аналогично).

Готовы ли вы к работе с новой задачей? (Ответы детей)

Познавательные УУД: логический анализ объектов с целью выделения главного

Учебно-познавательная

Проработка содержания темы

Цель: Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

10 мин

«Автобусная остановка»

заимствов., но адаптир.

Цель: Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 8-9 человек.

Участники: весь класс

 Материалы: листыс задачами в таблице, чистые листы для записи двух способов решения, фломастеры, калькуляторы.

Технология проведения: Учитель определяет количество задач по новой теме (3 задачи). Участники разбиваются на группы по 8-9 человек).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) лист с задачей на движение в таблице. Учитель ставит задачу группам - записать на пустом листе два способа решения задачи. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять записи, сделанные предыдущей группой, нельзя.
Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. В завершение учитель резюмирует сказанное всеми группами.

Примечание:  Учителю необходимо организовать автобусные остановки в разных углах класс, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу.

-Мы с вами отправляемся в путь к решению данных задач на движение двумя способами. (Класс делится на 3 группы). В разных концах класса для вас приготовлены листы с задачей, записанной в таблице, пустые листы для записи двух способов решения задачи, фломастеры, калькуляторы. Обсуждаем и записываем решение задачи и переходим к следующей задаче. Исправлять запись другой группы нельзя, можно только добавлять. Когда группы вернутся к своим исходным задачам, от группы определяется участник для представления материала.

Познавательные УУД:  формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации

Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

 прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения

Коммуникативная,

Учебно-познавательная

Цель: Определить, какие задачи не могут решаться 2-мя способами

2 мин

«Мозговой штурм»

заимствов., но адаптир

Цель: Определить, какие задачи не могут решаться 2-мя способами, подобрать выход из сложившейся ситуации, генерировать максимальное количество идей на заданную тему.
Участники: весь класс
 Материалы: листы для записей, фломастеры, презентация.
Технология проведения: Учитель показывает презентацию с решёнными задачами. Отмечает, что 2 задачи из 3-ёх не решаются двумя способами. Ученикам предлагается найти выход из сложившейся ситуации. Чем больше идей у детей, тем лучше.

Примечание: Учителю необходимо приготовить презентацию по заданным условиям к 1 задаче для работы 3-ёх групп.

- Подводим первые итоги. 2 задачи из 3-ёх не решаются вторым способом. Выясним причины. (ответы детей)

- Что мы можем сделать, для того, чтобы задачи решались 2-мя способами? (Попробовать изменить числовые данные задач, оставив при этом условия задач)

-Пробуем это сделать с задачей № 1.

Для начала вспомним движение автомобиля на разных дорогах. Т. к. в классе 3 группы, то вспоминаем скорость:

- на трассе?

- в городе?

- для жилой зоны и дворовой территории? (100 км/ч; 60 км/ч; 20 км/ч).

Тогда, какое расстояние будет проделано автомобилем со скоростью 100 км/ч; 60 км/ч; 20 км/ч? (появляется запись на презентации для работы трёх групп).

Познавательные УУД:  формулирование познавательной цели, поиск информации

Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

 прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения

Формирование умений пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, широким спектром логических действий и операций.

Способность учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Цель:  анализ ситуации и преодоление проблемы

3 мин

«Преодолей себя»

заимствов., но адаптир.

Цель:  анализ ситуации и преодоление проблемы; проверка усвоения материала.

Технология проведение: Учащиеся выполняют работу в группах на листах. После ее завершения озвучивают результаты.

Каждая группа решает 1 задачу (учителю распределить 1 задачу на группу). Учащимся: предоставление результата решения, вывод.

- Итак, подведём итоги. Данные задачи с изменёнными числовыми данными решаются 2-мя способами.

Регулятивные  УУД:  планировать решение учебной задачи; оценивать  и корректировать свою деятельность и окружающих, находить ошибки, устанавливать их причины, коммуникативные: УУД:   участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Знаково-символические УУД:

умение работать по образцу

Коммуникативная,

Учебно-познавательная

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка

Цель: повысить уровень энергии в классе.

2 мин

«Земля, воздух, огонь и вода»

заимствов.

Цель: повысить уровень энергии в классе.

Технология проведение:Учитель просит по команде изобразить одно из состояний – воздух, земля, огонь, вода.

1- Воздух – дышат глубже, чем обычно. Встают, делают глубокий вдох, затем выдох.

2 – Земля – дети давят на пол, стоя на одном месте, подпрыгивают вверх, крутятся на месте – устанавливают контакт с Землёй. 3 – Огонь – активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.

4. – Вода – Представляют, что в бассейне и делают мягкие, свободные движения «в воде». Учитель выполняет вместе с детьми.

Встаньте, давайте  чуть-чуть отдохнем. Я буду называть одно из состояний, а вы должны его показать.

Подведение итогов

Цель: Выяснить впечатления учеников от прошедшего занятия.

4 мин

«ХИМС»

заимствов.

Цель: Выяснить впечатления учеников от прошедшего занятия.

Технология проведение:  Этот метод позволяет учителю быстро выяснить впечатления учеников по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это не очень понятное название метода:

– Хорошо…

– Интересно…

– Мешало…

– Возьму с Собой…

Каждый ученик должен, по - возможности, откровенно ответить на эти вопросы (написать на листочках), включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.

- Чему было посвящено занятие?

- Что нового вы узнали?

- Оцените свою работу на занятии.

- Оцените работу своей группы, класса.

Регулятивные УУД:   анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли,

Познавательные УУД: рефлексия

Личностные УУД: смылообразование - какое значение имеет для меня учение; контроль и оценка своих действий

Коммуникативная,

Учебно-познавательная


Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач ОМ /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

 

Я считаю, что целесообразно использовать технологии АМО, т.к. в процессе занятия  развивались коммуникативные качества, сплоченность класса, развивалась  двигательные навыки.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия 

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах ОМ с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи ОМ были выполнены, ЗУНы и качества  

актуализированы/приобретены/закреплены).

По началу сложности возникли при  составлении плана занятия, но когда он составился, стало всё понятно и просто. Практически всё, что было запланировано на  занятии, мы успели. При проведении занятия  можно отметить следующие  положительные эффекты заинтересованность детей,  они были активны, веселились и радовались. Каждый смог проявить себя.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

При разработке занятия я учитывала индивидуальные особенности, а также духовно-нравственного развития личности детей. 

Работая с детьми по данному занятию, я руководствуюсь следующими принципами:

  1. Не навязывайте себя никому, в том числе и детям, с которыми вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам детям не понравилось занятие, значит, отложите его до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так.
  2. Остановитесь – если не знаете, как воздействовать. В процессе занятий с детьми могут возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести занятие так, как будто ничего не произошло.
  3. Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними
  4. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие, во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по полу, показываете различные эмоции, рисуете. Вы – образец того свободного творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.
  5. Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему.
  6. Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. На занятиях не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.

Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что здесь главное - не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

Использование технологии АМО помогло снять барьеры и добиться новых образовательных результатов

Методическая ценность  ОМ

Методическая ценность  занятие заключается в том, что данное занятие  может использовать воспитатель, в качестве развития личности детей.

Дополнительная информация

Указание приложений к ОМ: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Плакаты, маркеры, ватман

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

- Тимофей Васильевич Лазарев

«Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Часть I. Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения»

Издательство: «Петрозаводск . Verso. 2012»

Т. В. Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012. – 255 с. – (Серия «Это – ты»). Библиогр.: с. 248-249, в прил. И подстроч. Примеч. – ISBN 978-5-91997-0538.

- Копилочка активных методов обучения. http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

Примечания автора/ов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы над задачами по технологии УДЕ

В предлагаемом материале описана методика работы над задачами с применением технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) (автор П.М. Эрдниев).Ключевым моментом технологии является решение прямой ...

Алгоритм работы на задачей

Данный алгорит помогает ребёнку пройти все шаги для разбора условия задачи, выбора её решения и правильной формулировки ответа....

Работа с задачей ( УМК 21 век)

Представлен фрагмент урока  и презентация по теме" Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"....

Приемы решения задач и работы с задачей на уроках математике по системе Н.Б.Истоминой.

Статья. Можно использовать как доклад - выступление на МО....

Схемы-опоры к задачам. Алгоритм работы над задачей

Материал предназначен для индивидуальной работы, работы в группах или групповой работы...

Презентация - Задача, ее составные части. Памятка: как работать с задачей.

Задача, ее составные части.  Памятка:  как работать с задачей....