Решение составных задач.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Терентьева Наталья Викторовна

Конспект урока в 3-ем классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_reshenie_sostavnyh_zadach.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Терентьева Н.В. Урок математики «Решение составных задач»

Урок математики

 в 3-ем классе.

Тема «Решение составных задач».

Учитель начальных классов Терентьева Н.В.

Цели урока.

  1. Учить детей решать составные задачи.
  2. Совершенствовать вычислительные навыки, закреплять знания таблицы умножения.
  3. Развивать мышление, умение рассуждать.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

 -      Дорогие ребята. Сегодня у нас в гостях учителя из разных школ города. Я надеюсь, что им в нашей школе понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время.

     Начинаем урок математики.

     Открыли рабочие тетради. Записываем дату и вид работы.

29 ноября.

Классная работа.

  • Чему мы учились на прошлом уроке математики?

(Познакомились с таблицей умножения и деления с числом 8.)   

          Сегодня урок посвятим решению задач.

          Решая задачи, о многом можно узнать.

          Задачи учат нас рассуждать,

          Анализировать, наблюдать, вычислять.

          Важно уметь задачи решать.

          Быстро складывать, вычитать, делить и умножать.

  • Помогать нам на уроке будут сказочные герои, к которым мы отправимся вот на этом ковре-самолёте.

(Учитель прикрепляет к доске ковёр-самолёт.)

  • Но сначала я хочу проверить ваше внимание. Послушайте задачу.

         На одной тарелке 3 груши, а на другой в 3 раза больше. Сколько яблок на другой тарелке? (0, т. к. на тарелке лежали груши.)

  1. Устный счёт.

          Чтобы спорилась работа

          Начнём с гимнастики ума –

          Устного счёта.

  • Наш ковёр-самолёт пролетает над лесом. (У доски появляется изображение леса и сказочных  героев.)
  •  Посмотрите, кто это идёт по тропинке? (Винни-Пух и Пятачок.)
  • А как вы думаете, к кому в гости они идут? (Прикрепляю Кролика.)
  • Кролик приготовил задания. Если вы выполните все задания, он угостит своих друзей сладким пирогом.
  1. Первое задание вы выполняли дома. Это головоломка на стр. 56.

Открываю запись на доске         12=         *        *

        12=          *

                                                         

                                                        24=        *         *        *

        

                                                        24=           *        *        

  • Какое число прячется под треугольником? (2)
  • Какое число прячется под квадратом? (4)
  • Какое число прячется под кругом?  (3)
  • Проверяем.          12=3*2*2

        12=3*4

        24=2*2*2*3

        24=2*3*4

  • Молодцы.

2.  Игра «Найди друзей».

   На доске записаны числа:           80   8   16   64   56   72   32.

  • Найдите множители для этих значений произведений.

          80=8*10                           56=7*8

          8=8*1; 2*4                       72=8*9

          16=4*4; 8*2                     32=8*4

          64=8*8

3. Приготовили веер. Проводим блицтурнир по решению простых задач.

    а) Коля подтянулся 16 раз, а Саша в 2 раза меньше. Сколько раз подтянулся Саша?          16:2=8(р.)

    б) Вася подтянулся 16 раз, а Миша на 2 раза больше. Сколько раз подтянулся Миша?          16-2=14(р.)

    в) Аня идёт до школы 20 минут, а Вера добегает за 5 минут. На сколько минут дольше идёт до школы Аня?          20-5=15(мин.)

    г) Аня идёт до школы 20 минут, а Вера добегает за 5 минут. Во сколько раз быстрее  добегает до школы Вера, чем Аня?          20:5=4(р.)

  1. И последнее задание.

Сторона прямоугольника 2 см, а другая в 3 раза длиннее.

             а) Найдите другую сторону прямоугольника.          2*3=6(см)

             б) Найдите площадь этого прямоугольника.          2*6=12(см2)

  • Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями кролика. Теперь он угостит Винни-Пуха и Пятачка пирогом, и наши герои будут пить с ним чай.

III. Работа над новой темой.

  • Наш ковёр-самолёт пролетает над красивым домиком, в котором живёт Мальвина. По лужайке идёт мальчик и горько плачет.

(Учитель выставляет рисунок из сказки.)

  • Ребята, как зовут этого мальчика? (Буратино.)
  • Из какой он сказки? (Из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».)
  • Сейчас мы узнаем, почему он плачет. Оказывается, Буратино не может решить задачи, которые ему задала Мальвина. Давайте поможем Буратино.

         Откройте учебник на стр. 57. Будем решать задачи №4.

1. №4 (1).

  • Прочитайте первую задачу. (Один ученик читает.)
  • Как удобно записать задачу кратко? (В таблицу.)
  • Какие слова возьмём для таблицы? (Цена, количество, стоимость.)

Учитель открывает таблицу, заранее записанную на доске.

Цена.

Количество.

Стоимость.

  • Прежде чем заполнять таблицу, давайте вспомним, как находить цену? (Надо стоимость разделить на количество.)
  • Как найти количество? (Надо стоимость разделить на цену.)
  • Как найти стоимость? (Надо цену умножить на количество.)
  • Что такое 8 наборов? (Количество.) Куда запишем? (Во второй столбик.)
  • Что такое 80 рублей? (Стоимость.) Куда запишем? (В третий столбик.)
  • Что сказано о цене? (Не знаем, но одинаковая у всех наборов.)
  • Что надо узнать в задаче? (Сколько стоят 5 таких наборов?)
  • Что надо найти? (Стоимость.)
  • Сколько наборов? (5)
  • Какая цена? (Одинаковая.)
  • Составим план решения задачи.

Цена.

Количество.

Стоимость.

?  Одина-   1) (:)

8 наб.

80 р.

?  ковая.

5 наб.

? р.  2)  (*)

   Один ученик записывает решение на доске, остальные в тетради.

1)80:8=10(р.) – цена набора.

2)10*5=50(р.)

80:8*5=50(р.)

Ответ:50 рублей стоят 5 таких наборов.

2. №4 (2).

  • Прочитайте вторую задачу. Таблицу составим вместе, а решать будете самостоятельно. (Таблица заранее записана на доске.)

Цена.

Количество.

Стоимость.

?  Одина-   1)  (:)

8 наб.

80 р.

?  ковая.

?  2)  (:)

60 р.

-  Форму записи решения выберите сами.

Один ученик работает у доски.

  1)80:8=10(р.) – цена набора.

  2)60:10=6(наб.)

  60:(80:8)=6(наб.)

  1. Проверка решения. Сравнение задач.
  • Чем отличаются задачи? (Вопросами.)
  • Что в задачах одинаковое? (Условие.)
  • А в решении? (Первое действие.)
  • Чем отличаются решения? (Вторым действием: в первой задаче находим стоимость, а во второй количество.)
  • Молодцы! Вы хорошо объяснили Буратино, как решать эти задачи.

IV. Физкультминутка.

  • А сейчас отдохнём. Тихо встали и представили, что вы стойкие оловянные солдатики Х.К.Андерсена.

          На одной ноге постой-ка,

          Если ты солдатик стойкий.

          Ногу левую к груди,

          Да смотри, не упади.

          А теперь постой на левой,

          Если ты солдатик смелый.

          Ногу правую к груди,

          Да смотри, не упади.

V. Работа над пройденным материалом.

  • Наш ковёр-самолёт летит над синим морем. «А у самого синего моря жил старик со своею старухой».
  • Как называется эта сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин.)
  • Вот мы в гостях у Золотой рыбки. Но она приплыла к нам не одна, а со своими подружками и хочет проверить ваше знание таблицы умножения. Рыбки не обычные. На них записаны индивидуальные задания для каждого ученика.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Те, кто справился с работой быстро, получают дополнительное задание (№5, стр.57).

VI. Итог урока.

  • Наш урок подходит к концу. Чему же мы учились на уроке? (Решать задачи.)
  • Что повторяли?
  • Что было трудным на уроке?
  • Довольны своими знаниями? Почему?

VII. Домашнее задание.

С. 57 №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Решение составных задач.

Тема: Решение составных задач. Задача урока: формировать умение решать составные задачи; развивать способность моделирования через перевод текста задачи в схему....

Памятка по решению составных задач ( 2 класс ).

Памятка по решению составных задач ( 2 класс )....

Разработка урока по математике по теме "Решение составных задач"

Проблемный урок по математике по теме "Решение составных задач"...

Урок математики в 1 классе "Решение составных задач"

Уважаемые коллеги, прадлагаю вам конспект урока математики в 1 классе в соответствии с ФГОС. К уроку прилагается презентация, физминутка, задание для работы на компьютере в программе ПервоЛого и раскр...