Урок математики "Числовой луч"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Корягина Марина Валерьевна

На данном уроке формируется представление о принципе построения натурального ряда чисел, совершенствуется умение сравнивать числа с помощью числового ряда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра начального образования

ПРОЕКТ УРОКА

ПРЕДМЕТ:           Математика. 1 класс.

ТЕМА:                   Числовой луч

ПРОГРАММА:     УМК «Планета знаний»

                                М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова.

ТИП УРОКА:        Изучение нового материала.

                                  ВЫПОЛНИЛ:

учитель начальных классов МОУЛицей № 7

                                         г.Кстово, Нижегородской области

Корягина Марина Валерьевна

Нижний Новгород

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(Математика 1 класс)

ТЕМА: Числовой луч

 (Математика М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова стр. 62 - 63)

ЦЕЛЬ: формирование графического образа числового ряда (числовой луч)

ЗАДАЧИ:

Дидактические:

- обеспечить дальнейшее совершенствование навыка устного счёта;

- создать условия для формирования представлений о принципе построения натурального ряда чисел;

-обеспечить дальнейшее совершенствование умения сравнивать числа с помощью числового ряда.

Развивающие:

- обеспечить развитие познавательной активности через создание проблемных ситуаций, через использование фронтальной, и индивидуальной в сочетании с дифференцированной работой;

- обеспечить активизацию мыслительной деятельности учащихся (выполнение мыслительных операций по сравнению, сопоставлению геометрических фигур;

- создать условия  для формирования навыка самостоятельной работы и саморегуляции.

    Воспитательные:

- способствовать развитию любознательности  и расширения кругозора,

- создать условия для развития учебно-коммуникативных умений.

Здоровье сберегающие:

С учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья детей.

ОБОРУДОВАНИЕ:

для учащихся – линейка, карандаши, карточки для дифференцированной самостоятельной  работы; пособие для оценивания «Смайлики».

для учителя – средства ТСО (компьютер, колонки, экран, проектор).

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент……………………………………………1 мин.

2. Актуализация знаний…………………………………………………5 мин.

3. Подготовка к восприятию нового материала………………………3 мин.

4. Изучение нового материала………………………………………….6 мин.

5. Первичное закрепление………………………………………………8 мин.

6. Работа по дальнейшему углублению знаний……………………...10 мин.

7. Подведение итогов урока…………………………………………….2 мин.

        

Ход урока

Содержание урока

Теоретическое обоснование

  1. Организационный момент

Дети, слышали звонок?

Начинается урок!

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроенье,

Легко и приятно даётся ученье!

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность, активность, уметь поддержать друг друга)

Проверка готовности учащихся к работе. Мобилизация внимания.

  1. Актуализация знаний.

- К нам в класс заглянул Солнечный человечек. Он грустный, давайте развеселим его весёлым устным счётом.

 

  • С неба звёздочка упала,

    В гости к детям забежала,

    Две летят  вослед за ней:

   «Не забудь своих друзей!»

    Сколько ярких звёзд пропало,

    С неба звёздного упало?  (3)

 

  • 4 спелых груши на веточке качалось,

          2 груши съел Павлуша,

          А сколько груш осталось? (2)

  • Под кустами у реки

         Жили майские жуки:

         Дочка, сын, отец и мать

          Кто их может сосчитать? (4)

  • 7 воробьёв опустились на грядки,

Скачут и что-то клюют без оглядки.

Котик-хитрюга внезапно подкрался…

Мигом схватил одного и умчался.

Вот как опасно клевать без оглядки.

Сколько же птичек осталось на грядке? (0)

- В математике есть задачи-«ловушки». Смотрите, в следующий раз не попадайтесь!

  • 3 сороки пришли на уроки,

    2 из них не знали урок.

    Сколько прилежно

    трудилось сорок? (1)

- А у нас все ребята прилежные.

- Человечек улыбнулся вам,  и мы  ему улыбнёмся.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

- Из каких геометрических фигур он состоит?

- Из каких фигур у него ручки и ножки?

- Правильно её назвать вам помогут отгадки на загадки.

  • Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? (солнце)

  • Великан стоит в порту,

Освещая темноту,

И сигналит кораблям:

«Заходите  в гости к нам!» (маяк)

                     

  • Весь день стоит на улице,

Прохожим улыбается.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается.  (фонарь)

Проверка ранее изученного материала. Выявление ЗУНов, необходимых для изучения темы. Создание положительного эмоционального настроя, формирование познавательной мотивации через социальную и эмоциональную.

        

Задание - «ловушка» для развития внимания и навыков сотрудничества с учителем.

Учебная ситуация основанная на дискуссии формирует у детей умение соглашаться или отрицать точку зрения других людей при оценке своих действий.

Мотивационный компонент учебной деятельности (развитие эмоциональной познавательной мотивации).

 

- Что объединяет все эти предметы?

(Поток света – луч)

- Как светит луч?

- Что общего улуча света с геометрической фигурой?

- Есть ли у луча начало? А есть ли конец?

«О новой фигуре разносится весть:

Конца в ней пусть нет, а начало-то есть!»

- Как же называется эта геометрическая фигура? (луч)

Создание проблемной ситуации, установка на изучение, понимание, на прочное запоминание материала.

Активизация познавательной деятельности учащихся в ходе фронтальной беседы. Частично-поисковый метод.

        

4. Изучение нового материала.

        

- Цветные лучи разлетелись по классу, и попали в ваши учебники и тетради.

-  Откройте учебники на стр.62.

- Посмотрите, вот луч света, вот геометрическая фигура – луч, а этот луч (в учебнике и на слайде) чем отличается? (на нём есть числа)

- Кто догадался, как он называется? (Числовой луч)

- Вот вы и назвали тему урока.

- Сегодня на уроке числовой луч будет помогать нам считать и сравнивать числа.

- Рассмотрим его.

- Как расположены числа?

- На каком расстоянии друг от друга? (на одинаковом, это единичный отрезок)

- Какое число соответствует началу луча?

- Как показано направление луча?

- На что из школьных принадлежностей похож числовой луч? (линейка, числовой ряд)

- Сколько чисел можно изобразить на числовом луче? (луч бесконечен, очень много чисел)

Работа по развитию операционного компонента УД -развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

Самостоятельное формулирование вывода по новой теме.Операционный компонент УД.

Постановка учебной задачи. Работа над операционным компонентом УД – умение принимать и удерживать учебную задачу.

Актуализация (рефлексия прежнего опыта).

5. Первичное закрепление

- Числовой луч наш помощник, он поможет выполнить нам задания.

  • Посчитайте от 5 до 8, от 9 до 6
  • Назовите число, предыдущее 5
  • Назовите число, последующее за числом 3
  • Назовите соседей числа 6
  • Какое число увеличили на 1, если получилось 3?
  • Назовите число, которое стоит между числами 8 и 10
  • Назовите числа, большие 3, но меньшие 7
  • Назовите числа, меньшие 9, но большие 5
  • Назовите  числа через одно, начиная с двух.
  • Назовите  числа через одно, начиная с единицы.

Физкультминутка.

- Поиграем с лучиком.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим –

До солнца дотянусь!

Активизация познавательной деятельности. Подготовка детей к восприятию нового. Индивидуально-фронтальная форма работы.

Охрана здоровья через смену видов деятельности (снятие усталости мышц туловища, рук, плеч, ног).

6. Работа по дальнейшему углублению знаний.

- Кто пришёл  к нам на урок?

 (Незнайка,  на стр.62)

- Выполним №2 (1 и 3 задание)

 - Незнайка предлагает погулять по числовому лучу

 (тетрадь, стр. 37 №6)

- От начала луча он сделал 3 шага, а потом ещё 4. Где он оказался? Поставьте точку цветным карандашом.

 - Проверьте друг у друга.

-У Незнайки было много друзей-малышей.

- Незнайка стал думать, к кому идти: к Знайке или Гусле?

  - Незнайка стал думать, к кому сходить в гости: к Знайке или Гусле?

  - Сколько шагов надо сделать Незнайке, чтобы попасть к Знайке?

- Около какого числа находится Знайка? (9)

- Кто затрудняется, поднимите сигналик.

- Отметьте точкой.

- А чтобы попасть к Гусле ему надо сделать 4 шага влево.

- Около какого числа находится Гусля? (3)

- Поставим точку.

- К кому Незнайке идти ближе? ( К Знайке)

- Пойдём к Знайке вместе.

Физкультминутка

«Я иду и ты идёшь

Раз, два, три!

Я пою и ты поёшь,

Раз, два, три!

Мы идём и мы поём,

Раз, два, три!

Очень дружно мы живём

Раз, два, три!»

- Знайка дал Незнайке задания на карточках, но Незнайка затрудняется. Поможем Незнайке справиться с заданием?

Задание такое: сравнить числа, отмеченные на луче цветными точками и записать неравенства.

1группа:   3…7        7…9             3…9

2 группа:  3<*          9>*                7<*

3 группа:  *<*          *>*                 *<*

- Какие получились неравенства?

- Проверим на слайде.

 - С помощью чего мы сравнивали числа?

- Молодцы, помогли Незнайке!

- Незнайка нарисовал числовой луч, но

пока на урок он к нам бежал, все цифры

растерял. Что-то случилось с его лучом.

     

- Поможем  исправить ошибки.

(0 - начало луча, числа в порядке увеличения на 1, отрезки между числами одинаковые)

- Кем только не хотел быть Незнайка: и художником, и музыкантом, и поэтом. И вот у него новое увлечение.

 - Посмотрите, сколько разных приборов он собрал.

  (Смотрят на слайде и в учебнике)

- Что общего у всех приборов? (Есть числовой луч)

- Он называется шкала.

- Незнайка не знает, как называются все эти приборы и для чего они служат?

- А вы знаете?

- Кто хочет помочь Незнайке? Узнайте дома и завтра ему расскажете.

Развитие операционного компонента УД – произвольного внимания и логического мышления.

Охрана здоровья через смену видов деятельности (снятие усталости мышц туловища, рук, плеч, ног). Развитие внимания.

Работа над регулирующим компонентом учебной деятельности: развитие рефлексии. Использование способа дифференциации по уровню трудности.

Работа над регулирующим компонентом УД: развитие итогового самоконтроля через самостоятельную работу и проверку с доски.

Работа по развитию операционного компонента УД -развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

7. Подведение итогов урока.

- Наш урок заканчивается.

- Какое открытие вы совершили на уроке?

- Почему Числовой луч наш помощник?

- Оцените наш урок.

                

- Оцените свою работу.

- Спасибо. Молодцы!

Рефлексия учащихся по усвоению новых знаний.

Рефлексивно- оценочный компонент УД.

Развитие прогностической самооценки через средство обратной связи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...