конспект урока по математике по теме "Таблица сложения однозначных чисел"
учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему

Пакуть Ольга Валерьевна

 В материале выложен конспект и презентация урока по математике по теме "Таблица сложения однозначных чисел". Данный урок проводился во 2 классе по УМК "Гармония",  учебник Истоминой Н. Б. Но может применяться при работе по любому УМК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 2 б.

Предмет: математика (по УМК «Гармония»).

Учебник:  Н. Б. Истомина , З. Б. Редько. Математика 2 класс.

Тема урока. Таблица сложения однозначных чисел.

Цель: Составление таблицы сложения однозначных чисел.

Задачи:

  • cоставить таблицу сложения однозначных чисел.
  • учить детей находить новый способ деятельности, моделировать этот способ, оценивать свои достижения;
  • развивать умение анализировать и рассуждать.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя:  организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).

Планируемые результаты:

Предметный

  • использовать таблицу для нахождения сумм однозначных чисел.
  • расширение знаний о сложении однозначных чиел;

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

УУД:

Личностные УУД:  сформировать интерес к учебному материалу; сформировать уважение к мыслям и настроениям другого человека, смыслообразование - какое значение имеет для меня

Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии сформировать умение  принимать учебную задачу,  понимать выделенные учителем     ориентиры действия в учебном материале; осуществлять первоначальный     контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие  коррективы под руководством учителя, в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы сформировать умение ориентироваться в информационном материале учебника, использовать  рисуночные,  математические  записи.  Сформировать умение  читать таблицу и проверять  правильность её данных, Сформировать умение читать  столбчатую  диаграмму и уметь  пользоваться её шкалой; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, источников информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи; Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами; воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности

Создаёт благоприятный эмоциональный настрой

(Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии)

2.Создание проблемной ситуации, постановка учебной задачи

Воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового

 3. Изучение нового

  1.  Познакомить с таблицей сложения.
  2. Научить пользоваться таблицей.

Фронтальная работа 1.Формулируют

познавательную задачу урока.

2. Приходят к выводу : чтобы складывать многозначные числа – нужно уметь складывать однозначные.

3. Вспоминают способы сложения однозначных чисел.

Делают вывод: при сложении однозначных чисел не может получиться трёхзначное число и может начинаться только с 1.

Работа в парах

по составлению таблицы.

Создаёт проблемную ситуацию.

Организует работу по составлению таблицы.

2 слайд

- Как решается это выражение?

3 слайд

- Какими способами можно складывать однозначные числа?

- Используя удобный способ, сосчитайте выражение 8+7.

- Сумма однозначных чисел может быть либо однозначным либо двузначным числом. А может быть трёхзначным?....

4 слайд

- Назовите сумму самых больших однозначных  чисел?

- Может ли быть при сложении значение больше 18?...

Послушайте диалог наших друзей Маши и Миши.

- Невесёлая это работа – прибавлять по единице, да и сложение с помощью дополнения до 10 тоже не мёд! Скучновато! Мне эти способы не нужны – я все случаи сложения на память выучил! – гордо заявил он.

- Как это - все?

- А вот так – все – все суммы наизусть!

- Сейчас проверим. Сколько будет 783+145?  

- Получится…получится…-забормотал Миша.

- Эх ты, хвастунишка! А говорил все – все – и наизусть! – засмеялась Маша. – А сколько будет 783+145 и не помнишь!...

5 слайд

- можно ли запомнить ВСЕ СУММЫ?

ВЫВОД: Все значения сумм нельзя запомнить, а какие полезно помнить? Достаточно только однозначных. Нужно составить список всех сумм однозначных чисел. Такой список называется СПРАВОЧНИКОМ.

6 слайд

- Наши друзья Маша и Миша попытались составить справочник.

-Как вы считаете хороший получился справочник?

- Что в нём не понравилось?

- Какие суммы лишние?

- Все ли суммы записаны?

7слайд

- Чтобы помочь Маше и Мише составить справочник–ответь на вопросы.

Повторить способы сложения однозначных чисел..

 (Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, источников информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности, , постановка и формулирование проблемы логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения, классификации, выдвижение гипотез и их обоснование).

 (Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;).

 

(Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование,).

(Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, источников информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение, логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения, классификации, выдвижение гипотез и их обоснование).

(Коммуникативные УУД: разрешение конфликтов-выявление проблемы, принятие решения и его реализация).

 (Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы)

4. Физкультминутка

5.. Закрепление изученного материла

Фронтальная работа

  1. Находят результаты по справочнику.

Учатся находить результаты по таблице сложения.

Работают в заранее приготовленной таблице (квадрат со стороной 10 см)

Организует работу по таблице.

8 слайд

- Проверим . У вас такой получился справочник?

- Как быстро находить в справочнике значение нужной суммы?

(3+6        7+8        2+7        3+8)

9 слайд

- Как же пользоваться справочником.

- А может можно его как – нибудь сократить? Ничего не замечаете?........

10 слайд

  - Что такое таблица сложения?..........

11 слайд

Справочник, в котором нужный результат находится по адресу «строчка - столбец», называется таблицей сложения.

- У вас такая табличка есть. Приготовьте её. Заполните до конца…. Как вы думаете для заполнения надо ли решать все выражения?..

По такой табличке можно назвать все случаи на 13, 15, 11 и т.д. Что удобнее таблица или справочник? Вы им можете пользоваться пока не запомните все случаи состава однозначных чисел.

12,13,14 слайды

 -Давайте потренируемся в работе по таблице.

уметь находить результат сложения по таблице

Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение, постановка и формулирование проблемы 

 (Коммуникативные УУД: постановка вопросов- сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли).

Регулятивные УУД (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

 • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;)

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Фронтальная работа

1.Высказывают свои мысли

-С чем  мы сегодня познакомились?( Когда вы придете домой  и мама вас спросит, чем вы учились на уроке математики, что вы ей ответите?

(Регулятивные УУД: оценка- осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценка результатов работы).

 (Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

 (Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пакуть Ольга Валерьевна Учитель начальных классов шк№3 г. Медвежьегорска Урок математики во 2 классе

Слайд 2

Нужно уметь складывать однозначные числа! с д е с д е 723 + 145 8 6 8 ??? Как решается это выражение? 723+145=?

Слайд 3

8+7 . . … ? 1) по единице 2) вспомнить состав числа 7 7 – это 4 и 3 7 – это 1 и 6 7 – это 2 и 5 3) дополнить до 10 8+2+5=10+5=15 8+7=15

Слайд 4

9+9=9+1+8=10+8=18 Значит 18 – самая большая сумма однозначных чисел. Число 18 – двузначное, в разряде десятков у него – число .+.=1. Значит, сумма однозначных слагаемых не может быть трёхзначным числом. Если сумма однозначных оказывается двузначным числом, то в разряде десятков там может стоять только число 1.

Слайд 5

1) Можно ли запомнить все - все значения сумм? 2) Как ты думаешь, почему достаточно запомнить лишь суммы однозначных чисел? 3) Надо составить справочник!

Слайд 6

7+8=15 4+2=6 12+5=17 6+4=10 5+8=-13 9+2=11 5+9=14 2+7=9 1+6=7 3+2=5 3+4=7 8+4=12 8+2=10 3+7=10 10+5=15

Слайд 7

1) Какая сумма в справочнике должна быть первой? 2) Первое слагаемое – 1. Какие однозначные числа нужно поставить на место второго слагаемого? 3) Первое слагаемое – 2. Какие числа нужно поставить на место второго слагаемого? 4) Какая сумма в вашем общем справочнике должна быть последней?

Слайд 8

1+1=2 2+1=3 3+1=4 4+1=5 5+1=6 6+1=7 7+1=8 8+1=9 9+1=10 1+2=3 2+2=4 3+2=5 4+2=6 5+2=7 6+2=8 7+2=9 8+2=10 9+2=11 1+3=4 2+3=5 3+3=6 4+3=7 5+3=8 6+3=9 7+3=10 8+3=11 9+3=12 1+4=5 2+4=6 3+4=7 4+4=8 5+4=9 6+4=10 7+4=11 8+4=12 9+4=13 1+5=6 2+5=7 3+5=8 4+5=9 5+5=10 6+5=11 7+5=12 8+5=13 9+5=14 1+6=7 2+6=8 3+6=9 4+6=10 5+6=11 6+6=12 7+6=13 8+6=14 9+6=15 1+7=8 2+7=9 3+7=10 4+7=11 5+7=12 6+7=13 7+7=14 8+7=13 9+7=16 1+8=9 2+8=10 3+8=11 4+8=12 5+8=13 6+8=14 7+8=15 8+8=16 9+8=17 1+9=10 2+9=11 3+9=12 4+9=13 5+9=14 6+9=15 7+9=16 8+9=17 9+9=18

Слайд 9

Чтобы найти нужный результат, нужно знать АДРЕС суммы чисел. Адрес указывают слагаемые: одно слагаемое – номер столбика, а другое – номер строчки в этом столбике. Как пользоваться справочником?

Слайд 11

1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Слайд 12

1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 3 4 5 6 7 8 9 И 11 12 4 5 6 А 8 9 10 11 12 13 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 6 7 8 9 10 11 12 13 Ы 15 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 8 9 10 11 12 К 14 15 16 17 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Слайд 13

1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 М 3 К 4 5 6 С 7 8 Б В 9

Слайд 14

1 2 2 3 4 3 4 5 6 4 5 6 7 8 5 6 7 8 9 10 6 7 8 9 10 11 12 7 8 9 10 11 12 13 14 8 9 10 11 12 13 14 15 16 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике на тему: "Сложение именованных чисел. Проверочная работа" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Сложение именованных чисел. Проверочная работа" 1 класс...

Конспект урока по теме: «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»

Математика;1 класс;УМК «Школа России»;М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова;Табличное сложение и вычитание (22ч), Сложение однозначных чисел с переходом через десяток, урок № 105...

Конспект урока по математике «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»

Конспект урока по математике «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»...

Конспект урока по математике, тема:«Алгоритм сложения трёхзначных чисел» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование навыков использования алгоритмом сложения трехзначных чисел; закрепление вычислительных навыков, умение решать задачи изученных видов.Планируемые результатыПред...