Главные вкладки

    Интеграционные связи на уроках математики
    методическая разработка по математике на тему

    Лазарева Лариса Александровна

    В опыте работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении математике, положительный результат оказывает использование на уроках малых форм фольклора. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integratsionnye_svyazi_na_urokah_matematiki.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лазарева Лариса Александровна

    учитель начальных классов

    МБОУ "СШ№8"

    Интеграционные связи на уроках математики.

         Межпредметный подход в образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов. Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определённой познавательной целью в преподавании другого предмета.

       В опыте работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении математике, положительный результат оказывает использование на уроках малых форм фольклора. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.

       Так, загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, отношение, величина и т. д.). Например:

         Вид её – как запятая,

         Хвост крючком, и не секрет:

         Любит всех она лентяев,

         А лентяи её – нет.              (Двойка)

         Что стоит в конце странице.

         Украшая всю тетрадь?

         Чем вы можете гордиться?

         Ну, конечно, цифрой …   (Пять)

         Тройка в зеркало смотрелась,

         Всё вертелась и вертелась,

         Любовалась, любовалась,

         Носом к зеркалу прижалась…

         Посмотреть скорее просим:

         Перед вами цифра…       (Восемь)

         За девятью идёт… (Десятка).

         Ты это знаешь? Молодец!

         Сочти все пальцы по порядку –

         И счёту нашему конец.

        Он давно знакомый мой,

         Каждый угол в нём прямой.

         Все четыре стороны

         Одинаковой длины.

         Всем его представить рад.

         Как зовут его?       (Квадрат)

        Могут быть и другие варианты работы с загадкой на уроках математики. Например, для того, чтобы отгадать загадку, необходимо решить заданные примеры и записать ответы, затем соотнести каждый ответ с буквой алфавита в таблице.

       1. Что за звёздочка такая на пальто и на платке? Вся сквозная, вырезная, а возьмёшь – вода в руке. (Снежинка)

       17- 12=                

    3

    5

    8

    6

    7

    2

    1

    4

    к

    с

    н

    ж

    а

    н

    и

    е

       11-9=

       11-7=                  

       12-6=

       19-18=

       16-8=

       12-9=

    Стоит в поле теремок, угадай, кто в нём живёт?

       5+3=

    4

    3

    6

    5

    2

    8

    у

    р

    к

    а

    с

    б

       8-3=

       8-5=

       6-4=

       6-2=    4+2=

             Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка, соревновательное и игровое начало которой очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Предлагаем использовать скороговорки со словами, связанными с математикой. Например:

    1)  Три сороки – три трещотки

         Потеряли по три щётки:

         Три – сегодня,

         Три – вчера,

         Три – ещё позавчера. 

     2)  У четырёх черепах по четыре черепашонка.

     3)  В семеро саней по семеро в сани уселись сами.

      Из всего многообразия жанров и форм детского устного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Считалками принято называть короткие рифмованные стишки, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.

       На уроках математики можно использовать считалки с целью закрепления умения вести прямой и обратный счёт. Например:

       1. Один, два, три -

           Ваня, не шути!

           Один, два, три, четыре, пять –

           Ваня, не шути опять!

           Один, два, три, четыре, пять,

           Шесть, семь, восемь –

           Ваня, не шути, мы просим!

      2.  Девять, восемь, семь, шесть,

           Пять, четыре, три, два, один.

           В прятки мы играть хотим.

           Надо только нам узнать,

           Кто из нас пойдёт искать.

       Таким образом, использование малых форм фольклора на уроках математики поможет учащимся в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и др.

       Для проведения устного счёта на уроках математики используют «весёлые задачи» в стихотворной форме. Они вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей.

        На сосне немало веток:

        Пять коротких, семь больших,

        Десять средних, три кривых.

        Посчитай, попробуй ты,

        Сколько веток у сосны?

        Четыре умные мышки

        Читать любили книжки.

        Каждая мышка

        Прочла по три книжки!

        Сосчитай-ка скорей,

        Сколько книжек у мышей?    

        Любит рыбу кот Василий.

        Может съесть он в день четыре.

        Сколько съест он за пять дней?

        Посчитайте поскорей.

        Семь весёлых мышек решили погулять

        И еловых шишек к ужину собрать.

        Каждая из мышек нашла по девять шишек.

        Сколько же все мышки собрали шишек?

       У резной избушке на лесной опушке

       Бельчата гуляли, орехи считали.

       На четыре кучки их разделили,

       В каждую кучку по три положили.

      Если таблицу умножения знаешь,

      То без труда орехи сосчитаешь.

       Взял иголку ёжик в лапки.

       Стал он шить зверятам шапки.

       Пять – для маленьких зайчат,

      А четыре – для волчат.

      Ёжик шапки шьёт толково.

      Сколько шапок у портного?

        По 30 километров в час

        Шёл пешеход по Волге.

        На праздник плыли мы как раз.

        Путь оказался долгим.

        Светило солнышко с небес, нас целовали ветры,

        Мелькали рощи, хвойный лес –

        Всё 300 километров.

        Ответ должны вы мне найти.

        А сколько времени в пути

        Пробыли мы все вместе?

        Как у наших малышей голова вся в бантиках:

        Три бордовых, два весёлых, восемь красных, два зелёных,

        Посчитайте поскорей бантики у малышей.

        На заборе расфуфырились коты,

        Распушили свои длинные хвосты.

        А хвостов-то было восемь,

        Сколько лап? У кого спросим?

        Наша ёлка высока, зелена, красива.

        Разукрашена она к празднику на диво.

        Вот шары горят на ней, до чего ж прекрасные:

        Восемь шариков зелёных, остальные -  красные.

        Всех их – 20. Ты узнай, сколько красных. Сосчитай!

         Развивать навыки устного счёта, самостоятельность мышления, а так же расширять кругозор учащихся можно с помощью математических цепочек.

    Используя на уроках такие цепочки, учитель не только решит воспитательные и образовательные задачи, но и поможет учащимся больше узнать о жизни животного и растительного мира, о славных и трагических страницах нашей истории, новые имена поэтов и писателей, художников и композиторов.

       В качестве примера приведём некоторые математические цепочки по теме: «Табличное умножение и деление».

       1. Какое животное может находиться без пищи несколько дней?      

    11  жираф

     6   верблюд                         39 : 1 + 56 – 5 – 80 : 1 + 2 : 6 х 10 - 14

    12  носорог

        2. Какое морское животное дышит воздухом, а детёнышей вскармливает молоком?

    58  дельфин

    86  акула                            4 х 4 : 1 + 84 : 1 – 60 : 10 х 5 + 57 - 29

    51 кит

           3. Какой зверь самый чистоплотный?

    12  ёж

     4  заяц                             3 х 4 : 6 х 10 : 5 х 9 + 64 : 10 + 8 : 9

     2  барсук

             4. Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой свежей ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму. О какой ягоде идёт речь?

    65  черника

    75  земляника               29 + 41 : 10 + 7 : 2 х 1 + 13 : 2 + 65 х 1

    95  клюква  

            5. Древесина какого дерева не гниёт, а со временем становится

    твёрже? Внутренние детали Московского Кремля сделаны из

    этого дерева и служат уже 500 лет.

    57  кедр

    62  сосна                       5 х 2 : 1 + 64 – 18 + 4 : 10 х 2 : 1 + 62

    74  лиственница

          6. Этот русский учёный родился в Архангельской губернии, в рыбацкой семье. Пешком отправился учиться в Москву, стал поэтом, химиком, физиком, астрономом. Кто он?

    45 Менделеев

    65  Ломоносов             4 х 4 : 2 + 12 : 5 х 2 х 3 + 3 : 9 + 62

    50  Попов

           7. Кто из великих музыкантов  в 28 лет начал глохнуть, в 48 лет окончательно потерял слух, но продолжал сочинять великую музыку до самой смерти?

    60  Моцарт

    18  Чайковский         3 х 3 : 1 + 14 – 5 : 2 + 81 : 10 : 3 + 54

    57  Бетховен

       Ученики выполняют вычисления (не учитывая порядок действий) и приходят к единственно правильному результату – ответу. После этого учитель кратко и чётко даёт сведения о том животном или событии, которое зашифровано в ответе.

       

       На уроках математики при изучении темы «Решение задач» учитель может использовать задачи, содержащие:

       а) анатомические сведения:

         1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей. На сколько костей у взрослого человека больше, чем у новорождённого? (кости со временем срастаются).

         2. Позвоночник состоит из 33 позвонков, из них 7 шейных, грудных – на 5 больше, поясничных и крестцовых – поровну, копчиковых – в 3 раза меньше, чем грудных. Сколько у человека грудных, копчиковых, поясничных и крестцовых позвонков?

       3. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60%, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенном и порезанном кусками?

       б) экологическую информацию:

       1. Воронежский заповедник – один из старейших заповедников России. Он был создан в 1922 году для охраны речного бобра. Сколько лет заповеднику?

       2.Сотни тысяч птиц гнездятся на территориях заповедников. Все знают, какую большую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птицам за день около 300 гусениц; дятлы – в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?

       3.В Усманском бору ботаники насчитали 900 видов трав, что на 767 видов больше, чем деревьев и кустарников. Сколько видов деревьев и кустарников насчитали ботаники в Усманском бору?

       4. Сорок лет назад в Воронежской области насчитывалось 263 реки. За эти 40 лет исчезла 91 река. Из оставшихся 122 реки пересыхают. Сколько рек осталось  в области? Сколько рек не пересыхает? Что могут сделать школьники для сохранения рек?

    в) сведения о животном и растительном мире:

        1. Слону в зоопарке в день дают 30 кг сена, 7 кг чёрного хлеба, 2 кг белого хлеба, 70 кг овощей, 1 кг сахара. Сколько всего продуктов в день съедает слон?

       2. Кенгурёнок родился величиной 1 см 5 мм, а потом он стал в 100 раз больше. Какой рост стал у кенгурёнка, когда он вырос?

       3. Чтобы насытиться, тигру надо 30 кг мяса, а в желудок усатого кита вмещается 3 т пищи. Во сколько раз кит может съесть пищи больше, чем тигр?

       4. Самая крупная человекообразная обезьяна – горилла – достигает двухметрового роста и весит 250 кг, а самая умная обезьяна – шимпанзе имеет рост 120 см и вес 76 кг. На сколько горилла тяжелее и выше, чем шимпанзе?

       5.Лошадь за один глоток выпивает пол-литра воды. За сколько глотков она выпьет 20 литров воды?

       6. Масса щуки 34 кг, а рыба-меч на 265 кг тяжелее. Какова масса рыбы-меч?

       7. Корень верблюжьей колючки, растущей в пустыне, уходит на глубину 15 метров, а корни инжира – на глубину в 8 раз большую. Какова длина корня инжира?

       Таких задач можно предложить большое количество. Каждый учитель сам может составить их, пользуясь сведениями таблиц:

    Продолжительность жизни растений.

     

    Ель – 500                  Дуб – 2000                  Кипарис - 3000

    Сосна – 350              Липа – 500                  Баобаб - 5000

    Берёза – 150             Кедр – 850                  Ясень - 100

    Рябина – 80              Вяз – 400                     Тополь серебристый - 1000

    Осина – 100             Тополь – 100                                

    Температура тела животных и птиц.

    40 С – индюк, гусь, утка;         41 С – пеликан, ястреб;

    37 С – корова, овца;                  35 С – слон;

    43 С – воробей, щегол;             39 С – кролик, свинья;

    36 С – осёл, лошадь;                 42 С – курица, голубь.

    Высота различных деревьев.

    Берёза – 25 метров;                        Верба – 18 метров;

    Клён – 30 метров;                          Тополь – 35 метров;

    Дуб – 45 метров;                            Эвкалипт – 100 метров.

                                           

    Высота и масса животных.

    Животные

    Высота (длина)

    Масса

    Жираф

    5 м 80 см

    750кг

    Африканский слон

    4 м

    7 т 500 кг

    Индийский слон

    2 м 7 см

    4 т

    Бегемот

    1 м 50 см

    4 т

    Зубр

    2 м

    1 т

    Белый медведь

    3 м

    1 т

    Бурый медведь

    2 м 50 см

    750 кг

    Пингвин

    1 м 20 см

    45 кг

    Тигр

    2 м 90 см

    272 кг

    Лев

    2 м 40 см

    227 кг

    Пума

    2 м

    430 кг

    Синий кит

    33 м

    150 кг

    Дельфин

    3 м 60 см

    16 т 600 кг

    Морж

    4 м 10 см

    1800 кг

    Тюлень

    3 м

    300 кг

    Африканский страус

    2 м 70 см

    90 кг

                   

    Скорость рыб и птиц.

     

        Акула – 36 км\ч, кит – 40 км\ч, дельфин – 6 км\ч, меч-рыба – 100 км\ч; грач – 10 м\с, сокол – 26 м\с, орёл – 30 м\с, стриж – 100 км\ч.

      Очень интересны  интеграционные связи математики с русским языком.

       1. Повторение математических понятий. Например, собери слово и скажи определение данного понятия.

                                о        к       р      з     е     т      о

      2. Расскажи, как превратить слово час в слово век, меняя только одну букву.

              час   вас  вес  век    

              час   пас  пёс   вес   век      

      3. Нравиться детям отгадывать ребусы.

    ПО2Л                      С3Ж                 5,НО                    

                                                 1

                     Р1А                дцать

      Таким образом, применяя на уроках математики интеграционные связи с другими учебными дисциплинами, учитель повышает познавательный интерес школьников к уроку.

    Литература

    1. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, Бийск: Научно-издательский центр БиГПИ, 1993. С. 141.

    2. Журналы «Начальная школа». 1998-2000 г.г.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока математики в 1 классе по прогрвамме "Перспектива". Тема "Связь между компонентами и суммой при сложении"

    Конспект  урока математики, составленный в соответствии с ФГОС. Тема урока: "Связь между компонентами и суммй при сложении". Урок проводился в 1 лассе по прогамме "Перспектива "....

    Урок математики^ Связь между компонентами и результатом действия деления. 3 класс

    Тема урока.Связь между компонентами и результатом действия деления.Цель:познакомить со связью  между числами при делении.Задачи: - показать связь между числами при делении; закрепить внетабличные...

    Реализация межпредметных связей на уроках математики

    На учебно-познавательную деятельность учащихся положительно влияют межпредметные связи, которые не только стимулируют мотивацию и активизацию познавательной деятельности школьников, но и обеспечивают ...

    Урок математики в 1 классе по теме: Связь между суммой и слагаемыми.

    Урок по программе Школа России. Цель урока: закрепление взаимосвязи между сложением и вычитанием, формирование вычислительных навыков, развитие логического мышления и интереса к предмету. Форма урока ...

    "Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач" - урок математики в 1 классе

    Урок по теме "Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач" преследует следующие цели:: дать понятие связи между конкретными операциями,  используя демонстрацию шкалы линейки; формиро...

    Конспект урока математики в 1 классе на тему: "Связь между суммой и слагаемыми" УМК "Школа России" по ФГОС.

    Урок открытия новых знаний и способов деятельности с использованием информационных технологий....