Интеграционные связи на уроках математики
методическая разработка по математике на тему

Лазарева Лариса Александровна

В опыте работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении математике, положительный результат оказывает использование на уроках малых форм фольклора. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsionnye_svyazi_na_urokah_matematiki.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Лазарева Лариса Александровна

учитель начальных классов

МБОУ "СШ№8"

Интеграционные связи на уроках математики.

     Межпредметный подход в образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов. Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определённой познавательной целью в преподавании другого предмета.

   В опыте работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении математике, положительный результат оказывает использование на уроках малых форм фольклора. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.

   Так, загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, отношение, величина и т. д.). Например:

     Вид её – как запятая,

     Хвост крючком, и не секрет:

     Любит всех она лентяев,

     А лентяи её – нет.              (Двойка)

     Что стоит в конце странице.

     Украшая всю тетрадь?

     Чем вы можете гордиться?

     Ну, конечно, цифрой …   (Пять)

     Тройка в зеркало смотрелась,

     Всё вертелась и вертелась,

     Любовалась, любовалась,

     Носом к зеркалу прижалась…

     Посмотреть скорее просим:

     Перед вами цифра…       (Восемь)

     За девятью идёт… (Десятка).

     Ты это знаешь? Молодец!

     Сочти все пальцы по порядку –

     И счёту нашему конец.

    Он давно знакомый мой,

     Каждый угол в нём прямой.

     Все четыре стороны

     Одинаковой длины.

     Всем его представить рад.

     Как зовут его?       (Квадрат)

    Могут быть и другие варианты работы с загадкой на уроках математики. Например, для того, чтобы отгадать загадку, необходимо решить заданные примеры и записать ответы, затем соотнести каждый ответ с буквой алфавита в таблице.

   1. Что за звёздочка такая на пальто и на платке? Вся сквозная, вырезная, а возьмёшь – вода в руке. (Снежинка)

   17- 12=                

3

5

8

6

7

2

1

4

к

с

н

ж

а

н

и

е

   11-9=

   11-7=                  

   12-6=

   19-18=

   16-8=

   12-9=

Стоит в поле теремок, угадай, кто в нём живёт?

   5+3=

4

3

6

5

2

8

у

р

к

а

с

б

   8-3=

   8-5=

   6-4=

   6-2=    4+2=

         Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка, соревновательное и игровое начало которой очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Предлагаем использовать скороговорки со словами, связанными с математикой. Например:

1)  Три сороки – три трещотки

     Потеряли по три щётки:

     Три – сегодня,

     Три – вчера,

     Три – ещё позавчера. 

 2)  У четырёх черепах по четыре черепашонка.

 3)  В семеро саней по семеро в сани уселись сами.

  Из всего многообразия жанров и форм детского устного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Считалками принято называть короткие рифмованные стишки, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.

   На уроках математики можно использовать считалки с целью закрепления умения вести прямой и обратный счёт. Например:

   1. Один, два, три -

       Ваня, не шути!

       Один, два, три, четыре, пять –

       Ваня, не шути опять!

       Один, два, три, четыре, пять,

       Шесть, семь, восемь –

       Ваня, не шути, мы просим!

  2.  Девять, восемь, семь, шесть,

       Пять, четыре, три, два, один.

       В прятки мы играть хотим.

       Надо только нам узнать,

       Кто из нас пойдёт искать.

   Таким образом, использование малых форм фольклора на уроках математики поможет учащимся в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и др.

   Для проведения устного счёта на уроках математики используют «весёлые задачи» в стихотворной форме. Они вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей.

    На сосне немало веток:

    Пять коротких, семь больших,

    Десять средних, три кривых.

    Посчитай, попробуй ты,

    Сколько веток у сосны?

    Четыре умные мышки

    Читать любили книжки.

    Каждая мышка

    Прочла по три книжки!

    Сосчитай-ка скорей,

    Сколько книжек у мышей?    

    Любит рыбу кот Василий.

    Может съесть он в день четыре.

    Сколько съест он за пять дней?

    Посчитайте поскорей.

    Семь весёлых мышек решили погулять

    И еловых шишек к ужину собрать.

    Каждая из мышек нашла по девять шишек.

    Сколько же все мышки собрали шишек?

   У резной избушке на лесной опушке

   Бельчата гуляли, орехи считали.

   На четыре кучки их разделили,

   В каждую кучку по три положили.

  Если таблицу умножения знаешь,

  То без труда орехи сосчитаешь.

   Взял иголку ёжик в лапки.

   Стал он шить зверятам шапки.

   Пять – для маленьких зайчат,

  А четыре – для волчат.

  Ёжик шапки шьёт толково.

  Сколько шапок у портного?

    По 30 километров в час

    Шёл пешеход по Волге.

    На праздник плыли мы как раз.

    Путь оказался долгим.

    Светило солнышко с небес, нас целовали ветры,

    Мелькали рощи, хвойный лес –

    Всё 300 километров.

    Ответ должны вы мне найти.

    А сколько времени в пути

    Пробыли мы все вместе?

    Как у наших малышей голова вся в бантиках:

    Три бордовых, два весёлых, восемь красных, два зелёных,

    Посчитайте поскорей бантики у малышей.

    На заборе расфуфырились коты,

    Распушили свои длинные хвосты.

    А хвостов-то было восемь,

    Сколько лап? У кого спросим?

    Наша ёлка высока, зелена, красива.

    Разукрашена она к празднику на диво.

    Вот шары горят на ней, до чего ж прекрасные:

    Восемь шариков зелёных, остальные -  красные.

    Всех их – 20. Ты узнай, сколько красных. Сосчитай!

     Развивать навыки устного счёта, самостоятельность мышления, а так же расширять кругозор учащихся можно с помощью математических цепочек.

Используя на уроках такие цепочки, учитель не только решит воспитательные и образовательные задачи, но и поможет учащимся больше узнать о жизни животного и растительного мира, о славных и трагических страницах нашей истории, новые имена поэтов и писателей, художников и композиторов.

   В качестве примера приведём некоторые математические цепочки по теме: «Табличное умножение и деление».

   1. Какое животное может находиться без пищи несколько дней?      

11  жираф

 6   верблюд                         39 : 1 + 56 – 5 – 80 : 1 + 2 : 6 х 10 - 14

12  носорог

    2. Какое морское животное дышит воздухом, а детёнышей вскармливает молоком?

58  дельфин

86  акула                            4 х 4 : 1 + 84 : 1 – 60 : 10 х 5 + 57 - 29

51 кит

       3. Какой зверь самый чистоплотный?

12  ёж

 4  заяц                             3 х 4 : 6 х 10 : 5 х 9 + 64 : 10 + 8 : 9

 2  барсук

         4. Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой свежей ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму. О какой ягоде идёт речь?

65  черника

75  земляника               29 + 41 : 10 + 7 : 2 х 1 + 13 : 2 + 65 х 1

95  клюква  

        5. Древесина какого дерева не гниёт, а со временем становится

твёрже? Внутренние детали Московского Кремля сделаны из

этого дерева и служат уже 500 лет.

57  кедр

62  сосна                       5 х 2 : 1 + 64 – 18 + 4 : 10 х 2 : 1 + 62

74  лиственница

      6. Этот русский учёный родился в Архангельской губернии, в рыбацкой семье. Пешком отправился учиться в Москву, стал поэтом, химиком, физиком, астрономом. Кто он?

45 Менделеев

65  Ломоносов             4 х 4 : 2 + 12 : 5 х 2 х 3 + 3 : 9 + 62

50  Попов

       7. Кто из великих музыкантов  в 28 лет начал глохнуть, в 48 лет окончательно потерял слух, но продолжал сочинять великую музыку до самой смерти?

60  Моцарт

18  Чайковский         3 х 3 : 1 + 14 – 5 : 2 + 81 : 10 : 3 + 54

57  Бетховен

   Ученики выполняют вычисления (не учитывая порядок действий) и приходят к единственно правильному результату – ответу. После этого учитель кратко и чётко даёт сведения о том животном или событии, которое зашифровано в ответе.

   

   На уроках математики при изучении темы «Решение задач» учитель может использовать задачи, содержащие:

   а) анатомические сведения:

     1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей. На сколько костей у взрослого человека больше, чем у новорождённого? (кости со временем срастаются).

     2. Позвоночник состоит из 33 позвонков, из них 7 шейных, грудных – на 5 больше, поясничных и крестцовых – поровну, копчиковых – в 3 раза меньше, чем грудных. Сколько у человека грудных, копчиковых, поясничных и крестцовых позвонков?

   3. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60%, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенном и порезанном кусками?

   б) экологическую информацию:

   1. Воронежский заповедник – один из старейших заповедников России. Он был создан в 1922 году для охраны речного бобра. Сколько лет заповеднику?

   2.Сотни тысяч птиц гнездятся на территориях заповедников. Все знают, какую большую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птицам за день около 300 гусениц; дятлы – в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?

   3.В Усманском бору ботаники насчитали 900 видов трав, что на 767 видов больше, чем деревьев и кустарников. Сколько видов деревьев и кустарников насчитали ботаники в Усманском бору?

   4. Сорок лет назад в Воронежской области насчитывалось 263 реки. За эти 40 лет исчезла 91 река. Из оставшихся 122 реки пересыхают. Сколько рек осталось  в области? Сколько рек не пересыхает? Что могут сделать школьники для сохранения рек?

в) сведения о животном и растительном мире:

    1. Слону в зоопарке в день дают 30 кг сена, 7 кг чёрного хлеба, 2 кг белого хлеба, 70 кг овощей, 1 кг сахара. Сколько всего продуктов в день съедает слон?

   2. Кенгурёнок родился величиной 1 см 5 мм, а потом он стал в 100 раз больше. Какой рост стал у кенгурёнка, когда он вырос?

   3. Чтобы насытиться, тигру надо 30 кг мяса, а в желудок усатого кита вмещается 3 т пищи. Во сколько раз кит может съесть пищи больше, чем тигр?

   4. Самая крупная человекообразная обезьяна – горилла – достигает двухметрового роста и весит 250 кг, а самая умная обезьяна – шимпанзе имеет рост 120 см и вес 76 кг. На сколько горилла тяжелее и выше, чем шимпанзе?

   5.Лошадь за один глоток выпивает пол-литра воды. За сколько глотков она выпьет 20 литров воды?

   6. Масса щуки 34 кг, а рыба-меч на 265 кг тяжелее. Какова масса рыбы-меч?

   7. Корень верблюжьей колючки, растущей в пустыне, уходит на глубину 15 метров, а корни инжира – на глубину в 8 раз большую. Какова длина корня инжира?

   Таких задач можно предложить большое количество. Каждый учитель сам может составить их, пользуясь сведениями таблиц:

Продолжительность жизни растений.

 

Ель – 500                  Дуб – 2000                  Кипарис - 3000

Сосна – 350              Липа – 500                  Баобаб - 5000

Берёза – 150             Кедр – 850                  Ясень - 100

Рябина – 80              Вяз – 400                     Тополь серебристый - 1000

Осина – 100             Тополь – 100                                

Температура тела животных и птиц.

40 С – индюк, гусь, утка;         41 С – пеликан, ястреб;

37 С – корова, овца;                  35 С – слон;

43 С – воробей, щегол;             39 С – кролик, свинья;

36 С – осёл, лошадь;                 42 С – курица, голубь.

Высота различных деревьев.

Берёза – 25 метров;                        Верба – 18 метров;

Клён – 30 метров;                          Тополь – 35 метров;

Дуб – 45 метров;                            Эвкалипт – 100 метров.

                                       

Высота и масса животных.

Животные

Высота (длина)

Масса

Жираф

5 м 80 см

750кг

Африканский слон

4 м

7 т 500 кг

Индийский слон

2 м 7 см

4 т

Бегемот

1 м 50 см

4 т

Зубр

2 м

1 т

Белый медведь

3 м

1 т

Бурый медведь

2 м 50 см

750 кг

Пингвин

1 м 20 см

45 кг

Тигр

2 м 90 см

272 кг

Лев

2 м 40 см

227 кг

Пума

2 м

430 кг

Синий кит

33 м

150 кг

Дельфин

3 м 60 см

16 т 600 кг

Морж

4 м 10 см

1800 кг

Тюлень

3 м

300 кг

Африканский страус

2 м 70 см

90 кг

               

Скорость рыб и птиц.

 

    Акула – 36 км\ч, кит – 40 км\ч, дельфин – 6 км\ч, меч-рыба – 100 км\ч; грач – 10 м\с, сокол – 26 м\с, орёл – 30 м\с, стриж – 100 км\ч.

  Очень интересны  интеграционные связи математики с русским языком.

   1. Повторение математических понятий. Например, собери слово и скажи определение данного понятия.

                            о        к       р      з     е     т      о

  2. Расскажи, как превратить слово час в слово век, меняя только одну букву.

          час   вас  вес  век    

          час   пас  пёс   вес   век      

  3. Нравиться детям отгадывать ребусы.

ПО2Л                      С3Ж                 5,НО                    

                                             1

                 Р1А                дцать

  Таким образом, применяя на уроках математики интеграционные связи с другими учебными дисциплинами, учитель повышает познавательный интерес школьников к уроку.

Литература

1. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, Бийск: Научно-издательский центр БиГПИ, 1993. С. 141.

2. Журналы «Начальная школа». 1998-2000 г.г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе по прогрвамме "Перспектива". Тема "Связь между компонентами и суммой при сложении"

Конспект  урока математики, составленный в соответствии с ФГОС. Тема урока: "Связь между компонентами и суммй при сложении". Урок проводился в 1 лассе по прогамме "Перспектива "....

Урок математики^ Связь между компонентами и результатом действия деления. 3 класс

Тема урока.Связь между компонентами и результатом действия деления.Цель:познакомить со связью  между числами при делении.Задачи: - показать связь между числами при делении; закрепить внетабличные...

Реализация межпредметных связей на уроках математики

На учебно-познавательную деятельность учащихся положительно влияют межпредметные связи, которые не только стимулируют мотивацию и активизацию познавательной деятельности школьников, но и обеспечивают ...

Урок математики в 1 классе по теме: Связь между суммой и слагаемыми.

Урок по программе Школа России. Цель урока: закрепление взаимосвязи между сложением и вычитанием, формирование вычислительных навыков, развитие логического мышления и интереса к предмету. Форма урока ...

"Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач" - урок математики в 1 классе

Урок по теме "Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач" преследует следующие цели:: дать понятие связи между конкретными операциями,  используя демонстрацию шкалы линейки; формиро...

Конспект урока математики в 1 классе на тему: "Связь между суммой и слагаемыми" УМК "Школа России" по ФГОС.

Урок открытия новых знаний и способов деятельности с использованием информационных технологий....