План-конспект урока математики "Деление на двухзначное число"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Столяр Элина Владимировна

Письменное деление на двухзначное число.

Цели: закреплять письменный приём деления многозначного числа на двухзначное; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения и задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научаться выполнять деление многозначного числа на двухзначное; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; решать геометрические задачи; работать в парах и группах, выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I.                   Организационный момент

II.                Актуализация знаний.

1.      Устный счет

- Решите цепочку примеров на полях учебника (с.60).

2.      Геометрический материал

- Решите задачи.

·         Каковы могут быть длина и ширина учебника, если его периметр равен  18 см? (Длина и ширина должны быть выражены целым числом).

·         Длина прямоугольника 5 см. Чему равна его ширина если периметр равен 26 см?

·         Периметр квадрата 64 см. Чему равна его сторона?

·         Длина прямоугольника 5 см, а ширина 3 см. Чему равны периметр и площадь прямоугольника?

·         Ширина прямоугольника 8 см, а длина на 4 см больше . Чему равны периметр и площадь прямоуголника?

3.      Задание на смекалку

(Работа в группах.)

- Разрежьте треугольник на 2 части, так, чтобы из них можно было составить квадрат.

 

 

 

 

 

III.             Самоопределение к деятельности

- Вспомните алгоритм деления на двухзначное число.

- Определите, не вычисляя,  сколько цифр будет в частном в следующих выражениях:

                            

- Чем отличаются делимые в выражениях? (Количеством цифр.)

- Нужно ли для каждого случая составлять свой алгоритм? (Нет.)

- Сформулируйте задачу урока (Научиться использовать изученный алгоритм при делении многозначных чисел.)

IV.             Работа по теме урока

        Работа по учебнику

- Пользуясь алгоритмом, объясните как выполнено деление на с.60.

(Работа в парах.)

- Сделайте вывод: как использовать этот алгоритм при делении любого многозначного числа?

- Почему цифра, которую мы подбираем, называется пробной? (Её нельзя писать сразу, так, как она может не подойти к первому делимому.)

№ 226 (с.60)

(Первые три примера – коллективно, с комментированием, последний – самостоятельно. Самопроверка, самооценка.)

V.                Физкультминутка

Солнце спит, и небо спит,

(Сложенные ладони прислонить  с начала к левой щеке, затем к правой.)

Даже ветер не шумит.

(Качать поднятыми вверх руками.)

Рано утром солнце встало,

(Руки вверх, потянуться.)

Всем лучи свои послало.

(Качать поднятыми вверх руками.)

Вдруг повеял ветерок,

(Качать разведенными в стороны руками.)

И деревья раскачал.

(Наклоны в стороны.)

Дождь по крышам застучал.

(Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам,

(Хлопки в ладоши.)

Солнце клонится всё ниже.

(Наклоны вперёд.)

Вот и спряталось за тучи,

(Присесть.)

Ни один не виден лучик.

(Встать и спрятать руки за спину.)

 

VI.             Закрепление изученного материала.

1.      Работа по учебнику

№227 (с.60)

- Прочитайте задачи.

- Чем они похожи и чем отличаются? (В задачах идет речь о теплоходах, которые были в пути 2 дня, но условия и вопросы разные.)

- Как удобнее составить краткие записи? (В таблицах.)

- Составьте таблицы и решите задачи: вариант 1 – задача 1, вариант 2 – задача 2.

(Два ученика работают у доски. Проверка и самооценка.)

1)       

 

Скорость

Время

Расстояние

Первый день

? (одинаковая)

8 ч.

?

350 км

Второй день

6 ч.

?

 

Решение:

1)     (ч.) – общее время в пути;

2)     (км/ч) - скорость теплохода;

3)     – прошел в первый день;

4)    (км) – прошел во второй день.

Ответ: в первый день теплоход прошел 200 км, а во второй – 150 км.

2)

 

Скорость

Время

Расстояние

Первый день

? (одинаковая)

8 ч.

?, на 50 км >  

Второй день

6 ч.

?

 

Решение

1)     - скорость теплохода;

2)     – прошел в первый день;

3)     (км) – прошел во второй день.

Ответ: В первый день теплоход прошел 200 км, а во второй 150 км.

№ 230 (с.60).

- Прочитайте задание.

- Начертите прямоугольник. Разделите его на две части так, как сказано в учебнике.

- Какие получились треугольники? (Прямоугольные.)

- Как вы это определили, не пользуясь чертёжным угольником? (Мы разделили прямоугольник на треугольники, один прямой угол в треугольниках остался.)

- Найдите площадь каждого треугольника.

- Постройте два треугольника: остроугольный и тупоугольный.

- Какие треугольники называются остроугольными, прямоугольными и тупоугольными?

№ 229 (с.60.)

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1- первая строка, Вариант 2 – вторая строка. Четыре ученика работают у доски. Взаимопроверка.)

2.      Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 7 (с.57)

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

№ 8 (с.57).

Работа в парх. Коллективная проверка. Тем, кто справился с заданием быстрее остальных, дополнительно предлагается выполнить № 9 (с. 57.))

VII.          Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 60). Самопроверка по образцу.)

Ответ: 456.

-  Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

- Каким алгоритмом вы пользовались сегодня на уроке?

- Какие числа можно делить, используя данный алгоритм?

- Что нужно помнить при подборе пробной цифры в частном?

- Какие виды задач мы решали?

Домашнее задание

Учебник: № 228 (с.60).

Дополнительно: индивидуальные задания на карточках.Письменное деление на двухзначное число.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_na_dvuhznachnoe_chislo.docx36.56 КБ
Файл Самоанализ урока23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Письменное деление на двухзначное число.

Цели: закреплять письменный приём деления многозначного числа на двухзначное; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения и задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научаться выполнять деление многозначного числа на двухзначное; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; решать геометрические задачи; работать в парах и группах, выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.
  1. Устный счет

- Решите цепочку примеров на полях учебника (с.60).

  1. Геометрический материал

- Решите задачи.

  • Каковы могут быть длина и ширина учебника, если его периметр равен  18 см? (Длина и ширина должны быть выражены целым числом).
  • Длина прямоугольника 5 см. Чему равна его ширина если периметр равен 26 см?
  • Периметр квадрата 64 см. Чему равна его сторона?
  • Длина прямоугольника 5 см, а ширина 3 см. Чему равны периметр и площадь прямоугольника?
  • Ширина прямоугольника 8 см, а длина на 4 см больше . Чему равны периметр и площадь прямоуголника?
  1. Задание на смекалку

(Работа в группах.)

- Разрежьте треугольник на 2 части, так, чтобы из них можно было составить квадрат.

  1. Самоопределение к деятельности

- Вспомните алгоритм деления на двухзначное число.

- Определите, не вычисляя,  сколько цифр будет в частном в следующих выражениях:

                            

- Чем отличаются делимые в выражениях? (Количеством цифр.)

- Нужно ли для каждого случая составлять свой алгоритм? (Нет.)

- Сформулируйте задачу урока (Научиться использовать изученный алгоритм при делении многозначных чисел.)

  1. Работа по теме урока

        Работа по учебнику

- Пользуясь алгоритмом, объясните как выполнено деление на с.60.

(Работа в парах.)

- Сделайте вывод: как использовать этот алгоритм при делении любого многозначного числа?

- Почему цифра, которую мы подбираем, называется пробной? (Её нельзя писать сразу, так, как она может не подойти к первому делимому.)

№ 226 (с.60)

(Первые три примера – коллективно, с комментированием, последний – самостоятельно. Самопроверка, самооценка.)

  1. Физкультминутка

Солнце спит, и небо спит,

(Сложенные ладони прислонить  с начала к левой щеке, затем к правой.)

Даже ветер не шумит.

(Качать поднятыми вверх руками.)

Рано утром солнце встало,

(Руки вверх, потянуться.)

Всем лучи свои послало.

(Качать поднятыми вверх руками.)

Вдруг повеял ветерок,

(Качать разведенными в стороны руками.)

И деревья раскачал.

(Наклоны в стороны.)

Дождь по крышам застучал.

(Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам,

(Хлопки в ладоши.)

Солнце клонится всё ниже.

(Наклоны вперёд.)

Вот и спряталось за тучи,

(Присесть.)

Ни один не виден лучик.

(Встать и спрятать руки за спину.)

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Работа по учебнику

№227 (с.60)

- Прочитайте задачи.

- Чем они похожи и чем отличаются? (В задачах идет речь о теплоходах, которые были в пути 2 дня, но условия и вопросы разные.)

- Как удобнее составить краткие записи? (В таблицах.)

- Составьте таблицы и решите задачи: вариант 1 – задача 1, вариант 2 – задача 2.

(Два ученика работают у доски. Проверка и самооценка.)

  1.  

Скорость

Время

Расстояние

Первый день

? (одинаковая)

8 ч.

?

350 км

Второй день

6 ч.

?

Решение:

  1.  (ч.) – общее время в пути;
  2.  (км/ч) - скорость теплохода;
  3.  – прошел в первый день;
  4. (км) – прошел во второй день.

Ответ: в первый день теплоход прошел 200 км, а во второй – 150 км.

2)

Скорость

Время

Расстояние

Первый день

? (одинаковая)

8 ч.

?, на 50 км >  

Второй день

6 ч.

?

Решение

  1.  - скорость теплохода;
  2.  – прошел в первый день;
  3.  (км) – прошел во второй день.

Ответ: В первый день теплоход прошел 200 км, а во второй 150 км.

№ 230 (с.60).

- Прочитайте задание.

- Начертите прямоугольник. Разделите его на две части так, как сказано в учебнике.

- Какие получились треугольники? (Прямоугольные.)

- Как вы это определили, не пользуясь чертёжным угольником? (Мы разделили прямоугольник на треугольники, один прямой угол в треугольниках остался.)

- Найдите площадь каждого треугольника.

- Постройте два треугольника: остроугольный и тупоугольный.

- Какие треугольники называются остроугольными, прямоугольными и тупоугольными?

№ 229 (с.60.)

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1- первая строка, Вариант 2 – вторая строка. Четыре ученика работают у доски. Взаимопроверка.)

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 7 (с.57)

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

№ 8 (с.57).

Работа в парх. Коллективная проверка. Тем, кто справился с заданием быстрее остальных, дополнительно предлагается выполнить № 9 (с. 57.))

  1. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 60). Самопроверка по образцу.)

Ответ: 456.

-  Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

- Каким алгоритмом вы пользовались сегодня на уроке?

- Какие числа можно делить, используя данный алгоритм?

- Что нужно помнить при подборе пробной цифры в частном?

- Какие виды задач мы решали?

Домашнее задание

Учебник: № 228 (с.60).

Дополнительно: индивидуальные задания на карточках.



Предварительный просмотр:

Самооанализ урока математики в 4 классе.

Учитель: Столяр Элина Владимировна.

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это "кусок истории личностной судьбы ребенка”.
Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.


Тема урока: «Письменное деление на двузначное число».  На предыдущем уроке дети изучили алгоритм письменного деления на двухзначное число, выбор пробной цифры.

При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие цели: 

- закреплять письменный приём деления многозначного числа на двухзначное;

- совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения и задачи.

Для достижения поставленных целей я использовала различные методы и приёмы, в том числе и т.е. те, которые способствуют реализации компетентностного подхода в начальной школе.

На уроке использованы следующие методы обучения:

1. По источникам знаний: словесные, практические. 
2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, объяснение, практическая работа. 
3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, закрепление, физкультминутка.
4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
5. Методы стимулирования и мотивации к учению: создание ситуации успеха.
6.Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: фронтальный контроль, индивидуальный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия.

Данный тип урока включает:

  1. Oрганизационную часть,
  2. Актуализацию знаний, связанных с предстоящей работой,
  3. Cамоопределение к деятельности,
  4. Работу по теме урока,
  5. Физкультминутку,
  6. Закрепление изученного материала,
  7. Pефлексию
  8. Подведение итогов урока.

I Организационный момент.

Задача: включение учащихся в учебную деятельность, создание эмоционального настроя.

Урок я начала с организационного момента, на котором учитель и дети поприветствовали друг друга, была объявлена тема и цели урока. (Общекультурная компетенция.)

Методы обучения: словесный.

II Актуализация опорных знаний.

Следующим этапом урока была актуализация опорных знаний, который в свою очередь включал три этапа. 1. Устный счет, 2. Геометрический материал, 3. Задание на смекалку. Устный счет  позволяет мне быстро собрать внимание детей и настроить их на урок. Устный счет я провела при помощи задания на полях учебника, в котором дети  повторили пройденный материал, способствующий изучению предстоящей новой темы. Ежеурочное проведение устного счёта на уроках  математики это развитие (реализация) социально-трудовой компетенции (т.е.,если ребёнок умеет хорошо устно считать, то у него не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе).

На каждом уроке использую элементы развивающего обучения, на данном уроке использовала их при помощи предоставления учащимся для решения геометрических задач. Обучающиеся должны были найти длину, ширину прямоугольника, зная его периметр сторону квадрата, зная его площадь.  Так же ребятам было дано задание на смекалку, развивающее их воображение. Учащиеся должны были разрезать данный им треугольник на две части так, чтобы из этих частей можно было сложить квадрат.

Методы обучения:  словесный, фронтальный контроль

III Самоопределение к деятельности.

Следующий этап урока – самоопределение к деятельности. Я стараюсь создавать на уроках проблемную ситуацию, чтобы дети сами искали пути решения  данной проблемы, опираясь на уже полученные знания и умения. Этот приём я использовала сегодня при получении новых знаний обучающимися. В группе выражений дети сами определяли сколько цифр будет в частном, не вычисляя. Путём  проверки доказали, что использовали верный способ решения. Таким образом я реализовала на своём уроке проблемную компетенцию, (которая выражается в умениях выявлять проблему, находить  и реализовывать пути и средства решения  проблемы). На этом же этапе учащиеся сами смогли сформулировать задачу урока – научиться использовать изученный алгоритм при делении многозначных чисел.

IV Работа по теме урока.

Следующий этап урока – это работа по теме урока. Я использовала групповой метод работы, который способствует реализации коммуникативной компетенции.

При проведении групповой работы я ставила перед собой цель сплотить ребят, учить их работать вместе, сообща, выслушивая мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод.

На данном этапе урока  обучающиеся закрепили вычислительные навыки  и повторили практически все виды деления, изучаемые в нач. классах.  Чтобы проверить все-ли ученики освоили способ деления я предложила им поработать  самостоятельно. Затем проверить  и оценить свои знания. Примеры были подобраны с учётом дифференцированного подхода.

V Физкультминутка.

Задача: релаксация.

Данный этап урока использован с учётом здоровьеcберегающих технологий. Вместе с учителем обучающиеся проводят оздоровительную паузу для снятия утомляемости. Это также способствовало поддержке эмоционального настроя в классе.

VI Закрепление изученного материала.

Задача: проверить уровень сформированности знания и умения каждого ученика применять правила выполнения действий на практике.

На данном этапе учащиеся работают по учебнику и рабочей тетради

Детям были даны задачи, с похожими условиями, но разные вопросы. Детям было предложено выбрать вариант краткой записи для этих задач. Это способствует не только развитию творческих способностей, но и развитию речи. Дети работали у доски и показали, что способ деления на двузначное число усвоили хорошо.

Методы обучения: репродуктивный, словесный, практическая работа, фронтальный, индивидуальный опросы, взаимоконтроль, самоконтроль.

VII Рефлексия.

На данном этапе учащимся было предложено самостоятельно решить задание по учебнику и оценить собственную работу на уроке

Метод обучения: объяснение, рефлексия.

VIII Подведение итогов урока.

IX Домашнее задание.

Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, объяснить методику его выполнения.

Метод обучения: объяснение.

На протяжении всего урока использовала такие методы обучения, которые помогли мне привлечь внимание учащихся, вызвать желание мыслить. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся.

Тон ведения урока доброжелательный. Стараюсь корректно и объективно подходить к оценке деятельности учащихся, тактично отмечая слабые места. Учащиеся оцениваются по ходу урока. На уроке добиваюсь от учащихся полных ответов, доказательств своего мнения, тем самым развивая монологическую речь.

Уделяю внимание эдоровьесберегающей функции через проведение подвижной физминутки. В конце урока были подведены итоги работы, учащимся было предложено домашнее задание, объём которого соответствовал нормативам.

          С моей точки зрения урок был построен методически верно, цели достиг. Были учтены объём и сложность информации, возрастные особенности и учебные возможности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по математике: Число 10. Состав числа10.

Цель урока:Учить написанию цифры 10.На раздаточном материале  закреплять навык образования числа 10....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Числа первого десятка.

Цели: создать условия для закрепления знаний состава чисел первого десятка, умения решать числовые выражения и  задачи; развитие внимания, логического мышления, навыков устного счета....

Урок математики "Умножение двухзначного числа на однозначное"

Урок математики "Умножение двухзначного числа на однозначное"...