Технологическая карта. Математика 3 класс. Тема "Симметричные фигуры"
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Козыленкова Ольга Анатольевна

Технологическая карта по математике 3 класс "Симметричные фигуры" . УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по математике

по теме «Симметричные фигуры».

по комплекту для начальной школы «Перспектива»

Математика

3 класс

Тема

Симметричные фигуры

Цели урока

Образовательные:

  • познакомить учащихся с симметричными фигурами;
  • научить выделять их среди группы фигур;
  • обосновывать свой выбор;
  • повторить приём симметричного вырезания

Развивающие:

  • формировать умения наблюдать, обобщать, подмечать закономерности;
  • развивать пространственное воображение, логическое и творческое мышление.

Воспитательные:

  • развитие познавательной активности;
  • формирование коммуникативных навыков

Основные понятия

«Симметричные фигуры»

«Ось симметрии»

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять 

- интерес к изучению темы.

-желание  решать проблему, используя приобретенные знания.

- осознание собственных достижений при усвоении учебной темы.

Познавательные умения:

Актуализировать знания о симметричных фигурах.

Использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.

Развитие логического мышления.

Регулятивные умения:

Тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования.

Выполнять учебное действие, используя алгоритм и эталон.

Выполнять взаимопроверку, взаимооценку и корректировку учебного задания.

Выполнять самооценку и самопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

Формулировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.

Знать название понятия «симметричные фигуры».

Знать название понятия «ось симметрии».

Уметь различать симметричные предметы.

Уметь строить симметричные фигуры.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение:

Тема: «Сказки зарубежных авторов»

Технология:

Тема: «Вырезание орнамента»

Информационный материал:

Учебник-тетрадь «Математика. 3 класс». Ч.2

Методическое пособие для учителя.

Интерактивный материал:

Презентация к уроку

Демонстрационный материал:

Эталон симметричности фигур.

Фигуры для открытия нового знания.

Раздаточный материал:

Карточка с заданием на повторение.

Карточка с заданием на пробное действие.

Фронтальная:

  • индивидуальная –

  • парная -  

  • групповая  -

Технология изучения темы

1 этап. Мотивация к учебной деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться;
  • определить содержательные рамки урока: «симметричные фигуры»;
  •  мотивировать к учебной деятельности.

1.Чтение пословицы «Знания по наследству не достаются» и объяснение её смысла.

2. Беседа  с учащимися по отрывку из сказки Л.Кэролла «Алиса в Зазеркалье»  для соотнесения цели учебно-познавательной деятельности на уроке и сюжета  данного произведения.

1.Определение учащимися смысла пословицы.

2. Предположения учащихся о взятом сюжете сказки для понятия цели своей сегодняшней работы на уроке

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание найти способ решения проблемы

2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цели деятельности

Учебные задания на знание, понимание, умение

Планируемый результат

  • актуализировать

знания о симметричных фигурах;

  • тренировать

мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;

  • мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
  • предъявить индивидуальное задание для пробного действия;
  • организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности;
  • организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.

1.Повторение знаний о симметрии (на основе имеющихся знаний; повторение эталона симметричности фигур)

2.Задание на пробное действие (индивидуальная работа)

3. Анализ полученных ответов и фиксация затруднения в выполнении задания.

Диагностические задания:

Работа с карточкой Р-1

Задание №1 Доказать симметричность фигур.

Задание №2 Построить симметричную фигуру, относительно прямой.

Задание на пробное действие: из данных букв найти симметричные.

Познавательные умения:

  • определять симметричность фигур относительно прямой линии;
  • уметь проектировать симметричные фигуры;

Регулятивные умения:

  • выполнять самопроверку и взаимопроверку;
  • выполнять индивидуальные задания для пробного действия и фиксировать затруднение;

 Коммуникативные умения:

  • использовать речь для регуляции своего действия

Предметные умения:

  • уметь строить симметричные фигуры, использую знание  эталона

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

Цели деятельности

Планируемый результат

  • фиксация места,

вызвавшего  затруднение;

  • организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом) и на этой основе выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи.

Диалог учителя с учащимися для выявления причины затруднения:

Познавательные умения:

- уметь фиксировать нехватку имеющихся знаний.

Коммуникативные  умения:

- формулировать в рамках учебного диалога фиксацию места, вызвавшего затруднение;

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели деятельности

Проект учебных действий

Планируемый результат

  • уточнение цели проекта

(вывести правило, по которому мы сможем определить, симметричны ли фигуры, если нет оси симметрии);

  • уточнить тему урока;
  • определение средств

(алгоритмы, модели, учебник и т.д.);

  • построение плана

достижения цели.

1.Выдвижение версий учащихся по предложенному учителем заданию и определению цели проекта.

2.Коллективное составление плана действий.

3.Формулировка версий темы урока.

- Давайте сформулируем  цель нашего исследования.

Познавательные умения:

- уметь поэтапно создавать  шаги достижения цели.

- обобщать проделанную работу для понимания цели и темы урока.

Коммуникативные умения:

- коммуникативная форма организации построения проекта будущих учебных действий

5 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели деятельности

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Планируемый результат

  • организовать

коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний определения симметричности фигур без оси симметрии;

  • создать условия для построения нового эталона, зафиксировать в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать знания на практике;
  • организовать уточнение общего характера нового знания.

1. Работа в группах.

Повторение правил работы в группах.

2.Защита проектов.

3.Выдвижение версий о названии линии сгиба симметричных фигур.

4. Практическая работа с зеркалом.

5.Выводы детей о симметричности фигур и составление нового эталона.

6.Сопоставление собственных выводов с правилом учебника.

7. Работа в парах              (взаимопроверка)

Определение симметричности фигур, вызвавших затруднение на первоначальном этапе по карточке Р-2

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задания в соответствии с алгоритмом;

Предметные умения:

- знать определение «ось симметрии»;

-отличать симметричные фигуры от несимметричных;

- проводить наблюдения в соответствии с заданием.

Личностные умения:

- проявлять интерес к выполнению творческого задания;

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для выполнения задания.

Коммуникативные умения:

- использовать речевые умения для представления результата;

- уметь договариваться и приходить к общему решению при работе в группе и в паре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Симметричные фигуры». По комплекту для начальной школы «Перспектива» Математика 3 класс

Данная технологическая карта разработана в соответствии с соблюдением требований ФГОС. В ней прослеживаются все основные этапы урока с указанием планируемых результатов:  предметных, метапредметн...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта математики "Переместительное свойство умножения", УМК "Школа России" + мльтимедийная презентация) 2 класс

Предмет: математикаТема урока: «Переместительные свойства умножения»Цели: формировать умение находить переместительные свойства умножения;  способствовать формированию умения применять переместит...

Технологическая карта Математика "Проверка сложения" 3 класс

Тема: "Проверка сложения"Технологическая карта Тема:"Проверка сложения" , 3 класс...

Технологическая карта 3 класс "Умножение. Площадь фигуры" УМК Гармония

Технологическая карта урока математики 3 класс...

Технологическая карта математика 3 класс школа России

Технологическая карта по математике 3 класс школа России...

Технологическая карта урока технологии "Объемные фигуры. Куклы из бумаги в технике оригами.",1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование у обучающихся умения изготовления куклы из конуса и оригами.  Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) ...

Технологическая карта урока Класс: 3. Автор учебника: Е.А.Лутцева. Тема: Призма – объемная фигура. Макет мебели.

Предмет: технология. Класс: 3.  Автор учебника: Е.А.Лутцева. Тема: Призма – объемная фигура. Макет мебели....