конспект урока по математике
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Новожилова  Инна  Юрьевна

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmet_urok_dlya_viro.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Математика

Тема: Единицы измерения времени: час, минута

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Цель урока: включить учащихся в деятельность направленную на расширение  знаний о единицах измерения, вести новую единицу измерения времени  (час, минута)

Учебные задачи:

  1. Направленные на достижение личностных результатов обучения:
  • Включить учащихся в деятельность по овладению необходимыми новыми знаниями  о времени для применения  их   в жизни.
  • Формирование уважительного уважения к иному мнению, иной точки зрения;
  • Развитие мотивов учебной деятельности  и формирование личностного смысла  учения;
  1. Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • Развитие умения работать с информацией;
  • Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях;
  • Включать учащихся в деятельность, направленную на развитие умений  творческого подхода к решению практических и проблемных  задач
  1. Направленные на достижение предметных результатов обучения:
  • Актуализировать знания, определить известные  меры измерения, ввести новую единицу  измерения времени (час, минута);
  • Создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению новой единицы измерения, открытия понятия  «время» ;
  • Способствовать использованию учащимися нового знания , способа действия в практической деятельности при решении задач о времени;
  • Создать условия для автоматизации навыка, умения, закрепления знаний о единицах времени;

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный момент.

- Посмотрите, какой замечательный день!

- Давайте, посмотрим, друг на друга и подарим улыбку!

Психологический настрой на работу

- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные  предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно  (видят).

- Ушки внимательно ( слушают ).

- Голова хорошо (работает).

- Молодцы!

Устный счёт.

Логические задачи:

  1. В село приехали в одно и то же время «тайота»и «опель». Какая машина выехала раньше из  города, если «опель» ехал медленнее «тайоты»? («опель»)
  2. Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша-позже, чем щуку? Какая рыба была поймана раньше всех?

- Можно ли сказать какая рыба была поймана позже всех? (Раньше была поймана щука. Ерш и окунь могли быть пойманы одновременно)

- Как нужно изменить условие задачи, чтобы можно было сказать, что рыбак поймал ерша последним? (Вместо слов «а ерша - позже, чем щуку» записать»а ерша- позже чем окуня»)

Математический диктант:

 6+5; 13-7; 8+7; 80-30; 20+1; 32-2; 98+0; 8+8; 19-9; 1+9; 5+4 

Дети записывают ответы в тетради, строку через клетку:

11; 6; 15; 50; 21; 30; 98; 16;10;9.

Оценивание на оценочных листах

!-без ошибок

+-1-2 ошибки

- больше двух ошибок

II. Актуализация знаний.

 -  Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? (отрезки)

- Докажите, что это отрезки? (у него есть начало и конец)

- Правильно, ребята, отрезок – это линия, ограниченная с двух сторон точками.

- У вас на партах лежат цветные полоски. Скажите, а это отрезки?(да, есть начало и конец)

 - Как мы можем сравнить отрезки? ( по цвету, наложением, с помощью линейки)

-Давайте измерим данные отрезки с помощью линейки. Какие единицы измерения мы с вами можем  использовать? ( см, дм, мм).

- Давайте  запишем результаты в тетрадь.

- А какие еще единицы измерения вы знаете? (кг, гр, л, руб., коп.)

Сегодня мы узнаем новую единицу измерения, для этого отгадайте загадку:

Что всегда идет,

А с места не сойдёт? (время)

-А что вы знаете о времени?(сутки, год, месяц, день, ночь, секунды, минута, часы.)  

Целеполагание:

- Ребята, какие цели мы можем поставить на сегодняшний урок? Чтобы вы хотели узнать? (узнать новые единицы измерения времени.)

- Но прежде, чем работать, мы должны сформировать учебные задачи урока, которые нам помогут на уроке. Давайте соберём «Корзину идей»

-Что мы будем для этого делать?

  • Познакомимся…  с единицами времени
  • Научимся узнавать… время по часам
  • Будем применять знания…. в практической деятельности (на уроке, в жизни)

2. Проговаривание нового знания

- С помощью какого измерительного прибора мы сможем измерить время? Отгадайте загадку:

 Точно мы должны ходить,  Можем рано разбудить.

 Бить умеем, но не вас,  Отбиваем каждый час.

 Громко, весело мы бьём:  Бим –бом, бом, бим-бом, бим-бом! (Часы)

 -Для чего нужны часы? (по ним определяют время)

 Выставка иллюстраций «Разные часы»  За весь период существования человеческой цивилизации было изобретено множество различных часов. Сначала был «живой» будильник (петух)

  Потом люди замечали время по цветам. Цветы в определенное время открывают и закрывают венчики цветов.

Далее изобрели солнечные часы. Время узнавали по длине и направлению тени, которую отбрасывала на циферблат обыкновенная палка.

  Далее стали использовать водяные часы. Время в них находили по количеству воды вылившейся из сосуда через небольшое отверстие.

  Появились песочные часы. В колбу заключено определенное количество песка равное 1 минуте или 5 минутам.

  Механик из Голландии Христиан Гюйгенс изобрел первые часы, механизм которых приводил в движение качающийся маятник, он изобрел их в 17-м веке. Это были самые точные часы.

 В современных часах с жидкокристаллическим дисплеем, порой можно встретить массу дополнительных функций: секундомер, будильник, или даже глубиномер. Такие часы иногда напоминают небольшой компьютер.

 Сейчас существует много разных часов. Есть механические  часы, электронные.

- Послушайте сказку о часах:

- Жили-были на свете часы. Было у них три стрелки: короткая толстая – часовая, подлиннее,  да постройнее – минутная, и самая длинная и тоненькая – секундная.

Секундная стрелка бегала быстрее других стрелок, чем страшно гордилась. Пока Минутная пройдет весь часовой круг, Секундная 60 кругов пробежит. А уж с Часовой и сравнивать нечего – такая тихоня, такая неуклюжая, за сутки всего 24 круга делает…

-А, что произойдет дальше, мы узнаем в конце урока.

- Назовем стрелки на часах: часовая, минутная, секундная.

Дети называют хором и показывают на часах

- Открываем учебник на с. 31

- С какими единицами измерения познакомимся? (час, минута)

- Прочитаем правило на этой странице.

-Так же как и на линейке, на циферблате часов тоже есть деления, которые соответствуют единицам измерения времени.

Каждый «шажок» стрелки - это отрезок времени. Самый маленький «шажок» - секунда, её показывает самая длинная и тонкая стрелка

- Что показывает большая длинная стрелка?( Минуты.) 

От одной маленькой черточки до другой- 1 минута, между соединениями большими чёрточками- 5 минут. Давайте посчитаем, сколько минут проходит большая стрелка за полный оборот:

Итак, полный оборот-это 60 минут или 1 час.

- Что показывает маленькая стрелка?(Час) Между соседними  большими  чёрточками 1 час. Сколько часов проходит полный оборот большой стрелки?(12часов)

Работа на макете, запись в тетради   1час= 60 мин, 1 мин.=60 сек.

Физкультминутка: 

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

3.Закрепление.

№ 2., с 31 учебника.

- Посмотрите, какое время на первых часах? (7часов 30 минут)

- Покажите на ваших часах это время (показывают)

Учитель смотрит на правильность выполнения задания, если допускается ошибка, то учитель вместе с детьми разбирает ее.

- Посмотрите на второй циферблат?

-Какое время показывают эти часы?( 7часов 45 минут)

-Покажите это время на своих часах.

-Посмотрим на третий рисунок, что нам показывают эти часы? ( 7часов 55 минут)

-Покажите это время на своих часах.

- Посмотрите на рисунок в учебнике и скажите, на сколько минут спешат (идут вперед) каждые из этих часов, если на самом деле сейчас 7 часов 25 минут, а в этом нам помогут ваши часы, на которых вы отложите  точное время: 7часов 25 минут.

- Теперь давайте посмотрим и сравним ваши часы с рисунками часов в учебнике.

-На сколько же спешат (идут в перед) первые часы? (на 5 минут)

-Вторые часы? (на 20 минут)

-Третьи часы? (на 30 минут)

Домашнее задание

-Вашим домашним заданием будет: задание в рабочей тетради на стр.33 №14 обязательно и №17 по желанию.

Решение задачи

- Время нужно тратить с умом.

- Давайте потратим время на решение задачи, это время оправдает себя в будущем.

 -Откройте учебники на странице 31 № 3.

-Прочитайте задачу

Мальчики играли в шахматы. Первая партия заняла 40 мин, а на вторую они затратили на 12 мин. меньше. Сколько времени заняла вторая партия?

-Что известно в задаче? Каково условие задачи?

-Что надо узнать в задаче? Какой вопрос задачи?

Один ученик делает краткую запись на доске.

I п. - 30 мин.http://doc4web.ru/uploads/files/41/41147/hello_html_7e331e7b.gif

II п. - ?, на 10 мин. <

Решение - устно.

-Измените вопрос, чтобы задачу нельзя было решить одним действием.

-Как изменится краткая запись? (Добавится фигурная скобка со знаком вопроса).

Задачу решить самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

I п. - 30 мин.http://doc4web.ru/uploads/files/41/41147/hello_html_106c545d.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/41/41147/hello_html_7e331e7b.gif

II п. - ?, на 10 мин. < ?

  1. 30-10=20 (мин.) - II партия
  2. 30+20=50 (мин.) - всего

Ответ: 50 мин. длились две партии.

Работа в группе

Работа с карточками. Дифференцированный подход. Деление на  гомогенные группы, с помощью пиктограмм. Работа с индивидуальными инструкционными картами. Заполнение листа самооценивания.

III. Итог урока.

-Давайте подведем итог урока и оценим наши достижения.

Познакомились…

Узнали…….

Научились решать….

-Пригодятся ли вам эти знания?

-У вас на партах лежат изображения будильников. Один грустный, а другой весёлый. Сейчас те дети, для которых сегодняшний урок был интересным и полезным- берут и прикрепляют к доске «весёлый будильник». А  те дети, которые не поняли или возникли трудности во время урока- прикрепят «грустный будильник»  

-Значит время на уроке мы провели с пользой и не потеряли его. Берегите свое и чужое время.

 

Работа в паре на индивидуальных карточках.

-Восстановим текст, используя известные вам единицы величин.

Пример можно решить за 7…..

100 м можно пробежать за 52…..

Урок идет 45……

До Астаны на поезде можно доехать за 2….

Сказка про часы и стрелки

Жили-были на свете часы. Было у них три стрелки: короткая и толстая – часовая, подлиннее да постройнее – минутная, и самая длинная и тоненькая – секундная.

Секундная стрелка бегала быстрее других стрелок, чем страшно гордилась. Пока Минутная пройдет весь часовой круг, Секундная 60 кругов пробежит. А уж с Часовой и сравнивать нечего – такая тихоня, такая неуклюжая, за сутки всего 24 круга делает.

Конечно, Секундная стрелка считала, что в часах именно она самая главная. А кто же еще?
Часто Секундная стрелка, пробегая мимо Часовой стрелки, смеялась и дразнилась.
- Ты, - говорит, - медлительная. Тебе бы похудеть, да подрасти, глядишь – и бегать быстрее будешь.
А часовая стрелка молчала в ответ и продолжала свою работу.

И вот однажды Секундная стрелка сломалась. Бежала, бежала и, вдруг, замерла, а с места сдвинуться не может. Другие стрелки мимо идут, а она стоит на месте.
- Ну, - думает, - сейчас Человек заметит, что я сломалась и срочно понесет часы к волшебнику Часовых Дел Мастеру - ремонтировать.
Но не тут-то было. Прошла минута, другая, потом час прошел, два, уже новый день настал – не замечает Человек, что Секундная стрелка не работает. Неделя минула, а часы к Мастеру никто не несет.

Но не прошло и двух недель, как замерла Часовая стрелка. Секундная стрелка этого, как водится, сразу и не заметила. Зато увидел Человек.
- Ну вот, часы сломались, придется на починку нести, - сообщил Человек.
Секундная стрелка обрадовалась, что наконец-то заметили, что она не может работать. Однако, когда часы принесли к Часовых Дел Мастеру, Человек сказал:
- Тут часовая стрелка не ходит, посмотрите, пожалуйста, что с ней случилось.
- Да тут и секундная не ходит, - заметил Мастер.
- Действительно? – удивился Человек.
Возмутилась Секундная стрелка, как это – часовую заметили, а ее нет.

Как только часы остались с Мастером наедине, она тут же спросила капризным голосом:
- Почему это Человек не обратил внимание, что я сломалась, а как только перестала работать Часовая стрелка – сразу же заметил? Я же самая быстрая, самая стройная и высокая!
- Глупая ты, - улыбнулся Часовых Дел Мастер, - Часовая стрелка важную работу выполняет - показывает часы. А это для Человека - самое главное. Не зря же даже пословица есть «делу время, а потехе час», а когда хотят узнать, сколько время, часто спрашивают «который час».
А часовая стрелка, как обычно, промолчала.

Вот так и в жизни – чаще всего самую Важную работу выполняет не тот, кто громче всех кричит и задирает нос, а тот, кто тихо делает свое дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...