Проект урока математики "Буквенные выражения"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Милова Ирина Анатольевна

Проект урока изучения нового материала по математике во 2 классе по теме "Буквенные выражения", программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_matematiki_bukvennye_vyrazheniya.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 176» г. Нижнего Новгорода Милова Ирина Анатольевна

  • Учебный предмет МАТЕМАТИКА
  • УМК  «Школа России»
  • Тема урока «Буквенные выражения»
  • Тип урока: изучение нового материала
  • Задачи урока:

познакомить с понятием «буквенные выражения», учить читать буквенные выражения, находить их значения; совершенствовать вычислительные навыки; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать   математическую речь, оперативную память, логическое  мышление; формировать  культуру поведения при фронтальной и групповой работе.

  • Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)

Предметные

Учащиеся научатся:

  1. Читать и записывать буквенные выражения с одной переменной и двумя переменными, находить их значения.
  2. Дифференцировать  понятия  «переменная», «двузначное число» и «однозначное число», «круглое число».
  3. Выполнять арифметические действия с «круглыми» и» некруглыми» числами.
  4.  Решать составные задачи.

Метапредметные

У учащихся будут в процессе урока формироваться:

  1. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  2. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
  3. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные 

Учащиеся научатся:

  1. Деловому сотрудничеству.
  2. Оценивать собственную учебную деятельность и одноклассников.
  3. Бережно относится  к природе.

  • Оборудование
  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Карточки с заданиями для устного счета, для игры «Меткие стрелки».
  4. Презентация
  5. Учебник Математика 2 класс 2 часть (Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В.)

  • Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы

Общеучебные универсальные действия: универсальные логические действия (сравнение; анализ и синтез; классификация; обобщение; установление аналогий) - методики из диагностического альбома  Н.Я. Семаго

Распределение учащихся по уровням развития универсальных логических действий.

уровень

высокий

средний

низкий

Количество уч-ся: (в кл.29 чел.-100%)

24,5%

49%

27,5%

Коммуникативные УУД: умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать правильность выполненного действия) – методики: «Выкладывание узора из кубиков», «Рукавички».

Распределение учащихся по уровням развития умения действовать по плану и планировать свою деятельность.

уровень

высокий

средний

низкий

Количество уч-ся: (в кл.29 чел.-100%)

17,5%

49%

33,5%

Для определения исходного уровня знаний и умений для изучения данной темы использовался метод анализа продуктов деятельности учащихся:

Критерий оценивания

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Умение пользоваться изученными вычислительными приёмами

35%

45,5%

19,5%

Знание компонентов арифметических действий

45,5%

40,5%

14%

  • План урока и хронометраж
  1. Организационный момент. 2 мин.
  2. Упражнение в устных вычисления, работа над математическими терминами «однозначные», «двузначные» числа, названиями компонентов действий сложения и вычитания (дифференцированная работа). 5-7 мин.
  3. Постановка цели и задач урока. 5 мин.
  4. Знакомство с понятием «буквенные выражения с переменной». 5 -7 мин.
  5. Упражнение в решении буквенных выражений. 5 мин.
  6. Физкультминутка (работа над устным счётом и «однозначными», «двузначными» числами). 2 мин.
  7. Составление и решение задачи с недостающими данными. 5-7 мин.
  8. Закрепление способа решения буквенных выражений ( дифференцированная работа в парах). 5-7 мин.
  9. Подведение итогов урока. 2 мин.
  10.  Домашнее задание.

ПРИМЕЧАНИЕ

Обучающиеся разделены на группы по уровню сформированности УУД.

* - низкий уровень

** -  средний уровень

*** - высокий уровень

  • Ход урок

Содержание урока (в таблице):

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2-3 мин.

   - Ребята, проверьте, готовы ли вы к уроку?  Настроились на работу и знакомство с интересной и полезной информацией. Откройте тетради и запишите  число, классная работа.

(Дети открывают тетради, проверяют правильность посадки)

Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД: самонастрой, установка на целенаправленную деятельность.

2.Этап актуализации и пробного учебного действия.

5-7 мин.

   - Мы приступаем к математической разминке, а начнём мы  с сегодняшнего числа. Что вы можете сказать о числе 28?                

 -В виде суммы каких слагаемых можно представить число 28?

   -Чтобы нам продолжить работу, посмотрите на числа в своих тетрадях, от этого будут зависеть задания математической разминки, цель которой вы определите потом сами. У  некоторых ребят карточки, они уже приступают к работе. У кого в тетради однозначные числа числа, те решают математическую цепочку, записывая только ответы (слайд). У кого двузначные - математический диктант. Один ученик работает за доской.

  -Итак, проверим сначала математический диктант и цепочку.  

-Теперь проверим работающих за доской и на карточках.

Карточка.(*)

     12 +2            … - 9 = 30             6 + …= 10

      7 +8              … + 5 = 18           14 - … =9

     2 3 - 4            70- … = 20           8 + … = 48

За доской(**):

             36 =        …               =49       80-76 =

60 - 45 =       …  + 10=23      17 – 12 =

             41  =       …                =60      40 – 0 =

   Цепочка на слайде (**)

   +6      -12      +39     -37      +9      +20

8

Математический диктант.(***)

  1. Первое слагаемое 6, второе 8. Найди сумму чисел.
  2. Уменьши 35 на 33.
  3. Найди разность 60 и 19.
  4. На сколько 51 больше 49?
  5. Задуманное число уменьшили на 9 и получили 4. Найди задуманное число.
  6. На сколько нужно увеличить 17, чтобы получилось 50?

  -Поднимите руку, кто не допустил ошибок и помарок. Молодцы! Можете поставить “+”. А остальным ребятам надо быть внимательнее

- Теперь проанализируйте задания разных групп и скажите, над чем мы работали на устном счёте.

- число 28 двузначное, состоит из цифр 2 и 8

- в нём 2 дес. и 8 ед.

(дети дают возможные варианты)

   

(Дети быстро называют ответы, которые совпадают)

- мы тренировались складывать и вычитать числа в пределах 100, вспоминали компоненты сложения и вычитания

Познавательные УУД: умение структурировать знания

Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на известный способ действия, организация рефлексии по применению имнющегося знания.

Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

1-2 мин.

   -Посмотрите на ряд математических записей. Как их можно назвать?

 - Найдите лишнее выражение.                            

      На слайде:

                             15 + 46        

                                   - (23 + 7)  

                             70 + 24 - 6

-выражениями, примерами

- 15+46, т.к. одно действие;

-     - (23 + 7), т.к. есть скобки, а ещё неизвестное число, поэтому мы не сможем вычислить значение выражения

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

2-4 мин.

- А что надо сделать, чтобы мы смогли его решить?

-Правильно, в математике принято окошко заменять буквой латинского алфавита (слайд), и эта буква будет называться переменной. Именно эти выражения определят тему нашего урока. Какова она? 

       

-Приведите пример известных вам переменных.

 - Попробуйте составить  план решения буквенных выражений.  

- Теперь сравните его с тем, который предлагаю я. (слайд)                     

-подставить число в окошко

-мы будем учиться решать буквенные выражения (выражения с переменной)

(называют с опорой на латинский алфавит)

(дети предлагают свой алгоритм, а потом сравнивают с учительским и делают выводы)

Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение планировать.

5.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

3-5 мин.

- Выполним № 2 (с.77)

- Какие значения может иметь переменная k. Проговорите свои выражения.

- Выполните задание в тетради со своим значением  k или с тем, которое предложено в учебнике.

- Выполните взаимопроверку в парах.

- может быть любое число больше 7, т.к. во втором буквенном выражении надо найти разность k и 7

Познавательные УУД: структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия; рефлексия чужой и своей деятельности.

6.Физкультминутка.

1-2 мин.

   -А сейчас мы попробуем совместить отдых, игру и знания. Вы должны найти сумму и разность  (учитель чередует) переменных x  и  y , значения которых будет меняться. Если в значении однозначное число, то вы приседаете, если двузначное – встаёте (слайд).

                     x =   1 , 3 , 12,  5 , 8 , 26 .

                         y =  5 , 7 ,  9 ,  0 ,  4, 10

Личностные УУД: укрепление здоровья младших школьников

Познавательные УУД: умение чётко использовать полученные знания

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

5-7 мин.

  -Продолжим учиться решать буквенные выражения.

- Вернёмся к выражению с окошком на слайде. Давайте запишем его с переменной, спрятанной в прямоугольнике с периметром 12 см (на слайде).

(дети сначала выбирают прямоугольники, а потом вспоминают правила нахождения периметра, находят нужный прямоугольник)

Какую переменную записываем?

- Прочитайте получившееся буквенное выражение.

 -Найдите лишнее число из чисел  38,  10,  2, 47

 

- Оставшиеся числа будут значениями переменной d. Запишите выражение с одним из значений переменной d и вычислите.

- Проверить себя вы сможете, найдя верные ответы среди чисел: 90, 17, 60, 8, 70 .

   -Кто нашёл ответы, поднимите руку. Назовите их.                

-Молодцы! Отметьте в тетрадях «+».

   - Что общего между оставшимися числами?

-переменную d

- из d вычесть сумму чисел 23 и 7

-это может быть число  2, т.к. однозначное, может быть число 10, т.к. круглое

-8, 17

- все круглые

Познавательные УУД: умение структурировать имеющиеся знания

Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.

(Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организация рефлексии по применению нового знания.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

5 -7 мин.

   -Чтобы определить, какой следующий этап урока, посмотрите на запись.

            На слайде:

        Вяз в год выделяет d  кг  кислорода, а клён  с  кг.

        Сколько кг кислорода они выделят за несколько лет?

                   

 -Молодцы! Возьмём вместо переменных d  и  с  научные данные

                             d = 14      с = 2

-Узнаем, сколько кг кислорода вяз и клён выделяют за 2 года. Итак, что же мы узнаём в задаче?  

   -Что для этого надо знать?                  

 

 -А для этого, что нам надо знать?              

   (Параллельно анализу ведётся на доске составление схемы.)

                             ? кг за 2 года

                                ? кг в 1 год

                   в.-14 кг                      кл.-2 кг

   

  -Теперь поднимаемся вверх по схеме (дети проговаривают действия, ведётся запись)

           Запись:     

1)14+2=16(кг)-клён и вяз выделяют вместе за год;

2)16+16 = 32(кг)

Ответ:32 кг кислорода выделяют клён и вяз за 2 года.

  -Посмотрите внимательно на задачу, чем для вас она оказалась полезной?

                             

-Какой вывод для себя вы можете сделать?

   -В последние годы много исчезает на нашей планете животных и растений в результате неграмотной деятельности человека. Что же нам поможет узнать, какие живые организмы надо охранять? Вы узнаете ответ на вопрос, если найдёте закономерность в числах.

 1, 11, …                   

          (За карточками находятся слоги.)

             21 – Кра-        31 – сна-            41 – я  

             51 – кни-         61 – га

   -Именно в Красную книгу занесены редкие, исчезающие растения и животные.

  - А сейчас самые «меткие стрелки» и счетоводы узнают представителей Красной  книги.

 На карточках работаете в парах.

Карточка 1.(*, **)

          а = 40

                             а - 8                 56   Б

                             а + а                80   У

                             16 + а              15   Р

                             55 - а               32   З  

 Карточка 2 (*, **).

          d = 25                  

                              d - 15                 25  С

                              47 + d               72   A

                              100 - d              10    Б

                                0 + d                75   Р    

Карточка 3.(***)

         k = 30

                              k - 25                47   О

                              33 - k                 3     Р

                             17 + k                60   Ф

                               k + k                5     Д

                               k - k                 0     А

   -Проверим ваши слова (слайд).

  -Эти животные на грани исчезновения, запомните их. Подробнее вы сможете о них прочитать в перемену на информационных листах

-это задача с ловушкой, т. к. мы не знаем значений d  и  с,  ещё в вопросе не сказано за сколько лет  

(составляют вопрос)

-сколько кг вместе деревья выделяют за 1 год

-по сколько кг выделяют в год клён и вяз

-мы упражнялись решать задачи и узнали, сколько кг кислорода выделяют деревья клён и вяз

-нужно беречь растения

 (дети выходят к доске и выбирают последовательно карточки с правильными ответами)

        

-дрофа

 -барс

 -зубр

Познавательные УУД:  умение анализировать, планировать, воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание.

Регулятивные УУД:

рефлексия способов  действия, их контроль и оценка, критичность

Личностные УУД: умение определить ценность полученых знаний, отражение отношения к знаниям.

Познавательные УУД: умение находить закономерность, умение воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, управлять поведением партнера при работе в паре.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

2-3 мин.

   - Чем был полезен урок для вас?

  -Оцените свою работу на уроке, поставив знак в тетрадь (слайд):              

  • отлично
  • хорошо
  • мог бы лучше

    -Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.  

-мы познакомились с буквенными выражениями и научились находить их значения;

-упражнялись в вычислениях на сложение и вычитание;

-вспомнили, что такое прямоугольник, как находить периметр;

-работали над различными математическими терминами

-учились работать дружно

-старались оценивать свои успехи на уроке

Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание.

  1. Домашнее задание.

1 мин.

- Учебник №3, с.77,

- Тетрадь с печатной основой №75, 76, с. 53


ПРИМЕЧАНИЕ

Задание из учебника №2, с. 77

Прочитай выражения   k + 7  и  k – 7  и найди их значения, если  k = 10, k = 7.

Литература

  1. Деменева Н.Н., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю. Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока: учебно-методическое пособие/ Под. ред. Н.Н Деменовой. Нижний Новгород: НИРО, 2014.
  2. Методическое пособие. Современные технологии проведения урока  в начальной школе  с учетом требований ФГОС. Москва, 2013
  3.  Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В Математика 2 класс, 1 часть. -  М: Просвещение, 2011
  4. Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 2 класс. Рабочая тетрадь 1 часть. -  М: Просвещение, 2011
  5. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. 1 класс. Урок 21. Выражение. Значение выражения. Равенство - Презентация

Математика. 1 класс. Урок 21. Выражение. Значение выражения. Равенство  Урок 21. Выражение. Значение выражения. Равенство В презентации отображены:    дополнительное зада...

Конспект урока "Буквенные выражения"

Цели: познакомить детей с новым математическим понятием "буквенное выражение";  обучит чтению и нахождению значений буквенных выражени; совершенствовать вычислительные навыки....

Презентация к уроку "Устойчивые выражения" по программе ПНШ 4 класс

Данная презентация была составлена к уроку по теме "Устойчивые выражения" по программе ПНШ 4 класс...

Проект урока "Знакомство с составными выражениями"

Материал содержит конспект урока математики по УМК Занкова 1 класс...

Проект урока " Порядок выполнения действий в выражениях без скобок" 3 класс

УМК «Начальная школа XXI века».Рудницкая  В.Н., Юдачёва Т.В. Математика .3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Проект «Начальная школа ХХI века»: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, ...