Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку по теме:
    Открытый урок "Устойчивые выражения"

    Федотова Наталья Васильевна

    Конспект урока 2 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_rus_yaz.docx142.62 КБ
    Файл ustoychivye_vyrazheniya.pptx1.04 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Устойчивые выражения. Фразеологизмы             слайд

    Задачи: - воспитывать интерес к предмету, уважение к родному языку, коммуникативные

                     качества личности; речевой этикет;

                  - развивать речь, мышление, воображение, наблюдательность, умение добывать  

                     информацию, используя  словари;

                   - продолжить работу над изучением лексического значения слова, познакомить с

                     фразеологизмами, их ролью в речи.

    УУД:  личностные – формирование положительной мотивации к изучению родного языка;

               регулятивные – выполнение заданий в соответствии с целью, целенаправленный

               поиск ответа на поставленный вопрос, контроль и оценка своих знаний;

               познавательные – осмысление роли фразеологизмов в общении;

               коммуникативные – овладение умениями слушать и вступать в диалог, продуктивно  сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, в группе.

    Ход урока:

    1 Орг.момент

    2 Минутка  чистописания    

    3 Словарная работа.

    Громко лает, а в дом не пускает.

    Он всю зиму в шубе спал,

    Лапу бурую сосал.

    А проснувшись стал реветь.

    Этот зверь – лесной …

    Кто так заливисто поёт

    О том, что солнышко встаёт?

    Озорной мальчишка

    В сером армячишке

    По двору шныряет,

    Крошки собирает.

    Стоит копна

    Посреди двора.

    Спереди – вилы,

    Сзади – метла.

    Длинное ухо,

    Комочек пуха.

    Прыгает ловко,

    Любит морковку.

    (ученик за доской)

    - Что объединяет эти слова?

    - На какие 2 группы их можно разбить? (птицы и звери, дикие и домашние животные, слова из 2 и 3 слогов, и т.д.)Составьте словосочетания

    2.Актуализация знаний

    - Ребята, скажите, из чего состоит наша речь?

    - Сколько значений может быть у слова? Примеры

    - А где мы можем узнать значение слова?

    - А теперь послушайте интересную историю из книги К. Чуковского.

    «Четырехлетняя девочка Света спросила у мамы, скоро ли наступит лето.

    - Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

    Света стала как – то странно вертеться:

    - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…»

    Ребята, ответьте на вопросы:

    - Почему Света не увидела лета?

    - Что имела в виду её мама?

    - А вы слышали такое выражение?

    - Что оно обозначает?  Очень быстро что – то наступит.

    - Что поймет иностранец, если будет дословно переводить это предложение?

    -В основе этого случая, который описал Корней Чуковский, лежит интересное явление языка, которое называется фразеологизм.

    -Слышали  ли вы когда это слово? Знаете, что оно обозначает? Хотите узнать?

    Значит, какая тема нашего урока?

    Правильно, фразеологизм.

    Какие цели мы перед собой поставим?

    1.Узнать, что такое фразеологизм и фразеологический оборот.

    2.Объяснять значение фразеологизмов и фразеологических оборотов.

    3.Составлять предложения с фразеологизмами и фразеологическими оборотами.

    4.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах и группе.

    Слово учителя

    Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и накрепко сварил деталь в виде буквы ф.

    Подобное мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но однажды, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания — фразеологизмы.

    Есть, например, слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь; есть слова как, провалить, земля, сквозь и фразеологизм как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.

    Слова вдруг теряют при этом свои прежние значения: золотые руки — здесь нет ничего сделанного из золота; висеть на волоске — никто не висит, да и волоска не видно.

    Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие крылатыми.

    Источники фразеологизмов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (много снега—много хлеба), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл), третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

    Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

    Слайды с картинками (2-7)

    В русском языке много устойчивых выражений и оборотов, свойственных только этому языку. Если их дословно перевести на другой язык – смысл будет потерян. Это фразеологизмы.

     Прочитайте стихотворение. Какие фразеологизмы вы найдете? слайд

    Глеб у доски повесил нос,

    Краснеет до корней волос.

    Он в этот час, как говорится,

    Готов сквозь землю провалиться.

    О чем же думал он вчера,

    Когда баклуши бил с утра?

    - Попробуйте объяснить значение этих фразеологизмов.

    Ответы детей.

    - А теперь воспользуемся словарем и найдем грамотные объяснения.

    / Баклуша – деревянная чурка,  из которой раньше  делали ложки, плошки и другую посуду. Расколоть  полено на чурки считалось пустяковым  занятием. Постепенно смысл изменился. Бить баклуши  стало означать – бездельничать./

    - Спишите первые две строчки стихотворения. Подчеркните изученные орфограммы.

    3. Работа по теме урока.

    Ребята, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Сравните:

    слайд

    Повесить нос                                 повесить пальто

    Взять себя в руки                          взять ребенка на руки

    -В каких столбиках  выражения имеют прямое  и переносное, шуточное значения.

    -Как заменить выражения первого столбика одним словом?

    - Русский язык чрезвычайно богат фразеологическими оборотами. Мы их употребляем, не задумываясь над их происхождением. А ведь в них отразилась история нашего народа. Давайте попробуем объяснить некоторые фразеологизмы. Почему так стали говорить? Ведь это очень интересно.

    Представьте себе Россию, какой она была триста лет назад. Тогда и люди выглядели иначе, и одежда их, и внешний вид были иными…слайд

    За домом, едва пожелтела трава,

    Два брата рубили дрова.

    Один это делал спустя рукава,

    Другой  – засучив рукава.

    - Эти крылатые выражения появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин – 135 см. (показать на мастерке) Попробуйте поработать с такими рукавами – будет неудобно. Чтобы работа спорилась, рукава надо было засучить.  Кто работал лениво, нехотя, про тех говорили, что они работают спустя рукава.

    Мы часто говорим «остаться с носом» (потерпеть неудачу),  «оставить с носом»  (обмануть).  Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица.

    По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т.е. подарок, выкуп. Если жениху отказывали, то он оставался с носом.

    (Работа в парах.) На столах карточки

    -  Прочитайте записи.

    ворон считать                         мечтать

    витать в облаках                      молчать

    мозолить глаза                        бездельничать

    зарубить на носу                     надоедать

    язык проглотить                     запомнить

    -  Соедините выражения в первом столбике со словами во втором. {Ворон считать — бездельничать, витать в облаках — мечтать, мозолить глаза - надоедать, зарубить на носу — запомнить, язык проглотить    молчать.)

    -  Как называются выражения в первом столбике? (Фразеологизмы.)

    Выборочное списывание.

    слайд

    На доске записаны выражения: в час по чайной ложке, сидеть  сложа руки, навязнуть на зубах, прожужжал все уши, и след простыл, курам на смех.

    Найдите среди данных фразеологизм со значением: бездельничать; очень медленно; быстро исчез.

    Теперь от шуточной анатомии перейдём к зоологии. Какие фразеологические обороты, связанные с названиями животных вы знаете? Давайте ещё раз посмотрим на наш словарь: воробей, заяц, корова, медведь, петух, собака. (Трусливый, как заяц; ревёт, как медведь; медвежья услуга; стреляный воробей; собака на сене и т. д.)

    IV. Физминутка.

    - А теперь разомнём наши руки и ноги, чтобы ничего у нас не валилось из рук, а все были бы на уроке мастерами на все руки.

    слайд

    СОЧНОЕ, НА, ВИСЕЛО, ЯБЛОКО, ДЕРЕВЕ

    - Прочитайте запись на доске.

    - Можно ли эту запись считать предложением?

    - Кто догадался, какое задание мы с вами будем выполнять?

    - Составьте из рассыпанных слов предложение.

    Запись предложения с комментированием. (разбор по членам)

    На дереве висело сочное яблоко.

    - Послушайте, какое предложение со словом яблоко придумала я.

     В концертном зале яблоку негде упасть.

    - В каком из этих предложений слово яблоко употреблено в прямом значении?

    - Найдите во втором предложении фразеологический оборот.

    - Что означает выражение «ЯБЛОКУ НЕГДЕ УПАСТЬ»? (тесно)

    - Запишем фразеологический оборот «ЯБЛОКУ НЕГДЕ УПАСТЬ» и его значение.

    - Фразеологизмы, как правило, имеют переносное значение.

    Игра «- Как об этом говорят?»Я – значение выражения, вы

     ответьте крылатыми выражениями (в помощь даётся слово-подсказка)

    1 группа - О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ НЕДРУЖНО, ПОСТОЯННО ССОРЯТСЯ (кошка)

    живут как кошка с собакой

    2 группа – ПОТЕРПЕТЬ НЕУДАЧУ. ОБМАНУТЬСЯВ СВОИХ РАСЧЁТАХ, ОКАЗАТЬСЯ ОДУРАЧЕННЫМИ (нос)

    остаться с носом

    4 группа – О ЧЕЛОВЕКЕ, РЕЗКО ОТЛИЧАЮЩЕМСЯ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ, НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ (ворона)

    белая ворона

    5 группа – ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПРОГОЛОДАЛСЯ (аппетит)

    волчий аппетит

    6 группа – КОГДА ГОВОРЯТ О ЧЁМ-ТО ОЧЕНЬ ВКУСНОМ (пальчики)

    пальчики оближешь

    7 группа – КОГДА УСИЛЕННО ДУМАЮТ НАД ТРУДНЫМ ВОПРОСОМ (голова)

    ломать голову

    - Прочитайте, какие фразеологизмы составили:

                                   

                                    живут как кошка с собакой

                                     остаться с носом

                                     белая ворона

                                     волчий аппетит

                                     пальчики оближешь

                                     ломать голову

    - Товарищ твой просит украдкой
    Ответы списать из тетрадки.
    Не надо! Ведь этим ты другу
    Окажешь
    …(медвежью услугу)

    - Почему так говорят? При чём здесь медведь?

    - Как сможете объяснить смысл этого фразеологизма?

    - Если затрудняетесь объяснить значение фразеологических оборотов, на помощь вам придёт «Школьный фразеологический словарь русского языка» (показ словаря).

    (Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.) 

    Справка для учителя.

    Возникновение фразы: «медвежья услуга», именно так можно обозначить мораль басни И.А.Крылова «Пустынник и медведь» (1818 г.). (Пустынник – отшельник.) В басне говорится, что Медведь, желая услужить своему другу Пустыннику, прихлопнув муху, севшую тому на лоб, убил вместе с мухой и самого Пустынника.

    Работа по учебнику

    C 49, уп 84

    Самостоятельная работа

    Пригласил нас  сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь.                                                                                                                                                                     Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем, да пойдем! Говорит, он так мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких он собак ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.                                                                                                                                                           Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.                                                                                                              –Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,- растерялись мы.                                                                                    –Вот пустомеля,- возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову!                                                                                                                                           У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.                                                                                                      – Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед,- со мной пойдете.                                                                                                И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать.  Только ружья нам дедушка не дал. Малы еще.         

    • VIII.  Рефлексия.
    • - Понравился урок?
    • - В чём испытывали затруднение?
    • - С каким новым понятием познакомились на уроке?
    • - Назовите, какие фразеологизмы, которые вы теперь знаете
    • - Не зная значения фразеологизмов, будет ли понятен их смысл?
    • Из презентации-выбери фразеологизмы, которые соответствовали твоей работе на уроке

    • Домашнее задание. С 50, уп 8



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Фразеологизмы

    Слайд 2

    Спать без задних ног – это значит спать очень крепко.

    Слайд 3

    Прикусить язык – замолчать. Выйти из себя – сильно рассердиться

    Слайд 4

    Вставлять палки в колеса – мешать кому - либо . Заморить червячка – перекусить.

    Слайд 6

    Собаку съесть – быть очень голодным . Развесить уши – верить рассказам.

    Слайд 7

    Щёки огнём горят – очень стыдно.

    Слайд 8

    Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться. О чем же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра?

    Слайд 9

    Повесить нос повесить пальто Взять себя в руки взять ребенка на руки

    Слайд 10

    За домом едва пожелтела трава, Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава, Другой – засучив рукава. Работать спустя рукава – работать медленно, лениво. Работать засучив рукава – работать быстро, умело.

    Слайд 11

    В час по чайной ложке, сидеть сложа руки, навязнуть на зубах, прожужжал все уши, и след простыл, курам на смех.

    Слайд 12

    СОЧНОЕ, НА, ВИСЕЛО, ЯБЛОКО, ДЕРЕВЕ

    Слайд 13

    В концертном зале яблоку негде упасть.

    Слайд 14

    живут как кошка с собакой остаться с носом белая ворона волчий аппетит пальчики оближешь ломать голову

    Слайд 15

    Выбери фразеологизм, который соответствует твоей работе на уроке. Работал в поте лица. Работал спустя рукава. Работал , не покладая рук. Заговаривал зубы соседу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    открытый урок по математике "Правила порядка действий в выражениях"

    Интересная разработка урока в 3 классе позволит закрепить знания по теме. Разнообразные виды работ и заданий в стихотворной форме позволит провести урок на высоком уровне....

    Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"

    Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...

    Открытое занятие "Обыгрывание этюдов на сопоставление и выражение основных эмоции" 1 класс

    Аннотация. Занятие спланированно с учетом ФГОС. Используется театральная игра, мимика, жесты, занятие по группам....

    Открытый урок по математике в 1 классе по теме «Упражнения и задачи на закрепление таблиц сложения и вычитания числа 7. Сравнение выражений»

    Тип урока: урок - путешествие Цели урока: упражнять детей в табличных случаях вычитания и сложения числа 7, в решении задач; продолжить работу в сравнивании выражений; развивать мышление; ...

    Открытый урок по теме "Выражения"

    В работе приводится конспект урока ....

    Открытый урок по математике 2 класс УМК "Школа Росси" (октябрь) "Решение задач и выражений"

    Урок построен с использованием электронного приложения к учебнику ,с элементами игры и путешествия....