Конспект урока по математике
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Первоклассники научатся измерять длину предметов с помощью сантиметра и  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike.docx453.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике,

проведённого в 1 «Д» классе МОУ «Кузьмоловская СОШ №1» Всеволожского района Ленинградской области

УМК «Школа России»

Учитель: Макеева Е.Д.

Тема урока

 Сантиметр

Цель урока

 Путем сравнения и измерения познакомить с единицей длины-сантиметром.

Прогнозируемые результаты

Первоклассники научатся измерять длину предметов с помощью сантиметра и  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основные понятия

Единицы длины: сантиметр,  старинные единицы длины

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

Учебник «Математика» 1 класс М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.

Ролик из коллекции «Цифровые образовательные ресурсы».

Мультимедийный проектор, интерактивная доска,

сантиметровая  лента, линейка учителя, раздаточный материал: полоски бумаги, шуруп,  лента, стержень.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Метапредметные результаты обучения

Познавательно общеучебные УД-    измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах,

знаково-символические действия;

Познавательно-логическое УД- анализ объектов и выбор критериев для сравнения;

Коммуникативные УД- постановка вопросов и умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные УД- целеполагание и волевая саморегуляция;

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация  к учебной деятельности 

На данном этапе предполагаю осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности; создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

У учителя в руках линейка и сантиметровая лента. Ребята, посмотрите на меня внимательно. Я сегодня не просто учитель, отгадайте по моим  атрибутам, кто я по профессии? 

– Как вы догадались? 

– Кто такой портной? 

– Правильно.

 Сегодня я портной и приглашаю вас в свою мастерскую. Мне нужна будет ваша помощь.

Швея, портной, строитель.

У Вас сантиметровая лента и линейка.

Портной – это человек, который шьет одежду.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном  действии.

Создаю ситуацию самостоятельного пробного учебного действия, актуализирую знания, умения и навыки; вместе фиксируем затруднения в индивидуальной деятельности.

Предположите, чем мы будем заниматься на уроке.

Верно, мы будем  сравнивать, измерять предметы. А где в жизни вам пригодятся эти знания?

Слайд 1 

На интерактивной доске 2 полоски: красная и голубая.

    Посмотрите на полоски.

           Сравните их. 

– Каким способом сравнивали по длине? 

Слайд 2

На интерактивной доске 2 полоски: зеленая и синяя

Поработайте в парах.

 Найдите на партах 2 полоски, как на слайде. Сравните их.

Договоритесь с соседом как будете сравнивать, кто будет отвечать.

– Каким способом сравнивали? 

Проверка: накладывает одну

Я хочу вам предложить еще один способ измерения

Слайд  3

 Старинные меры длины: Локоть, сажень, пядь, дюйм.

Вывод:
– Как же можно измерять длину  предметов?  
– Всегда ли это точные и возможные измерения? 

Шить, измерять, сравнивать, чертить.

Красная  длиннее, чем голубая,

 а голубая короче, чем красная.

 На глаз.

 Зеленая полоска короче, чем синяя.

Наложением.

На доске ученик  одну полоску накладывает на другую.

На глаз, наложением, старинными мерами.

Нет.

3. Выявление места и причины затруднения.

Организуем  выход учащихся  в рефлексию пробного действия, выявляем   места и причины затруднения. С этой целью: 
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение; 
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий  и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

Метод: Создание проблемной ситуации.

Ребята, есть еще один способ измерения. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование. Давайте попробуем! Согласны?
– Тогда начнем. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в исследовательскую мастерскую. Каждый из нас – сотрудник этой мастерской, ученый-исследователь.
– На партах найдите полоски:
1-й ряд – белую (длина 5 см);
2-й ряд – оранжевую (длина 10 см);
3-й ряд – синюю (длина 15 см).

– Вместе с соседом измерьте длину парты. Для этого приложите свои мерки и узнайте, сколько раз она поместилась в длине парты. Договоритесь, как будете измерять, и кто будет отвечать.
– Какую цель поставите перед собой? Как будете измерять? 

– Откуда начнете измерение?

Измеряют длину парты, договариваются, кто будет отвечать.

Измерить точно длину парты.

Измерять начнём от края парты.

–– Какую длину получил 1 ряд?

2 ряд?     3 ряд?


– Опять получилась разная длина.
– Ребята, что же это такое?

 Разве у нас парты разные? 
– Почему же так получилось? 
– Какой вывод сделаете?

– Подумайте, что же надо сделать, чтобы у всех получился одинаковый ответ?

– Люди давно, так же как и вы, столкнулись с этой проблемой и поняли, что удобнее пользоваться одинаковой меркой.

Слайд 4

Сантиметр.

Наглядный образ единицы длины-сантиметр (2 клеточки в тетради, толщина пальчика)

  Единицы длины: мм см дм м км.

  Сейчас длину измеряют в мм, см, дм, м, км.

-Зачем так много единиц измерения: мм, см, м, км?

Вывод: для измерений используют разные единицы длины.

Записывают на доске

1 ряд…

2 ряд…

3 ряд…

Нет. Парты одинаковые.

У нас были разные мерки.

Разная мерка- разная длина.

Надо договориться и выбрать одинаковую мерку.

Измерять короткие и длинные предметы. Измерять  расстояния.

4. Физкультминутка.

– Сейчас вы отдохнули. Подумайте и попробуйте сформулировать тему урока. 
– Проверим. Откройте учебник на странице 66.

– Прочитайте тему нашего урока. 

– Подтвердилось ваше предположение?
– Какую учебную цель вы перед собой поставите?

 Что вам поможет достигнуть  этой цели? 

 – Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?
– Мы в начале урока выяснили, что у портного и у меня есть сантиметровая лента.
– Для чего она нужна? 

– А вы, помощники, чем можете измерять?

Как же нам измерить длину?

Где можно получить ответ на наш вопрос?

Как правильно измерять длину отрезков, нас научит учебный  флэш-ролик.

Слайд 5

C:\Users\1\Desktop\1-1.png

Слайд 6

C:\Users\1\Desktop\2-2.png

Слайд 7

C:\Users\1\Desktop\3-3.png

Мы получили ответ на свой вопрос: «Как измерять предметы?»

Поработайте в парах. Составьте правила измерения длины отрезков с помощью линейки?

Слайд 8

– Закончите фразы

  1. Взять….
  2.  Совместить один конец отрезка..
  3.  Другой конец покажет на число –

Вывод: мы выяснили правила измерения длины отрезков (предметов).

Измерение предметов.

 Как измерить предмет?

Тема урока: «Сантиметр».

Да. 

Научиться измерять отрезки, узнать, что такое сантиметр.

Внимание, активность, старание.

Измерить рост, длину чего-нибудь. 

Отмерять или измерять ткань.

Линейками.

В учебнике, на диске к учебнику, спросить у взрослых …

Да.

Отвечают:

…. линейку.

….. с цифрой 0 на линейке.

…это и есть длина отрезка.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации  (в парах) выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма измерения вслух.  Средства: комментирование, выполнение продуктивных заданий.

– Знаем мы теперь,  как измерить длину предмета? 
– Давайте проверим.

Найдите в учебнике 2 отрезка, измерьте их длину и расскажите соседу по парте, как вы это сделали.

Да.

Работа в парах с проговариванием  во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используем  индивидуальную форму работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном (алгоритм измерения на экране). В завершение организую  исполнительскую рефлексию. Для  каждого ученика  создаю ситуацию успеха, мотивирующую  его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Средства: небольшой объем самостоятельной работы- 3 типовых задания.

Методы: самоконтроль, самооценка.

– Итак, мои помощники, вы научились хорошо измерять и можете сами справиться с более серьезной работой.
– На парте в файле у каждого лежат предметы, которые нужно измерить (шуруп – 4 см. стержень – 14 см, лента – 6 см).
Работу выполняйте самостоятельно.

– Проверка.

Слайд  9  с результатами измерений.

Молодцы, у вас отлично получилось.

С помощью линейки учащиеся измеряют шуруп, стержень, ленточку.

9. Включение в систему знаний и повторение. 

Выявляем границы применения нового знания, повторяем учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

 Наш урок подходит к концу.

 -Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Удалось нам достичь их? Какие проблемы решили? Каким образом?

Как измерять длину? Зачем это нужно делать? Где можно применить наши новые умения?

Все ли мы изучили о единицах длины?  Сделайте вывод.

Научиться измерять отрезки, узнать, что такое сантиметр.

Да, мы достигли целей.

Мы выяснили, что для измерений нужны одинаковые мерки. Нам помог учебник и ролик.

Мы узнали правила измерения отрезков.

В жизни эти умения нужны, и важно уметь это делать.

Надо познакомиться ближе с другими единицами длины.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Слайд 10

 Продолжите фразы:
– Сегодня я узнал…
– Теперь я могу…
– Я попробую…

– А теперь я вам предлагаю показать ваше настроение в конце урока.  

– Ребята, посмотрите на слайд.

 Это мой смайлик.

Почему он улыбается?

Я довольна нашей  работой.

– Спасибо за урок!


Ребята при помощи смайликов показывают и  свое настроение в конце урока.  Некоторые могут объяснить свой выбор. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...