Открытый урок по математике "Умножение двузначного числа на однозначное" Начальная школа 21 Век
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Конобрицкая Ирина Михайловна

Открытый урок по  математике "Умножение двузначного числа на однозначное"  для 3-го класса Начальная школа 21 Век

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМНОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ

УРОК МАТЕМАТИКИ, 3 КЛАСС

(УМК  «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)

И. М. Конобрицкая, учитель МАОУ

«Гимназия № 39»,

г. Петропавловск-Камчатский

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

М. В. Ломоносов

Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле.                                                                              А. Н. Крылов

Цели

Образовательные:

- научить умножать двузначное число на однозначное, составлять алгоритм умножения двузначного числа на однозначное,

-  вывести алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, применять его при решении примеров и задач.

Развивающие:

- развивать внимание, память, математическую речь, мышление обучающихся.

Воспитательные:

- прививать любовь к математике;

- воспитывать  умение выслушивать и уважать мнение другого человека в работе парами.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, группах, индивидуальная.

Методы: проблемный, частично-поисковый, фронтальная беседа.

Оборудование:

-учебно-лабораторное оборудование: документ-камера, компьютер, проектор;

- компьютерная презентация, «стрелка знаний», карточки с этапами алгоритма, картинки с изображением рюкзака для каждого ученика.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Использова-ние источников и средств обучения

1.Организа-ционный момент

2. Актуализация знаний.

3. Проблемная ситуация.

Определение темы и цели урока.

4. Открытие нового знания и первичное закрепление

5.Физкультминутка

 

6.Физкультминутка

7. Самостоятельная работа.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Итог урока.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

11. Домашнее задание.

Учитель:

Чтобы спорилось нужное дело, 
Чтобы в жизни не знать неудач, 
В мир математики отправимся смело, 
В мир примеров и разных задач

А в дорогу я предлагаю вам взять волшебный рюкзачок. Посмотрите по сторонам, найдите слова, которые помогут нам в пути.

(На стенах кабинета прикреплены слова «дружба», «улыбка»,  «трусость», «решительность», «смекалка», «внимание», «помощь», «лень», «грубость». На доске прикреплено изображение рюкзака.

Учитель:

Я согласна с вашим выбором.

Зачем люди отправляются в путешествия?

Повторим то, что пригодится в дороге.(Учитель показывает на  «стрелку знаний»)

Арифметический диктант

1) Увеличьте 9 в 3 раза. (27)

 2) Найдите  сумму чисел 16 и 38. (54)

 3) Найдите частное 35 и 5. (7)

 4) Произведение двух чисел равно 72, первый множитель - 8. Найдите второй множитель. (9)

 5) Чему равно делимое, если делитель равен 8, а частное равно 4? (32)

-На какие две группы можно разделить  полученные числа?

- Числа первой группы представьте в виде суммы разрядных слагаемых:

 27=20+7

 54=50+4

 32=30+2

 Работа в парах.

У вас на столах карточки с выражениями. Найдите и соедините пары выражений.

 (40+5)*2                20*3+3*3

 (20+3)*3                (30+6)*2

 30*2+6*2                40*2+5*2

Какое правило использовали?

Запишите закономерность в общем виде.


 

Решите задачи, запишите выражения в тетрадь:

Задачи:

1.В коробке 7 карандашей. Сколько карандашей в шести таких коробках?

2.Сторона квадрата равна 8 см. Найдите периметр квадрата.

3. Тетрадь стоит 13 рублей, а альбом в 3раза дороже. Какова стоимость альбома?

Чем вызвано затруднение? 

Что вы не знаете?

Попробуйте сформулировать   тему урока.

Откройте учебник и проверьте, верно ли вы сформулировали тему урока.

Определим цель нашего урока.

Отметьте на «стрелке знаний» место, которое соответствует вашим знаниям по этой теме.

Что вы уже знаете, умеете?

Что  вам  поможет  в достижении   целей?

Какой пример решают герои учебника?

Какие способы решения вы предлагаете?

Какой способ более удобный для вычисления?

Вернёмся к задаче, решение которой вызвало у нас затруднение. Можете ли вы теперь найти значение выражения? Каким способом?

Удобна ли такая запись?

Посмотрите, на странице 55 учебника есть ещё одна интересная запись вычисления, в  столбик. Заяц и Волк предлагают нам её освоить, давайте попробуем озвучить этот прием.

 А теперь  проверим свои предположения и прочтём правило, которое предлагает автор.

Что узнали ?

Упражнение «Художник»: ребята «рисуют» пальцем  на спинах друг друга  картины, которые могут увидеть во время путешествия,  и стараются отгадать нарисованное.

Работа в группах

 Попробуем составить вместе

алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное.

Умножить единицы и написать полученное число под единицами.

Умножить десятки и написать полученное число под десятками.

Назвать ответ.

Написать второй множитель под первым так, чтобы единицы были под единицами.

Учебник с. 56 № 2

Согреваемся во время непогоды.

Упражнение

«Горячие ладошки»: растирание ладоней , рук и ног до появления тепла

Учебник с. 56 № 2

Решение примеров  1-го и 2-го столбика  на доске  с проговариванием алгоритма

Учебник с. 56 №3

Что изображено на  рисунке?

Что известно?

Что нужно узнать?

Попробуйте составить задачу.

Расскажите задачу партнёру, послушайте его задачу.

Учитель:

Назовите тему урока.

Какую цель вы поставили?

Достигли  поставленной цели?

Продвинулись ли вы вперёд по «стрелке знаний»?

Принесло ли вам наше путешествие новые знания?

Какими знаниями вы можете поделиться с другом?

 Прикрепите свою картинку с изображением рюкзака рядом с тем предложением, которое выбрали.

1) Я всё понял,  но у меня остались вопросы.

2) Я всё понял,  могу работать по алгоритму.

3) Я всё понял,  могу работать по алгоритму, могу объяснять другому.

Задание в тетради на печатной основе с. 59 №145 или  №146

Дети находят слова «дружба», «улыбка»,  «решительность», «смекалка», «внимание», «помощь», прикрепляют рядом с изображением рюкзака, кратко поясняют выбор.

Отвечают на вопросы учителя.(Получают новые впечатления, узнают новое).

Учащиеся рисуют  «стрелку знаний».

Запись ответов в тетрадь.

Проверка по эталону.

Распределяют числа в группы.(Двузначные  числа:27,54,32.

Однозначные числа:7,9.)

Ученики на доске записывают суммы разрядных слагаемых.

Работая в парах, соединяют на карточке выражения.

Два ученика работают с интерактивной доской. Взаимопроверка.

40+5)*2                20*3+3*3

 (20+3)*3                (30+6)*2

 30*2+6*2                40*2+5*2

Умножение суммы на число.

Ученик записывает на доске:

(а + b) * с = а * с + b * с  

7*6=42(к.)

8*4=32 (см)

13*3=?

Отвечают на вопросы учителя.

(Не умеем умножать двузначное число на однозначное.

(Умножение двузначного числа на однозначное.)

Работают по учебнику, уточняют формулировку темы урока.

(Научиться умножать двузначное число на однозначное).

Определяют свой уровень знаний.

Отвечают на вопросы учителя.

(Знаем табличные  случаи умножения, правило умножения суммы на число.

Наши знания,  материал учебника, совместная работа….)

12*3=12+12+12=36

( число 12 нужно сложит 3 раза)

12*3=(10+2)*3=10*3+2*3=

30+6= 36

(число 12  представить в виде разрядных слагаемых и применить правило умножения суммы на число)

Второй способ.

Записывают решение.

13*3=(10+3)*3=10*3+3*3=

30+9= 39

13*3=39(р.)

Работают по учебнику, сравнивают записи, знакомятся с правилом и сравнивают свой вывод с выводом в учебнике.

(При умножении  двузначного числа на однозначное число  двузначное число представляем в виде суммы десятков и единиц.

Запись умножения удобно располагать столбиком и начинать умножение с разряда единиц. При  умножении чисел  столбиком записи можно сократить.)

У каждой группы набор карточек, которые необходимо разложить в нужном порядке, чтобы вывести алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное.

Обсуждение в группах, выступление представителей групп.

Готовый алгоритм фиксируют на доске.

Решают  примеры 1-го и 2-го столбика  на доске  с проговариванием алгоритма

Самостоятельное решение примеров 3 –го столбика с самопроверкой по эталону.

Отвечают на вопросы учителя.

Работа в парах.

Составление по рисунку задачи, запись решения и проверка по эталону.

Отвечают на вопросы учителя.

Прикрепляют свою картинку с изображением рюкзака рядом с тем предложением, которое выбрали.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация

Коммуникативные УУД:

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке

Познавательные

УУД:

уметь находить и выделять необходимую информацию

Личностные УУД:

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

не бояться собственных ошибок;

понимать свои желания и цели по отношению к общим учебным задачам

Регулятивные

УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке

Познавательные

УУД:

ориентироваться в своей системе знаний

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Регулятивные УУД: выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль

Познавательные УУД:

ориентироваться в задании;

уметь находить и выделять необходимую информацию;

самостоятельно  объяснять информацию;

понимать, объяснять и осознанно воспроизводить учебные алгоритмы

КоммуникативныеУУД:

слушать и понимать речь других;

допускать возможность различных мнений;

высказывать своё мнение, выслушивать мнения других

Личностные УУД:

Установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД:

принимать участие в «открытии» и формулировании нового знания или умения;

выполнять работу в соответствии с выведенными алгоритмами или понятиями.

Коммуникативные УУД:

работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов

Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД:

работать по алгоритму;

осуществлять контроль 

Познавательные УУД:

выполнять логические операции; строить цепь рассуждений; уметь подбирать аргументы

Коммуникативные УУД:

участвовать в обсуждении

Регулятивные УУД:

оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности

Слова на карточках. Предметная картинка.

Слайд 2

Запись примеров в тетрадях и на доске

Слайд 4

Запись в тетрадях и на доске

 

Текст задач на слайде 5.

Запись примеров в тетрадях и на доске

Запись примеров в тетрадях и на доске

Запись примера в тетрадях и на доске

Учебник, с.55


Документ-камера. Карточки с алгоритмом.

Учебник

Учебник

Документ-камера

Слайд 6

Предметные картинки.


Литература

1.Рудницкая В. Н. Математика: 3 класс.- М.: Вентана- Граф, 2013.

           2. Кочурова Е. Э. Дружим с математикой: 3 класс: рабочая тетрадь. - М.: Вентана- Граф, 2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс, программа «Гармония».Тема урока: «Деление двузначного числа на однозначное»,« Обобщение знаний таблицы умножения 2»

Интегрированный урок математики .Тема урока: «Деление на двузначного  числа на однозначное»,« Обобщение знаний  таблицы  умножения 2»...

Урок математики в 3 классе УМК «Школа России».Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное»

Урок открытия новых знаний. Цели урока: научить умножать двузначное число на однозначное, составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное....

Технологическая карта урока математики по теме "Умножение двузначного числа на однозначное" (УМК "Школа России", 3 класс)

Учащиеся познакомятся с приёмом умножения двузначного числа на однозначное; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов; закреплять умение применять перемест...

Презентация к уроку "Умножение двузначного числа на однозначное"

Презентация к уроку "Умножение двузначного числа на однозначное"...

Сценарий урока "Умножение двузначного числа на однозначное"

Сценарий урока будет полезен учителям начальных классов, работающим по программе "Школа России"...

Открытый урок Умножение двузначного числа на однозначное

Открытый урок по теме "Умножение двузначного числа на однозначное"...