Технологическая карта урока по математике
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Новикова Юлия Андреевна

Технологическая карта урока по математике в 1 классе, УМК "Планета знаний". Тема: "Числа 1 и 2. Письмо цифры 2""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.doc59.5 КБ
Microsoft Office document icon 7.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия по математике

УМК «Планета знаний», 1 класс

Тема занятия: Увеличилось или уменьшилось

Планируемые результаты:

- личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;   формирование положительной учебной мотивации, укрепление здоровья и развитие чувства взаимопомощи в коллективе.

- метапредметные:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- предметные:  формировать представление о выборе арифметического действия в соответствии со смыслом задания; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; готовить к усвоению решения текстовых задач

Тип занятия: овладение новыми знаниями.

Оборудование: интерактивная доска; Башмаков М.И., Нефедова М.Г., Математика. Учебник для 1 класса, часть 1, стр. 98, 99, Рабочая тетрадь № 1 стр.56, презентация «Устный счет», набор цифр для каждого ученика, магнитная доска, печатные картинки для фронтальной работы, карточки для рефлексии.

Этап занятия

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

Самоопределение к деятельности

Как надо приготовиться к уроку? Как сидеть за партой? Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями? Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое и постараемся помочь друг другу, если это будет необходимо.

За окном пасмурно, а на доске солнышко, подарите свои улыбки друг другу  и нашим гостям. Пусть в классе тоже будет солнечно и светло.

Солнышко веселое, но оно одно на доске, и если мы будем хорошо работать, то в конце урока подарим солнышку веселых друзей – смайликов.

Постараемся хорошо работать?

Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.

Приветствуют, улыбаются друг другу.

Настраивает детей на работу, задаёт наводящие вопросы

 Актуализирует требования к ученикам со стороны учебной деятельности; создаёт условия  для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

уточняет тип урока

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.

ПУУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Актуализация  опорных знаний

.

Прозвенел, друзья, звонок, начался уже урок.

Отдохнуть вы все успели, а теперь вперед за дело.

Устный счет (Фронтальная работа)

Учимся считать.

Назовите и покажите числа от 0 до 10 и обратно.

Какие фигуры?

Сколько треугольников?

Сколько прямоугольников?

Сколько кружков?

Сколько овалов?

Расшифруем слово

Решив примеры, расположите ответы от меньшего  к большему и прочитайте слово.

Показывают ответы карточками с цифрами.

Показывают ответы карточками с цифрами.

Работают в парах, получив результат, поднимают вверх руки.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия; организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

РУУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке.

ПУУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

Постановка учебной задачи

Откроем учебник, стр.98, посмотрите на рисунок и расскажите, как менялось количество рыб в ведерке.

-Сколько было рыбок?

-Что произошло?

-Увеличилось или уменьшилось?(какое равенство составим)

-Что произошло потом?

Попробуйте сформулировать тему урока (увеличилось или уменьшилось)

Вывод: если добавили, то увеличилось - знак +, если взяли- то уменьшилось- знак -.

С помощью рисунка проговаривают изменения количества рыб в ведре.

С помощью учителя формулируют тему урока

Помогает учащимся формулировать тему занятия;

постановка цели занятия детьми с помощью учителя

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме  

ПУУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя  

РУУД: умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя.  

Изучение нового материала

Учебник  стр.98 №2.

 Рассмотри рисунки, расскажи, что произошло, как изменилось при этом количество тыкв в корзине?

Птиц на кусте?

Шариков в связке?

Выбери запись, подходящую к твоему рассказу.

Помочь учащимся.

Что было?

Что произошло?

Что стало?

Увеличилось или уменьшилось?

Бессмысленность ситуации 6+3(улетевшие шарики не могут вернуться в связку обратно)

Вывод: рисунок некорректен, как источник информации.

От смысла происходящего, от описания ситуации зависит выбор действия.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  

С помощью учителя отвечают на поставленные вопросы.

Выбирают запись к составленному рассказу и рисунку

Реализует построенный проект в соответствии с планом; фиксирует новые знания в речи;

устраняет и фиксирует преодоление затруднения.

ПУУД: умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

РУУД: умение работать по коллективно составленному плану.

Первичное закрепление

Рабочая тетрадь стр.56

-Что нужно сделать на первой строке?(Вставьте пропущенное число).

-Что нужно сделать на второй строке?(Вставьте пропущенный знак).

Работа с доской и наглядным материалом (дерево и Пятачок)

-Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? С кем дружит Пятачок?

Пятачок пошел в гости к другу Иа. Он прошел 5 метров, а потом…

Придумай, что произошло. Как изменилось расстояние от Пятачка до его дома.

0+5=5   5-3=3      5+3=8

Запиши равенство (раб.т.стр.56)

Выполняют задание и объясняют выбранный результат.

Составляют по картинкам задачу и предлагают решение, затем записывают решение в тетрадь. Стр.56

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

РУУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке  

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других  

ПУУД: пропедевтика решения задач

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Рабочая тетрадь стр. 56 №1 и № 2.

Прочитать задание ученикам.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  

Сейчас от каждого ряда выйдут к доске по 1 человеку и решат примеры. Все остальные будут записывать ответы простым карандашом в учебнике. Чей ряд будет быстрее работать и правильнее?

Как меняются ответы в каждом столбике? Объясните почему.

Учебник, стр.99 № 4 .

Зад.№5 из учебника вынести на доску.

-К нам снова пришел? (Пятачок), но уже другой. Он с утра проголодался и нашел под деревом 3 желудя, потом еще 2 .

-Увеличилось или уменьшилось количество желудей у Пятачка?

-Сколько всего желудей нашел Пятачок?

-Увеличилось или уменьшилось количество желудей на дубе?

-Сколько всего желудей упало с дуба?

Самостоятельно выполняют задание.

 

(На доске 3 столбика примеров)

Дети работают в паре, самостоятельно выполняют задание, проверяют и объясняют, как меняются ответы в каждом столбике.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

организует самопроверку по эталону, самооценку;

организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

РУУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке; умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  

умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

КУУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.  

ПУУД: пропедевтика решения задач.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Наш урок подходит к концу, что интересного запомнилось с урока. Вспомните, какая была тема урока, оцените свою работу  и работу своих товарищей.

-Сможем мы прикрепить веселые смайлики солнышку?

Я хочу сказать вам спасибо за работу и хочу отметить лучших математиков (детям дарю закладки с надписями- за сообразительность, за активность, ты молодец, у тебя все получится и другие, все дети получают закладку и слова благодарности)

Оценивают свою работу и прикрепляют веселых смайликов солнышку.

Фиксирует новое содержание урока;

организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

РУУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке;  умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия по математике

УМК «Планета знаний», 1 класс

Тема занятия:   Числа 1 и 2. Письмо цифры 2

Планируемые результаты:

- личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;   формирование положительной учебной мотивации, укрепление здоровья и развитие чувства взаимопомощи в коллективе.

- метапредметные:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- предметные:   ознакомить учащихся с образованием числа 2; ознакомить учащихся с цифрой 2; научить писать цифру 2.

Тип занятия: овладение новыми знаниями.

Оборудование: интерактивная доска; Башмаков М.И., Нефедова М.Г., Математика. Учебник для 1 класса, часть 1, Рабочая тетрадь, презентация «Устный счет», набор цифр для каждого ученика, магнитная доска, печатные картинки для фронтальной работы, карточки для рефлексии,  геометрический материал, иллюстрация цифры 2, иллюстрация на что похожа цифра 2, счетные палочки, осенние листья.

Этап занятия

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

Самоопределение к деятельности

Как надо приготовиться к уроку? Как сидеть за партой? Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями? Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое и постараемся помочь друг другу, если это будет необходимо.

 

Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.

Приветствуют, улыбаются друг другу.

Настраивает детей на работу, задаёт наводящие вопросы

 Актуализирует требования к ученикам со стороны учебной деятельности; создаёт условия  для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

уточняет тип урока

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.

ПУУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Актуализация  опорных знаний

.

Игра «Продолжи..».

Учитель произносит начало предложения, ученики продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы).

-Если сосна выше березы, то береза ... (ниже сосны).

-Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы ... (тоньше ствола дуба).

-Если куст шиповника ниже куста сирени, то куст сирени ... (выше куста шиповника).

- Если тропинка уже дороги, то дорога ... (шире тропинки).

-Если папа старше сына, то сын ... (младше папы).

-Какое число идет первым при счете? (Один, а не «раз»)

-Какое число следует при счете за ним?

-Назовите по порядку числа от 1 до 5, от 5 до 1.

Игра «Продолжите счет».

Учитель начинает считать, дети продолжают счет по цепочке, называя по два-три числа.

Воспроизводят знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

Активизируют соответствующие мыслительные операции, память, внимание и т.д.

 

Подготавливает мышление учащихся и осознание их потребности к построению нового способа действий

РУУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке.

 ПУУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

Постановка учебной задачи

Сравнение групп предметов.

Работа с математическим набором.

-Положите на парту столько красных кружков, сколько бабочек на наборном полотне, и столько зеленых кружков, сколько цветков,

-Каких кружков больше? Каких меньше? Как сделать так, чтобы их стало поровну?

Соотносят свои действия с используемым способом и определяют  место затруднения.

Выявляют и фиксируют в речи причину затруднения, т.е. отвечают на вопрос: «Почему оно возникло?»

Ставят цель деятельности и предлагают свои варианты формулировки темы урока, которую учитель уточняет

Помогает учащимся формулировать тему занятия;

постановка цели занятия детьми с помощью учителя

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме  

ПУУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя  

РУУД: умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя.  

Изучение нового материала

Получение числа 2.

-Сколько здесь листиков? (Один.)

-Как сделать, чтобы их стало два? Добавить еще один листик.)

-Поставим еще один листик. Сколько всего стало? (Два.)

- Как получилось два листочка? (К одному прибавили еще один.)

-Возьмите и покажите одну палочку. Возьмите в другую руку еще одну палочку. Сколько всего палочек?

- Как получилось две палочки? (Одна палочка, да еще одна папочка, получилось две палочки.)

Ученики делают вывод: 1 да 1 - это 2.

Игра «Найди два предмета».

Дети отыскивают два предмета в окружающей обстановке (два окна, два шкафа, две картины и т.д.).

-Есть такие вещи, о которых говорят «пара». Приведите примеры. (Пара варежек, пара туфель, пара лыж.) 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  

Соотносят  свои действия с используемым способом и определяют место затруднения.

Выявляют  и фиксируют в речи причину затруднения, т.е. отвечают  на вопрос: «Почему оно возникло?»

Ставят  цель деятельности и предлагают  свои варианты формулировки темы урока, которую учитель  уточняют.

Реализует построенный проект в соответствии с планом; фиксирует новые знания в речи;

устраняет и фиксирует преодоление затруднения.

ПУУД: умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

РУУД: умение работать по коллективно составленному плану.

Первичное закрепление

 Сравнение чисел 1 и 2

-Положите на верхнюю полочку наборного полотна 1 зеленый круг, а на нижнюю - столько же красных. Сколько надо положить красных кругов? Почему?

-К этому красному кругу добавьте еще один. Сколько стало красных кругов?

-Как получилось 2 красных круга?

-Каких кругов стало больше?

-Каких кругов меньше?

- Сколько красных кругов?

- Сколько  зеленых?

-Обозначьте цифрами количество кружков. Что больше: 2 или 1? Что меньше?

Решают  типовые задания на новый способ действия с проговариванием вслух  

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

РУУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке  

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других  

ПУУД: пропедевтика решения задач

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

После показа учителем дети пишут цифру 2.

-Рассмотрите образец. Напишите цифру по точкам. Сравните с образцом. Допишите цифры до конца строки.

-Поставьте точку под лучшей цифрой.

-Рассмотрите первый рисунок и скажите, сколько на нем птичек.

Закрасьте карточку с такой цифрой.

Далее дети раскрашивают карточки с цифрами самостоятельно.

Самостоятельно выполняют задание.

Осуществляют самопроверку, пошаговое сравнение с образцом, самооценку

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

организует самопроверку по эталону, самооценку;

организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

РУУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке; умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  

умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

КУУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.  

ПУУД: пропедевтика решения задач.

Включение в систему знаний

Работа по учебнику

-Найди на левой странице верхний рисунок.

- Что там нарисовано?

-Кто может прочитать задание?

Дети составляют рассказ по картинке, используя слова: один, одна, одно, два, две, двое.

Далее разбирают нижний рисунок. Дети рассказывают, где один предмет, где пара предметов.

-Какие монеты вы видите на рисунке слева?

-Сколько монет в 1 рубль? (Две.)

-Сколько монет в 2 рубля? (Одна.)

-Каких монет больше?

-Как по-разному можно показать 2 рубля?

Далее можно попросить детей рассказать по рисунку, как получить число 2.

- Рассмотрите нижний рисунок. Слева показывается, как записывается число 2. Эти Цифра 2.

- Какое время показывают часы на нижнем рисунке? Далее разбирается правая страница учебника.

-Рассмотрите и сравните верхние картинки. Посмотрите на левую картинку.

-Сколько котят было?

-Какая цифра написана под этой картинкой? (Один.)

-Посмотрите на вторую картинку. Что изменилось? (Появился еще  один котенок.)

-Что написано под второй картинкой? (1 да 1.)

- Сколько стало котят? (Котят стало 1 да 1, всего 2.)

-Сравните следующие картинки. Сколько птичек слева? (Две.)

-Что изменилось на второй картинке? (Одна птичка улетела.)

-Что написано под второй картинкой? (2 без 1.)

-Было две птички, одна улетела, стало 2 без 1. Посмотрите на последнюю картинку. Сколько стало птичек?

-Какая цифра записана под этой картинкой? Рассмотрите рисунок ниже и объясните, какие карточки перевернуты.

-А сейчас задача для смекалистых. Каким кусочком можно продолжить бусы?

Выполняют задания на тренировку ранее изученного алгоритма  

Предлагает учащимся задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным

Включает  задания на тренировку и доведение до уровня  автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, на коррекцию ошибок, на подготовку к изучению следующих тем

ПУУД:  умение анализировать,   сравнивать, обобщать, устанавливать аналогию, классификацию; понимание текста, извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств,

установление причинно-следственных связей,

выведение следствий,

самостоятельное создание алгоритмов деятельности,

выполнение действий по алгоритму, построение логической цепочки рассуждений, доказательство,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

РУУД: контроль, коррекция и оценка.

КУУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью,  формулировать и аргументировать своё мнение в коммуникации, учитывать  разные  мнения, координирование в сотрудничестве разных мнений,

использование критериев для обоснования своего суждения.

ЛУУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания 

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Наш урок подходит к концу, что интересного запомнилось с урока? Вспомните, какая была тема урока, оцените свою работу  и работу своих товарищей.

Оценивают свою работу.

Фиксирует новое содержание урока;

организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

РУУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке;  умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике 3 класс. Тема урока : " Площадь прямоугольника"

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: МатематикаУчебник: «Математика 3 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова Тема: «Площадь прямоугольника»Тип: Урок «открытия» новог...

Технологическая карта урока по математике "Числа от 0 до 10" (урок-закрепление)

Данный конспект "Числа от 0 до 10" для 1 класса. Проводится в виде игры-путешествия....

Технологическая карта урока по математике 1 класс.Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть стр. 104-105;

Тип урока- изучение нового материала. Тема урока:  "Задача".План урока.1.Организационный момент.2. Актуализация знаний и пробного учебного действия.3. Изучение нового материала.4. Первичное закре...

Технологическая карта урока по математике по теме «Число 8. Цифра 8».Урок открытия новых знаний

Класс:    1УМК: Образовательная система Школа 2100; Учебник «Моя математика»ДемидоваУчебный предмет: математика            Тема ур...

Технологическая карта урока по математике в 1 классе «Школа России» Тема урока: Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить со знаками >, <, =; научить выполнять записи с этими знаками; закреплять знания состава чисел, развивать умение рассуждать.Планиру...

Технологическая карта урока по математике. Тема урока Прямой угол.

         Технологическая  карта урока по математике....

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...