Мастер - класс по теме" Решение задач на движение"
учебно-методический материал по математике (3 класс) по теме

Цель работы: Изучить способы решения задач на движение.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тема:      Решение задач на движение.

Цели:  Изучить  способы решения задач на движение 

 Задачи: - через понятия движение, среда движения познакомить с величинами скорость, время, расстояние;

   -  создать условия для установления зависимости между величинами скорость, время, расстояние;

   - через исследование выяснить, будет ли меняться решение задачи и ответ при разном направлении движения объектов.

Оборудование: -  карточки с изображением  треугольников ,интерактивная доска, карточки с задачами

                                         

  1. .Введение « Преемственность в обучении математике  между  начальной и средней  школой»
  2. .    Актуализация знаний

3.    Знакомство с понятиями : скорость , время, расстояние

4, Практическая работа

5.     Решение сложных задач на движение через исследовательскую работу ( в группах)      

6. Рефлексия

                                                        ХОд

  1. Обучение решению задач на движение.(слайд 1,2)

При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие.  Многие учителя математики, сравнивая оценки, с которыми дети были переведены из четвёртого класса в пятый, с оценками за первую четверть, отмечают падение качества знаний.

Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием  тех методических приёмов,  которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе,  то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.

Замечено и доказано, что до 80% информации человек получает через зрительный канал. Именно этот факт является важнейшим при обучении математике в начальной школе. Это нужно учитывать и учителю математики 5 класса.  

Решение  текстовых задач, в частности задач на движение, является для учащихся  одним из трудных моментов в усвоении математики. Однако, как показывает практика, если учащиеся в 4 классе усвоили понятия «скорость», «время», «расстояние» и взаимосвязь между ними, то в 5 классе они легко решают задачи на движение.

Рассмотрим, как  можно провести ознакомление с понятиями скорость, время, расстояние 

  1. Актуализация знаний

--- Что такое движение?   (перемещение какого-то объекта)

 -Движущимися объектами могут быть живые и неживые тела,люди, животные, машины и т.д.      ( СЛАЙД 3)

--Что является средой движения?  ( дорога, воздушное пространство, водная гладь, космическое пространство  (СЛАЙД 4)

3. игра

   -        Я    называю прилагательные, а вы отвечаете, к какой величине v, t ,S они  относятся.

                    Быстрее – медленнее      (v)

                     Длиннее  - короче          ( s)

                    Раньше -   позже            (t)

--- Кто догадался, с какими величинами будем знакомиться и решать задачи?

4  Знакомство  с величинами

-Перед вами лежат треугольники, они помогут познакомиться с новыми величинами.

- Кто был в горах?  Легко или тяжело подниматься в гору? 

-  Подняться в гору тяжело, на это надо затратить много времени.  Начало нашего пути обозначим буквой  t-это время , затраченное для того, чтобы подняться в гору.    (СЛАЙД  5) 

-Обозначьте у себя на треугольнике. 

 -Поднимаясь в гору мы проходим какое- то расстояние, путь. Обозначим его s   ( слайд 6

) - При  спуске с горы скорость будет такой,  когда поднимались или изменится? Как

- Обозначим v   (СЛАЙД 7)

-Мы получили треугольник, который обозначили буквами  v, t,  s

- Этот волшебный треугольник поможет решать задачи на движение

5.  ЗАДАЧА: 1) Какое расстояние пройдёт мальчик, если шёл 3 мин. Со скоростью 50м/мин. ( v * t= s)    СЛАЙД 8        

2) Мальчик прошёл расстояние 150 м со скоростью 50 м в минуту. За какое время он прошёл этот путь?  S:v =t

3) Мальчик прошёл расстояние 150 м за 3 минуты .С какой скоростью шёл мальчик?

--- Вернёмся к треугольнику . Чтобы найти cкорость  мы  s : t

вывод!

6. РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ ( ИССЛЕДОВАНИЕ)

-- Прочитать задачу на экране.

                                   «Из двух городов А и В, расстояние между которыми 960 км шли 2 поезда. Скорость одного 80 км/ч, а скорость другого -90 км/ч. Какое расстояние между ними будет через 4 часа?

                 

--- Всё ли вам понятно?

--В каком направлении могут двигаться объекты?

-- Ваше предположение, одинаковое ли будет решение и ответ в задаче, если условие будет всё одинаковое, но поменяется направление движения?

7. Работа в группах

( каждая группа выбирает карточку с задачей)

-Смоделировать задачу и записать решение

8 Защита каждой группы

ВЫВОД:

1). -Что произойдет с расстоянием между поездами, если двигаются навстречу др. другу?    ( уменьшится) Почему?  ( скорость сближения увелич.)

960 – (80 +90) *4 =280 км

2). --В ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ?   ( расстояние

увеличится)

960 + (90+80) *4 =1640 км

3). -- в одном направлении  идут в догонку?  (s уменьшится)

80*4=320 км

90*4=360км

960-360=600км

600+320=920км на таком s  1-й п. от 2-го поезд

4). –В одном направлении, но с отставанием? (s увеличится)

80*4=320 км

90*4=360км

960-320=640км

360+640=1000км окажутся др. от др.

ВЫВОД- ПОДТВЕРДИЛИСЬ ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ?

Рефлексия  

 -Какие задания показались наиболее трудными, интересными?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ

Слайд 3

Актуализация знаний Живые тела Неживые тела

Слайд 4

Среда движения

Слайд 5

S t V

Слайд 6

S t V * : :

Слайд 7

ЗАДАЧА Из двух городов A и B , расстояние между которыми 960 км шли два поезда. Скорость одного поезда 80 км/ч, а скорость второго-90 км/ч.Какое расстояние между поездами будет через 4 часа?

Слайд 9

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 4 классе.Тема: " Решение задач на движение"

Материал содержит подробный конспект урока, мультимедийный тренажер,карточки с разноуровневыми заданиями. Рекомендуется использовать на этапе закрепления изученного материала....

Мастер-класс "Решение текстовых задач"

Методическая разработка...

Тренажёр по математике для 4 класса по теме:"Задачи на движение"

Тренажёр -отработка навыка  по математике для 4 класса по теме:"Задачи на движение"...

Мастер класс. Работа с задачами на движение.

Мастер класс. Задачи на движение....

Мастер класс на тему обучение основным движениям

Мастер класс на тему обучение основным движениям...

Мастер класс «Решение составных задач», работа со слабоуспевающими детьми 2 класс

Предмет «Математика», авторы И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. КормишинаУМК по системе развивающего обучения Л.В. ЗанковаКласс: 2Тема «Решение составных задач»Цель: сформировать умение составлять ...

Урок математики в 4 классе по теме: «Задачи на движение. Движение вдогонку». Образовательная система «Школа 2100»

Урок открытия новых знаний. Цели урока: Формирование умения проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении вдогонку, фиксировать результа...


Поиск учебных материалов