Конспект урока математики для 3 класса по теме "Решение задач с недостаточными данными"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Склярова Наталья Александровна

 - В чем особенность этой задачи?

 - Ты можешь ответить на вопрос задачи? - Если можешь, реши её.

  - Если нет, почему?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_pechat.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, садитесь.

Математику, друзья.

Не любить никак нельзя.

Очень точная наука,

Очень строгая наука,

Интересная наука-

Эта математика!(слайд 1)

Сейчас мы с вами проведем устный счет:

В саду росло 16 белых роз, а желтых – в 2 раза меньше. Сколько желтых роз?

Дети:8

Учитель: Тетрадь стоит 3 рубля, а ручка в 4 раза дороже. Сколько стоит ручка?

Дети: 12 рублей

Учитель: В поселке 20 деревянных домов, а каменных 4 дома. Сколько каменных домов в деревне?

Дети: 4 дома

Учитель: Миша сделал 2 флажка, а Дима – в 6 раз больше. Сколько флажков сделал Дима?

Дети: 12 флажков

Учитель: Слава решил 15 примеров, а Ира – 5 примеров. Во сколько раз меньше решила примеров Ира?

Дети: в 3 раза

Учитель: Бабушке 56 лет, а внуку – 8 лет. Во сколько раз бабушка старше внука?

Дети: в 7 раз

Учитель: А теперь давайте выбирем букву, соответствующую ответам

(таблица на доске)

5

8

7

12

4

3

д

з

и

а

е

ч

Дети: получилось слово ЗАДАЧИ

Учитель: Верно, сегодня на уроке мы будем совершенствовать умения решать задачи.

Учитель: Обратите внимание на карточки. Какое задание можете предложить? (Слайд 2)

Ученики предлагают варианты заданий.

  1. Этап актуализации опорных знаний и способов действий

Учитель: Выполните задание, которое предложили … и…..(решить и записать ответ)

  1. В школьном саду посадили 13 саженцев берёз, а саженцев рябин на 3 больше, чем берёз. Сколько всего высадили саженцев?

1)13+3=16

2)13+16=29

  1. Ребята на уроке технологии сделали 8 скворечников, а кормушек в 3 раза больше. Сколько всего кормушек и скворечников сделали ребята?

1)8х3=24

2)8+24=32

  1. В шахматном кружке занимаются 12 ребят, в краеведческом – в 3 раза меньше, чем в шахматном, а в туристическом столько, сколько в шахматном и краеведческом вместе. Сколько ребят посещает туристический кружок?

1)12:3=4

2)12+4=16

Учитель: Проверьте результаты своей работы? (Слайд 3)

Ученики сверяют свои ответы.

Учитель: Почему не возникло никаких вопросов?

Ученики: Мы умеем решать такие задачи.

Учитель: Что в текстах задач позволило их решить без затруднений?

Ученики: В них есть условие с необходимыми числовыми данными, понятен вопрос.

Учитель: Какова тема урока?

Ученики: Решение задач.

Учитель: Прочитаем задачу. На ферме живут 20 коров, а овец на 12 меньше, чем свиней. Сколько домашних животных живет на ферме?

      - В чем особенность этой задачи?

      - Ты можешь ответить на вопрос задачи? - Если можешь, реши её.

      - Если нет, почему?

  1. Ты заметил, что в задаче не хватает данных?

Ученики: Особенность этой задачи в том, что не хватает числовых данных.

Мы не смогли её решить, не хватает числовых данных.

Мы уже встречались с задачами с недостающими данными.

Цель урока: научиться решать задачи с недостающими числовыми данными.

Учитель: А вы сможете такие задачи решить?

Ученики: Нет.

Учитель: Тогда какую же цель поставим перед собой?

Ученики: Найти способы как изменить такую задачу, чтобы было возможно её решить.

Учитель: Как найти способы преобразования?

Ученики: Подумать, посмотреть в книге, спросить у взрослых.

  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий

1. Дополнение условия задачи. Работа в группах

Учитель: Какие преобразования вы можете сделать?

Ученики предлагают свои варианты.

Учитель открывает на доске карточки с предложенными вариантами и предлагает, обратившись к заданию учебника №124(3) (Слайд 5), уточнить, как нужно дополнить?

Ученики: Дополним так, чтобы её можно было решить.

Учитель: Обсудите в группах дополнения, внесите их в условие задачи

Прочитай текст и внеси такие дополнения, чтобы её можно было решить:

На ферме живут 20 коров,

 а овец на 12 меньше, чем свиней.

Сколько домашних животных живёт на ферме?

Выбирай дополнения (карточки):

1. 15 свиней;

2. свиней на 5 больше, чем коров;

3. свиней на 6 меньше, чем коров

4. свиней в 2 раза меньше, чем коров

5. свиней в 2 раза больше, чем коров

6. лошадей на 5 больше, чем коров

        

Ученики обсуждают, вносят в текст изменения.

Учитель: Предлагаю выйти к доске по одному представителю от группы, продемонстрировать дополнения.

Ученики читают тексты своих задач.

Учитель предлагает решить любую по выбору.

Учитель: Почему нам удалось решить задачу с недостающими данными?

Ученики: Потому что мы дополнили условие необходимыми данными.

Физминутка

2. Изменение условия задачи. Работа в группах.

Учитель: Какой ещё способ преобразования? Если дети не смогут назвать, то обратить их внимание на задание (Слайд 6).

Ученики: Можно изменить условие задачи.

Предлагаю поработать в группах.

Каждая группа получает карточку.

1. Прочитай текст и внеси изменения на слова, так, чтобы её можно было решить:

На ферме живут 20 коров, а овец на 12 меньше, чем свиней. Сколько домашних животных живёт на ферме?

Выбирай необходимые изменения:

  1. 20 свиней
  2. чем коров

3.   на 12 больше

Задания для групп:        


Ученики читают тексты своих задач.

Учитель предлагает решить полученные задачи по вариантам и сделать взаимопроверку.

Учитель: Какое преобразование задачи мы выполнили?

Ученики: Изменили текст задачи.

Учитель: Для чего мы это делали?

Ученики: Чтобы в задаче были необходимые данные, и мы могли её решить.

  1. Этап первичной проверки понимания изученного материала

Учитель: Выберите из предложенных записей задачу с недостаточными данными, используя любой из рассмотренных нами способов, преобразуйте и решите задачу. (Слайд 7)

  1. В детский сад привезли 17 мячей, 9 кукол и 13 стульев. Сколько всего игрушек привезли в детский сад?
  2. В детский сад привезли мячи, 9 кукол, а скакалок на 5 больше, чем кукол. Сколько всего игрушек привезли в детский сад?
  3. В детский сад привезли мячи, несколько кукол и 12 скакалок.

Учитель: Какую задачу преобразовывали? Почему не 1 и не 3?

Кто из вас дополнял условие? Какое из решений на слайде подходит к вашей задаче?

Кто изменял? Какое решение подходит для вас? ( слайд 8)

  1. Этап первичного закрепления изученного материала

Учитель: Прочитайте текст задачи. (Слайд 9)

В парке посадили 7 берёз, 8 клёнов  и липы. Сколько всего саженцев высадили в парке?

Подумайте, какой из способов преобразования необходимо использовать, чтобы решение задачи начиналось так:

Выбирай и заканчивай решение:

1) 8 · 2 = 14          1) 7 · 2 = 18         1) 7 - 4  = 5        1) 8 + 5 =13

Сверьтесь с решениями. (Слайд10)

  1. Этап подведения итогов урока

Учитель: Каков итог нашего урока?

Ученики: Нам удалось достичь цели.

Учитель: Какая цель стояла перед нами?

Ученики: Научиться преобразовывать задачи с недостаточными данными так, чтобы их было возможно решить.

Учитель: Как мы нашли способы достижения цели?

Ученики: Предложили сами, воспользовались книгой.

  1. Этап рефлексии

Учитель предлагает проанализировать свою работу, продолжив фразы на карточке. (Слайд 11)

1.Задачи, в которых не хватает числовых данных, это задачи с _________________________________________________________________.

2. Наиболее удобным способом преобразования для меня был способ____________________________________________________________.

3. Такие задания помогают мне развивать ______________________________.

  1. Этап информации о домашнем задании  №129, 125


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 1 класс по теме "Задачи"

Конспект урока математики 1 класс по теме "Задачи"...

Конспект урока математики 2 класс. Тема:"Решение задач"

Уонспект крока с использованием технологической карты для учащихся....

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Разные задачи" УР

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Разные задачи" УР...

План-конспект урока математики 4 класс "Учимся решать задачи"

Конспект урока математики УМК: «Перспективная начальная школа», 4 класс (Учебник «Математика» А.Л.Чекин стр. 66)Пример план-конспекта урока по решеню задач (цена, количесво, ст...

конспект урока математика 4 класс по теме Задачи на уменьшение или увеличение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме

Цели учебного занятия:   Образовательная:  создать условия  для знакомства с задачами в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.  Раз...

Конспект урока математики 2 класса. Тема урока: «Задачи, обратные данной»

Цель: создание условий для знакомства с понятием «обратная задача».Задачи:Образовательная: научить учащихся решать и составлять обратные задачи; совершенствовать вычислительные навыки.Восп...