Конспект урока математики 2 класса. Тема урока: «Задачи, обратные данной»
план-конспект урока по математике (2 класс)

Катихина Ангелина Дмитриевна

Цель: создание условий для знакомства с понятием «обратная задача».

Задачи:

Образовательная: научить учащихся решать и составлять обратные задачи; совершенствовать вычислительные навыки.

Воспитательная: воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, интерес к предмету.

Развивающая: развивать внимание, творческое воображение, математическую речь, умение работать в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Задачи, обратные данной»(2кл)96.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект урока математики 2 класса.

Тема урока: «Задачи, обратные данной»

Выполнила студентка 33 группы
Катихина Ангелина
Класс: 2 «В»
                  Дата: 07.10.22г.
Заверили:
Методист:___________Кутепова И.Н.
Учитель:___________Горбунова И.С.
Отметка:
___________

                                               

Саратов 2022 год

Цель: создание условий для знакомства с понятием «обратная задача».

Задачи:

Образовательная: научить учащихся решать и составлять обратные задачи; совершенствовать вычислительные навыки.

Воспитательная: воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, интерес к предмету.

Развивающая: развивать внимание, творческое воображение, математическую речь, умение работать в парах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы с обучающимися: фронтальная, парная и индивидуальная.

Оборудование урока: мультимедиа, презентация, карточки с заданием.

Учебник: М.И.Моро «Математика 2 класс» 1 часть, УМК «Школа России», издательство «Просвещение».

Продолжительность урока: 45 минут.

Ход урока:

 I. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Ангелина Дмитриевна. Сегодня я у вас проведу урок математики.

– Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по математическому лесу. Наше путешествие будет идти под девизом, который написан на слайде. Прочитаем его. 

Чтоб водить корабли.
Чтобы лётчиком стать
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы смекайте-ка
Где бы нам не пригодилась
Математика.

– Это девиз нашего урока. Как вы его понимаете? (Чтобы стать хорошим летчиком капитаном, надо хорошо учиться. Преодолевать трудности, стараться самим добывать знания.)

– Откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число.

– Ну, что вперёд за знаниями.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

Первая наша остановка «Соображай-ка»

1. Индивидуальная работа у доски (на местах работа в парах)

Закрепление знаний состава числа.

– Посмотрите, какие чудесные математические ёлочки. Как вы думаете, какое задание я вам хочу предложить?

– У вас на столах есть карточки с математическими ёлочками.

15

11

 7

– Каждая пара веточек даёт в сумме число, которое записано на макушке, числа на веточках могут быть однозначные и двузначные.

(Самостоятельная работа на местах в парах.)

– С какой целью выполняли это задание? (повторили состав числа, способы получения чисел 7, 11, 15).

2. Устные упражнения

– На поляне растут математические грибы. Эти грибочки необычные они волшебные. Посмотрите, какие числа записаны на шляпках грибов, поставьте их в порядке убывания (уменьшения) и вы узнаете, какое слово спряталось на грибочках. (Задание на слайде презентации) Ответ: 55, 50, 45, 35, 25, 15.

Учитель закрепляет на доске карточку со словом «задачи».

– А теперь поговорим о задаче. Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ). 

– Что мы с вами повторили, выполняя это задание? (порядок следования двузначных чисел при счёте).

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Следуем на остановку «Глазково»

– Ребята сейчас мы попадём на лесную игровую полянку, где вам нужно глазками следить за движениями предметов. 

– Посмотрите, сегодня к нам на урок снова пришел «Учёный Математик». 

– Как вы думаете, зачем он к нам пришёл? Что-то он не весёлый. Может быть, что-нибудь случилось? (У «Математика» в руках листочек с буквами).

– Оказывается, Математик так спешил к нам, что пока бежал у него по листочку все буквы рассыпались. Поможем «Математику» расшифровать слово? Поставьте буквы в порядке возрастания их высоты и узнаете слово.
- Какое слово получилось? (Обратные).

– Итак, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Решать обратные задачи). 

– Я думаю, что вы не сможете мне ответить на вопрос: «Что такое обратная задача?».

– Вот поэтому сегодня мы будем исследователями, понаблюдаем и разрешим данную проблему.

V. Реализация построенного проекта выхода из затруднения.

Вот и добрались до остановки «Задачкино» 

(Задачи на слайдах)

– Прочитайте тексты. Это одна и та же задача? В чём сходство? О чем говориться в задаче? (О кленовых и дубовых листочках, сколько упало листочков на землю). В чём отличие?

  1. На землю с деревьев упало 5 дубовых и 6 кленовых листочков. Сколько всего на земле листочков?
  2. В лесу листопад. На землю с деревьев упало 11 листочков. Кленовых было 6. Сколько на земле дубовых листочков?
  3. В лесу листопад. На землю с деревьев упало 11 листочков. Из них было 5 дубовых. Сколько на земле кленовых листочков?

– Прочитайте первую задачу. О чем говориться в задаче? (Дубовых – 5 л., кленовых – 6 л., не знаем, сколько всего на земле листочков).

– Впишите самостоятельно на карточках данные, которые известны и неизвестны в задаче.

https://urok.1sept.ru/articles/627314/01.gif

Решение:

1) 5 + 6 = 11 (л.)

Ответ: 11 листочков.

– Прочитайте вторую задачу. О чем говориться в задаче? (О кленовых и дубовых листочках, сколько упало листочков на землю).

– Чем задача, похожа на предыдущую и чем отличается от неё? (В обеих задачах речь идёт о кленовых и дубовых листочках, и в той, и другой

задаче на земле 6 кленовых листочков В первой задаче известно, что упало

5 дубовых листочков и нужно узнать, сколько всего упало на землю листочков с двух деревьев, во второй задаче известна общее количество листочков и нужно узнать, сколько на земле дубовых листочков.)

– Запишите кратко условие.

https://urok.1sept.ru/articles/627314/02.gif

Решение:

1) 11 - 6 = 5 (л.)

Ответ: 5 листочков.

– Что вы можете сказать о решениях этих задач?

– Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие? (Известно, сколько всего упало кленовых и дубовых листочков, и на земле кленовых листочков. Не знаем, сколько дубовых.)

– Что надо узнать? Запишите задачу кратко.

https://urok.1sept.ru/articles/627314/03.gif

Решение:

1) 11 - 5 = 6 (л.)

Ответ: 6 листочков.

– Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи.)

– Внимательно посмотрите на решения задач. Чем они похожи? (Числовыми данными.) 

- Чем отличаются? (Действиями:1) +; 2) -; 3) -.)

– Как назовем вторую и третью задачи? (Обратными, первой.)

– Конечно, это обратные задачи.

– В какой форме мы записали задачи? (в форме краткой записи).

– Кто может рассказать «Математику» о том, как понял, что такое обратная задача? (Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится не известным, а неизвестное известным), называются обратными первой).

№1 (стр.26) – решение задач.

(Устное выполнение)

- Прочитайте первую задачу.

- Ответьте, на вопрос задачи. (Блокнот и карандаш стоили 10 руб.)

- Как вы узнали? (6 + 4 = 10 (руб.))

- Прочитайте следующую задачу. Известно ли, сколько стоила вся покупка? (Да, 10 рублей).

- Что сейчас неизвестно в задаче? (Сколько стоил карандаш).

- Как узнать? (10 – 6 = 4 (руб.))

- Кто догадался, что будет неизвестно в следующей задаче? (Сколько стоил блокнот).

- Прочитайте задачу. Правильно ли вы предположили?

- Как узнать, сколько стоил блокнот? (10 – 4 = 6 (руб.))

- Как называются вторая и третья задачи?

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Теперь отправляемся на остановку  «Закрепляй-ка»

Игра в группах «Поиск обратных задач».

Учитель показывает на слайде презентации несколько задач. Дети находят среди них обратные.

1. В вазах 15 нарциссов. В первой вазе 7 нарциссов. Сколько нарциссов во второй вазе?

- В первой вазе 7 нарциссов, а во второй на 4 нарцисса больше. Сколько всего нарциссов?

- В первой вазе 7 нарциссов, а во второй 8 нарциссов. Сколько всего нарциссов в вазах?

- В вазах 19 нарциссов. В первой вазе 7 нарциссов. Сколько нарциссов во второй вазе?

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А теперь остановка «Решай-ка»

№2 (стр.26)

- Прочитайте задачу. Запишите её кратко.

условие.png

(Можно также выполнить рисунок или схематический чертёж).

схема.png

- Решите задачу самостоятельно. Составьте и решите обратные задачи. Вариант 1 решает задачу с вопросом «Сколько Володя поймал лещей?», вариант 2 – с вопросом «Сколько Володя поймал окуней?».

        - Проверьте, верно, ли вы выполнили задание, сверив свои ответы с эталоном на слайде презентации.

№2.jpg

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

– Что такое обратная задача? (Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится не известным, а неизвестное известным), называются обратными первой).

– Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи).

– Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их).

– Что ещё нового мы узнали? В каком виде можно оформить кратко задачу? (схематический рисунок).

Переходим к выполнению № 4 (стр.26)

Решение:

№4.jpg

Выполняем № 5 (стр.26)

Решение:

У Юры пудель (не овчарка и не такса).

У Димы овчарка (не такса).

Осталась овчарка, она у Алёши.

 IX. Рефлексия учебной деятельности.

– Вспомните девиз нашего путешествия.

– Мы сегодня с вами хорошо поработали, и я считаю, что из вас должны получиться хорошие и летчики и капитаны и вы сможете для себя выбрать любую другую нужную профессию. Математические знания важны для всех сфер деятельности.

– Посмотрите, как смотрит на нас Математик. Он улыбается. Почему? (Доволен тем, как мы поработали на уроке исследователями). 

– Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

– Какие задачи называются обратными?

– Кто испытывал трудности при работе?

– Какие? Что нужно сделать, чтобы их устранить?

Домашнее задание: стр.26 №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: "Решение задач на деление с остатком"3 класс (Программа "Школа России")

Урок был проведён после зимней экскурсии в лес. Материалы урока связаны с наблюдениями детей во время экскурсии....

Конспект урока математики по теме "Решение задач на движение", 4 класс

Урок математики по теме "Решение задач на движение", 4 класс по УМК ""Начальная школа XXI века"....

Конспект урока математики по теме: "Решение задач на деление". 3 класс по программе 7 вида.

Материал содержит конспект урока закрепления по математике по программе обучения детей с зпр. Урок построен в игровой форме, с учётом индивидуального подхода к учащимся....

Презентация и конспект урока математики по теме "Решение задач с избыточными данными", 3 класс, ПНШ

Материал содержит разработку урока математики "Решение задач с избыточными данными" по учебнику Чекина 3 класс, презентацию к уроку для интерактивной доски....

Конспект урока математики по теме: «Решение задач на нахождение скорости движения» 3 класс

Урок математики в 3 классе по теме "Решение задач на нахождение скорости движения" с использованием интерактивноко метода кластер и технологической карты урока....

Конспект урока математики на тему: "Составные задачи на сложение и вычитание" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с составными задачами на сложение и вычитание; с определением «составная задача» Планируемые результаты Предметные: знать определение «...

Конспект урока математики по теме: "Решение задач на движение" 4 класс. УМК "Школа России"

Цель урока: развитие умения устанавливать взаимосвязи и закономерности между различными математическими объектами и величинами....