Урок математики в 4 классе по теме "Деление величин".
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Тихомирова Ирина Альбертовна

Урок математики по системе Л.В.Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika._4_klass._delenie_velichin.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Тихомирова И.А.

                 МБОУ «СОШ №13»

                г.Северодвинск

               

                                      Урок математики,  4 класс (система Л.В.Занкова)

Тема: Действия с величинами. Деление величин.

Цели: 1) Познакомиться со способом деления величины на величину и делением величины на

               число.

           2) Формировать умение преобразовывать, сравнивать, делить и  умножать величины;

               применять полученные знания при решении задач.

           3) Продолжать работу по формированию УУД:

              - понимать роль математических знаний в жизни человека;

              - формировать самооценку на основе данных критериев успешной учебной

                деятельности;

              - планировать свои действия в соответствии с учебной задачей и инструкцией

               учителя;

             - строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения; проводить сравнения;

             - принимать активное участие в работе парами.

Оборудование:

 - интерактивная доска; флипчарт для урока;

  - определения – опоры;

  - карточки для работы в парах;

  - карточки для самостоятельной  работы;

  - учебник «Математика», И.И.Аргинская, 4 класс, 2 часть

Условные обозначения в конспекте:

РП-работа в парах

СП-самопроверка

СО-самооценка

ВП-взаимопроверка

ВО-взаимооценка

УЗ-учебная задача

УД-уровневая дифференциация

ИД-интерактивная доска

I. Организационный момент.

II.Мотивация. Актуализация знаний.

   1. Устный счет.

    Предлагаю провести наш урок под девизом: « От маленьких ..... – к большим открытиям».

 А от чего «маленьких», вы узнаете, когда выполните вычисления и расположите ответы в порядке убывания .

     Б           5600:8

     Е           750 :15            

     О          260 * 3                                                                                

     Р           460 *2

     Л           130 * 5

     М          84:21

     П           230 *6

          ПРОБЛЕМ

   СП + СО + ученику поставить оценку за работу

2. Повторение изученного материала.

Для того, чтобы у нас с вами не было больших проблем, а были только большие открытия, необходимо повторить материал, который пригодиться на уроке.

- Над какой темой мы сейчас работаем на уроках математики?

                                     Тема  ДЕЙСТВИЯ С ВЕЛИЧИНАМИ      

РП     Предлагаю поработать в парах. Отметьте на карточке те функции, которые  мы уже научились выполнять по теме «Действия с величинами»

  • Решать уравнения с величинами                                  НАУЧИЛИСЬ:
  • Возводить в степень
  • Классифицировать
  •  Преобразовывать
  • Увеличивать и уменьшать
  • Сравнивать
  • Складывать, вычитать, умножать

Проверка: пары говорят ответы, учитель вывешивает на доске

-Кто согласен? У кого есть возражения?

                                                          Интерактивная доска (ИД)

 1 слайд.

Первое задание  – классификация . Рассмотрите математические записи и разбейте на группы.

    5ч43мин            9сут.     645м            768кг    5дм6см3мм      6т8ц        у+28=500       97< а-39    

-По какому признаку делили на группы? ( единицы массы, единицы времени, единицы длины,

выражения).

-Как иначе можно сгруппировать эти записи? (величины, в записи которых использована одна единица измерения; величины, в записи которых использовано несколько единиц измерения; математические выражения).

2 слайд. «Волшебный тоннель»

РП    Преобразуйте предложенные величины в наименьшую :

         5ч43мин                               343мин

         5дм6см3мм                         563мм

         6т8ц2кг                                6802кг                                      

          9дм2 4см2                             904см2

  СП + СО   кто первый справится – перетаскивает ответы через «тоннель»

3 слайд.

   Мы уже умеем складывать, вычитать, умножать величины.

РП    Предлагаю поработать в парах и выполнить действия с величинами:

 8т 120кг + 7ц =

 6км345м – 3ч25мин =

7м17см* 4 =

ПС – Почему не смогли решить второе выражение? Что мы должны помнить при сложении и вычитании величин? ( вывесить в НАУЧИЛИСЬ

                                       - складываем и вычитаем величины с одинаковым наименованием)

- По какому алгоритму выполняли сложение и умножение?

                                           АЛГОРИТМ (вывесить в НАУЧИЛИСЬ)

                                                                Ф/МИН

III. Новый материал.

-Какое действие с величинами мы ещё не умеем выполнять?

-Конкретизируем тему урока : ДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИН.

УЗ (Учебная задача)

– Чему будем учиться на уроке? (делить величины) – вывесить справа   УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

                                                                                                                                        НАУЧИТЬСЯ

                                                                                                                                 

ПС – Как вы думаете, если величины мы складываем, вычитаем, умножаем по одному  

         алгоритму, то делить величины тоже будем по этому же алгоритму?

 - Кто считает, что ДА? Кто- НЕТ?  А кто сомневается?

- Какую ещё УЗ поставим на урок?

Проверить: действует ли данный алгоритм при делении величин или существует другое

                     правило?

                                           

Попробуем разделить величины:          72кг : 18 = 4

                                        -Почему не надо преобразовывать?

                                                                   72кг : 18кг=4

                                        -Почему не надо преобразовывать?

-Действует алгоритм? (пока нет)

-Кто согласен с написанными ответами? Кто не согласен? Почему?

ПС                   Какие из этих математических записей верны?

                        72кг : 18 = 4                         72 кг : 18 кг = 4

                        72 кг : 18 = 4 кг                 72 кг : 18 кг = 4 кг

Выполняя деление величин, мы должны запомнить несколько правил:

1. При делении величины на число в результате получается величина.

2. При делении величины на величину в результате получается число (разы).  Вывесить в УЗ

72 кг : 18 кг = 4 раза по 18кг содержится в 72 кг (хором повторить)

Закрепим это правило. Предлагаю математический диктант, в тетради записываем только одни ответы или ответы с наименованием:

56т : 2т =        Проверим:   28

180кг : 3=                            60кг

72км : 6км =                        12

96мин : 6 =                          16мин

240ц : 4 ц =                          6

-Оцените правильность выполнения диктанта? Кто отлично справился с заданием? Кому было трудно?

- Чему учились, выполняя это задание?

                                                     20м 88см : 72 см =

-Как решить это выражение? Кто желает у доски?   ( 1 ученик у доски, с комментированием)

-Почему ответ 29, а не 29см?

- Прочитайте ответ : 29 раз по 72 см содержится в 20м88см.

- В решении данного выражения ты воспользовался каким  алгоритмом? Какой вывод мы можем сделать?

При делении величин пользуемся тем же алгоритмом, что и при сложении, вычитании и умножении.

- Где мы можем убедиться в правильности нашего вывода-предположения?

Учебник, стр. 63 – правило.

Это следующее правило, которое мы должны запомнить, выполняя деление величин.

                      УЗ: ДЕЛИМ ВЕЛИЧИНЫ В ОДИНАКОВЫХ ЕДИНИЦАХ ИЗМЕРЕНИЯ

                                                   

                                                                    ИД

IV. Первичное закрепление. Самостоятельная работа. УД

     Предлагаю вам закрепить новый материал и поработать самостоятельно по уровням.

  а)  Кто затрудняется самостоятельно решать данные выражения, работает вместе со мной.

      Учебник, с. 63 № 391 (3)

  б)  Кто уверен, что может сам решить выражения, работают самостоятельно, выбрав уровень сложности по   силам:

1 уровень:  2км 361м : 3 = 787м

2 уровень: 8т 4ц : 1ц 20кг = 70

3 уровень: 129 м 60см : 54 : 4см = 60

             СП + СО

                                                            Ф/мин  

V.  Работа с задачей.

- Где нам могут пригодиться умения делить, умножать, складывать, вычитать величины?

( при решении задач)

Учебник, стр. 65 № 396 (1)

- читаем задачу

-составим план решения задачи: 1) площадь пластинки

                                                         2) площадь листа

                                                         3) количество пластин

-Кто желает поработать у доски?                              

Обратите внимание: 528 см2 : 48см2 = 11 ( пластин)

-Почему пластин, а не см2?

-Прочитаем ответ: 11 пластин (или раз) содержится по 48 см2 в 528 см2

- Какое правило применили в задаче?

VI. Итог урока.

Вернемся к началу урока, нашему девизу «От маленьких проблем -  к большим открытиям».

- Какое открытие сделали сегодня на уроке для себя?

- Чему учились на уроке?

- СО   Оцените сегодняшний урок.

- Что было трудно на уроке?

VII. Первичный контроль.

 Предлагаю проверить, как хорошо вы усвоили сегодняшний материал.

                                      Тест ( на карточках).                  

                                   

1. Выберите правильное значение выражения:   20км 880м : 4 =

  а) 5220                б) 5км220м             в) 52км20м           г)522км

2. Выберите правильное значение выражения:   1т 200кг : 6ц =

  а) 20кг                б) 2ц                 в) 2            г) 20

3. Верно ли решено выражение:  4м5дм8см : 2 = 2м 2 дм 9 см

   а)  да                            б) нет

4. . Верно ли решено выражение: 5кг250г : 50 г = 105г

   а)  да                            б) нет

ВП + ВО      открыть ответы на ИД

-Кто отлично справился с тестом?

VIII. Домашнее задание.

      Арг. с. 60 № 385 – по группам, кто желает, выполняет задание обеих групп,

              с. 63 выучить правило

                                                         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку математики 1 класс "Измерение величин"

Презентация к уроку математики для 1 класса по системе Элькони - Давыдова....

Урок математики 4 класс «Cложение и вычитание величин»

Урок математики 4 класс «Cложение и вычитание величин»Цель: познакомить детей с устным и письменным приемом сложения и вычитания величин...

Презентация к уроку математики 4 класса по теме"Величины"

Эта презентация к уроку математики в 4 классе  по программе "Школа России" "Закрепление по теме: "Величины"...

Урок математики 4 класс "Сложение и вычитание величин . Памятники Кремля (урок-путешествие)".

Закрепление приема письменного сложения и вычитания  величин -Совершенствование вычислительных навыков и умениий  решать задачи, уравнения;  Повторение единиц длины, массы, времени...

Урок математики 4 класс система Занкова по теме: Деление величины на величину, выраженную другой единицей ее измерения

Конспект урока входит в систему  занятий по математикеи наглядно отображает алгоритм построения урока с включением элементов ФГОС...

План-конспект урока математики "Сравнение, сложение и вычитание величин", тип урока - рефлексия. 1 класс "ОС Школа 2100"

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО УЧЕБНИКУ Т. Е. ДЕМИДОВОЙ, С.А. КОЗЛОВОЙ (ОС ШКОЛА 2100). ПО ТЕМЕ "СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ВЕЛИЧИН". ТИП УРОКА - РЕФЛЕКСИЯ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ, ОТРАБОТК...