Конспект с презентацией
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Суворова Ирина Дмитриевна

Тема " Объединение множеств"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл " Объединение множеств"892.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Математика, 3-ий класс.

                                                                       

 Урок 75 (§ 2.22).

Учитель Суворова И.Д.

Дата проведения:21.01.2016 год

Тема: Объединение множеств (Урок сообщения нового знания)

Цели: 1. Закреплять представления о понятиях «множество» и «элемент множества».

            2. Закреплять представления о способах задания множеств.

            3. Закреплять представления о понятии «подмножество» и соответствующих ему графических моделях множеств в виде диаграмм Эйлера–Венна.

            4. Учиться читать и понимать высказывания с кванторами общности.

            5. Ввести понятие «пересечение» множеств и соответствующую ему графическую модель в виде диаграмм Эйлера–Венна.

            6. Решать задачи с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств».

            7. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.

             8. Развивать  интерес к предмету.

(Внимание: для практической работы по решению задач с множествами нужен счётный материал).

 Примечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.

      Этапы урока

                                                Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

- Посмотрите на доску. Кто увидел закономерность-садится.

876,776,676,…,…,…

-Какую закономерность увидели?

2. Устный счёт

А) Вычислите.

200 + 300=500                33 : 3=11        

120 + 90=210                600 : 100=6        

800 – 500=300                5 • 100=500        

320 + 400=720            700 : 7=        100        

720 + 80= 800             150:5=30

960-70= 890                81:9=9

865-65= 800               18 • 3=54

Б) Сколько мм в 30 см, дм в 5 м, суток в 48 часах, минут в 3 часах, часов в 600 минутах, кв.м в 500 кв. см.

3. Введение в тему урока.

 -Посмотрите на экран, что вы видите? ( звёздное небо).

-Можем мы пересчитать звёзды на небе? А что мы можем сказать о данном множестве звёзд?  По каким признакам можно разделить их на части? ( цвет, размер) У вас на столах листочки, это макеты звёздного неба. ( 1 на парту) С помощью кругов Эйлера Венна изобразите множество больших звёзд. (выполнение задания). Назовём это множество А.

- Ребята, вы выделили ещё один признак-цвет, как вы думаете от чего зависит цвет звезды. ( предположения детей).  Цвет зависит от величины и удалённости от Земли. Обсудите в парах и покажите на диаграмме множество звёзд красного цвета. ( выполнение и сравнение с образцом).

-Назовём это множеством В. Заштрихуйте зелёным цветом пересечение этих множеств. Запишите это высказывание при помощи математических знаков. ( АВ) Сравните с образцом.

- Заштрихуйте простым карандашом все звёзды, которые входят в оба множества. Запишите это с помощью математических знаков.  

Познавательные УУД

Развиваем умения:          

1 ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 

II. Постановка учебной задачи.

Планирование своей деятельности.

3  4  5  3

  1. – Почему задание было одно, а записи получились разные?

-Кто вообще не выполнил задание?

- В чём возникло затруднение?

- Какой вопрос возник? (Что за операция и как её обозначать?)

- Какова цель урока? (Найти знак для обозначения данной операции)

2. – Давайте составим план своих действий. ( этапы на доске)

1. Наблюдение над материалом.

2. Выявление затруднения.

3. Решение затруднения.

4.Применение  полученных знаний.

4  - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 

5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:

 - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

III. Открытие детьми знаний.

- Начнём наше исследование. Приготовьте ваши руки. Издавна, учёные при изобретении математических символов пользовались кистью своей руки. Как обозначали цифру 1?-один палец. Цифру два-двумя. Пять-всей ладонью. Для пересечения-две ладони. Покажите пересечение при помощи кистей.

- А теперь придумайте как показать руками, что мы собираем все элементы в единое целое. Напишите этот знак. На что похож он?

- Поздравляю вас с открытием нового знака. Нам осталось дать название данной операции. Что мы сделали со всеми элементами двух множеств? ( объединили)

-Как будет называться эта операция? ( Объединение)

- Вернёмся к затруднению, возникшему в начале урока. Можете ли вы теперь записать объединение двух множеств. Запишите. (АВ)

 

IV.   Первичное закрепление (применяем…).

3  4  5  3

Работа в парах.

-Сколько пунктов плана мы уже выполнили.

- Что нам осталось сделать?

1. Задание № 2, с. 54

- Назовите элементы первого множества.

- Назовите элементы второго множества.

- Назовите элементы объединения этих множеств.

- Объясните ответ Коли.

- Оцените свою работу.

(Где допустили ошибку. Каких знаний не хватило. Что должны сделать чтобы не допускать ошибки.)

4  5  3  4  5

Парно-групповая работа.

3. Задача № 4, с. 55

Цель работы:

- рассмотреть случай объединения пересекающихся конечных множеств;

- в ходе решения этой задачи дети должны понять, что при подсчёте числа элементов в объединении конечных пересекающихся множеств нужно сначала сложить число элементов в каждом из его частей (подмножеств), а затем вычесть число элементов в пересечении подмножеств.

- Прочитайте задачу Вити.

- Давайте смоделируем условие этой задачи счётным материалом.

- Положите на парты по четыре красных кружка  (друзья,

играющие в футбольной команде) и по пять, допустим, синих кружков (друзья, играющие в волейбольной команде).

- Что можно узнать по этой модели? Объясните.

а)  (Если бы одна часть друзей Вити занималась только футболом, а другая часть только волейболом, то в футбольной и волейбольной командах играли бы 4 + 5 = 9 (человек)

- Какую часть условия ещё надо смоделировать? Объясните.

б) (Часть друзей Вити (3 человека) играют в обеих командах. Чтобы это показать, надо наложить друг на друга по 3 синих и красных кружка. Это и есть число друзей Вити, играющих в обеих командах).

- Запишите решение задачи выражением. Объясните это решение.

 (Сначала находим общее число элементов двух подмножеств, а затем вычитаем число элементов в их пересечении)

Ответ: 4 + 5 – 3 = 6 (чел).

- Рассмотрите рисунок и придумайте похожую задачу.

Проверка решения у доски по алгоритму самооценки.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

-- Какого уровня сложности было задание?

-- Оцените свою работу.

- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?

7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту. 

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после

предварительного обсуждения;

2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3 – составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

4 – работая по плану, сверять

свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:          

1 - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить

свою точку зрения;

4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить

вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;

отделять новое от известного;

выделять главное; составлять план;

ТОУУ

5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

V. Тренинг (выбираем и тренируемся).

4   5

Самостоятельная работа.

 Задание № 6, с. 55

Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму самооценки.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

-- Какого уровня сложности было задание?

-- Оцените свою работу.

- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?

Личностные результаты:

1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 

ТОУУ

2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

V.    Рефлексия. Итог урока.

- Что нового вы узнали  сегодня на уроке?

- Чему научились?

 - Какие  задачи решали?

- Всё ли получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

- Посмотрите в свои листы самооценки и поставьте себе отметку за работу на уроке. Передайте листочки мне.

VI.  Возможное

домашнее задание.

Задания 5, 7, с. 55

Возможна работа с дидактическими материалами.

 

Суворова И.Д.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Пернатые изобретатели"

Конспект урока с презентацией по учебнику Вахрушева, УМК "Школа 2100"...

Конспект и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Н.Носов На горке"

Это урок знакомства с новым произведением Носова. Для повторения пройденного используется викторина по произведениям  писателя для детей.   К уроку прилагается презентация. Размеры през...

конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"

Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме "Членистоногие"

Для мотивации к уроку использованы видеофрагменты, загадки, ответы детей на вопросы учителя подтверждаются текстом учебника....

Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"

Материал конспекта соответствует  слайдам презентации. Готовый материал для работы....

По сказочной стране Геометрии (конспект с презентацией)

Урок математики в коррекционной школе VIII вида.  Фронтальное повторение геометрического материала и индивидуальная работа с геометрическими фигурами с элементами контроля самоконтроля: решаются...