Главные вкладки

    Конспект с презентацией
    методическая разработка по математике (3 класс) по теме

    Суворова Ирина Дмитриевна

    Тема " Объединение множеств"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл " Объединение множеств"892.12 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                      Математика, 3-ий класс.

                                                                           

     Урок 75 (§ 2.22).

    Учитель Суворова И.Д.

    Дата проведения:21.01.2016 год

    Тема: Объединение множеств (Урок сообщения нового знания)

    Цели: 1. Закреплять представления о понятиях «множество» и «элемент множества».

                2. Закреплять представления о способах задания множеств.

                3. Закреплять представления о понятии «подмножество» и соответствующих ему графических моделях множеств в виде диаграмм Эйлера–Венна.

                4. Учиться читать и понимать высказывания с кванторами общности.

                5. Ввести понятие «пересечение» множеств и соответствующую ему графическую модель в виде диаграмм Эйлера–Венна.

                6. Решать задачи с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств».

                7. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.

                 8. Развивать  интерес к предмету.

    (Внимание: для практической работы по решению задач с множествами нужен счётный материал).

     Примечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.

          Этапы урока

                                                    Ход урока

    Формирование УУД,

    ТОУУ

    (технология оценивания учебных успехов)

    I. Актуализация знаний.

    1. Организационный момент.

    - Посмотрите на доску. Кто увидел закономерность-садится.

    876,776,676,…,…,…

    -Какую закономерность увидели?

    2. Устный счёт

    А) Вычислите.

    200 + 300=500                33 : 3=11        

    120 + 90=210                600 : 100=6        

    800 – 500=300                5 • 100=500        

    320 + 400=720            700 : 7=        100        

    720 + 80= 800             150:5=30

    960-70= 890                81:9=9

    865-65= 800               18 • 3=54

    Б) Сколько мм в 30 см, дм в 5 м, суток в 48 часах, минут в 3 часах, часов в 600 минутах, кв.м в 500 кв. см.

    3. Введение в тему урока.

     -Посмотрите на экран, что вы видите? ( звёздное небо).

    -Можем мы пересчитать звёзды на небе? А что мы можем сказать о данном множестве звёзд?  По каким признакам можно разделить их на части? ( цвет, размер) У вас на столах листочки, это макеты звёздного неба. ( 1 на парту) С помощью кругов Эйлера Венна изобразите множество больших звёзд. (выполнение задания). Назовём это множество А.

    - Ребята, вы выделили ещё один признак-цвет, как вы думаете от чего зависит цвет звезды. ( предположения детей).  Цвет зависит от величины и удалённости от Земли. Обсудите в парах и покажите на диаграмме множество звёзд красного цвета. ( выполнение и сравнение с образцом).

    -Назовём это множеством В. Заштрихуйте зелёным цветом пересечение этих множеств. Запишите это высказывание при помощи математических знаков. ( АВ) Сравните с образцом.

    - Заштрихуйте простым карандашом все звёзды, которые входят в оба множества. Запишите это с помощью математических знаков.  

    Познавательные УУД

    Развиваем умения:          

    1 ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

    2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

    3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 

    II. Постановка учебной задачи.

    Планирование своей деятельности.

    3  4  5  3

    1. – Почему задание было одно, а записи получились разные?

    -Кто вообще не выполнил задание?

    - В чём возникло затруднение?

    - Какой вопрос возник? (Что за операция и как её обозначать?)

    - Какова цель урока? (Найти знак для обозначения данной операции)

    2. – Давайте составим план своих действий. ( этапы на доске)

    1. Наблюдение над материалом.

    2. Выявление затруднения.

    3. Решение затруднения.

    4.Применение  полученных знаний.

    4  - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 

    5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

    6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:

     - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    III. Открытие детьми знаний.

    - Начнём наше исследование. Приготовьте ваши руки. Издавна, учёные при изобретении математических символов пользовались кистью своей руки. Как обозначали цифру 1?-один палец. Цифру два-двумя. Пять-всей ладонью. Для пересечения-две ладони. Покажите пересечение при помощи кистей.

    - А теперь придумайте как показать руками, что мы собираем все элементы в единое целое. Напишите этот знак. На что похож он?

    - Поздравляю вас с открытием нового знака. Нам осталось дать название данной операции. Что мы сделали со всеми элементами двух множеств? ( объединили)

    -Как будет называться эта операция? ( Объединение)

    - Вернёмся к затруднению, возникшему в начале урока. Можете ли вы теперь записать объединение двух множеств. Запишите. (АВ)

     

    IV.   Первичное закрепление (применяем…).

    3  4  5  3

    Работа в парах.

    -Сколько пунктов плана мы уже выполнили.

    - Что нам осталось сделать?

    1. Задание № 2, с. 54

    - Назовите элементы первого множества.

    - Назовите элементы второго множества.

    - Назовите элементы объединения этих множеств.

    - Объясните ответ Коли.

    - Оцените свою работу.

    (Где допустили ошибку. Каких знаний не хватило. Что должны сделать чтобы не допускать ошибки.)

    4  5  3  4  5

    Парно-групповая работа.

    3. Задача № 4, с. 55

    Цель работы:

    - рассмотреть случай объединения пересекающихся конечных множеств;

    - в ходе решения этой задачи дети должны понять, что при подсчёте числа элементов в объединении конечных пересекающихся множеств нужно сначала сложить число элементов в каждом из его частей (подмножеств), а затем вычесть число элементов в пересечении подмножеств.

    - Прочитайте задачу Вити.

    - Давайте смоделируем условие этой задачи счётным материалом.

    - Положите на парты по четыре красных кружка  (друзья,

    играющие в футбольной команде) и по пять, допустим, синих кружков (друзья, играющие в волейбольной команде).

    - Что можно узнать по этой модели? Объясните.

    а)  (Если бы одна часть друзей Вити занималась только футболом, а другая часть только волейболом, то в футбольной и волейбольной командах играли бы 4 + 5 = 9 (человек)

    - Какую часть условия ещё надо смоделировать? Объясните.

    б) (Часть друзей Вити (3 человека) играют в обеих командах. Чтобы это показать, надо наложить друг на друга по 3 синих и красных кружка. Это и есть число друзей Вити, играющих в обеих командах).

    - Запишите решение задачи выражением. Объясните это решение.

     (Сначала находим общее число элементов двух подмножеств, а затем вычитаем число элементов в их пересечении)

    Ответ: 4 + 5 – 3 = 6 (чел).

    - Рассмотрите рисунок и придумайте похожую задачу.

    Проверка решения у доски по алгоритму самооценки.

    Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

    – Что вам нужно было сделать в задании?

    – Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

    – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

    – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

    -- Какого уровня сложности было задание?

    -- Оцените свою работу.

    - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?

    7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту. 

    Регулятивные УУД:

    Развиваем умения:          

    1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после

    предварительного обсуждения;

    2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

    3 – составлять план решения отдельной учебной задачи

    совместно с классом;

    4 – работая по плану, сверять

    свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

    5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Коммуникативные УУД

    Развиваем умения:          

    1 - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

    2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

    3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить

    свою точку зрения;

    4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить

    вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;

    отделять новое от известного;

    выделять главное; составлять план;

    ТОУУ

    5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    V. Тренинг (выбираем и тренируемся).

    4   5

    Самостоятельная работа.

     Задание № 6, с. 55

    Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму самооценки.

    Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

    – Что вам нужно было сделать в задании?

    – Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

    – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

    – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

    -- Какого уровня сложности было задание?

    -- Оцените свою работу.

    - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?

    Личностные результаты:

    1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 

    ТОУУ

    2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

    V.    Рефлексия. Итог урока.

    - Что нового вы узнали  сегодня на уроке?

    - Чему научились?

     - Какие  задачи решали?

    - Всё ли получалось?

    - Над чем ещё надо поработать?

    - Посмотрите в свои листы самооценки и поставьте себе отметку за работу на уроке. Передайте листочки мне.

    VI.  Возможное

    домашнее задание.

    Задания 5, 7, с. 55

    Возможна работа с дидактическими материалами.

     

    Суворова И.Д.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Пернатые изобретатели"

    Конспект урока с презентацией по учебнику Вахрушева, УМК "Школа 2100"...

    Конспект и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Н.Носов На горке"

    Это урок знакомства с новым произведением Носова. Для повторения пройденного используется викторина по произведениям  писателя для детей.   К уроку прилагается презентация. Размеры през...

    конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"

    Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...

    Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме "Членистоногие"

    Для мотивации к уроку использованы видеофрагменты, загадки, ответы детей на вопросы учителя подтверждаются текстом учебника....

    Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"

    Материал конспекта соответствует  слайдам презентации. Готовый материал для работы....

    По сказочной стране Геометрии (конспект с презентацией)

    Урок математики в коррекционной школе VIII вида.  Фронтальное повторение геометрического материала и индивидуальная работа с геометрическими фигурами с элементами контроля самоконтроля: решаются...