Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Пернатые изобретатели"
материал (окружающий мир) по теме

Белова Лариса Сергеевна

Конспект урока с презентацией по учебнику Вахрушева, УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Pernatye_izobretateli.zip2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная образовательная школа №7 города Белово»

Разработка урока

по окружающему миру

в 3 классе

по теме « Пернатые изобретатели »

по учебнику А.А.Вахрушева

Составитель:

учитель начальных классов

Белова Лариса Сергеевна

Белово 2010

Тема урока: « Пернатые изобретатели »

Цель урока:  создание условий для выявления обучающимися   особенностей    многообразия птиц.

Задачи урока:

1)обучающие:

- исследовать перья птиц, выяснить   роль перьев в полёте;

- познакомить учащихся с   разновидностями птиц  по их строению, по среде обитания, по способам добычи пищи;    

- учить детей выделять признаки сходства и различия  птиц;

2) развивающие:

- развивать умение сотрудничать в микрогруппах; развивать речь, внимание учащихся;  развивать познавательный интерес  к предмету.

3) воспитывающие:

- прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация,  карточки с изображением птиц, конверты с перьями, учебники для 3 класса А.А.Вахрушева «Окружающий мир. Обитатели земли».

План урока

 І Организационный момент

II Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.

III Сообщение темы урока.

IV Сообщение новых знаний.

V Итог урока

VI Рефлексия

VII Домашнее задание

Ход урока

І Организационный момент

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать ваша любознательность.

-  Представьте, что вы идете по лесу, прислушайтесь к его звукам (на экране картина леса, звучит хор птиц)

- А теперь возвращаемся в класс и начинаем работать.

II Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.

-О какой группе животных мы говорили на прошлом уроке?

(о пресмыкающихся)

- Назовите их ( крокодилы, ящерицы, змеи, черепахи)

- Что общего у всех пресмыкающихся?  (дышат легкими, холоднокровные, откладывают  яйца на суше)

-Почему пресмыкающиеся не насиживают яйца? (молодое животное выходит из яйца уже самостоятельным, яйца откладываются в горячий песок)

1 слайд

- Посмотрите на экран, кто здесь лишний? ( черепаха – не летает)

- Каких летающих животных вы знаете? На какие группы можно их разделить?

( насекомые, звери: летучие мыши, опоссумы, белка летяга и птицы)

- Кто из животных вьет гнезда?( птицы, рыба колюшка, осы)

III Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке мы поговорим о животных, которые вьют гнезда, откладывают яйца и летают.

-О какой группе животных пойдет речь? ( о птицах )

2 слайд - название темы

IV Сообщение новых знаний.

- Чем птицы отличаются от других животных? ( у птиц есть перья)

- В учебнике на стр.32 посмотрите рисунок строения  пера и рассмотрите перья курицы.

На парте конверт с перьями ( маховое, рулевое, покровное, пуховое)

- Как человек использует перья птиц? ( пуховики, подушки, перины, одеяла)

- Какие качества пера использует человек при изготовлении этих изделий?

 ( перо легкое, удерживает тепло, мягкое)

-Почему парашютист падает? ( сила притяжения Земли)

- Как парашютист замедляет падение? (раскрытый парашют опирается на воздух)

- Как птицы используют оперение крыльев и хвоста? ( опираются на воздух стр.32)

- На стр.33 рассмотрите движение крыла.

-На стр.36 подпишите название перьев ( пуховое, маховое, рулевое, покровное)

Физкультминутка

Сейчас я буду называть птицу, а вы движениями рук покажете её полёт

( воробей, орёл, синица, беркут).

3 слайд

Отгадайте загадки о птицах (учитель читает загадки, если отгадали картинка птицы на экране по клику мыши)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)

Братьев погубила,

Мамку не любила,

Мачеху забыла,

Деток не кормила ( кукушка)

Летом маленькие воры,

А зимою -  крохоборы.

На крыше за трубой,

Трещат наперебой( воробьи)

Летит пташка чудесница,

Весны ранняя вестница:

В горле песня-веселье,

В роще – дом-новоселье ( скворец)

Ходит на рыбалку

Не спеша, вразвалку,

Сама себе удочка,

Сама себе лодочка( утка)

Пусть я птичка невеличка,

У меня друзья привычка-

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда ( снегирь)

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

Птичка летит низко,

Значит дождик близко ( ласточка)

Сел на елку, на сучок,

Бороды торчит клочок.

Как летун он плоховат,

А порою глуховат ( глухарь)

- На какие группы можно разделить этих птиц? (Проверка на экране: перелетные, оседлые, кочующие)

- Какие птицы в первой группе? (перелетные)

- Почему их называют перелетными? ( на зиму улетают в теплые края)

- Зачем птицы улетают на зиму?  (из-за временного отсутствия корма)

- Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядным птицам, то есть таким, для которых насекомые – основная пища, зимой прокормиться невозможно. Многие птицы все лето питаются семенами разных трав, кустарников, деревьев. Но большая часть семян, созревая, падает на землю и скрывается под снегом.

- Какие птицы во второй группе? ( оседлые)

- Почему их так называют? (осели на одном месте)

- Почему снегирь в третьей группе? ( кочующая птица, перелетает с места на место в поисках пищи. Закончив гнездовые дела, они собираются в небольшие стайки – и в путь, корм искать. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются.)

 - К кочующим птицам в Сибири относятся  свиристели и сойки.

- Как вы можете помочь зимующим птицам? ( сделать кормушки, насыпать корм, подвешивать кусочки несолёного сала для синиц)

-Для дальнего полета птицам необходимо много силы. Чтобы самолёты летали, их заправляют топливом.

- Как птицы запасают энергию для дальних полетов?(хорошо питаются перед полетом)

- Найдите, как об этом говориться в учебнике на стр.33(энергия запасается в жировых отложениях и используется как топливо)

Сообщение учителя

-Перелетные птицы имеют ряд приспособлений. Они могут накапливать жир, а их мышцы обильнее снабжены кровью. Все предки курицы неперелетные, поэтому мы встречаем у неё белое мясо ( без капилляров), нежирное. Напротив, у утки все предки перелетные, поэтому её мышцы обильно снабжены кровью (мясо темное), а под кожей имеются большие запасы жира.

-Ребята, что весной происходит в жизни птиц? (перелётные птицы возвращаются на родину, все птицы строят гнёзда, откладывают яйца)

-Как вы можете помочь перелетным птицам?

Посмотрите на экран, какие гнезда бывают у некоторых птиц.

4 слайд ( картинки меняются по клику)

Учитель комментирует картинки.

-У орлов, городской ласточки, печника, скворца, дятла, большой поганки, альбатроса, тупика, ласточки – касатки (деревенской ласточки), ласточки береговушки.

- Яйца откладывают и пресмыкающиеся и птицы, чем они отличаются?

( первые не насиживают яйца и не заботятся о потомстве, другие насиживают яйца и оба родителя заботятся о птенцах)

Слайд 5

-Найдите птенца  и его родителя ( курица, утка, орел, лазоревка)

-На какие две группы и по какому признаку можно разделить этих птиц? (курица-гусь, лазоревка-орел)

Слайд 6

-Разделите на две группы эти картинки птиц?  (  выводковые и птенцовые)

-Что вы можете рассказать о выводковых птицах?  О птенцовых? (ответы детей)

-Прочитайте о них в учебнике на стр.36.

-Птицы еще отличаются по условиям обитания. На стр.35 выполните 3 задание (дети подписывают группы птиц)

Физкультминутка.

 Под песню «Танец маленьких утят» выполняют танцевальные движения.

Работа в группах

- У вас на партах лежат листочки с фотографиями птиц,  выйдите к доске и разделитесь на 4 команды.(Учитель по мере необходимости помогает)  

- О какой группе птиц будет рассказывать каждая команда? ( Показать картинки, перечислить птиц и назвать группу).

- Вам нужно подготовить рассказ о каждой группе птиц по плану, который записан на доске.

План

  1. Перечислить названия птиц
  2. Рассказать об особенностях  ног и клюва.
  3. Рассказать где добывают пищу.
  4. Чем питаются.

- Время на работу 5 минут. Дети садятся группами, обсуждают.

 Один член группы выходит к доске и рассказывает по плану.

Сообщение учителя

Каких только диковинных клювов нет в птичьем царстве! Клюв птицы служит ей для нападения и защиты, для схватывания пищи, а многие и пищу разыскивают тоже клювом. Поэтому величина, форма и строение клюва определяются главным образом жизнью птицы, способом ее питания. У хищных птиц клюв обычно короткий, сильный и загнутый крючком, по форме и строению хорошо приспособленный для разрывания мяса или для нанесения жертве сильных ударов. У зерноядных – клюв короткий и тупой. У большинства насекомоядных клювы тонкие и острые. У водоплавающих птиц – широкие и плоские.

-На стр. 36 выполните 9 задание ( проверить комментированием с места)

 V Итог урока.

-Кто объяснит название темы «Пернатые изобретатели»?  ( пернатые – имеют перья, изобретатели – крылья - это видоизмененные передние конечности, приспособились к полету на дальние расстояния)

VI  Рефлексия

- Поднимите руку те, кто узнал на уроке что-то новое о птицах?

- Кто захотел ещё больше узнать о пернатых?

VII Домашнее задание.

- Задание на дом будет на выбор ( последний слайд)

1.Подготовить сообщения на темы:

      « Нелетающие птицы»,

      «Рекордсмены среди птиц»,

       «Птицы, занесенные в Красную книгу».

2.Составить кроссворд о птицах.

3. Разгадать кроссворд «Мир пернатых».

- Кто подготовит сообщение? На какую тему? ( записать)

- Кто составит кроссворд?

- Кто выбрал 3 задание? (раздать кроссворд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме "Членистоногие"

Для мотивации к уроку использованы видеофрагменты, загадки, ответы детей на вопросы учителя подтверждаются текстом учебника....

План-конспект и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А. "Школа России"

урок  составлен с учетом краеведческого материала. Курск - один из древнейших городов России, упоминается во многих источниках как пограничный город северян. Героизм курян воспет в гениальном про...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме"Народные праздники древних славян"

Данная работа содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме «Народные праздники  древних славян» для учащихся 3 класса. Надеюсь, что работа,  в первую очередь, будет ...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Прирожденные разрушители" 3 класс.

Презентация и конспект урока по курсу окружающий мир, 3 класс. Презентация выполнена в формате Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся знакомятся с природнымиразрушителями – грибами, их отл...

Интерактивная доска. Конспект и презентация к уроку Окружающий мир. Экосистема озера. 3 класс

Урок и презентация по курсу окружающий мир, 3 класс.  На уроке учащиеся знакомятся с понятием экосистема озера. В ходе урокаучащиеся знакомятся с происхождением и видами озер. На уроке...

Конспект и презентация к уроку "Окружающего мира" в 1 классе УМК: «Школа России» Тема урока: «Где живут слоны?»

Цель урока: знакомство обучающихся с жаркими районами планеты и их обитателями....