Математика. 4 класс. "Миллион. Класс миллионов".
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Примак Виктория Викторовна

Урок по маиематике в 4 классе по теме: "Миллион. Класс миллионов" разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike.million_1.docx66.06 КБ

Предварительный просмотр:

Математика. 4 класс.

Тема: «Миллион. Класс миллионов».

Тип урока: ознакомление с новым знанием

Цель:  ввести понятие «миллион», «миллиард»

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить умение читать, записывать многозначные числа;
  • закреплять навыки устных вычислений в пределах 1000000;
  • решать задачи;

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции, воображение детей;
  • на примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе;

Воспитательные:

  • Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля.
  • воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.
  • Способствовать умению работать в парах.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат:

Понимать, что такое «миллион». Распознавать классы, разряды.

Формы работыработа в парах, фронтальная.                                                       

Методы обучения:

  • Рассказ учителя
  • Наглядный метод
  • Частично – поисковый

Оборудование: проектор, презентация, учебник, раздаточный материал.


Этап урока

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающегося

I. Мотивация учебной деятельности

.

Контроль, взаимоконтроль, оценка, самооценка

-  формировать умения производить  рефлексию своей деятельности

– Здравствуйте, ребята. Подтянулись все, посмотрели мне в глаза, улыбнулись друг другу и тихонько сели.

Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта –
Всё счастье земли – за трудом!

– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

Посмотрите на слайд  и выберите себе установку на урок:

  • Я буду внимателен
  • Я буду старателен
  • Я буду трудолюбив
  • Я буду доброжелателен
  • Я буду активен
  • Я буду успешен

Учитель: В конце урока скажете, выполнили ее или это не удалось.  ( проверка д,з). Приступаем к работе.

- настрой на урок.

Актуализация знаний, мотивация.

Воспроизведение знаний , осознание необходимости получения новых знаний.

Воспроизведение знаний , осознание необходимости получения новых знаний.

Определение граней между знанием и незнанием

– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав загадку

Летит – гудит,
Сядет – молчит.
Целый день в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг –
Тот всегда с медком.
А кто ей не люб –
Спасайся бегом!

– Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов. На Руси отмечали праздник пчелы 30 апреля.

- Мы тоже потрудимся. Устный счёт.

1. На какие группы можно разбить запись. Выстроите числа в порядке возрастания.

 +6, -4, + ⅛, 0, -6, +3⅔, +43.

 2. Сравните выражения, не вычисляя их значений.

36084 · 7 … 36084 · 5

40204 · 23 … 23 · 40204

80050 · 7 … 800000 · 7

20402 · 3 · 20 … 20402 · 60

80000 · 2 · 27 … 160000 · 27

7987 · 23 … (7000 + 987) · 23

24 · 6080 … (6000 + 80) · 24

3.На одной чашке весов – дыня и гиря массой 2 кг. На другой – гири массой 10 кг и 5 кг. Весы находятся в равновесии.

– Какое уравнение можно составить по данному рисунку, если массу дыни обозначить буквой х?

4.  Вычислите:

 52 : 2

+ 24

: 25

· 36

   : 18

?

5. Переведите в разные единицы измерения:

5246кг

76809см

2ч.

-А сейчас несколько интересных чисел из мира пчел  вы найдете сами в карточках, которые находятся у вас на столах.

- Ваша работа будет групповая, ваша задача в тексте найти числа , необходимо их записать и сравнить (работа в парах)

  1. Группа

Чтобы приготовить 100 граммов меда, пчела иногда пролетает сорок шесть тысяч сто километров, это тоже самое, что облететь весь земной шар по экватору; рабочая пчела успевает опылить за день до  семи тысяч цветков

  1. Группа

Сейчас в мире насчитывается около двадцати тысяч трёхсот видов пчел. Медоносная пчела машет крыльями со скоростью одиннадцать тысяч четыреста раз в минуту, создавая характерное жужжание.

  1. Группа

 Наука о пчёлах называется апиология. Пчёлы приспособились питаться нектаром и пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ. Пчела может улететь от улья почти на 8 км 500м  и безошибочно найти дорогу обратно. Переведите дальность полёта пчелы в метры.

  1.  Группа

Для получения одного килограмма меда пчелы должны сделать четыре тысячи пятьсот вылетов и взять нектар с 1дес.млн 2сотен тысяч цветков.

- находят ответ на загадку

  1. Целые и дробные числа и смешанные числа;
  2. Отрицательные и положительные и особое число 0;

Х+2=10+5

Х=13

4

5т2ц46кг

768м8дм9см

120мин, 7200сек.

Записывают числа , сравнивают

46000км>

7000 цветков

20300>

11400

8 км = 8000м

4500 вылетов<

10200000

Постановка учебной задачи

Сформулировать тему и цель урока

Формировать умение определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

Все ли вам удалось сделать? (написать число четыре тысячи пятьсот вылетов и взять нектар с 1дес.млн 2сотен тысяч). Почему у вас возникло затруднение?

Сможете ли вы расписать 1млн на классы и разряды?

-Какую поставим перед собой задачу?

ЦЕЛЬ: научиться записывать числа,  определять классы и разряды.

- Сформулируйте тему урока.           

  ТЕМА «Миллион. Класс миллионов»

Проговаривают проблему, отделяя знание от  незнания,.

Формулируют проблему , цель и тему урока.

Решение учебной задачи

Новое знание , понятие, правило, способ деятельности.

Формировать умение в совместной деятельности осуществлять поиск необходимой информации.

1. З а д а н и е  451.

– Прочитайте числа, данные в пункте 1.

– Чем похожи эти числа? (Это шестизначные числа.)

– Увеличьте наибольшее из данных чисел на 100 000. Запишите выражение.

З а п и с ь:

900 000 + 100 000 = 1000000.

– Сколько и каких цифр потребовалось для записи значения выражения? (Две цифры 1 и 0; шесть нулей и одна единица.)

– Кто знает, как называется полученное число? (Миллион.)

– Сколько сотен тысяч образуют новую счетную единицу – миллион?
(Десять сотен тысяч.)

– Для счета предметов применяют натуральные числа. Любое натуральное число можно записать с помощью десяти цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Такую запись называют десятичной.

Цифра 0 означает отсутствие единиц данного разряда в десятичной записи числа.

 – Складывая разное количество сотен тысяч, получите миллион. Запишите как можно больше таких равенств.

З а п и с ь:

200 000 + 800 000 = 1 000 000

300 000 + 700 000 = 1 000 000

400 000 + 600 000 = 1 000 000 и т. д.

- Как записываются числа (по разрядам и классам)

- Какие классы и разряды мы знаем?

- Из чего состоит класс?

- Как вы думаете,  из каких разрядов будет состоять 3 класс и как он назывется?

Миллион – это тысяча тысяч (1000 тыс.), его записывают 1 млн или 1 000 000.

Классы

миллионов

тысяч

единиц

Разряды

сотни

десятки

единицы

сотни

десятки

единицы

сотни

десятки

единицы

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, определяют действия и их последова-тельность

Первичное закрепле- ние (применение алгоритма на практике)

Умение действовать по алгоритму.

Формировать умение выполнять задание по алгоритму.

Запишите в таблицу числа и прочитайте их: 2млн. 346тыс.; 45млн. 102тыс. 20;  числа, состоящие из 32ед.1класса, 5ед.2класса, 104ед.3класса; 675ед.3класса; 38ед3класса, 452ед.2класса, 2сот.1класса.

Запись и чтение чисел, 2346000; 45102020; 104005032; 675000000; 384522000.

Физминутка

Делу время, а отдохнуть надо.      

Мы дружно трудились,        

Немного устали.

Быстро все сразу        

За партами встали.  

Повторение пройденного материала.

Воспроизведение знаний.

Применять ранее полученные  знания в практике

С. 97 № 454 (2ст.) – выполнить вычисления (3чел. работают у доски) по вариантам.

Какое частное «лишнее». Сделайте вывод.

С. 96 № 452 – решение задачи.,

Критерии:

- понимание,

- запись,

- решение,

- ответ,

- правильность.

- Над чем необходимо  работать?

-Прочитайте задачу.

-Что известно в задаче?

-Что необходимо узнать?

-Как лучше записать условие задачи?

Решение:

  1. 648 : 36 = 18 (кг) с 1м² в1 теплице.
  2. 18 + 2 = 20 (кг) –  с 1м² 2 и 3 теплиц.
  3. 20 х 24 = 480 (кг) – собрали со 2 теплицы.
  4. 36 : 2 = 18 (м²) – площадь 3 теплицы.
  5. 20 х 18 = 360 (кг) – собрали с 3 теплицы.
  6. 648 + 480 = 360 = 1488 (кг) – собрали с 3-х теплиц.

Выполняют задание в учебнике № 454

(134; 31м;47)

№452

Оценка.

Определять уровень

овладения новым знанием, правилом, способом деятельности

- фомировать  умение производить самооценку знаний и способов действий.

- Вот и подошел  к концу наш урок.

Добились ли мы поставленной цели?

Что мы для этого делали?

- Необходимы ли знания записи чисел класса миллион?

Миллиард

- Это название 4 класса многозначных чисел.

- Сколько нулей мы запишем в этом числе?

(9).

- Знаете ли вы как называются следующие классы?

 Триллион  (12 нулей )

 квадриллион  (15 нулей)

 квинтиллион (18 нулей)

секстиллион  ( 21 нуль)

 септиллион

 октиллион

 нониллион

 дециллион

ундециллион.

Самое большое из известных нам чисел, число гугл. В записи этого числа используется 100 нулей.

Вроде бы казалось что, нет такого количества предметов которые можно было бы обозначить такими числами великанами. И все же это не так.

Оценивают результаты, способы их достижения.

Области применения новой темы.

( площадь страны, н-р площадь Африки = 30335000км², кубометров воды в водоёме, население области и т.д.)

Итог занятий. Рефлексия деятельности.

Соотно-сить цели и результаты собственной деятельности

Формировать умение анализировать и осмысливать  свои достижения.

- Кому на уроке было комфортно?

В начале урока вы себе давали установку на урок, вспомните её (слайд), расскажите мне, удалось её вам выполнить.

- Чтобы пчёлам было легче собирать нектар, мы приготовили цветы. (Синяя ваза – Уверен в знаниях, жёлтая – в основном уверен, нужно ещё поработать, красная – нуждаюсь в помощи). Расставьте цветы в вазы.

Оценки.

Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.

Домашнее задание:

Задача № 452, решить арифметическим или алгебраическим способом.



  1. Группа

Чтобы приготовить 100 граммов меда, пчела иногда пролетает сорок шесть тысяч сто километров, это тоже самое, что облететь весь земной шар по экватору; рабочая пчела успевает опылить за день до  семи тысяч цветков.

_______________________________

  1. Группа

Сейчас в мире насчитывается около двадцати тысяч трёхсот видов пчел. Медоносная пчела машет крыльями со скоростью одиннадцать тысяч четыреста раз в минуту, создавая характерное жужжание.

  1. Группа

 Наука о пчёлах называется апиология. Пчёлы приспособились питаться нектаром и пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ. Пчела может улететь от улья почти на 8 км 500м и безошибочно найти дорогу обратно. Переведите дальность полёта пчелы в метры.

_____________________________

  1.  Группа

Для получения одного килограмма меда пчелы должны сделать четыре тысячи пятьсот вылетов и взять нектар с 1десяток миллионов 2 сотни тысяч   цветков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе. Миллион.

Урок математики по системе Л.В.Занкова....

Самоанализ урока математики по теме: «Класс миллионов. Класс миллиардов».

Самоанализ проведенного урока; формирование УУД...

Учебно - методический комплект по математике на тему "Класс миллионов. Класс миллиардов."

Учебно - методический комплект по математике на тему "Класс миллионов. Класс миллиардов."...

Технологическая карта урока математики на тему « КЛАСС МИЛЛИОНОВ И КЛАСС МИЛЛИАРДОВ»

Предмет: математика  Класс: 4 классТип урока: Освоение новых знаний и способов действий...

Технологическая карта урока по математике на тему: "Класс миллионов и класс миллиардов"

Технологическая карта урока по математике на тему: "Класс миллионов и класс миллиардов"...

Математика.Тема урока: Класс миллионов и класс миллиардов. 4 класс

Конспект урока по математике. Тема урока "Класс миллионов и класс миллиардов"...

Математика. Класс миллионов и миллиардов.

Математика. Класс миллионов и миллиардов....