Урок математики в 1 классе коррекционной школы 8 вида Тема: Число и цифра 5.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Коробкова Валентина Ивановна

На уроке закрепляются умения определять "предыдущее" и "последующее" число, совершенствуются умения прибавлять и вычитать в пределах 5, формируются умения решать задачи на сложение и вычитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_i_tsifra_5.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Число и цифра 5. Решение примеров и задач в пределах 5 на конкретном материале.

Цели: Дать ученикам возможность ещё раз наблюдать процесс образования нового числа путём присоединения единицы к предыдущему числу; зрительное, слуховое, мускульное восприятие множества предметов, обозначение этого множества печатной цифрой. Закреплять умение решать задачи. Развивать и корригировать основные познавательные процессы: наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции, общую и мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, толерантное отношение друг к другу, прививать интерес к предмету.

Оборудование: числовой ряд, счётный материал, карточки с заданиями, индивидуальный раздаточный материал, картинки( самолёт, автобус,  машина легковая и грузовая; белочка, карточки- орешки).

                                                     Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

    Все тихонько встали, подравнялись и собрались.

    А теперь тихонько сели, на меня все посмотрели.

    Начинаем наш урок.

2.Повторение. Устный счёт. С какими числами мы знакомы? Покажите цифру 5,  3,  1,  2,  4.

Посчитайте от 1 до  5;   от 5  до  2. За каким числом следует число 5?  Перед каким числом стоит число 4? Назовите «соседей» числа 3.

Сосчитайте поскорей, сколько знаю я дождей:

Дождик с ветром, дождь грибной, дождик с солнцем, дождик с градом, дождик с рыжим листопадом. Так сколько дождей? (5).

Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Посмотрите на доску (выставить карточки с транспортом: самолёт, грузовик, автобус, автомобиль) Назовите каждый предмет. Дайте общее название предметам. Определите, какой предмет «лишний» и почему.  (Самолёт- это воздушный транспорт, а остальные – наземный)Какой транспорт вы ещё знаете? (водный, трубопроводный, подземный).

Игра «Самый внимательный»  Выставляем на наборное полотно  5 карточек с рисунками транспорта. Учащиеся хором называют картинки. Затем закрывают глаза, учитель убирает одну картинку. По команде, ученики открывают глаза и говорят, какой картинки не хватает. Затем считают количество картинок. Сколько было сначала? Сколько предметов убрали? Сколько осталось? Стало больше или меньше?

3. Сообщение темы и цели урока. Работа со счётным материалом.

У доски ученик  выполняет задания учителя. Возьми одну машину. Сколько машин ты взял? Обозначь цифрой. Возьми ещё 1 машину. Сколько машин стало? (две). Как узнали? (Сосчитали.) Обозначьте цифрой. Сколько было машин? (Одна). Сколько стало? (Две.) Стало больше или меньше?  Возьми ещё одну машину. Сколько теперь стало машин?(3.) Обозначьте количество машин цифрой. Что нужно сделать, чтобы машин стало 4? (Прибавить ещё одну.) Обозначьте количество машин цифрой. Возьмите ещё одну машину. Сколько стало машин? (Пять.) Давайте посчитаем 1, 2, 3, 4, 5. Значит, чтобы получить следующее число, надо к предыдущему прибавить ещё один.

4. Гимнастика для развития тонкой моторики пальцев рук.           Декламация детьми

Мы писали, мы писали и немножечко устали.               Стихотворения

Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики.           Сопровождается

Прыг-скок, прыг-скок. Прискакали на лужок.             движениями.

Ветер травушку качает, влево - вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки, веселитесь на лужайке.

5.Работа в тетради. Откройте тетради. Какие цифры вы должны выписать, назовите их (3, 5.)

Игра «Белка на ёлке». На доску вывешивается картинка белочки сидящей на ёлке. В другой стороне прикрепить «орешки»-карточки с примерами. Класс делится на две команды, и по команде учителя выходят два ученика. Берут «орешек» - карточку и начинают решать пример. Решив пример правильно, ученик имеет право дать орешек белочке. Выходят следующие ученики -  решают пример. И так далее. Класс проверяет решение и записывает примеры в тетрадь.

5 – 3 =         3 + 1 =     3 + 2 =     2 + 2 =     5 – 1 =      1 + 1 =

4 + 1 =         3 – 2 =      2 – 2 =     4 – 2 =     3 – 1 =     0 + 5 =

6. Физкультминутка «Это правая рука».                                 По тексту показываем правую и

Это -  правая рука. Это -  левая рука.                        левую   руки.

Справа -  шумные леса. Слева – быстрая река.                

Обернулись мы, и вот стало всё наоборот.

Слева – шумные леса, справа – быстрая река.

Неужели стала правой моя левая рука?

7. Работа с индивидуальным счётным материалом.

Положите слева 1 синенький кружок, а справа 1 жёлтенький. Сколько стало кружков? (2)

Как это запишем? (1 + 1 = 2). Больше стало кружков или меньше? Почему? На сколько больше?

Положите слева 2 зелёных квадратика, а справа 1 красный. Сколько стало квадратиков? Как это запишем? (2 + 1 = 3). Больше стало кружков или меньше? Почему?

Положите слева 3 жёлтых треугольника, а справа 1 синий. Сколько стало треугольников? Как это запишем? (3 + 1 = 4).  Больше стало треугольников или меньше? – больше. Почему?(Потому что прибавили ещё один). Положите слева 4 красных флажка, а справа 1 зелёный. Сколько стало флажков? Как это запишем? (4 + 1 = 5.)  Больше стало флажков или меньше? Почему? На сколько больше?(На один.)  Давайте посчитаем все флажки 1, 2, 3, 4, 5.

У нас 5 флажков, а чтобы стало на 1 меньше, что надо сделать? (Убрать один флажок.) Уберите. Сколько флажков осталось? (4). Как это записать? (5 – 1 = 4.) Сколько флажков осталось? (4) Уберите ещё один  флажок. Сколько флажков осталось? (3) Стало меньше или больше? Почему? Как записать? (4 – 1 = 3). Что надо сделать, чтобы осталось два флажка? (Убрать ещё один.) Уберите. Как это записать? (3 – 1 = 2.) Сколько  флажков осталось? (2). Уберите 1 флажок. Сколько флажков осталось? (1). Как это записать? (2 – 1 = 1.) Что надо сделать, чтобы не осталось ни одного флажка? (Убрать флажок.) Уберите. Сколько флажков осталось? Как это записать? (1 – 1 = 0).

8.Решение задачи на сложение.

       Мальчик сорвал 4 гриба и опустил их в корзину. Потом он сорвал ещё 1 гриб, и его опустил в корзину. Сколько всего грибов собрал мальчик?

Это задача. Давайте повторим её. Что же мы знаем? (Мы знаем, сколько грибов сначала собрал мальчик. )Сколько? (4). (Выставляется карточка с цифрой 4). А потом сколько? -1. (Выставляется карточка с цифрой 1.)  - Это условие задачи. Давайте вместе повторим условие задачи.

А что нужно узнать? Что в задаче спрашивается? (Сколько всего грибов собрал мальчик?) Что значит решить задачу? (Ответить на её вопрос.) Какой же вопрос в задаче? Как узнать, сколько всего грибов собрал мальчик? (Нужно к 4 + 1 .) Между цифрами ставится знак  «+». Сколько же получится? (ставится знак « =»).  Получится 5. (Ставится цифра 5.) Мы записали решение задачи. Ответили мы на вопрос задачи? Кто теперь скажет ответ на вопрос задачи? (Мальчик собрал 5 грибов.)  Мы дали ответ на вопрос задачи, значит решили её.

А теперь запишем решение в тетради.

9. Гимнастика для глаз.

Руки за спину, головку назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим – на парту глядим (Смотрим вниз.)

И снова на верх – где там муха летает? (Смотрят вверх.)

Глазками повертим, поищем её. (Водим глазами по сторонам.)

Глазки закроем немного ещё.(Закрывают глаза.)

Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза.

10. Решение задачи на вычитание.

В гараже стояло 5 машин. Одна машина уехала. Сколько машин осталось в гараже? – Это задача.

Сколько машин было в гараже? (5). Что произошло потом? (Уехала 1 машина.) – Это условие задачи. А что нужно узнать? О чём спрашивается в задаче? (Сколько машин осталось в гараже.)

Что значит решить задачу? (Ответить на её вопрос.)  Какой же вопрос в задаче? Как узнать, сколько машин осталось в гараже? Прибавлять нужно, или отнимать? Подумайте, машин стало больше или меньше? Так что же надо сделать? (5 – 1 = 4).  Давайте запишем решение на доске. Сколько машин было в гараже? (5). Сколько уехало? (1). Сколько осталось? (4). Мы написали решение задачи. Ответили мы на вопрос задачи? Значит мы решили задачу. Кто скажет ответ? (В гараже осталось 4 машины.)

11.Итог урока.

Что мы повторили на уроке?

Вы сегодня очень  хорошо работали. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе коррекционной школы по теме" Число 14 и состав числа 14"

Цели урока: формирование знаний о числе 14 и составе числа14; коррекция мыслительных операций( синтеза и анализа),культуры математической речи, творческих способностей учащихся; воспитание мотивации к...

План-конспект урока по математике (Перспективная начальная школа) в 1, 4 классах малокомплектной школы по теме "Число и цифра 2", "Деление с остатком и вычитание".

Всю жизнь проработала в малокомплектной школе. Предлагаю вам план-конспект урока по математике в 1, 4 классах (УМК "Перспективная начальная школа)....

Урок математики. 2 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Треугольники.Построение треугольников по трем вершинам".

« Треугольник. Построение треугольника по трем вершинам» Цель урока: "Учить построению треугольника по трем вершинам.", которая реализуются с помощью образовательной, коррекционной, воспитательной зад...

Конспект урока математики 2 класса коррекционной школы "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 19."

Для вашего рассмотрения предложен конспект урока математики 2 класса коррекционной школы, где дети попадают в увлекательное путешествие и с большим интересом решают предложенные им задания. ...

Конспект урока по математике 1 класс по программе Петерсон. Тема " Число ноль. Цифра ноль"

. Урок для 1 класса по программе Петерсон.  Основные аспекты урока: 1 Ввести число 0, как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке.   2.Научить писать цифру...

Конспект урока математики 4 класс коррекционная школа по теме: "Длина ломаной линии"

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся  к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и практическому применению сложного геометрического понятия ...