Главные вкладки

    Конспект урока по математике "Доли" 3 класс
    план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

    Пошелюжная Галина Ивановна

    Технологическая карта урока математики цель которого дать понятия  что такое доля;  делить целое на доли; уметь определять, называть и записывать доли целого.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_doli.docx820.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок математики в 3 классе

    Технологическая карта урока

    Тема урока

    Доли

    Тип урока

    Урок освоения новых знаний

    Планируемые результаты

    Личностные УУД:

    способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности;  применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий;  выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

    Метапредметные УУД:

    Познавательные: перерабатывать, преобразовывать  из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, текстов;  на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться  в тетради и на развороте учебника; уметь сравнивать цель и результат;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать её.

    Регулятивные: организовывать свою деятельность;  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами  в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя. 

    Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

    Предметные: знать, что такое доля; уметь делить целое на доли; уметь определять, называть и записывать доли целого

    Основные понятия

    Целое, доля целого

    Межпредметные связи

    Русский язык, история

    Ресурсы:

    - основные

    - дополнительные

    - раздаточный геометрический материал

    - карточки с заданиями

    - слайд-презентация

    - лист самооценки

    Технология:

    Проблемно-диалогическая,  технология сотрудничества, элементы игровой технологии, здоровьесберегающая технология, технология деятельностного подхода

    Организация пространства

    Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, самостоятельная работа

    Методы обучения

    Репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, деятельностный

    Технология проведения

    Деятельность

    учителя и учащихся

    Планируемые результаты

    Предметные

    Личностные и метапредметные УУД

    I. Организационный этап

    Цели:

    - формирование готовности к выполнению учебной деятельности;

    -уточнение типа урока

     

    (2,5 мин)

    – Прозвенел звонок!
    А теперь проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Все ль на месте, все ль в порядке?
    Ручка, книжка и тетрадка?
    Пожелаем всем удачи –
    За работу, в добрый час!

    - Улыбнитесь нашим гостям. Садитесь.

    – Откройте тетради и запишите дату,  классная работа

    – Любой урок математики для нас необычный потому, что каждый раз мы открываем какую-то тайну. Математика - наука тайн: мы узнаем тайну чисел, действий, выражений, задач. Но А.Нивен сказал: “Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед”. Это значит, нужно самому трудиться, и тогда все непременно получится.

    – Сегодня я предлагаю на уроке провести небольшое исследование. А что значит исследовать? (Открывать что-то новое, неизвестное)

    - Скажите, какими качествами нужно обладать ученику, чтобы на уроке сделать для себя открытие? (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища.)

    – Помогать  при исследовании нам будут научные книги: наши учебники.

    Исследовать тему мы будем по этапам:

    1. Зарядка для ума.
    2. Определение темы, цели.
    3. Практический этап.
    4. Работа с книгой.
    5. Проблемный этап.
    6. Итоги исследования.

    -На партах у вас листы самооценки, в которых будем фиксировать оценку своей работы на разных этапах урока.

    Уметь ориентироваться  в тетради.

    Личностные:

    воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

    Регулятивные:

    организовывать свою деятельность

    Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.

    II. Мотивации к учебной деятельности

    Цели:

    - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

    - формулирование темы урока учащимися;

    - организация постановки цели урока учащимися

    ( 8 мин)

    I этап. Зарядка для ума.

    1) - Проверим таблицу умножения и деления.

     - Возьмите карточку учета знаний,  запишите только ответы (взаимопроверка)

    - Оцените свою работу в листе самооценки.

    2) - Решите задачи:

    - Лошадь рысью проходит за 1 час 13 км. Сколько км она пройдет за 3 часа?

    - Карандаш стоит 2 руб. Сколько стоят 30 таких карандашей?

    - Стороны прямоугольника 5 и 8 см. Найдите площадь прямоугольника?

    - Булка хлеба стоит 20 руб. Сколько стоит половинка булки?

    - Что значит “половина”? (Целое разделим на две равные половины и возьмем одну часть)

    3) – Решите примеры и расшифруйте слово (дети решают пример на карточке, переворачивают ее, получается слово «мандарин»)

    М - 60:10             А - 6*7                  
     А - 42*1               Р - 90*0
     Н – 17 : 17           И - 7*8
     Д – 40 : 5             Н - 45:45

    – Вы скажете, при чём тут мандарин, когда у нас урок математики? А он нам поможет назвать тему урока.

    – Вот у меня мандарин. Я его очистила. Когда мы начинаем его есть, то мы его делим на что? (На дольки)
    – Мандарин состоит из долек. Если мы посмотрим на чеснок, он тоже состоит из ….

    - Где в окружающем мире еще встречаются доли?

    – Приходилось ли вам делить что-то на части?
    – А целое?
    – А как по-другому называют части?

    II этап. Определение темы, цели.

    - Кто догадался, какая тема нашего урока?  

    - Ребята, вы молодцы! Тема нашего урока «Доли». (Слайд 1)

     -Какую цель перед собой поставим? (Узнать что такое доля.)

    -Узнаем, как образуются, называются и записываются доли. (Слайд 2)

    - Перейдем к следующему этапу исследования

    Знать таблицу умножения и деления;

    уметь решать простые задачи;

    уметь решать примеры на внетабличное умножение и деление;

    уметь формулировать ответы на вопросы

    Личностные:

    проявлять интерес к учебному процессу,

    выполнять самооценку. 

    Познавательные:

    обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт Регулятивные:

    осуществлять самоконтроль, учиться высказывать своё предположение  на основе жизненного опыта.

    Коммуникативные:

     слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

    III. Актуализация знаний

    Цели:

    актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала

    - организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии;

    -анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения;

    - организация постановки цели урока учащимися

    (6 мин)

    III этап. Практический.

    -Ребята, а как это - разделить на доли?

    - Что такое доля? (Доля – это часть)

    (Беру яблоко и говорю):

    -С мандарином легко, он с дольками, а что делать с яблоком, чтобы получить доли? (Разрезать на части)

    -Я взрослая, отрежу себе побольше, а Саша маленькая, ей можно поменьше.

     -Правильно я поступила? (Нет)

    -Получились доли? (Нет)

    - Почему? (Части неравные)

    -А как правильно разрезать? (разделить на равные части)

    -Какой вывод можно сделать? (Чтобы образовались доли, нужно целое разделить на равные части.)

     Что такое доля? (Одна из равных частей).

    -Значит, как второе яблоко правильно разрезать на доли? (Сначала разрезать пополам)

    - Возьму целое яблоко, делю его на части.

    -На сколько равных долей разрезано яблоко? (На 2)

    - Одну такую долю (часть) яблока дам Саше, другую Тимофею. Как на языке математики сказать, какую долю (часть) яблока я дала Саше? (мнение детей). (Одну долю из двух, половину)

    - А как это записать, вы знаете? (Пока не знаем)

    – У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг)
    – Сложите круг пополам.
    – Разверните.
    – Сколько равных частей получили?
    (2)
    – Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части.
    – Как они называются? 
    (Половинки) 

    Половина – это часть целого числа. Закрасьте половину круга.

    - Еще на столе у вас лежит полоска бумаги. Она  целая. Возьмите ее, согните пополам и еще раз пополам. Разверните ее. На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)? (На 4 части)

    - Заштрихуйте одну  долю полоски. Как можно назвать данную долю? Как можно записать это число? (Не знаем).

    - Как же мы можем это узнать? (Из учебника)

    Знать понятия: целое,  доля целого;

    уметь делить целое на доли;

    знать, как называются доли

    Личностные УУД:

    учиться принимать другую точку зрения; уважительно относиться к одноклассникам;

    применять правила делового сотрудничества.

    Познавательные:

    на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

    выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя;

    Регулятивные:

    оценивать сложившуюся учебную ситуацию;  высказывать свои предположения.

    Коммуникативные:

    слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

    IV. Первичное усвоение новых знаний

    (6 мин)

    IV этап. Работа с книгой

    - Верный ответ мы найдем в учебнике на стр.76. Прочтите про себя, что написано в рамке.

    - А теперь поработаем вместе и объясним, какое открытие мы сделали, прочитав учебник. (Слайд 3-5)

     

    - Дан отрезок. Мы его принимаем за целое. На сколько частей он поделен? Какая часть выделена? Как она называется на языке математики?

     -Как записывается половина целого ?  http://festival.1september.ru/articles/529606/img11.gif 

    (Аналогично проводится работа с http://festival.1september.ru/articles/529606/img12.gif, http://festival.1september.ru/articles/529606/img13.gifдолями.)

    - Какую же долю взяла себе Саша? Как это записать?

    - Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина.

    – На уроках рус.языка мы изучаем приставки.

    - Как пишутся приставки со словом?

    -  Какая приставка обозначает половину?

    - Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, … приведите еще примеры таких слов (полбулки, пол арбуза, пол яблока, пол листа).

    - Вернемся к нашей полоске бумаги. Какую долю полоски мы заштриховали? Как это записать? Запишите на штрихованной части.

     – Итак, число под чертой показывает, на сколько равных частей разделили целое, число над чертой показывает, что мы закрасили одну такую долю.

    - В первых учебниках математики (в XVII веке) доли  назывались - «ломаные числа».                                                                                                                           Современное обозначение долей берет свое начало в Древней Индии.  Долгое время доли считались  самым трудным разделом математики.   У немцев даже сложилась поговорка “попасть в доли”, что означает “попасть в трудное положение”.

    - Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что доли не смогут нас поставить в трудное положение.

    - Оцените в листе самооценки, как вы поняли новый материал.

    Знать, как образуются, называются и записываются доли целого

    Знать, что такое приставка и как пишется приставка со словом

    Личностные УУД:

    способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности;  проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию.

    Познавательные: 

     извлекать информацию из иллюстраций, текстов учебника;  перерабатывать, преобразовывать  из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; ориентироваться  на развороте учебника; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    Регулятивные: организовывать свою деятельность;  оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь инструкциями учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником.

    Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться представлять результат учебной деятельности другим

     Физминутка

    (2 мин)

    Цель:

    -снять физическое и эмоциональное напряжение

    - Прочитайте числа: 1/2, 1/6, 1/4.

    – Если показываю 1/2, то приседаете,
    Если – 1/6, – прыжки,
    Если 1/4 – игра в ладоши с соседом.
    Ловушка – погрозить пальчиком.
    1/2, 1/6, 1/4, 1/2, 1/3, 1/4,1/6.

    Уметь читать и различать доли

    Регулятивные:

    организовывать свою деятельность

    V. Первичная проверка понимания

    (4 мин)

    V этап. Проблемный

    1)Работа с учебником. Стр. 77 №3

    - Прочтите и объясните, как образовалась доля целого.

    2) Назови долю (Слайд 6-10 )

    - На экране вы видите фигуру, разделенную на доли. Вам нужно правильно назвать долю.

    3) Работа по карточке

    – У вас на карточке прямоугольники, которые разделены на доли.
    – Какого цвета
    http://festival.1september.ru/articles/532105/img7.gif доля? (Розового)
    – Какого цвета
    http://festival.1september.ru/articles/532105/img5.gifдоля? (Синего)
    – Какого цвета
    http://festival.1september.ru/articles/532105/img1.gifдоля? (Зелёного)
    – Какого цвета
    http://festival.1september.ru/articles/532105/img3.gif доля? (Жёлтого)

    Уметь объяснять, как образуются доли;

    уметь называть доли;

    уметь различать доли

    Личностные УУД:

    проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

    Познавательные: 

    находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций;  на основе анализа объектов делать выводы.

    Регулятивные: организовывать свою деятельность высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником.

    Коммуникативные: слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для аргументации своей позиции

    VI. Первичное закрепление

    (6 мин)

    1. Работа в парах.

    Карточки: изображено 10 фигур, каждая разделена на доли: на 3, 8, 2, 4, 6,12 и т.д. Надо подписать закрашенную долю: http://festival.1september.ru/articles/532105/img7.gif ,http://festival.1september.ru/articles/532105/img5.gif, http://festival.1september.ru/articles/532105/img1.gif, http://festival.1september.ru/articles/532105/img3.gif, http://festival.1september.ru/articles/532105/img4.gif, http://festival.1september.ru/articles/532105/img6.gif и т.д..

    - Оцените свою работу в паре в листе самооценки.

    1. Работа в группах.

    - Работая в группе,  заполните пустые строки в таблице

    доля

    название

    1

    2

    одна четвертая

    1

    3

    одна шестая

    1

    12

    Проверка по эталону. (Слайд 11)

    - Оцените свою работу в листе самооценки.

    Уметь обозначать доли;

    уметь называть и записывать доли

    Личностные УУД:

    способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности;  применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

    Метапредметные УУД:

    Познавательные: перерабатывать, преобразовывать  из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; извлекать информацию из иллюстраций, текстов;  на основе анализа объектов делать выводы; делать выводы в результате совместной работы в паре, группе.

    Регулятивные: организовывать свою деятельность осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия в соответствии с инструкциями учителя. 

    Коммуникативные: слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим

    Физминутка

    Цель:

    -снять физическое и эмоциональное напряжение

    (1,5 мин)

    Игра “Найдите пару”. ( По классу развешаны рисунки фигур,  их нужно открепить и соотнести с записью доли на доске)

    “Ловушка” - фигура разделена на четыре неравные части. Найдется ли ей пара?

    - Оцените свою работу в листе самооценки.

    Уметь различать доли и соотносить их с записью

    Регулятивные:

    организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности

    VII. Первичный контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    Цель:

    - применение предметных знаний, умений, навыков в условиях самостоятельного  решения учебных задач;

    -организация выполнения самопроверки, самооценки 

    (2 мин)

    1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Работа по учебнику, стр. 77 №4. Проверка.  (Слайд 12-16 ).

    - А сейчас проверим то, что сделали,  по образцу на экране. Проверьте свою работу и очень честно оцените её в листе самооценки.

    - Увидели свои трудности, ошибки?

    -  Над чем нужно поработать?

     Уметь различать и записывать доли целого

    Личностные:

    сформированность познавательного интереса и учебной мотивации;

    осуществление самооценки

    Познавательные:

    находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке; оценивать результат Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.

    VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    Цель: познакомить с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению

    (1,5 мин)

    - А теперь познакомимся с домашним заданием.

    Я приготовила для вас карточки с заданиями разной сложности.

    - Зеленая – самое легкое задание: определить и записать доли; жёлтая – задание посложнее: указать доли, решить примеры (с.81 № 6);

    белая – указать доли, подобрать числа так, чтобы получились верные равенства (с.77 № 7)

    Личностные:

    самоопределяться при выборе индивидуальных заданий

    VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    Цели:

    - зафиксировать новое содержание урока;

    - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

    (5,5 мин)

    1. Повторение сведений о долях.

    - Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке?

    - Что мы должны были узнать? (Что такое доля)
    – Что такое доля? (Часть целого)

    - Чему должны были научиться на уроке? (Делить целое на доли, называть  и записывать доли.)

    - Достигли мы поставленных целей?

    - Что показывает число под чертой? (На сколько чертей разделено целое)

    - Что показывает число над чертой? (Взята одна доля)

    1. Осознание учащимися своей учебной деятельности

    - Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Подумайте и закончите одно из предложений:

    Я знаю…        

    Я умею…

    Я научился…

    -Что вам больше всего понравилось на уроке?

    3.Самооценка учениками своей учебной деятельности

    - Давайте вместе приготовим для гостей шуточный  пирог из долек. У вас на партах лежат три цветные доли пирога. Если вам было интересно на уроке и если в листах самооценки у вас набрано много баллов, то есть вы всё поняли, не допускали ошибок, то выберите желтую долю. Если возникали затруднения, то синюю; если осталось много непонятного, то красную.

        Давайте посмотрим, что у нас получилось.

    – Каких долек больше? Что это значит?

    – Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать?

    1. Работа в группах.

    - Задание на смекалку: разделите головку сыра на 8 равных долей, сделав только 3 разреза.

    МОЛОДЦЫ!

    -  Благодарю всех за работу!

    Знать, что такое доля;

    что обозначают числа в записи доли целого;

    уметь делить целое на доли

    Личностные:

    осуществлять самооценку.

    Познавательные: уметь сравнивать цель и результат.

    Регулятивные:

    осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные:

    оформлять свои мысли в устной форме; учиться работать в группе;

    соблюдать простейшие нормы школьного этикета.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

    Конспект урока по математике3 класс "Тонна. Центнер"

    Расчитан для закрепления знаний учащихся об из­вестных единицах массы; знакомства с новыми еди­ницами массы; установления соотношения междутонной и килограммом, центнером и килограммом; закреп...

    Конспект урока по математике3 класс Н.Б.Истомина. УМК «ГАРМОНИЯ» Тема: « Сложение многозначных чисел с переходом через разряд» Составила Солгалова И.В. МБОУ СОШ №19 с.Верхнерусское Шпаковского района Ставропольского края

    Конспект урока по математике3 класс Н.Б.Истомина. УМК «ГАРМОНИЯ»  Тема: « Сложение многозначных чисел с переходом через разряд»Цели урока для учителя:1.     Ознакомление...

    Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

    Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

    План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

    Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...