Главные вкладки

    Конспект урока "Где живут белые медведи" 1 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Савельева Людмила Ивановна

    Конспект урока + презентация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okr._mir_1kl.rar2.24 МБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Велижская СОШ №1

    Открытый урок окружающего мира в 1 «А» классе.

    Раздел «Где и когда?»

    Тема «Где живут белые медведи?»

                                                     Учитель: Савельева Л.И.

    Дата проведения:17.02.2012г.

    Тип урока : изучение нового материала, урок- экспедиция.

    Цель: формировать представление о разнообразии природы Северного полюса (Арктики) и Южного полюса (Антарктиды) .

    Задачи:

    Образовательные:

    • закрепить программный материал прошлых уроков в процессе проверки ЗУНов учащихся;
    • познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира;
    • продолжать обучающую работу с глобусом и картой.

           Воспитательные:

    • воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний (информационная компетентность);
    • воспитывать любовь к природе Земли.

            Развивающие:

    • расширять кругозор, развивать логическое мышление учащихся,  работать над развитием словарного запаса, умением  сопоставлять и анализировать (коммуникативная компетентность).

            Планируемые результаты:  учащиеся научатся показывать на карте и глобусе холодные районы Земли; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

    Используемые учебники и оборудование:

    1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс. – М.: «Просвещение», 2011.
    2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс (рабочая тетрадь) – М.: «Просвещение», 2011.

    Компьютер,  презентация «Где живут белые медведи?», глобус, карта мира,  карточки с названиями: Северный полюс, Южный полюс, Северный ледовитый океан,  Арктика,  Антарктида;  фигурки белого медведя и пингвина,  цветные карандаши, изображения  Муравьишки  и Мудрой Черепахи, карточки с символами для повторения изученного  материала.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Прозвенел звонок для нас!

    Все зашли спокойно в класс,

    Встали все у парт красиво,

    Поздоровались учтиво.

    Тихо сели, спинки прямо.

    Все легонечко вздохнём,

    И урок скорей начнём!

    – Сегодня к нам на урок, ребята, пришли гости, посмотрите, пожалуйста.

     (Учитель представляет гостей)

    – Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились в 1 классе, и, конечно, узнаем на уроке непременно что-то новое и интересное.

    1. Повторение изученного материала.

    (На доске – рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи)

    – На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы?

    (-Когда наступит суббота? и - Когда придёт лето?)

    – Мудрая Черепаха приготовила задания для вас. Сейчас мы будем играть в игру «Да — Нет». Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чём в нём говорится, то на листочках нарисуйте зелёный кружочек, если вы не согласны, то нарисуйте  красный треугольник.

    (На доске карточка  с символами.)  

    «Да»                                                   «НЕТ»

     Учитель читает предложения:

    В прошлом вы были взрослыми.  (Нет.)

    Настоящее - это то, что происходит сейчас. (Да.)

    Вторник придёт после воскресенья.  (Нет.)

    В году четыре времени года.  (Да.)

    В каждом времени года по одному месяцу.  (Нет.)

    В неделе семь дней.  (Да.)

    Осенью на деревьях распускаются листья.  (Нет.)

    Весна приходит после зимы.  (Да.)

    Осенью желтеют и опадают листья. (Да.)

    Сентябрь -  летний месяц. (Нет.)

    Проверка: (На доске вывешивается карточка с  правильным  рядом  фигур. Дети сравнивают по образцу.)

                                

    Подводятся итоги:

     —        Ребята,  у  кого нет ошибок, поднимите руку. Молодцы. Передайте листочки  для проверки.  Я думаю, что Муравьишка вместе с нами повторил эти знания.

    Индивидуальное задание:

    - Здесь записаны названия дней недели. Расставьте числа в пустые квадратики от 1 до 7, чтобы получилась правильная последовательность.

    Суббота
    Понедельник
    Среда
    Воскресенье
    Вторник
    Пятница
    Четверг

    – Молодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами.

    1.  Сообщение темы урока

    -Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок – экспедиция. Мы будем учиться, путешествуя. Мудрая Черепаха приготовила нам загадку:

    Среди снегов и льда не голодает,

    За рыбой в холодную воду ныряет,

    Густая белая шерсть его спасает,

    От морозов согревает. ( Белый медведь) 

    (Учитель вывешивает картинку на доску.)

    - Ребята Муравьишка – Вопросик, как всегда, любопытен и  хочет получить ответ на такой вопрос «Где живут белые медведи?»

    - Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию. Во время путешествия мы понаблюдаем за разнообразием животного мира и ответим на « хитрый вопрос» Мудрой черепахи.

    1. Актуализация знаний. Работа над новым материалом.

    (Учитель показывает глобус.)

    - Ребята, я думаю, вы знаете что это?

    - А вы обратили внимание, что его макушка белая, да и снизу глобус тоже белый. И ведь это неспроста. Как вы думаете, почему?

    - Так обозначены на глобусе два полюса – Северный и Южный, Арктика и Антарктика.

    - Посмотрим на карту мира. Здесь тоже обозначены Северный и Южный полюса.

    (Рассматриваем карту).

    (Учитель прикрепляет карточки с названиями Северный полюс, Южный полюс, Северный ледовитый океан,  Арктика,  Антарктида на карту и рядом с ней.)

    - И сейчас мы отправимся туда с вами.

    - Как вы думаете, ребята. Какая погода будет на полюсах? (Очень холодно. Все покрыто льдом.)

    - Откройте рабочие тетради на стр. 11 и выполним задание № 1. Мы собираемся отправиться в путешествие к Северному и Южному полюсу. Обведите карандашом то, что понадобиться в путешествии. Можете советоваться с соседом по парте.

    Проверка: каждая парта называет вещь, остальные одобряют поднятием рук, ошибка – хлопок.

    -Итак, мы взяли с собой тёплые вещи и отправляемся экспедицию- кругосветное путешествие к этим загадочным полюсам.

    -Встаньте все около своих парт.

    Физминутка

    Руки в стороны – в полёт

    Отправляем самолёт.

    Правое крыло вперёд,

    Левое крыло вперёд.

    Раз, два, три, четыре,

    Полетел наш самолёт.

    - Итак, ребята, Северный полюс находится в том районе Земли где расположен Северный ледовитый океан. Это место на Земле называют ещё Арктика.

    – Арктика –это океан, покрытый льдом. (Слайд 3.)

    – Слой льда очень толстый и крепкий. (Слайд 4.)

    – В Северном ледовитом океане встречаются острова, но они тоже покрыты снегом и льдом. (Слайд 5.)

    – Арктика – суровый край. Летом и зимой здесь бело от снега. (Слайд 6.)

    – А раз здесь повсюду снег и лёд, холод, наверное, тут никто не может жить. И в этом краю не встретишь ни птиц ни зверей. Так ли это? Нет, конечно!

    – Здесь и живёт белый медведь! (Слайд 7.)

    - Давайте посмотрим, как живёт белый мишка на Северном полюсе.

    Компетентностно-ориентированное задание.

    - Смотрите внимательно. У вас будет задание. Вы должны узнать, почему белый медведь может выжить на Севере, в холодном, ледяном краю? Что ему в этом помогает?

    Рассказ учителя с презентацией.

    - Могучих белых медведей называют «белым хозяином Северного полюса» (Слайд 8.) Такой зверь разгуливает на арктическом морозе в теплой красивой шкуре, под которой скрывается толстый слой жира. Шуба и жир не дают медведю замерзнуть и помогают медведю плавать.

    - Мишка очень хороший пловец, ведь его пища находится в воде. Иногда медведь уплывает от берега на расстояние до 500 км от берега. Белый медведь прекрасно плавает и под водой. Когда он ныряет, маленькие уши его закрыты, а глаза высматривают добычу. Маленькие уши не мерзнут на морозе, но у зверя все равно отличный слух и нюх. (Слайд 9.)

    - Ныряя в воду, медведь оказывается под толстым слоем льда. Медведь способен разбить слой льда своей большой головой. (Слайд 10.)

    - Чем питается мишка? Неужели медом, как его лесной брат - бурый мишка? Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца. Животные, которые питаются мясом, рыбой называются  …. Хищниками.  А для такой пищи нужны острые зубы! (Слайд 11-12.)

    -  Рассмотрим нашего мишку повнимательнее.  Лапы медведя имеют длинные крепкие когти для того, чтобы не скользить по льду, чтобы цепляться за кромку льда, когда надо вылезти из воды. Подошва лап покрыты у медведя густой жесткой шерстью, поэтому лапы не мерзнут и не скользят на льду. А между пальцами есть плавательные перепонки. (Слайд 13.)

    – Даже в этих суровых условиях  у белых медведей появляются детёныши.  Зимуют белые медведи в глубокой берлоге из снега и льда, которую медведица выкапывает в  снегу. Медвежата спят вместе с медведицей в тёплой берлоге до наступления  весны. Детёныши остаются с мамой примерно ещё два года после рождения. В Арктике очень часто можно видеть белую семейку. (Слайд 14.)

    - Вот такой он – хозяин белых северных пустынь. (Слайд 15.)

    Проверка:

    - Как медведь приспособился к жизни на Северном полюсе?

    1. Толстый слой жира.
    2. Густой мех.
    3. Строение головы.
    4. Строение лап: когти, мех на подошвах, перепонки между пальцами.
    5. Белая окраска.
    6. Умение плавать и нырять.)

    - Молодцы. Много вы узнали о белом медведе?

    - А кто ещё может встретиться нам в Арктике, на Северном полюсе мы посмотрим в учебнике на стр.12.

    Работа с учебником.

    - Найдите белого медведя.

    - Прочитайте названия и рассмотрите животных, которые являются соседями белого медведя.

    - Назовите зверей …… Птиц ……. Рыб……

    - На кого из них может охотиться белый медведь?

    - Посмотрите на экран, кто же  живёт на северном полюсе? (Слайд 16.)

    -А мы продолжаем наше путешествие.

    -Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то вы увидите вторую « белую шапку». Это Южный полюс. Мы сейчас как раз подлетаем к нему. (Слайд 17.)

    Физминутка

    Руки ставим мы в разлёт,

    Появился самолёт,

    Мах крылом туда – сюда,

    Делай раз и делай два.

    Опустите руки вниз,

    И на место все садись!

    -  Внизу, под нами, огромная белая страна. Только на этот раз не океан, а земля, закованная в ледяной панцирь – огромный материк Антарктида. Холоднее места не сыщешь во всём мире. Даже летом здесь пятидесятиградусные морозы, а про зиму и говорить нечего. В глубине суровой Антарктиды не встретишь ни зверя, ни птицы. Но она не мертва. Просто обитатели её держатся поближе к берегу. Тут и теплее и пищу в море легче раздобыть. (Слайд 18-19-20.)

    -Какие животные живут в Антарктиде?

    -Мудрая Черепаха приготовила нам и Муравьишке ещё одну загадку.

    В черных фраках,

    В белых майках круглый год

    Ходит этот удивительный народ. ( Пингвины.) 

    (Учитель вывешивает картинку на доску. Просмотр слайдов)

    - Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, но не умеют летать. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Рост пингвинов около метра. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который их спасает от сильных морозов и ветров. Гнёзда для птенцов они не делают - негде и не из чего. Но ведь на снег яйцо тоже не положишь – замёрзнет пингвинёнок! Мама – пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапках и согревать собственным пухом. Как только появляется пингвинёнок и становится на свои ножки, его родители отправляют в пингвиний детский сад, где он находится среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. А родители носят пищу для своих деток. Пингвины очень любят кататься с горки, но не на салазках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся. (Слайд 21-22-23.)

    - А боятся они вот кого – клыкастого и пятнистого , как леопард, тюленя – морского леопарда. Он, подкарауливая пингвинов, прячется под водой.

    - Посмотрим, какие животные  живут  на Южном полюсе. Рассмотрите с. 13 в учебнике. (Слайд 24.)

    1. Подведение итогов урока.

    - Наше путешествие подходит к концу. Где мы сегодня побывали? (На Северном и Южном полюсе).

    -Похожи ледяные пустыни Северного и Южного полюсов? Почему? ( Да, потому что, на Северном и Южном полюсах вечная мерзлота и очень низкие температуры).

    -Давайте же ответим теперь Муравьишке, где живут белые медведи?

    - Где живут белые медведи? Поместим картинку в нужном месте карты.

    - Где живут пингвины? Поместим  картинку в нужном месте карты.

    - Охотятся ли белые медведи на пингвинов? Как вы думаете?

    - Нет, конечно, ведь они живут в разных частях Земли.

    1. Рефлексия. Домашнее задание.

    -Ну вот мы и дома. Понравилось вам путешествие?

    Дома нарисуйте на выбор по одному животному с Северного и с Южного полюсов. (Слайд 25.)

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока: "Где живут белые медведи и слоны", 1 класс

    Конспект урока: "Где живут белые медведи и слоны", 1 класс...

    План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

    План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

    конспект урока по окружающему миру 1 класс.Тема: «ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»

    Цель урока.Формировать представление о разнообразии природы Земли.Задачи урока:1.     Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представит...

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Где живут белые медведи"

    Тип урока по целеполаганию:       Урок «открытия» новых знанийЦель урока:        Создание условий для формирования первоначальных предс...

    Где живут белые медведи? Конспект урока по окружающему миру. 1 класс

    Конспект урока по окружающему миру.           ...

    Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Где живут белые медведи?"

    Урок по окружающему миру 1 класс "Где живут белые медведи?"...