Конспект урока "Где живут белые медведи" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Савельева Людмила Ивановна

Конспект урока + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir_1kl.rar2.24 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Велижская СОШ №1

Открытый урок окружающего мира в 1 «А» классе.

Раздел «Где и когда?»

Тема «Где живут белые медведи?»

                                                 Учитель: Савельева Л.И.

Дата проведения:17.02.2012г.

Тип урока : изучение нового материала, урок- экспедиция.

Цель: формировать представление о разнообразии природы Северного полюса (Арктики) и Южного полюса (Антарктиды) .

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить программный материал прошлых уроков в процессе проверки ЗУНов учащихся;
  • познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира;
  • продолжать обучающую работу с глобусом и картой.

       Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний (информационная компетентность);
  • воспитывать любовь к природе Земли.

        Развивающие:

  • расширять кругозор, развивать логическое мышление учащихся,  работать над развитием словарного запаса, умением  сопоставлять и анализировать (коммуникативная компетентность).

        Планируемые результаты:  учащиеся научатся показывать на карте и глобусе холодные районы Земли; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Используемые учебники и оборудование:

1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс. – М.: «Просвещение», 2011.
2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс (рабочая тетрадь) – М.: «Просвещение», 2011.

Компьютер,  презентация «Где живут белые медведи?», глобус, карта мира,  карточки с названиями: Северный полюс, Южный полюс, Северный ледовитый океан,  Арктика,  Антарктида;  фигурки белого медведя и пингвина,  цветные карандаши, изображения  Муравьишки  и Мудрой Черепахи, карточки с символами для повторения изученного  материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём,

И урок скорей начнём!

– Сегодня к нам на урок, ребята, пришли гости, посмотрите, пожалуйста.

 (Учитель представляет гостей)

– Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились в 1 классе, и, конечно, узнаем на уроке непременно что-то новое и интересное.

  1. Повторение изученного материала.

(На доске – рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи)

– На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы?

(-Когда наступит суббота? и - Когда придёт лето?)

– Мудрая Черепаха приготовила задания для вас. Сейчас мы будем играть в игру «Да — Нет». Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чём в нём говорится, то на листочках нарисуйте зелёный кружочек, если вы не согласны, то нарисуйте  красный треугольник.

(На доске карточка  с символами.)  

«Да»                                                   «НЕТ»

 Учитель читает предложения:

В прошлом вы были взрослыми.  (Нет.)

Настоящее - это то, что происходит сейчас. (Да.)

Вторник придёт после воскресенья.  (Нет.)

В году четыре времени года.  (Да.)

В каждом времени года по одному месяцу.  (Нет.)

В неделе семь дней.  (Да.)

Осенью на деревьях распускаются листья.  (Нет.)

Весна приходит после зимы.  (Да.)

Осенью желтеют и опадают листья. (Да.)

Сентябрь -  летний месяц. (Нет.)

Проверка: (На доске вывешивается карточка с  правильным  рядом  фигур. Дети сравнивают по образцу.)

                            

Подводятся итоги:

 —        Ребята,  у  кого нет ошибок, поднимите руку. Молодцы. Передайте листочки  для проверки.  Я думаю, что Муравьишка вместе с нами повторил эти знания.

Индивидуальное задание:

- Здесь записаны названия дней недели. Расставьте числа в пустые квадратики от 1 до 7, чтобы получилась правильная последовательность.

Суббота
Понедельник
Среда
Воскресенье
Вторник
Пятница
Четверг

– Молодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами.

  1.  Сообщение темы урока

-Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок – экспедиция. Мы будем учиться, путешествуя. Мудрая Черепаха приготовила нам загадку:

Среди снегов и льда не голодает,

За рыбой в холодную воду ныряет,

Густая белая шерсть его спасает,

От морозов согревает. ( Белый медведь) 

(Учитель вывешивает картинку на доску.)

- Ребята Муравьишка – Вопросик, как всегда, любопытен и  хочет получить ответ на такой вопрос «Где живут белые медведи?»

- Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию. Во время путешествия мы понаблюдаем за разнообразием животного мира и ответим на « хитрый вопрос» Мудрой черепахи.

  1. Актуализация знаний. Работа над новым материалом.

(Учитель показывает глобус.)

- Ребята, я думаю, вы знаете что это?

- А вы обратили внимание, что его макушка белая, да и снизу глобус тоже белый. И ведь это неспроста. Как вы думаете, почему?

- Так обозначены на глобусе два полюса – Северный и Южный, Арктика и Антарктика.

- Посмотрим на карту мира. Здесь тоже обозначены Северный и Южный полюса.

(Рассматриваем карту).

(Учитель прикрепляет карточки с названиями Северный полюс, Южный полюс, Северный ледовитый океан,  Арктика,  Антарктида на карту и рядом с ней.)

- И сейчас мы отправимся туда с вами.

- Как вы думаете, ребята. Какая погода будет на полюсах? (Очень холодно. Все покрыто льдом.)

- Откройте рабочие тетради на стр. 11 и выполним задание № 1. Мы собираемся отправиться в путешествие к Северному и Южному полюсу. Обведите карандашом то, что понадобиться в путешествии. Можете советоваться с соседом по парте.

Проверка: каждая парта называет вещь, остальные одобряют поднятием рук, ошибка – хлопок.

-Итак, мы взяли с собой тёплые вещи и отправляемся экспедицию- кругосветное путешествие к этим загадочным полюсам.

-Встаньте все около своих парт.

Физминутка

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре,

Полетел наш самолёт.

- Итак, ребята, Северный полюс находится в том районе Земли где расположен Северный ледовитый океан. Это место на Земле называют ещё Арктика.

– Арктика –это океан, покрытый льдом. (Слайд 3.)

– Слой льда очень толстый и крепкий. (Слайд 4.)

– В Северном ледовитом океане встречаются острова, но они тоже покрыты снегом и льдом. (Слайд 5.)

– Арктика – суровый край. Летом и зимой здесь бело от снега. (Слайд 6.)

– А раз здесь повсюду снег и лёд, холод, наверное, тут никто не может жить. И в этом краю не встретишь ни птиц ни зверей. Так ли это? Нет, конечно!

– Здесь и живёт белый медведь! (Слайд 7.)

- Давайте посмотрим, как живёт белый мишка на Северном полюсе.

Компетентностно-ориентированное задание.

- Смотрите внимательно. У вас будет задание. Вы должны узнать, почему белый медведь может выжить на Севере, в холодном, ледяном краю? Что ему в этом помогает?

Рассказ учителя с презентацией.

- Могучих белых медведей называют «белым хозяином Северного полюса» (Слайд 8.) Такой зверь разгуливает на арктическом морозе в теплой красивой шкуре, под которой скрывается толстый слой жира. Шуба и жир не дают медведю замерзнуть и помогают медведю плавать.

- Мишка очень хороший пловец, ведь его пища находится в воде. Иногда медведь уплывает от берега на расстояние до 500 км от берега. Белый медведь прекрасно плавает и под водой. Когда он ныряет, маленькие уши его закрыты, а глаза высматривают добычу. Маленькие уши не мерзнут на морозе, но у зверя все равно отличный слух и нюх. (Слайд 9.)

- Ныряя в воду, медведь оказывается под толстым слоем льда. Медведь способен разбить слой льда своей большой головой. (Слайд 10.)

- Чем питается мишка? Неужели медом, как его лесной брат - бурый мишка? Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца. Животные, которые питаются мясом, рыбой называются  …. Хищниками.  А для такой пищи нужны острые зубы! (Слайд 11-12.)

-  Рассмотрим нашего мишку повнимательнее.  Лапы медведя имеют длинные крепкие когти для того, чтобы не скользить по льду, чтобы цепляться за кромку льда, когда надо вылезти из воды. Подошва лап покрыты у медведя густой жесткой шерстью, поэтому лапы не мерзнут и не скользят на льду. А между пальцами есть плавательные перепонки. (Слайд 13.)

– Даже в этих суровых условиях  у белых медведей появляются детёныши.  Зимуют белые медведи в глубокой берлоге из снега и льда, которую медведица выкапывает в  снегу. Медвежата спят вместе с медведицей в тёплой берлоге до наступления  весны. Детёныши остаются с мамой примерно ещё два года после рождения. В Арктике очень часто можно видеть белую семейку. (Слайд 14.)

- Вот такой он – хозяин белых северных пустынь. (Слайд 15.)

Проверка:

- Как медведь приспособился к жизни на Северном полюсе?

  1. Толстый слой жира.
  2. Густой мех.
  3. Строение головы.
  4. Строение лап: когти, мех на подошвах, перепонки между пальцами.
  5. Белая окраска.
  6. Умение плавать и нырять.)

- Молодцы. Много вы узнали о белом медведе?

- А кто ещё может встретиться нам в Арктике, на Северном полюсе мы посмотрим в учебнике на стр.12.

Работа с учебником.

- Найдите белого медведя.

- Прочитайте названия и рассмотрите животных, которые являются соседями белого медведя.

- Назовите зверей …… Птиц ……. Рыб……

- На кого из них может охотиться белый медведь?

- Посмотрите на экран, кто же  живёт на северном полюсе? (Слайд 16.)

-А мы продолжаем наше путешествие.

-Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то вы увидите вторую « белую шапку». Это Южный полюс. Мы сейчас как раз подлетаем к нему. (Слайд 17.)

Физминутка

Руки ставим мы в разлёт,

Появился самолёт,

Мах крылом туда – сюда,

Делай раз и делай два.

Опустите руки вниз,

И на место все садись!

-  Внизу, под нами, огромная белая страна. Только на этот раз не океан, а земля, закованная в ледяной панцирь – огромный материк Антарктида. Холоднее места не сыщешь во всём мире. Даже летом здесь пятидесятиградусные морозы, а про зиму и говорить нечего. В глубине суровой Антарктиды не встретишь ни зверя, ни птицы. Но она не мертва. Просто обитатели её держатся поближе к берегу. Тут и теплее и пищу в море легче раздобыть. (Слайд 18-19-20.)

-Какие животные живут в Антарктиде?

-Мудрая Черепаха приготовила нам и Муравьишке ещё одну загадку.

В черных фраках,

В белых майках круглый год

Ходит этот удивительный народ. ( Пингвины.) 

(Учитель вывешивает картинку на доску. Просмотр слайдов)

- Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, но не умеют летать. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Рост пингвинов около метра. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который их спасает от сильных морозов и ветров. Гнёзда для птенцов они не делают - негде и не из чего. Но ведь на снег яйцо тоже не положишь – замёрзнет пингвинёнок! Мама – пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапках и согревать собственным пухом. Как только появляется пингвинёнок и становится на свои ножки, его родители отправляют в пингвиний детский сад, где он находится среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. А родители носят пищу для своих деток. Пингвины очень любят кататься с горки, но не на салазках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся. (Слайд 21-22-23.)

- А боятся они вот кого – клыкастого и пятнистого , как леопард, тюленя – морского леопарда. Он, подкарауливая пингвинов, прячется под водой.

- Посмотрим, какие животные  живут  на Южном полюсе. Рассмотрите с. 13 в учебнике. (Слайд 24.)

  1. Подведение итогов урока.

- Наше путешествие подходит к концу. Где мы сегодня побывали? (На Северном и Южном полюсе).

-Похожи ледяные пустыни Северного и Южного полюсов? Почему? ( Да, потому что, на Северном и Южном полюсах вечная мерзлота и очень низкие температуры).

-Давайте же ответим теперь Муравьишке, где живут белые медведи?

- Где живут белые медведи? Поместим картинку в нужном месте карты.

- Где живут пингвины? Поместим  картинку в нужном месте карты.

- Охотятся ли белые медведи на пингвинов? Как вы думаете?

- Нет, конечно, ведь они живут в разных частях Земли.

  1. Рефлексия. Домашнее задание.

-Ну вот мы и дома. Понравилось вам путешествие?

Дома нарисуйте на выбор по одному животному с Северного и с Южного полюсов. (Слайд 25.)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Где живут белые медведи и слоны", 1 класс

Конспект урока: "Где живут белые медведи и слоны", 1 класс...

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

конспект урока по окружающему миру 1 класс.Тема: «ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»

Цель урока.Формировать представление о разнообразии природы Земли.Задачи урока:1.     Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представит...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Где живут белые медведи"

Тип урока по целеполаганию:       Урок «открытия» новых знанийЦель урока:        Создание условий для формирования первоначальных предс...

Где живут белые медведи? Конспект урока по окружающему миру. 1 класс

Конспект урока по окружающему миру.           ...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Где живут белые медведи?"

Урок по окружающему миру 1 класс "Где живут белые медведи?"...