Тематическое планирование внеурочной деятельности Умники и умницы (математика) 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Программа курса «Умники и умницы»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное положение разработано  в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью…

Проектно - исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени. Она предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения.

     Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоения ребёнком окружающей среды; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.

 

Программа рассчитана на 1 час в неделю. (4 класс – 34 часа).

Продолжительность занятия – 45 минут.

В МБОУ СОШ №5 города Лобня в связи наличием пункта ППЭ по сдаче ЭГЕ учащимися 11 классов -  33учебные  недели.

4 класс – 33 часа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_4kl.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                 Программа курса «Умники и умницы»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное положение разработано  в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью…

Проектно - исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени. Она предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения.

     Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоения ребёнком окружающей среды; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. (4 класс – 34 часа).

Продолжительность занятия – 45 минут.

В МБОУ СОШ №5 города Лобня в связи наличием пункта ППЭ по сдаче ЭГЕ учащимися 11 классов -  33учебные  недели.

4 класс – 33 часа.

Цель: - данной программы  реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – через включение проектной деятельности.

      Задачами:

  • Привлечение интереса к изучен развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

                

В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

 

1.Уроки творчества (составление  рассказов,   рисование рисунков, плакатов, проектов).

2.  Викторины, конкурсы, кроссворды.

3. Участие в школьных и городских математических конкурсах, олимпиадах.

5. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов.  

 

Учебно-тематический план или Структура курса

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Аудиторных

Неаудиторных

1

Системы счисления

3

Личностные УДД:

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Познавательные УДД:

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-  синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- формулирование проблемы;

-  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УДД:

- стимулирование речевой активности, участие в учебном диалоге, опыт коллективного взаимодействия.

2

Графики. Диаграммы. Таблицы.  

5

3

Многогранники

7

4

Сетки. Отрезки. Углы.

5

5

План и масштаб. Карта.

8

6

Построение отрезка, угла, треугольника.

2

7

Повторение.

3

Учебно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Введение.

1

Вводное занятие

1

03.09.(чт.)

2

Десятичная система  счисления.

1

Дети узнают значение цифры в зависимости от места в записи числа. Десятичная система счисления: почему так называется? (исследование)

10.09.

Графики. Диаграммы. Таблицы.  

3

Координатный угол.

1

Знакомство с координатным углом, осью ординат и осью абсцисс. Ввести понятие передачи изображений, умение ориентироваться по координатам точек на плоскости. Построение координатного угла. Чтение, запись названных координатных точек, обозначение точек координатного луча с помощью пары чисел.

17.09.

4-5

Графики. Диаграммы. Таблицы.  Построения диаграмм, графиков, таблиц с помощью MS Office.

2

Использование в справочной литературе и СМИ графиков, таблиц, диаграмм. Сбор информации по таблицам, графикам, диаграммам. Виды диаграмм (столбчатая, круговая). Построение   диаграмм, графиков, таблиц с помощью MS Office.

24.09.

01.10.

6-7

Проект «Стратегии».

2

Примеры подтем: игры с выигрышными стратегиями, стратегии в играх, стратегии в спорте, стратегии в компьютерных играх, стратегии в жизни (стратегии поведения), боевые стратегии, стратегии в древности, стратегия в рекламе, чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии», коллекция игр с выигрышными стратегиями, альбом со схемами сражений, выигранных благодаря правильно выбранным стратегиям, спортивные командные игры, рекламные ролики и плакаты.

08.10.

15.10.

Многогранники

8

Многогранник.

1

Понятие «многогранника»  как фигуры, поверхность которой состоит из многоугольников. Грани, ребра, вершины многогранника.

22.10.

Итого за 1 четверть

8

Примечание

9

Прямоугольный параллелепипед.

1

Определение количества вершин, углов, граней многогранника. Знакомство с прямоугольным параллелепипедом. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.

05.11.

10

Куб. Развертка куба.

1

Куб – прямоугольный параллелепипед, все грани которого  квадраты. Строим развертку геометрического тела (параллелепипед и куб) из бумаги. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба.

12.11.

11

Каркасная модель параллелепипеда.

1

Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда и куба из проволоки. Решение практических задач (расчет материала).

19.11.

12

Игральный кубик. Игры с кубиком.

1

Изготовление игрального кубика для настольных игр.  Коллекция игр с кубиком.

26.11.

13-14

Объем прямоугольного параллелепипеда.

2

Понятие «объём геометрического тела». Кубический сантиметр. Изготовление модели кубического сантиметра. Кубический дециметр. Кубический метр.  Два способа нахождения площади прямоугольного параллелепипеда.

03.12.

Сетки. Отрезки. Углы.

15-16

Сетки. Игра «Морской бой», «Крестики-нолики» (в том числе на бесконечной доске)

2

Новый вид наглядного соотношения между величинами. Построение координаты на луче, на плоскости. Организация игр  «Морской бой», «Крестики-нолики» на бесконечной  доске.

10.12.

17.12.

24.12.

31.12.

Итого за 2 четверть

8 +2

Примечание

17

Деление отрезка на 2, 4, 8,… равных частей с помощью циркуля и линейки.

1

Практическое задание: как разделить отрезок на 2 (4, 8, …) равные части, пользуясь только циркулем и линейкой (без шкалы)?

14.01.

18

Угол и его величина. Транспортир. Сравнение углов.

1

Повторение и обобщение знаний об угле как геометрической фигуре. Величина угла (градусная мера). Измерение величины угла в градусах при помощи транспортира.  Разные способы сравнения углов. Построение углов заданной величины.

21.01.

19

Виды углов.

1

Классификация углов в зависимости от величины угла. Острый, прямой, тупой, развернутый угол. Построение и измерение.

28.01.

План и масштаб. Карта.

20

Классификация треугольников.

1

Классификация треугольников в зависимости от величины углов и длины сторон.  Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольник.  Разносторонний, равнобедренный, равносторонний треугольник.

04.02.

21

Построение прямоугольника с помощью линейки и транспортира.

1

Практическое задание: как можно построить прямоугольник с заданными сторонами с помощью транспортира и линейки. Повторение способов нахождения площади и периметра прямоугольника.

11.02.

22-23

План и масштаб.

2

План. Понятие «масштаб». Чтение масштаба, определение соотношения длины на плане и местности. Запись масштаба плана. Чертеж плана классной комнаты, одной из комнат своей квартиры (по выбору). Соблюдение масштаба.

18.02.-

25.02.

24

Карта.

1

03.03.

10.03.

Итого за 3 четверть

9+1

Примечание

25

Карта. Игра «Поиск сокровищ».

1

Карта. Координатная сетка из параллелей и меридианов.  Масштаб карты: чтение и запись. Вычисление реальных расстояний с помощью карты. Игра «Поиск сокровищ»

24.03.

26-27

Проект «Топонимика моего края».

2

История названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц. Проектная и поисковая деятельность учащихся: проект «Улицы нашего города» (установление истории названия); проект «Почему  Лобня носит такое название?»

07.04.

14.04

Построение отрезка, угла, треугольника.

28

Построение отрезка и угла, равных данным.

1

Построение отрезка и угла, равных данным (без выполнения измерений), с помощью линейки без шкалы и циркуля.

21.04

29

Построение треугольников.

1

Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим углам, по трем сторонам.

28.04.

Повторение.

30-31

Геометрические тела: параллепипед, цилиндр, конус, пирамида, шар. Обобщение изученного материала.

2

Повторение и коррекция знаний учащихся о геометрических телах. Развертки цилиндра, конуса, пирамиды. Сравнение количества граней, вершин, ребер по разверткам многогранников, оформление результатов работы в таблице.

05.05.

12.05.

32-33

Итоговая работа. Защита проекта «Математика вокруг нас» (или «Профессии, требующие хорошей математической подготовки»)

2

19.05.

Итого за 4 четверть

9-1

Примечание

ИТОГО

33

Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  2. Холодова  О.  Юным  умникам  и  умницам:  Задания  по  развитию  познавательных  способностей/Методическое  пособие  1-4  классы.- М.:  РОСТ    книга.

      3. Холодова  О. Юным  умникам  и  умницам:  задания  по  развитию     познавательных  способностей. Рабочие  тетради   для учащихся – М.:  РОСТ книга.

Видео-, аудиоматериалы:

  1.  Презентации.
  2. Аудиозаписи.

Оборудование:

1. Видеопроектор.

2. Интерактивная доска.

3.  Компьютерная техника

4.  Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

 5. Экспозиционный экран.

Предполагаемая результативность курса:

1 – приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия.

 Прогнозируемые результаты

В результате прохождения программы «Умники и умницы» у четвероклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.  

Личностные универсальные учебные действия.

У учащихся будут сформированы:        

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
  •  формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
  • эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
  •  формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  •  формирование желания выполнять учебные действия;
  •  использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

   Обучающий получит возможность для формирования:

  •  личностного самоопределения
  •  развития Я- концепции
  •  смыслообразования
  •  мотивации
  •  нравственно-эстетического оценивания

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • -создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Обучающийся получит возможность:
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Викторина по математике - технологическая карта по внеурочной деятельности «Умники и умницы», 1 класс

Проведённое занятие соответствует требованиям ФГОС НОО. Материал урока опирается на знания обучающихся, полученных в детском саду и приобретенных на уроках в 1 классе. По типу – это урок изучения новы...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

  Актуальность курса определена тем, что программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувст...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" (математика)

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы (блок математика)» для 1-4 классовБазовый уровень...

Календарно-тематическое планирование кружка "Умникам и умницам" 4 класс

Календарно-тематическое планирование кружка "Умникам и умницам" 4 класс...

Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс

Темат6ическое ланирование по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс...