Здоровьесберегающие технологии
план-конспект урока по математике на тему

Чумакова Елена Михайловна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 (IV вида)

 Кировского района  Санкт-Петербурга

Конспект урока математики

с использованием ИКТ (презентация)

Тема урока: «Связь между суммой и слагаемыми» 1 класс УМК «Школа России»

Используемая технология: личностно-ориентированное обучение.

Подготовила учитель начальных классов

Чумакова Елена Михайловна

Санкт-Петербург 2012                                         

Урок математики в 1 классе по системе учебников «Школа России»

Чумакова Елена Михайловна

Учитель начальных классов

ГБС(К)ОУ школы-интерната № 2 (VI вида)

Тема урока: Связь между суммой и слагаемыми.

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

  - самостоятельно определять и использовать правила поведения при совместной работе;

  - использовать речь для регуляции своего действия;

  - проявлять познавательную активность в учебном процессе.

Метапредметные результаты:

  -самостоятельно определять учебную задачу;

  -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации;

  - оценивать свою деятельность в процессе выполнения и при завершении выполнения задания.

Предметные результаты:

  - умение находить части суммы по известному целому и другой части;

  - использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;

  - умение решать задачи изученных видов.

Оборудование урока: рисунки, картинки; карточки для индивидуальной работы в тетради, на отдельных листочках; задания в презентации (ЭОР).

Используемые образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, исследовательские, личностно-ориентированное обучение.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.

План урока.

1. Орг. момент.

2. Активизация познавательной деятельности.

3. Постановка цели.

4. Работа над темой. Элементы исследования.

5. Работа с учебником. Закрепление.

6. Динамическая пауза.

7. Работа над задачей.

8. Работа с геометрическим материалом.

9.  Итоги. Организационное завершение урока.

Этапы урока с описанием видов деятельности учителя и учащихся

Содержание учебного материала, деятельность учителя.

Содержание учебного материала, деятельность учащихся.

I. Организационный: подготовка учащихся к работе.

Учитель обращает внимание  на посадку учащихся.

- Сядьте так на свои рабочие места, чтобы вам было удобно работать на уроке математики.

Проверяем: «спинки», «локотки», «ножки».

-Для чего нам необходима правильная посадка?  Пустой слайд.

- Чтобы мы были красивыми, у нас будет красивая осанка, чтобы мы были здоровыми.

II. Активизация познавательной деятельности.

1. Устный счёт.   Слайды 1 - 7

На экране карточки с числами: 5   1   2   7   4.

- Знайка во время каникул решил поиграть с Незнайкой в школу. Он подготовил несколько математических утверждений. Но Незнайка не успел  выполнить задание, т. к. к нему в гости пришли обитатели «Цветочного города». Исправим вместе с Незнайкой неправильные ответы, заменим на правильные. На неправильное утверждение 2 хлопка. На правильное утверждение говорим «верно». Правильные ответы окрашиваются в жёлтый цвет. неправильные  - в красный.

- Если из 8 вычесть 3, получится 5.

- Сумма чисел 4 и 3 равна 1.

- Если из суммы 7 вычесть 1-е слагаемое 5, получится 2-е слагаемое 2.

- Если 1 увеличить на 6, получится 7.

-1-е слагаемое 6, 2-е слагаемое 2, сумма 4.

   В итоге на экране:  5   1   2   7   4

                                         7             8

2. Чистописание.

-  В тетрадях дан образец записи данных цифр: 5, 2, 7.

- Запишите каждую цифру правильно и красиво по 2 раза. Под наиболее удачной поставьте зелёную точку.

3.Использование терминологии при составлении и чтении математических равенств.

- Составьте пример на сложение, используя данные числа: 5, 2, 7. Запишите его в тетрадь.

- Прочитайте по-разному, используя терминологию: слагаемое, сумма. Слайд 8

        

 Хлопки на неправильное утверждение

-верно

-2 хлопка, 1(7)называют правильный ответ

-верно

-верно

-2 хлопка, 4(8) называют правильный ответ

Самостоятельно записывают цифры.

Развитие самооценки (выделение наиболее удачных записей с помощью зелёной точки).

5 + 2 = 7

-1-е слагаемое 5, 2-е слагаемое 2, сумма 7

- сумма чисел 5 и 2 равна семи.

III. Постановка цели.

- Можем ли мы, не переставляя местами числа, составить другой пример, например на вычитание? Почему?

-Попробуйте поставить цель урока. Связь между какими элементами  мы будем исследовать сегодня на уроке?

-Мы сформулировали тему урока. Поставили главную нашу цель: исследовать связь между суммой и слагаемыми. Слайд 9

-нет

-объединяя количество, получаем больший результат, если уменьшаем, результат меньший

-связь между суммой и слагаемыми

IV. Работа над темой урока. Элементы исследования.

 Слайд 10

-Незнайке нужно положить на тарелку слева количество яблок, равное 1-ому слагаемому данного примера, а на тарелку справа количество груш, равное 2-му слагаемому данного примера. Слева он положил 4 яблока, а справа – 2 груши. Слайд 11

 Желаете ли вы ему помочь?

- Сколько всего фруктов на 2-х тарелках? Ответьте на вопрос, используя знания о составе чисел.

Слайд 13

- Незнайка положил в карман все груши, чтобы угостить Знайку. Знайка попробует груши, если вы ответите на вопрос: сколько яблок осталось, но запишите это математически, заполнив пропуски в тетради. □  □  □

Проверка: Слайд 14

- Какое слагаемое вычли из суммы?

- Какое слагаемое получили?

Слайд 15

- Но урок у нас волшебный и фрукты снова на своём месте. Слайд 16

Незнайка решил подарить все яблоки обитателям «Цветочного города». Заполните пропуски в тетради, математически ответив на вопрос: сколько груш осталось?

□  □  □

Проверка: Слайд 17

- Какое слагаемое вычли из суммы?

- Какое слагаемое получили?

Вывод. Попробуем сформулировать вывод: если из суммы вычесть     …; если вычесть…

5 яблок и 2 груши Открывается Слайд 12

5 и 2 – это 7

заполняют пропуски в тетради

7 – 2 = 5

-второе

-первое

7 – 5 = 2

-первое

-второе

1-е слагаемое, получим 2-е; … , 2-е…                      

V. Работа с учебником. Закрепление.

Стр. 27 учебника.

- Откройте учебники. Закладка на левой странице. Работаем на правой.    (учёт особенностей восприятия слабовидящих учащихся)

Найдите в учебнике задание № 1.

Коллективно-групповая работа. Разный уровень сложности заданий. Задание по рядам.

1-ый ряд – 1стлб., 2-ой ряд – 2стлб., 3-ий ряд -3стлб..

- Прочитайте примеры по «цепочке», используя термины: слагаемое, сумма, вставляя недостающие компоненты.

Вывод: если из суммы вычтем одно из слагаемых, то…

Читают примеры по «цепочке»

получим другое слагаемое

VI. Динамическая пауза.

- Отдохнём играя.

- Если утверждение верное, выполняем хлопки сидя. Если неверное, встаём и выполняем танцевальные движения

« Буратино дразнит Карабаса».

- Слушаем задание, прикрыв глаза ладошками. (охрана зрения)

- У кошки две ножки.

- У ёлочки очень много иголочек.

- 2 козлёнка, 3 утёнка, 2 совёнка. Это будет ровно семь.

- На 3 больше, это столько же, но без 3-х.

Танцевальные движения

Хлопки

Хлопки

Танцевальные движения

VII.  Работа над задачей.

Задача.

Митя с папой удили рыбу. Митя поймал 4 рыбки, а папа на 2 рыбки больше. Сколько рыбок поймал папа?

- О чём задача?

-Назовите условие задачи.

- Что значит на 2 больше?

- Назовите вопрос задачи.

Запишите решение задачи, заполнив пропуски  в тетради.

Проверка:

Незнайка решил задачу так: 4–2 = 6

В чём ошибка Незнайки?

-о рыбках

-называют условие задачи.

- столько же, да ещё 2

- называют вопрос задачи.

Читают правильное решение.

Больше, значит результат больше, выполняем действие сложения.

VIII.  Работа с геометрическим материалом. Обобщение. Работа с индивидуальными карточками.

-Закройте тетради. В левом крайнем ряду парты возьмите карточки, положите их перед собой.

№1. Длина красного отрезка 3см, длина зелёного отрезка 2 см. Найдите сумму 2-х отрезков. Заполните пропуски.

№2. Длина красного отрезка 3 см, Сумма 2-х отрезков 5см. Используя знание о связи между суммой и слагаемыми, найдите длину зелёного отрезка. Запишите это математически, заполнив пропуски.

№3. Длина зелёного отрезка 2см, сумма 2-х отрезков 5см. Аналогично найдите длину

 красного отрезка. Заполните пропуски.

Работают самостоятельно.

Карточки составлены с учётом индивидуальных особенностей детей.

Вариации по характеру помощи учителя.

IХ. Итоги. Организационное завершение урока.

-Какую цель мы поставили в начале урока?

- Какой вывод мы с вами сформулировали?

- Помогло вам это выполнить многие задания?

Слайд 18-Соответствуют ли смайлики вашему настроению?

- Почему у вас хорошее настроение? Что у вас получилось сегодня на уроке?

-связь между суммой и слагаемыми

если из суммы вычтем одно из слагаемых, то получим другое слагаемое.

-ответы

ответы  

        

Приложение 1

Карточка для работы с геометрическим материалом.

                               3 см                       2 см

       1).              _________________________

                                               

                                               ? см

                              □   □  

                                 3 см                     ? см

         2).             _________________________

                                             

                                              5 см

                         □  

                                  ?  см                    2 см

           3).          __________________________

                                                 

                                    5 см

                         □  

Карточки составлены с учётом индивидуальных особенностей детей.

Вариации по характеру помощи учителя (дополненные от руки)

                               3 см                       2 см

       1).              _________________________

                                               

                                               ? см

                              □   □  

                                 3 см                     ? см

         2).             _________________________

                                             

                                              5 см

                         □  

                                  ?  см                    2 см

           3).          __________________________

                                                 

                                    5 см

                         □  

  http://savepic.su/305663.jpg

               http://img-fotki.yandex.ru/get/3106/igor-balynin.2/0_1e65c_c9a78a5e_XL

         

                    http://www.ollelukoe.ru/images/stories/nosov/pryclyucenyaneznaykyidruzei/130.jpg

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...