Конспект урока по математике 4 класс Деление суммы на число
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Лушкова Вера Александровна

Конспект урока "Деление суммы на число" по УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Деление суммы на число».

1. Математика.   4 класс. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева «Математика».

2.Тема урока: «Деление суммы на число».

3.Дидактическая цель: формировать у обучающихся умения делить сумму на число .

4. Тип урока: «открытие» нового знания.

5. Задачи  урока:

предметные:

-формировать умение применять правило деления суммы на число, умение определять наиболее рациональный способ применения правила;

метапредметные:

-развивать у обучающихся внимание, память, наблюдательность, умение обобщать, сравнивать, делать выводы;

-развивать коммуникативные навыки в процессе фронтальной  работы, групповой работы и работы индивидуально.

личностные:        

-способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Регулятивные:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Оборудование урока:

1.        ПК, мультимедийный проектор;

2.        презентация PowerPoint к уроку;

3.        учебник Рудницкой В.Г., Юдачёвой Т.В. «Математика»   (4 класс, 2 часть);

4.        рабочая тетрадь Рудницкой В.Г., Юдачёвой Т.В.  «Математика»  (4 класс, 2 часть).

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент.

Цель: включение в деловой ритм.

Создает условия для положительной мотивации учащихся.

-На уроке

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Настраиваются на работу-«открытие» нового знания.

Включаются в деловой ритм.

Личностные:

 самоопределение к действию.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

 планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками

2.Актуализация знаний и

фиксация затруднений в

деятельности.

Цель: подготовка мышления учащихся к применению имеющихся знаний в изменённой ситуации.

-Какой раздел  изучили на прошлой неделе? 
-Почему их так называют?

-Что вы можете сказать о составных высказываниях?

-Математический диктант.

Составные высказывания. Отмечайте, истинные они или ложные.

1)если 24 делится на3 и на 4, то оно делится на7;

2)50 делится на10 и  на5;

3)35 делится на7 или делится на 8;

4)46:2=25  или 46:2=26;

5)если площадь квадрата 36 кв. см, то сторона квадрата – 6 см;

6)если поезд прошёл 120 км со скоростью 60 км/ч, то он был в пути 2 часа;

7)В сутках 12 часов или 36 часов;

8)Февраль – зимний и третий месяц зимы

2. Самопроверка (слайд №1)  анализ ошибок.

3.Устное решение задачи.
На соревнования по лыжным гонкам приехало  5 команд по 14 девочек и 16 мальчиков в каждой. Сколько всего человек участвовало в соревнованиях?

(Слайд № 2)

-Какой способ решения более удобный?

-  Какой способ умножения вы использовали для решения этой задачи?

-  Сформулируйте это свойство.

-Составные высказывания

-Они состоят из пары высказываний, соединенные союзами И, ИЛИ, ЕСЛИ,ТО

-Составные высказывания с союзом «или» И, если И хотя бы одно из двух составляющих его высказываний. В остальных случаях оно Л.

-Составные высказывания с союзом «И» И, если истинны оба составляющих его высказывания. В остальных  случаях оно ложно.

-Составное высказывание, образованное с с помощью слов «ЕСЛИ,ТО», Л, только если первое высказывание И, а второе Л.

Л

И

И

Л

И

И

Л

И

Сверяют результаты с образцом, отмечают ошибочные ответы.

Ответы учащихся:
-в соревнованиях участвовало  150 человек.

Объясняют 2 способа решения задачи.  Можно вычислить сумму и умножить  на число.

2. Можно каждое слагаемое умножить на число и полученные результаты сложить.

Объясняют, что 1 способ более удобный, т.к. круглое число легче умножать.

-распределительное свойство умножения относительно сложения.

-чтобы умножить сумму на число, можно каждое слагаемое умножить на это число и результаты сложить.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3.Выявление места и причины затруднений.

 Цель: обеспечение мотивации и принятия цели учебно- познавательной деятельности.

Работа над задачей (слайд №3)

-прочитайте задачу и объясните, как рассуждал каждый из них.

-В одной группе 30 туристов, а в другой 60. Всех туристов рассадили поровну в 3 автобуса и повезли на экскурсию. Они разделились на 2 группы. Сколько туристов в каждом автобусе?

-Как рассуждал Волк?

-Вернемся к решению задачи №1 и сравним с решением задачи №2.

(Слайд № 2)

- Что вы заметили?

  -Умножать уже умеем.

 -Определите тему нашего урока.    

-Исходя из темы урока, определите, чему мы должны научиться на уроке?

Учащиеся читают задачу

Ответы учащихся:
-Волк: 30+60 – всего туристов;
90:3 – кол-во человек в одном автобусе.

-Заяц: 30:3 –сколько чел-к из 1-й группы попадает в один автобус;
60:3 –сколько чел-к из 2-й группы попадает в один автобус;

10+20 – кол-во чел-к в одном автобусе.

Ответ: в каждом автобусе по 30 человек.

Называют оба  способа

 решения с объяснением. 1. Можно вычислить сумму и разделить на число.

2. Можно каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить

Сравнивают решение задач.

-решения  похожи, в первой сумму умножаем на число, а во второй сумму делим на число.

-Деление суммы на число.

Научиться  делить  сумму на число.

Научиться выбирать удобный способ вычисления.

Регулятивные:  целеполагание.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование

познавательной цели;

Коммуникативные:

принимать участие в  общеклассной работе; следить за действиями других участников учебной деятельности; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4.Построение проекта

выхода из затруднения.

Цель: организовать «открытие» детьми  способа действий.

-А может быть это решение подходит  только к данному выражению?

-Чтобы проверить, решим выражения.

(14 +28):7 и 14:7 +28:7

(40+16):8 и 40:8+16:8

(250+150):5 и 250: 5+150:5

-Как можно разделить сумму на число?

-Делится ли каждое слагаемое на данное   число?

-Прочитайте вывод в учебнике стр. 54 и сравните  с нашим.

-Какое условие надо выполнить?

Высказывают свои предположения.

Индивидуально объясняют каждое выражение Учебник с.53 №2.
-выражения равны друг другу

1. Можно вычислить сумму и разделить на число.

2. Можно каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить.

Приходят к выводу:

 

Необходимо, чтобы «каждое

слагаемое делилось на данное число».

Познавательные:

 анализ, с целью

выделения главного,

доказательство, знакосимволические

действия

Коммуникативные:

 умение с  достаточной полнотой

и точностью выражать

свои мысли, владение

монологической и

диалогической речью в

соответствии с

нормами родного языка

Личностные:

 широкий интерес к

новому учебному

материалу, способам

решения новых

учебных задач,

исследовательской

деятельности в области

математики;

5. Реализация построенного проекта.

Цель:  установление оптимального варианта для решения исходной задачи

-Проверим правило деления суммы на число

РТ стр. 34 № 98

 Озвучивают  выражение и дописывают числа в пропущенных клеточках.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

 Познавательные:

Общеучебные - умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и  условий

действия.

 Коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

Проговорите ещё правило деления суммы на число.
-Ребята, выполним  №3 стр. 54 учебника

Учебник стр.54 №3.

Записывают в тетрадь

7.Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону.

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

-Решите задачи РТ стр.34 №99

-А сейчас решим задачу с краткой записью с  учебника стр.55 №9

С 1 ряда – 24кг винограда
С 2ряда – 48кг винограда

 Разложили – 1 ящик по 8 кг винограда
Потребовалось - ?

   

Решение: (24+48):8=24:8+48:8=3+6=9(ящ.)

Ответ: потребовалось 9 ящиков.

Проверка: сравнивают свое решение с решением на слайде; оценивают  правильность решения

Познавательные:

 умение

структурировать знания, осознанно

строить речевые высказывания

Регулятивные:

контроль, коррекция,

саморегуляция

Коммуникативные:

 Владение монологической и

диалогической речью

Личночтные:

 Формирование первоначальной

ориентации на оценку результатов

собственной деятельности

8.Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вопрос на засыпку».
Я буду вам читать задачи, а вы постарайтесь найти ответ к ним. Если всё правильно сделаете, то у вас получится слово.

  1. На 1 сентября ученики нашей школы  принесли 24 астры и  15 георгинов. Они подарили  эти цветы 3 педагогам. Сколько цветов получил в подарок  каждый педагог?
  2. Весной мы выращивали рассаду  цветов.

В одном лотке вырастили  35 штук циний, а в другом - 40 штук бархатцев. Выращенную   рассаду пересадили  по 5 штук в ящики .  Сколько понадобилось таких ящиков?

3)На спортивное районное  мероприятие «Малая Олимпиада» приехали 24 мальчика и  16 девочек. Они разделились на команды по 4 человека в каждой. Сколько получилось команд?

Дети решают и находят выражения на данных листочках. Называют ответ.

Слайд №5,6,7

(24+15):3=8+5=13 НИ

(35+40):5=7+8=15ЦЫ

(24+16):4=4+6=10УМ

П: анализ объектов

Регулятивные:контроль, осознание

количества и уровня

усвоения

Коммуникативные: владение

монологической речью

9.Рефлексия учебной  деятельности

(итог урока)

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

С каким новым правилом мы познакомились на уроке?

-Повторите правило.

-Какие задачи  поставили в начале урока?

Справились мы с  ними?

Где мы учились использовать новое правило?

А в жизни пригодится нам это правило?

Как вы считаете, достаточно одного урока, чтобы научиться пользоваться новым правилом?

- С правилом деления суммы на число

Научиться делить сумму на число;

Научиться находить удобный способ вычисления

Да

в примерах, в задачах

Да

Наверное, нет

Регулятивные: выделение и

осознание учащимися

того, что уже усвоено и

что еще подлежит

усвоению, осознание

качества и уровня

усвоения.

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой

и точностью

высказывать свои

мысли.

Личностные:  оценивание

усваиваемого

содержания

Домашнее задание

Учебник, прочитать правило стр. 54 №4, стр.55 №10.

РТ стр.35 №100

самооценка работы

На доске плакат, с нарисованной лестницей успеха. Учащиеся делают самооценку своей работы.

 1)Не знаю

2)Знаю

3)Знаю, нахожу, применяю

       4)Знаю, применяю и объясняю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 3 класс. Деление суммы на число

Предмет: математикаКласс: 3-2Тема урока: Деление суммы на числоЦели урока: учить выполнять деление суммы на числоПланируемые результаты:ü Предметные: совершенствовать вычислительные навыки; повторить ...

Конспект урока по математике. Тема "Деление нуля на число"

ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ  С ДЕЛЕНИЕМ НУЛЯ НА ЧИСЛО....

Конспект урока по математике "Письменное деление на двузначное число" 4 класс УМК Школа России

Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....

Конспект урока по математике «Письменное деление на двузначное число», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление письменных приёмов деления многозначного числа на двузначное;совершенствование вычислительных навыков;развитие умения анализировать и обобщать.Планируемые  ...

Конспект урока по математики «Письменное деление на двузначное число»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:формирование умения выполнять письменное деление;развитие умений пользоваться алгоритмом письменного деления на двузначное число;развитие навыков счёта.Планируемые результаты...

Конспект урока по математики «Письменное деление на трехзначное число»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:формирование умения делить многозначные числа на трёхзначные, когда в записи частного одна, две цифры;закрепление нумерации многозначных чисел, алгоритма письменного деления ...

Конспект урока по математике « Письменное деление на двухзначное число, закрепление»

Конспект урока по математике с использованием различных приемов и методов...