Урок математики для учащихся 4 класса
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Нечепаева Светлана Анатольевна

Тренировочный комбинированный урок-практикум, с использованием элементов проектной технологии, технологии сотрудничества и ИКТ проводился в рамках Дня открытых дверей МБОУ "Прогимназия № 2". Целью урока учитель ставил не только отработать навыки действий с величинами, но и максимально приблизить использование темы в нашей жизни, попытаться пробудить у ребёнка познавательный интерес к изучению этой непростой для начальной школы темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-практикум математики в 4 «Б» классе

В рамках Дня открытых дверей в МБОУ «Прогимназия № 2»

18.12.2014

МБОУ «Прогимназия № 2»

Подготовила: учитель начальных классов Нечепаева Светлана Анатольевна


УМК «Перспектива» учебник вариативного ряда Л.Г.Петерсон «Математика» 4 класс, Москва, издательство «ЮВЕНТА» 2012 год

Тема урока: «Парад Знаний. Величины в жизни человека»

Тип урока: тренировочный комбинированный эвристический урок-практикум работы в динамических группах, с использованием элементов технологии проектного обучения, технологии сотрудничества, а также ИКТ.

Цель урока: расширить и закрепить знания о соотношении единиц длины, площади, стоимости, массы, времени;

Задачи урока: 

1) образовательная: учить самостоятельно составлять и решать задачи с использованием разных величин, применяемых в обыденной жизни; осмысленно осуществлять связь между единицами измерения внутри величин;

2) развивающая: формировать познавательный интерес к предмету, способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, выбирать информацию; развивать навык вычислительных операций

3) воспитательная: воспитывать бережное отношение к труду других людей, формировать умение экономить средства, искать рациональные пути решения проблем.

Планируемые результаты: 

1) предметные: наметить собственный алгоритм определения связи единиц измерения величин;

2) личностные: пополнить критерий самооценки на основе успешности учебно-практической деятельности;

3) метапредметные: 

а) регулятивные: формулировать цель урока, разрабатывать последовательность действий и распределять время, оценивать свои действия во время работы в группе и индивидуально;

б) коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать ответы товарищей и оценивать их точность, учиться работать в паре, исполняя свою роль для повышения качества работы;

в) познавательные: ориентироваться в системе собственного запаса знаний, преобразовывать информацию из текстовой формы в схематичную, делать выводы о результатах работы в группе по заданной теме.

Основные понятия: величины, единицы измерения величин, действия с величинами

Межпредметные связи: окружающий мир.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, ИКТ.

Ресурсы: учебник-тетрадь «Математика», авт. Л.Г.Петерсон, Москва, издательство «ЮВЕНТА» 2012 г., компьютер; мультимедийный проектор; экран; презентация по теме урока, рулетка, линейка, карточки с именованными числами, ИКТ-плакаты с условиями нестандартных задач.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы повторяем изученный материал. Постарайтесь назвать тему нашего урока, выполнив это задание.

(на доске (на слайде) расположены карточки с числами: 60дм 5см, 32000см2, 240 мин, 5р 39к,1м2 7дм2, 4м 2см, 8т 6кг, 4кг 85г) или демонстрация презентации через проектор.

  • Прочитайте запись на карточках. Как одним словом назвать эти записи?
  • Величины.
  • На какие группы можно разделить эти величины?

(дети работают с доской, выходя по очереди и распределяя карточки, на доске они распределяются так: 60дм 5см, 4м 2см; 32000см2, 1м2 7дм2;  8т 6кг, 4кг 85г; 240мин; 5р 39к.)

  • По какому признаку  вы образовали эти группы? Назовите их, докажите свой ответ.
  • Длина, площадь, масса, время, стоимость.
  • Давайте вспомним соотношение единиц в каждой группе и запишем в тетрадь в других единицах измерения.

(дети вслух комментируют связь единиц в каждой группе и записывают в тетрадь следующее: 6м 5см, 402см; 320дм2, 107дм2; 8006кг, 4085г; 4ч;  539к)

  • Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?
  • Сегодня на уроке мы будем говорить о соотношении величин.
  • Правильно. А ещё мы попробуем решать такие задачи с использованием величин, которые пригодятся в быту.
  1. Основная часть.
  1. Работа с учебником. Повторение изученного по таблице величин.
  2. Задание № 1. Миша строит из фанеры домик для хомяка. Как выяснить размер приобретаемого материала и его стоимость, если Мише нужно достроить только фасад такой формы?      

                                                                                                               20см

                                                            5см

                                                  5см                           15см

Решение задачи в тетради и на доске.

1)20*15 — 5*5 = 275 (см2 ) - площадь фанеры.

Чтобы знать, сколько нужно заплатить за покупку, необходимо знать цену 1см2 фанеры. Допустим,  это 10 копеек, тогда:

2)10 * 275 = 2750 (к) = 27р 50к

Ответ: 275см2, 27р 50к.

Задание № 2. Маша шьёт фартуки для игрушечных кукол. Фартук готов. Его нужно украсить, обшив края тесьмой. Что нужно вычислить, чтобы купить нужное количество тесьмы для одного фартука?

                                      1дм

                          1дм  

                                                 4 дм

                2дм

                   

                                     4 дм

Решение задачи:

 1дм*3+(2дм+4дм)*2=15дм       Ответ:15дм, или 1м5дм.

Задание № 3. В нашем классе предстоит ремонт мебели для учащихся. Первый вариант будет менять крышки парт, а второй вариант поменяет основание стульев. Что для этого необходимо знать? Как рассчитать затраты на такую работу?

Ответы детей до выполнения задания.

- Нужно с помощью рулетки или длинной линейки измерить размеры длины и ширины прямоугольников.

  • Затем найти площадь одного стула или стола и умножить на количество столов или стульев.

(получив задание, класс приступает к его выполнению, работая в группах, на доске и в тетрадях записываются результаты, которые проверяются и в случае необходимости корректируются)

  • Ребята, как вы думаете, достаточно ли найти площадь поверхности нужного нам материала?
  • Нет, нужно знать цену единицы площади, и умножить её на всю площадь.
  • Правильно, допустим 100 рублей за 1м2, давайте сосчитаем. А что ещё?
  • Нужен мастер, который произведёт замену, а это тоже стоит денег.
  • Правильно. Поэтому нужно бережно относиться к вещам, чтобы они служили дольше.

IV. Итог урока.

  • Что повторяли на уроке?
  • Какие величины помогают при ремонте?
  • О чём необходимо помнить, начиная ремонт или строительство?

СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ.

Примечания для учителя: задания могут варьироваться в зависимости от цели работы (в презентации предлагается другой вариант). Важно, чтобы они были сформулированы на доступном для детей материале и привязаны к жизненной ситуации. Материал предложенного урока является нестандартным и авторским, так как урок явился демонстрацией знаний детей на родительскую аудиторию и носил цель развития метапредметных умений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер - классу на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах.

Цель: научить ребят работать в паре (умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого)....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах

Активизация познавательной деятельностиучащихся на уроках математики в начальных классах...

Формирование приемов осмысленного запоминания на уроках математики у учащихся начальных классов

Каждому понятно, как велико значение памяти в обучении. Приобретение знаний, умений, навыков в любом возрасте связано с работой памяти. Без закрепления в памяти получаемых новых знаний не может быть у...

Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах

дидактическая игра позволяет не только активно включать учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный матери...

Конспект урока математики для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока математики по теме: "Простая арифметическая задача на увеличение или уеньшение числа в несколько раз"....

Конспект урока математики для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока метематики составлен на тему: "Деление на 8"....