Конспект урока математики "Сложение и вычитание трёхзначных чисел"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Семенова Оксана Валерьевна
Урок ОНЗ, данный урок является первым уроком по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел». ЦОР универсальное мультимедийное пособие «Математика» тренажёр к любому учебнику, издательство «Экзамен», Москва, 2007 г. Используется на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Форма использования: индивидуальная

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_matematiki_v_3_klasse.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уровень образования: начальное общее образование

Класс: 3

УМК: «Школа 2100»

Предмет: математика

Тема: «Сложение и вычитание трехзначных чисел»

Цель: Сформировать способность к сложению и вычитанию трёхзначных чисел;  вывести алгоритм письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Задачи:  

Личностные: повышать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия;

Метапредметные:

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и  уровня усвоения; прогнозирование; целеполагание как постановка учебной задачи, планирование,

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы; знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения;  построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; умение выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

Предметные: познакомиться с алгоритмами устных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100; осуществлять проверку вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания; систематическое повторение и закрепление ранее изученного.

Тип урока: урок введения нового знания

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник  по математике для 3 класса «Математика" автор Демидова Т.Е., Козлова Т.А., Тонких А.Т.

Используемое оборудование: 

Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран

Используемые ЦОР: универсальное мультимедийное пособие «Математика» тренажёр к любому учебнику, издательство «Экзамен», Москва, 2007 г.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формируемые на данном этапе

Этап самоопределения в учебной деятельности

Цели:мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики

               

Слайд №2

Музыкальный фрагмент «Бабочка»

  1. Приветствие: Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.  Я желаю вам удачи и хорошего настроения. С каким настроением мы начинаем урок, поделитесь со мной…(фишки)
    Я надеюсь, хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.
  2. Чем мы занимаемся на уроке математики? Что мы уже можем делать? Чему хотите научиться? 

Слайд №3

 

Дети слаживают  карточки в конверт

(Формулирование каждым учеником собственной цели  в предстоящей учебной деятельности)

Работа по маршрутным листам

(На каждом этапе урока дети оценивают свою деятельность и выставляют баллы в маршрутные листы)

Личностные:

действие смыслообразования

Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Этап актуализации и пробного учебного действия

Цели:актуализировать знания о трёхзначном числе; тренировать вычислительные навыки.

Устный счёт  

1. Игра «Назови число»

2. Математический диктант (слайд№5)

3. Работа с графическими моделями чисел    (Слайд№7)

На слайде представлены 3 графические модели чисел

4. Игра «Мои друзья»

Мои друзья те, у кого в числе 5 десятков.

  • Мои друзья те, у кого в числе 8 единиц.
  • Мои друзья те, у кого в числе 1 сотня.

Вопрос после игры: что общего у всех чисел, которые вы написали? (Они трехзначные.)

5. Разбиение чисел на группы 

6. Физкультминутка

 Слайд №8

7. Самостоятельное решение примеров

Слайд №4

 

  • Записать число, в котором 8 сотен 6 десятков 2 единицы.
  • Записать число, в котором 3 сотни 2 десятка 1 единица.
  • Записать число, в котором 6 сотен 2 единицы.
  • Записать число, в котором 9 сотен 9 десятков.
  • Записать число, в котором 7 сотен 7 десятков 7 единиц.

Все учащиеся работают в тетрадях, а 2 ученика на закрытых от всех «крыльях» доски. После окончания работы самопроверка  выполнения задания (Слайд №6)

Выставление оценок на маршрутных листах

Задание 1: Найти модель числа 425, доказать свой выбор. (В числе 425 - 4 сотни – они изображены большими треугольниками, 2 десятка – 2 маленьких треугольника, 5 единиц – 5 точек).

Задание 2: на листах зарисовать  графическую модель любого трёхзначного числа, рядом записать это число

– Дети, чья модель подходит к высказыванию, выходят к доске и демонстрируют записи на листе. Если ученик вышел неправильно, то  сразу проводится коррекция знаний самими учащимися.

На доске 4 столбика чисел

105      300         809           210
15        30           89             21

Задание 1: Прочитать числа каждой пары, сказать, чем похожи и чем различаются. (Похожи: в записи есть одинаковые цифры, различия: двузначные и трёхзначные; цифры в записи числа обозначают разные единицы.)

(Слайд №9)

15 + 30          65 + 16        210 +105
89 – 21          78 - 19        
697 - 307

Формулирование детьми темы урока.

Во время выполнения задания дети фиксируют затруднение при решении последнего примера.

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения

регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением)

Постановка и формулирование проблемы;

Этап выявления места и причины затруднения

Цели:организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется

и фиксируется необходимость определения нового способа действия

Обсуждение ситуации.

(Трудно потому, что ещё не складывали трёхзначные числа.)

Познавательные: умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание        

Этап построения проекта выхода из затруднения

- Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока

Формулирование учениками  темы и цели  в предстоящей учебной деятельности

– Мы с вами уже умеем складывать и вычитать двузначные числа. Как вы думаете, при складывании и вычитании трёхзначных чисел  будут те же правила, или мы будем это делать совсем по-другому? (Все также, только добавляется ещё один разряд – сотни.)

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Этап реализации построенного проекта

     Цели:организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа действия;

зафиксировать новый  способ  в знаковой форме.

 

– Какое правило мы должны вспомнить, чтобы получить сумму чисел 210 и 105?

– С чего начинается сложение?

– Сделайте вывод о том, как сложить два трёхзначных числа

- Как вы думаете, а потребуются нам знания, полученные сегодня на уроке, при сложении трёхзначных чисел столбиком?

– Сделайте вывод о том, как сложить два трёхзначных числа столбиком

2.Задание:  (сильный ученик) записать  разность чисел 697 и 307. Как произвести вычисления? Какой получился ответ? (390)

– Сделайте вывод о том, как найти разность двух трёхзначных чисел

Слайд №11
– Сделайте вывод о том, как найти разность двух трёхзначных чисел столбиком

(Единицы складываем с единицами, десятки с  десятками). А сотни? (Сотни записать с  сотнями).

  1. задание Запись примера в тетрадях и на доске

 (Сложение начнем с единиц. 5 единиц плюс 0 единиц будет 5 единиц.) Что будем делать дальше? (Складываем десятки, а затем  считаем сотни и читаем ответ: 315)

слайд №10 (опережение у- 69) Вывод фиксируется при помощи схемы-помощника:

Дети самостоятельно делают выводы.
Вывод фиксируется при помощи схемы-помощника:

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Этап первичного закрепления

Цели:зафиксировать способ действия при сложении и вычитании трёхзначного числа; тренировать способность к выполнению сложения и вычитания столбиком.

Слайд №12

Работа в учебнике №1 (самостоятельно)

План решения задачи № 1:

  1. Прочитай задачу
  2. Выдели условие (что известно?)
  3. Найди вопрос (что неизвестно?)
  4. Запиши решение и ответ
  5. Взаимопроверка

Коммуникативные:

управление поведение партнёра;

умение выражать свои мысли;

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цели:тренировать способность к самоконтролю и самооценке

1) Работа по учебнику № 4,5

  1. Работа с тренажёром  по математике (слабые модуль «Практика», сильные «Контроль»

Дети самостоятельно решают задания в учебнике

Выходят по одному на тренажёр отрабатывать сложение и вычитание

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и  уровня усвоения;

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Этап включения в систему знаний и повторения

Цели:тренировать способность к безошибочному решению примеров на сложение и вычитание трёхзначных чисел

           

Дифференцированная работа по карточкам

1.Дифференцированная работа по карточкам

Регулятивные: прогнозирование

Этап рефлексии учебной деятельности

Цели:оценить результаты собственной деятельности;

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

1) Исправь ошибки! Докажи!

(Слайд № 13)

2) Вернёмся к задачам урока:

– Что полезного вы узнали на этом уроке?

 

3) Оцените свою работу.

4). Домашнее задание (слайд № 14)

Покажите, с каким настроением вы закончили урок! (Слайд № 12)
— Желаю вам крепкого здоровья, отличных оценок, бодрости и хорошего настроения. 
Будьте здоровы!

1 задание: исправь ошибки (на доске)

530 + 327= 867     857 – 530= 330  

400+200= 709        908-100= 880

(Дети исправляют ошибки)

Каждый ребёнок проговаривает

- Я научился...

- У меня получается…

- Что не получается…

Дети подсчитывают + и – на маршрутных листах и сами выставляют оценки

(оценки в дневники)

1. стр.27 1гр- №8, 2 гр - №8 (1 столб)

2.   Составить 5 примеров на сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд

3. карточки

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности;

коммуникативные: умение выражать свои мысли

регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Конспект урока "Приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные».

Подробный конспект  по математике урока в 4 классе к учебнику Моро идр....

Урок "Сложение и вычитание трёхзначных чисел столбиком", 3 класс (на основе регионального компонента)

Урок проведён в 3 классе по программе "Школа 2100" с использованием регионального компонента....

Конспект урока по математике "Вычитание трёхзначных чисел" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта урока по предмету математика "Вычитание трёхзначных чисел" 3 класс...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм вычитания трёхзначных чисел", 3 класс (УМК "Школа России" М. И. Моро)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: «Алгоритм вычитания трёхзначных чисел»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования предста...

Технологическая карта урока математики «Алгоритм вычитания трёхзначных чисел» (УМК «Школа России»), 3 класс

Тема урока «Алгоритм вычитания трёхзначных чисел»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование навыков вычитания трехзначных чисел; закрепление вычисли...