урок по математике "Масса"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Шевченко Ирина Александровна

Цели урока : Создать условия для усвоения представлений о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.

Задачи урока:

 ·  Образовательные:

·          - сформирование у учащихся практических навыков измерению массы с помощью весов. Познакомить с решением задач на сравнение масс предметов.

· Развивающиеся:

-  создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения,

- развития логического мышления и математической речи.

Воспитательные:

- формировать умения работать в паре, группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike_-_massa.docx155.79 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  математика

Учитель: МОУ «СОШ №5» Шевченко Ирина Александровна

Класс: 1 класс

Программа «Перспектива»

Учебник «Математика 1 класс» в 2 ч., Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова. -М. : Просвещение, 2010 г.

Тема урока: Масса

Цели урока : Создать условия для усвоения представлений о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.

Задачи урока:

   Образовательные:

  •  - сформирование у учащихся практических навыков измерению массы с помощью весов. Познакомить с решением задач на сравнение масс предметов.

 Развивающиеся:

-  создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения,

- развития логического мышления и математической речи.

Воспитательные:

- формировать умения работать в паре, группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

  1. Чашечные весы,
  2. гири,
  3. два одинаковых мешочка: один с ватой, другой с крупой
  4. карточки заданий

Структура и ход урока

Этап

урока

Деятельность учителя/

учеников

УУД

1

Самоопределение к деятельности

- Рада всех вас видеть на уроке математики. Сегодня копилка  знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.

Личностные:  самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Коммуникативные: умение воспринимать информацию

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  • - Начнём наш урок с зарядки для ума.

а) Фронтальная работа 

- Угадайте, о каком числе идёт речь? Оно больше 6 на 2;
-    Его соседями являются числа 7 и 9.  (
Это число 8)

- Чему равна разность чисел 6 и 2? (4)

 - Чему равна сумма чисел 7 и1? (8)

б) Повторение понятия “Величина” (работа в парах).

– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах? (Полоски цветной бумаги)

- Что у них общего? (одинаковая форма, одинаковый материал,…)

- А что можно сказать про цвет? (Цвет разный)

-  Что можно сказать про размер? (Он разный)

- А как узнать размер полоски? (Измерить линейкой)

-  Каждый измеряет свою полоску и записывает результат. Потом в паре вы сравниваете длины, составляете и записываете неравенство или равенство в тетради. Если пара готова, поднимите руку.

- Ребята, что мы сейчас делали? (Измеряли и сравнивали)

- Что измеряли и сравнивали? (Длины полосок)

- Можем ли мы назвать длину величиной? (Да)

- Почему? (Длину можно измерить и записать числом)

- В чём измеряется длина? (Сантиметр)

Регулятивные: умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы; контроль и оценка процесса и деятельности

  Коммуникативные: умение строить речевое высказывание с поставленными задачами.

3

Постановка учебной задачи

-  Посмотрите на эти два мешочка. (Учитель показывает детям заранее приготовленные мешочки: в одном – крупа, в другом – вата.) Чем они похожи? (Они одинаковы по цвету, форме, размеру.)

- Чем они отличаются? (Дети затрудняются дать ответ.)

- …., выйди к доске и возьми в каждую руку по одному мешочку.

- Что ты нам можешь сообщить? (Один легче, а другой тяжелее.)

Регулятивные: планирование деятельности; целеполагание.

Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4

Открытие  нового  (Построение проекта выхода из затруднения)

  • - Ребята, оказывается, есть свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть.
  • -  Чтобы обнаружить такие свойства, надо взять предметы в руки. Когда мы говорим легче или тяжелее, то имеем в виду свойство предметов, которое называется МАССА. (Учитель вывешивает плакат “МАССА” )

- Какой прибор поможет нам точно определить какой мешочек тяжелее, а какой легче? (Весы) Слайд 2

- Весы бывают разные.

- Посмотрите, ребята, на рисунок. Слайд 3

- Винни-Пух, Пятачок и Иа определяли с помощью весов, у кого масса больше.

- Можно ли по этим рисункам узнать, кто из тяжелее,  кто легче?

- На весы положили апельсин и клубнику.   Слайд 4                                                                   

- Что можете сказать об их массе?     (Масса одинаковая)

- Выразите массу апельсина через массу клубники.      (апельси=5 клубникам)

- Какую мерку использовали для измерения массы апельсина?     (клубнику)

http://festival.1september.ru/articles/577860/f_clip_image002.jpg                        http://festival.1september.ru/articles/577860/f_clip_image004.jpg

- На весы положили тот же апельсин и пирожное.                                                          

- Что можете сказать об их массе?    (Масса одинаковая)

- Выразите массу апельсина через массу пирожных.  (апельси=2 пирожных)

- Какую мерку использовали для измерения массы апельсина?                (пирожные)

- Можно ли массу назвать величиной?

- Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина.   (В тему урока открывается слово «Величина»)

- Почему брали один и тот же апельсин, а получили, что он имеет разную массу? (разные мерки)

 Физминутка для глаз.          Слайд 5        

                                                           

- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др.

 - Затем у каждого народа появились свои меры массы.

- Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница.

- Люди долго не могли придумать единую мерку. И 210 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её…(предположения детей) килограмм.   (Учитель вывешивает плакат “КИЛОГРАММ”)      Слайд 7 

- Мы будем часто использовать краткую форму его записи  КГ (Учитель вывешивает плакат “КГ”).

- Для измерения масс используются гири в 1 килограмм, в 2 килограмма, 3 килограмма, 5 килограммов и другие. Слайд 8

- Сколько кг. весит дыня? (7 кг)

- Как вы узнали? (На весах стоят гири массой 3кг и 5кг. А 3кг +5кг =8кг.)

- Давайте запишем, как мы получили 8кг.

- Сколько кг весят яблоки? (3 кг.)

- Запишите, как вы получили 3кг.

Физминутка  на движения.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами.

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  1. Первичное закрепление и самостоятельная работа в парах.

Задание 4. Стр.16     Слайд 9

Цель работы:

– учиться применять новое правило записи.

- задание выполняется учащимися у доски. (2 ученика)

– Прочитайте задание 3 стр 16

– Что нужно сделать?

  1. Фронтальная работа

Работа над задаче 5.

– Прочитайте задачу про себя .

– Прочитай вслух.

– Что известно в задаче?

- Что нужно узнать?

Познавательные: умение извлекать информацию из текста, иллюстраций; умение ориентироваться на развороте учебника

Личностные: умение определять и высказывать  простые,  общие для всех людей правила.

Коммуникативные: умение работать совместно с партнером, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные: умение концентрировать  свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы,  прогнозирование, целеполагание, постановка учебной задачи на основе анализа того, что еще неизвестно.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Индивидуальная работа.

Задание на карточках.

- Перед вами лежат карточки заданий.

- Выполните эти задания в тетрадь.

- поверим, как правильно вы выполнили свое задание. Слайд 11

Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;  доказательство, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

7

Рефлексия деятельности

– С какой величиной познакомились на уроке?

– В каких единицах измеряется масса?

- Кому сегодня на уроке было интересно и кто считает, что все понял хлопните один раз в ладоши.

- А кому еще надо потренироваться хлопните 2 раза в ладоши.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Масса

Величина

Килограмм

кг


C:\Users\днс\Desktop\0009-009-Kilogramm.jpg

C:\Users\днс\Desktop\0009-009-Kilogramm.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...