Формирование самоконтроля и самооценки учащихся на уроках математики (выступление)
статья по математике (2 класс) на тему

Сегодня приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, такие как самоконтроль и самооценка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!

Н. Заболоцкий писал в одном из своих стихотворений

 Два мира есть у человека –
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Сегодня приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться, а это не что иное, как формирование системы универсальных учебных действий. Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие умение ставить конкретную цель, планировать свою деятельность и прогнозировать возможные ситуации. Одним из важнейших компонентов учебной деятельности – самоконтроль.  Отсюда я решила взять тему «Формирование самоконтроля и самооценки учащихся на уроках математики». Для этого изучила учебники математики по системе Занкова и пришла к выводу, что в учебниках много заданий, направленных на развитие РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

Решила, что цель моей работы добиваться у школьников развития:

- познавательной активности,

- навыков самоконтроля и самооценки,

- коррекции отдельных сторон психической деятельности и пробелов в знаниях школьника,

- умения планировать свою деятельность, смотреть, видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

Что же такое самоконтроль?

С некоторыми понятиями самоконтроля вы можете познакомиться на слайде.

Я же рассматриваю самоконтроль как осознанное управление школьником своей учебно-познавательной деятельностью, заключающееся в умении прогнозировать конечный результат и зоны трудностей его достижения.

Для организации учебной деятельности по развитию самоконтроля использую: карту самоконтроля, лист учёта знаний, задания для коррекционной работы и дополнительный материал.

Перед вами карта самоконтроля, которая представляет собой таблицу, состоящую из трёх столбцов.

1столбец – заполняется вопросами и заданиями по определённой теме. Например, тема «Работа с текстовыми задачами» 

2столбец – мотивация учащихся к совершенствованию их учебной деятельности, развитие самостоятельности, навыков самооценки, как основы умения учиться.

3столбец – предназначен для письменного выполнения задания из первого столбца. Самостоятельная работа данного вида проводится регулярно. Самостоятельные действия учащихся не сводятся только выполнению предложенных учебных заданий, а включают в себя самоконтроль и самооценку выполненной работы. После самостоятельной работы провожу коллективный разбор выполненных заданий, при котором учащийся может проверить не только правильность решения задачи, но и объективность своей оценки выполенной работы.

Приведу пример самостоятельной работы для учащихся 2 класса по теме «Формирование понятия «задача»:

Карточка по теме «Формирование понятия «задача» (2 класс):

Задание

(тексты)

Оценочное действие

(выполнить смогу «+», выполнить не смогу «-»)

                          Решение

               (выполнение работы)

Определи, какие из тестов являются задачами, и реши их. В остальных, если есть лишние данные, подчеркни их:

1. В школу привезли 60 новых стульев и 18 парт. Парты расставили поровну в трёх классах. Сколько парт поставили в каждом классе?

2. Сколько колёс нужно для пяти двух колёсных велосипедов?

3. Учительница принесла каждому ученику по 2 тетради. Сколько всего тетрадей принесла учительница?

4. Каждый день Таня прочитывала по 10 страниц. Сколько страниц прочитала Таня за январь месяц?

Данная карточка выдаётся каждому учащемуся и может быть предъявлена несколько раз (с учётом уровня интеллектуального развития каждого ребёнка).

При первом предъявлении учащиеся читают задания; если они знают, как их выполнять, то во 2 столбике ставят знак «+» и выполняют задания, работая в 3 столбике. Если же учащиеся затрудняются в выполнении какого-либо задания при первом предъявлении, то во втором столбике ставят знак «-» и могут к нему вернуться на следующем уроке или через несколько уроков.

В конце каждой карточки приведены таблицы самоанализа, которые помогают учащемуся выяснить свои знания и незнания, чтобы спланировать собственные действия и идти от незнания к знанию. Данную карточку дети заполняют после коллективного разбора заданий.

Самоанализ деятельности

Знаю,

умею

Не знаю,

не умею 

Самооценка

Необходимо

узнать

Лист учёта знаний

Тема

Номера заданий самостоятельной работы

1

2

3

4

  1. Двузначные числа
  2. Трехзначные числа
  3. Величины
  4. Сложение и вычитание
  5. Умножение и деление
  6. Работа с текстовыми задачами

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

-

-

+

+

-

-

-

Лист учёта знаний выглядит таким образом. Его можно поместить на последней странице тетради по математике и заполняется он учеником. Работа по учёту знаний проводится регулярно после освоения учащимися каких-либо знаний в процессе коллективной или групповой работы.

Сейчас я расскажу как работаю с этими таблицами по теме «Работа с текстовыми задачами»

Подбираю задания из учебника или дополнительных источников с целью проверки усвоения способа деятельности и оформляю в виде карты самоконтроля. Учащиеся выполняют работу по карте самоконтроля; после этого вместе со мной (на первых этапах работы) проводят самоанализ ошибок, вполне естественных на этапе усвоения нового материала, и заполняют таблицу «Самоанализ деятельности» и «Лист учёта знаний».

Выполненную работу сдают. Я проверяю работу, выдаю её на следующем уроке без исправления ошибок и не ставлю никакой отметки. Ученики самостоятельно находят ошибки и исправляют их или выполняют те задания из карты самоконтроля, которые не смогли выполнить при первом предъявлении. Если ученик не может найти свою ошибку самостоятельно, то обращается за помощью ко мне или организую работу в парах или малых группах. Пары формирую таким образом: ученик, верно выполнивший все задания и ученик, допустивший ошибки. Даю таким парам готовый алгоритм решения задачи. Малые группы формирую, таким образом, дети, допустившие ошибки в 1 задании, садятся в одну группу, неверно выполнившие 4 задание в другую группу и так далее. Таким группам даю следующие упражнения на развитие самоконтроля:

  1. Неполное решение задачи, а дети завершают его
  2. Задача с неполными или недостающими данными
  3. Решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам
  4. Дан алгоритм решения, но непоследовательно. Нужно установить последовательность решения.

   После этого учащиеся, допустившие ошибки, работают с коррекционными заданиями, а школьники, выполнившие все задания из карты самоконтроля без ошибок, работают с математической картотекой. Работа может проводиться как на  уроке, так и дома.  

Задания для коррекционной работы:

Данные задания представляют комплекс математических упражнений различных видов (тренировочные, творческие, частично-поисковые), с помощью которых компенсируются знания по данной теме. Например,

Задание 1:

- Внимательно прочитай текст задач.

- Выясни, в какой задаче:

А) лишние данные (подчеркни);

Б) данных не хватает (если нужно, добавь или узнай)

- Реши и напиши ответ над начерченной линией.

Задачи

  1.  В школу привезли жесткие и мягкие стулья. Всего 40 стульев. Нужно узнать, сколько мягких стульев привезли.
  2. Серёжа выше Игоря на 15см. Серёжа старше Игоря на 2 года. Сколько лет Игорю, если Серёже 11 лет?
  3. Какой день недели 31 декабря 2015 года?
  4. Назови число, большее 19, но меньшее 22.

Задание 2:

Поставь «+», если это задача и «-», если это не задача.

  1. Для букета сорвали 7 ромашек и 8 колокольчиков. Сколько всего цветов сорвали для букета?
  2. В корзинке лежали 150 огурцов, 97 вынули.
  3. Миша нашёл 4 белых гриба и 18 подберёзовиков. Сколько подберёзовиков нашёл Миша?
  4. Сколько получится?
  5. Ученики первого класса должны сделать 190 игрушек. Они уже сделали 112 игрушек. Сколько игрушек им осталось сделать?
  6. На столе лежали ложки, вилки и ножи. Сколько всего столовых приборов лежало на столе?

Таким образом, важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников. Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться. Самоконтроль у школьника - это способность контролировать себя, сделал ли он то или иное действие.

А самооценка - это способность оценивать качество выполнения того или иного действия. Исходя из этого, приходим к выводу, что эти два понятия тесно переплетаются друг с другом и формируются совместно. Результаты моей работы по развитию навыков самоконтроля и самооценки привели к тому, что проводя анкетирование,  у учащихся повысился познавательный интерес к предмету, повысилось качество знаний по предмету,  большинство стали планировать свою деятельность.

Список используемой литературы:

  1. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. Чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989. – 750 с.
  2.  Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: ПМЦ СПО, 1999. -538 с. 
  3. Пачина А. Г Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников // Нач. школа. – 2004. - №11. – С.31-37
  4. Дусавицкий А.К. Некоторые особенности формирования действия контроля в 1 классе //Нач. школа. – 2002. - №17. – С.14
  5.  Зарупина Т.Р., Зиновьева М.П. Использование тестовых заданий для тематического контроля по математике // Нач. школа.-2003. - №10. – С.110
  6. Потапенко Н.В. Игра «Математические пазлы» //Нач. школа. – 2006. - №9. – С.91
  7. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников // Нач. школа. – 2004. - №2. – С.20-24.
  8.   Шикова Р.Н., Бологова Е.И. Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых  задач// Нач. школа. – 2000. - №1. – С. 37-40
  9. Яковлева Н. П.Формирование действий контроля и оценки у младших школьников//Нач. школа. – 2006. -№7. – С.22-23.    
  10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований- М.: Педагогика, 1986.
  11. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике /Сост. Ю.Д.Кобалевский- М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования.

Из опыта работы учителя: как формировать у младших школьников контрольно-оценочную самостоятельность? Особое внимание уделяется приемам проверки и самопроверки. Выделяются показатели сформированности ...

Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников

11 лет назад в начальных классах  нашей школы начался эксперимент по  безотметочному обучению.  В данной работе показана система формирования самоконтроля младших школьников в режиме бе...

Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников

В начальной школе формируются основы оценочной деятельности, поэтому каждый день я  создаю ситуации для проведения самооценки детей,  развития умения договариваться, обмениваться мнениями, п...

Приемы формирования самоконтроля и самооценки. Презентация.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другим...

Мастер-класс Приемы формирования самоконтроля и самооценки в начальных классах.

Представлены приемы организации контрольно-оценочной деятености в начальных классах....

Приемы формирования самоконтроля и самооценки младших школьников в условиях ФГОС

Самоконтроль и самооценка младших школьников в условиях ФГОС...