Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников.
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Быкова  Ольга  Валерьевна

Особое значение придается действиям контроля и оценки, т. к. именно эти действия обеспечивают развитие способности  к самостоятельной организации и регуляции своей деятельности. Действия самоконтроля и самооценки  рассматриваются как необходимое условие успешности обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samokontrolya_i_samootsenki.docx531.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«Нарышкинская   средняя  общеобразовательная  школа  №1 имени Н. И. Зубилина»  Урицкого  района  Орловской  области

«Формирование  самоконтроля  и  самооценки  младших   школьников»

       Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают в себя универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

       Особое значение придается действиям контроля и оценки, т. к. именно эти действия обеспечивают способности  к самостоятельной организации и регуляции своей деятельности. Действия самоконтроля и самооценки  рассматриваются как необходимое условие успешности обучения.

        Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей.

Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование адекватной  самооценки  - залог успешности ученика.
Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:

  • что нужно оценивать,
  • как оценивать,
  • зачем оценивать,
  • какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. 

Самооценивание –   один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание меньше всего связано с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Функции  самооценки

Обучающая функция  - заключается в том, что ученик,  оценивая свою работу, еще раз повторяет  пройденную тему, выполняет упражнения, производит сравнения с эталоном.

Стимулирующая функция  - стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.

Мотивационная функция – обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых  усилий.

Воспитывающая и развивающая функции – связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.

Аналитическая функция  - связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов, трудностей в изученном материале.

Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля.

Остановимся  на   видах  самоконтроля

  • Предварительный  проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.
  • Процессуальный (контроль в процессе выполнения устной или  письменной работы).
  • Итоговый контроль или контроль по результату ( по завершению задания)

Эта работа начинается на этапе  безоценочного  обучения  в 1 классе.

Начиная с самых первых уроков,  готовлю  первоклассников  к  устным формам оценочных действий с помощью ориентировочных вопросов:

Ориентировка.  До начала работы:

- Сможете ли вы выполнить это задание?

- Трудно ли оно для вас?

- В чем заключается трудность?

- С чего начнете?

- Из каких этапов будет состоять работа?

- В какой последовательности вы будете выполнять задание, решать задачу?

- Как вы сможете себя проверить?

- Какая помощь понадобится?

Уже  в первом классе  у  учащихся  формируются  следующие  умения:
- оценивать свою работу по заданным учителем критериям;
- соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- договариваться о выборе эталона для сопоставления работ;
- обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

     Например,  на уроках письма можно выяснить, какой элемент в написании

буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе.  Напоминать о том, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом.  Так вырабатывается первый критерий -  аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы. Здесь появляются знако-символические обозначения  (смайлики, цветовые  сигналы, плюс-минус, знаки вопроса и восклицания).

В моём классе прочно прижились следующие  приёмы самооценки.

 «Смайлики»  используется  при фиксации затруднения в пробном действии, учитель сразу видит детей, которым необходима помощь, направляет их дальнейшую работу, при проверке самостоятельных работ, оценке устных ответов.

«Ладошки» , с  помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку. Очень хорошо – карандаш у кончиков  пальцев,  испытываем затруднение – на уровне середины ладони,   нужна помощь – карандаш  внизу у основания ладони. Этот приём используем  при  взаимном оценивании  устных  ответов, для самооценки  на различных этапах выполнения работы, а также при итоговом контроле.

      Самоконтроль  и  самооценка  являются неотъемлемой   составляющей  
рефлексии  учебной   деятельности. На этапе рефлексии часто использую приёмы:

 «Моё настроение»,  который демонстрирует собственные впечатления ученика от выполненной работы.  На полях тетрадей мы приклеиваем небольшие карточки с изображением смайликов. В процессе выполнения задания дети  контролируют  правильность, оценивают свою работу, закрашивают смайлик.

C:\Users\User\Pictures\0018-008-1.png

«Неоконченное  предложение»

 C:\Users\User\Pictures\img22.jpg 

В моём классе очень активные подвижные дети, поэтому часто использую упражнение «Зарядка», которое позволяет продемонстрировать уровень самооценки, а также сменить положение тела, стряхнуть напряжение.  

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0bc8/0005ebaf-435cfcf6/img21.jpg

     Для оценки самостоятельности выполненной работы вместе с детьми придумали ставить на полях  буквы:

С (самостоятельно  справился), 

П (помогли справиться), 

Н  (не смог, не получилось выполнить). 

     В процессе  работы над формированием  самооценки возникла необходимость  выразить  оценку не только да или нет (+ или - ), но и показать средний уровень, выше  или ниже среднего.   Этот приём мои дети назвали «Стаканчики». Мы изображаем сосуд, и ребята закрашивают  тот  уровень, который соответствует их самооценке.  Я стараюсь  не оставлять без внимания самооценку школьников, выяснять причины успехов  и затруднений. Все трудности, возникающие  у детей, разбираем отдельно, затем  корректирую  работу  детей,  нуждающихся  в  помощи.

      «Волшебные  линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и

содержательной формой самооценки. C:\Users\User\Pictures\Безымянный.png

Эти линеечки напоминает ребенку измерительный прибор.

С помощью линеечек можно измерить всё что угодно.

Пока мы применяем оценку по двум критериям:  

Пр. – правильность,   Ак. – аккуратность.    

Такая оценка:

  • позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка  можно оценить как успешного);
  • удерживает  учебную  функцию отметки (крестик на линеечке отражает реальное  продвижение в изучаемом предметном содержании);
  • помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого

из них  оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

       После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель

ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне

зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать».

       Активно использую на этапе рефлексии «Лесенку успеха».

Каждый ребёнок, проведя во внутреннем  плане самоанализ  и оценку собственной деятельности на уроке,  переводит её во внешнюю с помощью  звёздочки на ступеньках лестницы.  

       Я считаю очень полезным  и плодотворным  метод  Синквейна.

Дети его быстро освоили, он  вызывает  живой  интерес.

Синквейн  - это  приём  технологии  развития  критического  мышления, который  используется  на  этапе рефлексии.

Синквейн  -  это  концентрация знаний, ассоциаций, эмоций;  выражение своей позиции, взгляда  на  событие  или  объект.

Происходит  от  французского  слова  «пять».

C:\Users\User\Pictures\2016-02-14\img22.jpg

     Уже во 2-ом классе стали применять  Оценочные  листы  и  задания  для  самоконтроля.
Основная цель оценочных листов – выделение основных  умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки  уровня их сформированности самими учениками.
Помимо перечня умений и соответствующих им контрольных заданий,  оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из предложенных  умений  и  их оценки учителем. Оценочные листы являются весьма удобным средством для подготовки учащихся к тематическим проверочным работам. Задания для самоконтроля помогают самим учащимся оценить каждое необходимое умение или знание темы и обоснованно заполнить оценочный лист темы.

        Оценочные листы применяю в индивидуальной,  парной и групповой  работе.

В этих листах может отражаться  самооценка  не только ученика, но может быть и взаимооценка.  

Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом, я всегда даю право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.

    Описанные приёмы развития навыков самооценки и самоконтроля положительно влияют как на повышение качества обучения, так и на формирование личности ребёнка, способного к дальнейшему самоопределению и более полной самореализации. Поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в контрольно-оценочной деятельности учащихся.

  Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности.  Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности.

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования.

Из опыта работы учителя: как формировать у младших школьников контрольно-оценочную самостоятельность? Особое внимание уделяется приемам проверки и самопроверки. Выделяются показатели сформированности ...

Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников

11 лет назад в начальных классах  нашей школы начался эксперимент по  безотметочному обучению.  В данной работе показана система формирования самоконтроля младших школьников в режиме бе...

Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников

В начальной школе формируются основы оценочной деятельности, поэтому каждый день я  создаю ситуации для проведения самооценки детей,  развития умения договариваться, обмениваться мнениями, п...

Система формирования навыков самоконтроля и самооценки младших школьников

В работе обобщён педагогический опыт по теме "Система формирования  навыков самоконтроля и самооценки младших школьников", представлены фрагменты уроков....

Приемы формирования самоконтроля и самооценки младших школьников в условиях ФГОС

Самоконтроль и самооценка младших школьников в условиях ФГОС...

Формирование навыков самоконтроля и самооценки младших школьников

Данная статья носит рекомендательный характер для учителей начальных классов и воспитателей группы продлённого дня...

«Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».Почему же мы сегодня очень часто произносим слова с приставкой само- ? Потому чт...