Разработка урока "Решение задач с величинами"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Ситникова Наталья Валерьевна

Урок предназначен для учащихся 4 класса по программе "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_4_klasse.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе.

Тема урока: «Решение задач с величинами»

Тип урока: повторения и систематизации знаний.

Ход урока.

1. Мотивация.

Урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

2. Повторение. Подведение к теме урока.

1) Найдите лишнюю единицу измерения:  кг, г, т, км, ц. 

 (После проверки прикрепляется на доску буква а)

2) А здесь?  ч, с, мин, кг, сут

(прикрепляется буква  д)

3) Расположите  в порядке убывания:  см, км, м, дм, мм. 

(Открывается буква  и)

4) Вместо чисел поставьте слова:

100 лет живи, 100 лет учись. (Век живи, век учись)

Делу время, а потехе 60 минут. (Делу время, а потехе час)

Обещанного 36 месяцев ждут. (Обещанного 3 года ждут)

(Открывается буква  з)

5) А теперь выполним следующее задание (на доске прикреплена математическая ромашка, ученики по очереди отрывают лепестки с заданием)

  • В Новой Зеландии выросла морковь – чемпион массой 7 кг. Какова масса моркови в граммах?
  • Длина тела самой большой белой акулы достигает 6 метров. Сколько это  сантиметров?
  • У жирафов очень длинный язык – 50 см! Какова длина языка в дециметрах?
  • Сердце жирафа огромно. Оно весит 12 кг. А граммов?
  • Самая крупная птица-страус весит 120 кг. Сколько это граммов?

 (Середина ромашки открывается - буква  ч)

6) Вспомним, как называются компоненты действия деления? Как найти делимое, если известно частное и делитель?  (частное умножить  на делитель)

(Открывается буква  а)

Составьте из данных букв слово, и вы узнаете тему нашего урока.

а, д, и, з, ч, а.

  А точнее ….. («Решение задач с величинами»)

- Чем  мы займемся на уроке?

2. Физминутка. Беседа об осанке.

 - Ребята, выполните упражнение. Сцепите руки сзади за спиной, заведя одну сверху, другую снизу. У всех получилось данное упражнение? Почему не получилось? Что приводит к нарушению осанки?

3. Постановка проблемы. Мини-исследование.

 - В 2003 году были установлены весовые нормы (показать на слайде).

Масса полного портфеля  должна быть в 10 раз меньше массы школьника. Масса пустого портфеля – не более 1200 граммов.

А вы уверены, что ваш портфель соответствует норме? Чтобы в этом убедиться, проведем мини-исследование.

 - Работать мы будем в группах.

 - Каждая группа будет определять массу портфеля одного ученика.

1-я группа исследует портфель того ученика, у которого масса тела составляет 40000 гр. (Матвей) 

2-я группа исследует портфель того ученика, у кого рост 1м 45 см. (Юля) 

3-я – размер обуви равен значению частного 68 и 2 (34 размер Дейнека)

4-я – у кого на столе лежит линейка, длина которой равна разности чисел 70 и 30  Лада

5- я группа – вытягивает имя

 - На столах лежат таблицы.

 - Выберите себе капитана, который будет регулировать работу в группе и докладывать результаты работы классу. В конце урока капитан подведёт итог работы своей группы.

 - Начинаем заполнять таблицу. В 1-й столбик запишите имя, чей портфель будете измерять.  Заполните самостоятельно 2-ой столбик. Обратите внимание, в каких единицах массы заполняется таблица  (большие белые карточки)

Имя

Масса школьника в граммах

Норма портфеля

Масса полного портфеля в граммах

На ? больше

Масса пустого портфеля

(каждая команда доложила результат)

 - Заполняем 3 столбик. Как найти норму полного портфеля? (массу ученика разделим на 10)

(каждая команда доложила результат)

 - Определите и запишите массу полного портфеля в 4-ый столбик. Что вам понадобится? (весы). Не забывайте, в каких единицах массы заполняем таблицу. Сравните результаты и сделайте вывод.

(каждая команда доложила результат)

 - Узнайте, насколько масса вашего портфеля больше нормы?  Каким правилом    

воспользуемся? (из большего вычитаем меньшее)

- Ребята, почему массы портфелей получились разными? (Выслушиваются версии детей, должна быть обязательна версия, что пустые портфели имеют разную массу)

 Взвешиваем пустые портфели. Делаем вывод.

(каждая команда доложила результат)

4. Вывод по таблице. Проблема.

 - Подведём итог по мини-исследованию. Сделайте вывод по своей группе – существует ли проблема тяжелого портфеля в ваших группах,  и доложите результат.

- Что нужно сделать, чтобы масса полного портфеля соответствовала норме?    

5. Домашнее задание (дифференцированное).

 - Дома предлагаю выполнить задание на выбор: 1) выберите один день недели по расписанию (или самый загруженный, или самый лёгкий) и узнайте массу своего портфеля в этот день. Как узнать норму, мы уже знаем.  

2) проанализируйте соответствие массы портфеля норме для каждого дня.

6. Рефлексия.

 - Капитан, оцените работу своей группы (цветные карточки)

Критерии оценивания

плохо

средне

отлично

Правильность выполнения заданий

Дружелюбность, сплоченность

Эмоциональное отношение

(понравилась ли работа, довольны ли?)

«Плюс-минус-интересно» (каждому оценить свою работу) (маленькие белые карточки)
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, узнали новое.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, осталось непонятным.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 

«П» (плюс)

«М» (минус)

«И» (интересно)

что получилось

что вызвало затруднения, осталось непонятным

что было интересным,

что удивило