Учебно- методический комплект на тему:"Когда делимое меньше делителя" 4 класс.
учебно-методический материал по математике (4 класс) по теме

Першина Анна Сергеевна

конспект +презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Когда делимое меньше делителя»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: познакомить со случаями деления меньшего числа на большее.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развивать умения учащихся самостоятельно добывать знания, делать умозаключения и выводы, опираясь на предыдущий материал и знания детей.

  • Предметные: закрепление понятий «делимое», «делитель», «неполное частное», «остаток»; когда остаток равен 0

Оборудование: учебник математики, презентация, наглядность, рабочая тетрадь, карточки для с.р.

№ п/п

Этап урока. Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

I этап.

Организационный момент.

Метод: словесный инструктаж

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите все ли готово у вас к уроку. А теперь садиться тихо первый ряд, второй и третий. Открываем тетради, записываем дату и, отступив, пишем классная работа.

Приветствовать учителя. Готовить рабочее место к уроку.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

II этап.

Актуализация знаний.

Метод: словесный, устный счет

  1. мин

- Чем вы занимались на последних уроках математики? (решали примеры на деление с остатком).

- А вот какие новые примеры на деление с остатком мы будем решать – догадаетесь сами. Чуть позже.

- Давайте вспомним:(1-4 сл)

 правила, которые необходимы при делении с остатком:

  • как называется компоненты при делении с остатком? (деление, делитель, неполное частное, остаток)

  • как проверить результат деления с остатком? (если делитель умножить на неполное частное и к полученному результату прибавить остаток, то получиться делимое). Формула: а : в = с (d)

                               a= b*c +d

  • какой должен быть остаток? (должен быть больше нуля или равен 0, но меньше делителя).

  • когда остаток равен 0? (когда делимое нацело делится на делитель).

(сл5)      а) найди лишний пример:

45:9= 5

18:5=3(ост 3)

36: 4= 9

(сл 6)     б) найди ошибку:

30:5=6

14:3=3(ост.5)

11:2 =5 (ост.1)

Почему? Докажи. Исправь ошибку.

(сл 7)       в) реши примеры устно

50:10=5

53:10=5(ост 3)

36:9=4

38:9=4(ост 2)

64:8=8

69:8=8(ост 1)

- Пользовались ли вы правилом удобного и быстрого вычисления?

Отвечать на вопросы.

Выполнять задание по образцу

Производить вычисления

Производить вычисления устно

Познавательные:

Проводить сравнение, классификацию;

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

3.

III этап.

Постановка учебной задачи.

Метод: словесный-беседа

3 мин

- Понаблюдайте за примерами. В чем их особенность?( сл 8)

4:10                12:15           17:25             100:1000

- Давайте решим эти примеры все вместе.

- Кто желает пойти к доске? (весь класс помогает)

- Какие же новые примеры мы будем решать на деление с остатком?

(когда делимое меньше делителя)( сл 9)

- а какую цель мы поставим на урок? (сл 9)

(освоить новый способ деления, когда делимое меньше делителя)

- А какое же тогда будет частное, и какой остаток? (неполное частное всегда будет = 0, а остаток всегда будет равен делимому)

- Если у вас в семье 4 человека- мама, папа, сестра и вы, а у вас 3 конфеты, то как бы вы их разделили? Ведь 3 на 4 не делится, все в остатке?

Формулировать выводы наблюдений. Высказывать свое мнение. Анализировать.

Познавательные:

Строить логическую цепь рассуждений;

Строить объяснение в устной форме. Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

4.

IV этап.

Первичное закрепление.

Метод: практический.

15мин

- Давайте поподробнее рассмотрим случай 7:15( сл 10)

- Что значит 7:15? (Это значит надо найти такое число, которое при умножении на 15 даст число 7)

- Есть такое число? (Нет)

- А есть хоть какое – нибудь число от 0 до 7, которое всё-таки делится на число 15? (Да, это число 0)

- Правильно. Если 0 разделить на 15 получится 0, а сколько же останется в остатке как узнать? (0*15, затем 7-0=7)

- Правильно. Пользуясь правилом мы нашли, что в остатке получается делимое.

- Теперь давайте ещё рассмотрим несколько случаев.( сл 11)

- Какие примеры можете привезти вы? (предложения детей)

- какой вывод мы с вами можем сделать?( сл 12)

( если при деление с остатком делимое меньше делителя, то неполное частное =0, а остаток = делимому)

- открываем учебник на стр.61 и прочитаем правило, которое мы только что с вами самостоятельно вывели и проверим, правильно ли мы это сделали.

Упр.180.(  сл 13)

58=8*7+2                           58:8=7 (ост 2)

- правильно ли , для данного равенства приведен соответствующий случай деления???(да)

-  а теперь вы подберите для данного равенства соответствующий случай деления:  (сл 14)

12= 15*0 +12                              12:15=0 (ост.12)

-как вы узнали? (воспользовались правилом)

Упр.181( сл 15)

Раздели на 10 с остатком:

48:10=4 (ост 8)

38:10= 3 (ост 8)

28:10= 2 (ост 8)

18:10= 1 (ост 8)

- что общего во всех этих примерах?

( делитель, остаток)

- А чем они отличаются? 

(делимым, неполным частным)  (сл 16,17)

- какой будет остаток, если мы число 8 разделим на 10? (8)

- а какое будет неполное частное? (0)

- проверьте правильно ли выполнено действие деление:

8:10= 0 (ост 8)   (да, правильно)

 

Упр.182

- каким условиям должны подчиняться делимое и делитель, чтобы в результате деления с остатком, неполное частное =0?

( делимое должно быть меньше делителя)

- приведите примеры таких случаев деления с остатком. (примеры детей)

- как в приведенных примерах остаток связан с делимым? (остаток = делимому)

- хорошо. молодцы ребята.

-Открываем учебники на стр.61

Упр.184

-что нужно сделать? (читает 1 ученик)( сл 18)

- запишите и решите эти примеры у себя в тетради, работая в паре с соседом.

- а теперь давайте проверим.

9:10=0 (ост. 9)

12:24=0 (ост. 12)

1:100=0 (ост. 1)

364:387=0 (ост. 364)

1000:10000=0 (ост. 1000)

- у кого получилось все так, как на доске? (ответы детей)

- а у кого то получилось по- другому? (ответы детей)

- а теперь немного отдохнем.(физ.минутка)

Отвечать на вопросы учителя. Анализировать. Формулировать выводы наблюдений.

Приводить примеры

Выполнять действия по заданию

Решать примеры с остатком

Формулировать правильные и полные ответы

Отвечать на вопросы учителя

Решать примеры в тетради с соседом по парте

Выполнение действия по образцу

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.

Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные

извлечение из текста необходимой информации

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.

Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные:

умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.

5.

V этап.

Закрепление изученного.

Метод: практический – упражнения;

работа с книгой – выполнение упражнения

15 мин

 - а сейчас мы с вами поработаем на оценку и проверим, как усвоили новое правило…

 Упр.185( сл 19)

- Вам дано число 56897

- Вам необходимо найти 2 числа, которые при деление на это число 56897, дают  в остатке число 1.

- выполняем задание. кто первый правильно выполнит это задание, запишет два примера у себя в тетради и поднимет руку (я подойду проверю) тот и получит сегодня «5» за урок.

( 56898, 1)

Упр.186( сл 20)

- приведите пример одного числа , который при делении на 5,6,7,8,9,10 дает в остатке 4.

(ответ 4)проверим: 4:5=0 (ост4)

Упр.187.(сл 21)

- найдите число, которое при деление на любое двузначное число даёт в остатке 9?

(ответ 9)проверим: 9:12=0 (ост 9)

Упр.189

- какими могут быть делимое и делитель, если неполное частное= 0, а остаток = 5?

( исходя из правила: если неполное частное=0, то делимое должно быть меньше делителя. остаток= делимому, значит длимое = 5, а делителем может быть любое число, которое больше 5)

Самостоятельно выполнять работу

Выполнять действия заданные учителем

Решать примеры

Отвечать на вопросы

Регулятивные:

умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.

Регулятивные:

волевая саморегуляция в затруднения  

Познавательные

извлечение из текста необходимой информации

Регулятивные:

волевая саморегуляция в затруднения

 

6.

VI этап.

Итог урока.

Метод: словесный-беседа. Самостоятельная работа

3 мин

- Сейчас мы проведем небольшую самостоятельную работу. Карточки лежат у вас на парте и проверим, как вы сегодня усвоили новую тему.

- работаем внимательно, никто не торопиться.

С/Р учащихся: (по карточкам)( сл 22,23)

12:64=0 (ост.12)

84:234=0 (ост 84)

22:23=0 (ост 22)

58:59=  0 (ост 58)

14:64=0 (ост 14)

15:42=0 (ост 15)

 82:234=0 (ост 82)

21:23=0 (ост 21)

55:59=0 (ост 55)

89:234=0 (ост 89)

20:23=0 (ост 20)

57:59=0 (ост 57)

Достаем дневники и записываем д/з: учебник стр.60, №183, Р.т._ срт. 49,№ 92__.(учитель записывает д/з на доске в правом верхнем углу).( сл 24)

Решать примеры и выполнять проверку самостоятельно

Записать домашнее задание.

Познавательные:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Регулятивные: Коррекция, контроль

7.

VII этап.

Рефлексия

Метод: словесный-беседа.

2 мин

-У вас на партах лежат смайлики.

-Кому понравился урок и он запомнил правило деления с остатком, когда делимое меньше чем делитель- зеленый

-Кому понравился урок, но он что то не понял- желтый

-Кому не понравился урок и он ничего для себя не запомнил -красный.

-Вы оценили себя, молодцы. А вот теперь я оценю вашу работу на уроке.

- урок закончен.спасибо за внимание.

Отвечать на вопросы и слушать учителя

Оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные: Контроль и оценка результатов своей деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

делимое , делитель, неполное частное, остаток.

Слайд 2

делитель умножить на неполное частное и к полученному результату прибавить остаток

Слайд 3

должен быть больше нуля или равен 0, но меньше делителя

Слайд 4

когда делимое нацело делится на делитель

Слайд 5

1) 45:9= 5 2) 18:5=3(ост 3) 3) 36: 4= 9 Ответ : 2

Слайд 6

30:5=6 14:3=3(ост.5) 11:2 =5 (ост.1) Ответ: 2

Слайд 7

50:10= 53:10= 36:9= 38:9= 64:8= 69:8= 5 5 (ост.3) 4 4 (ост. 2) 8 8 (ост. 5)

Слайд 8

4:10= 12:15= 17:25= 100:1000=

Слайд 12

если при деление с остатком делимое меньше делителя, то неполное частное =0, а остаток = делимому

Слайд 13

58=8*7+2 58:8=7 (ост 2)

Слайд 14

12= 15*0 +12 12:15=0 (ост.12)

Слайд 15

4 (ост. 8) 3 (ост. 8) 2 (ост. 8) 1 (ост. 8)

Слайд 16

8:10

Слайд 18

9:10= 0 (ост. 9) 12:24= 0 (ост. 12) 1:100= 0 (ост. 1) 364:387= 0 (ост. 364) 1000:10000= 0 (ост. 1000)

Слайд 20

приведите пример одного числа , который при делении на 5,6,7,8,9,10 дает в остатке 4. Ответ: число 4

Слайд 21

найдите число, которое при деление на любое двузначное число даёт в остатке 9? Ответ: число 9

Слайд 22

12:64=0 (ост.12) 84:234=0 (ост 84) 22:23=0 (ост 22) 58:59= 0 (ост 58) 14:64=0 (ост 14) 15:42=0 (ост 15)

Слайд 23

82:234=0 (ост 82) 21:23=0 (ост 21) 55:59=0 (ост 55) 89:234=0 (ост 89) 20:23=0 (ост 20) 57:59=0 (ост 57)

Слайд 24

учебник стр.60, №183 Рабочая тетрадь. стр.49, № 92



Предварительный просмотр:

12:64=

84:234=

22:23=

58:59=  

14:64=

15:42=

 82:234=

21:23=

55:59=

89:234=

20:23=

57:59=

12:64=

84:234=

22:23=

58:59=  

14:64=

15:42=

 82:234=

21:23=

55:59=

89:234=

20:23=

57:59=

12:64=

84:234=

22:23=

58:59=  

14:64=

15:42=

 82:234=

21:23=

55:59=

89:234=

20:23=

57:59=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

Разработка урока по математике в 4 классе по теме "Когда делимое меньше делителя."

Данная разработка предназначена для проведения урока математики в 4 классе по теме "Когда делимое меньше делителя."  Цели данного урока: познакомить с отдельным случаем деления с остатком: когда ...

Учебно-методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Басни И.А.Крылова. Обобщение.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний. Цель: формирование интеллигентного, воспитанного, грамотного читателя на основе произведений И.А. Крылова.Задачи:обобщить знания дет...

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Когда изобрели велосипед ?" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Когда изобрели велосипед ?" 1 класс (конспект  + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку в 4 классе на тему "Обобщение по теме глагол"

Конспект урока русского языка. «Обобщение по теме глагол».Цели деятельности учителя: Отрабатывать умение распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи. Обосновывать их написание, опреде...