Конспект урока математики по теме "Выше, ниже"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Варанкина Татьяна Владимировна

Конспект комбинированного урока математики по программе "Перспективная начальная школа", 1 класс. Работа на уроке предполагается как с учебником (Чекин, учебник математики для 1 класса, Академкнига), так и с заданиями, расположенными на слайдах (или доске).  Дети кроме учебника на парте имеют: пенал с цветными карандашами и ручками; тетрадь по математике; разноцветные фишки-кружочки; счётные палочки. На уроке предусумотрена работа в парах и самостоятельная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vyshe_i_nizhe.docx326 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Варанкина Татьяна Владимировна

Школа №147 г.Челябинск

Конспект урока

Предмет: математика

Класс 1

Программа: «Перспективная начальная школа»

Тема: «Выше и ниже»

Вид: комбинированный урок

Целевые установки урока (для учителя):

  • Создать условия для ознакомления с понятиями «выше» и «ниже»;
  • Помочь осознать практическую значимость материала,
  • содействовать развитию умения сравнивать предметы, анализировать взаимное расположение предметов, соотносить число и цифру;
  • обеспечить развитие умений слушать и вступать в диалог.

Планируемые результаты (для ученика):

Предметные:

  • Читать и записывать числа от нуля до пяти; знаки «плюс» и «равно»; читать запись действия сложения;
  • Устанавливать закономерность, когда употребляются понятия «выше», «ниже»;
  • Описывать взаимное расположение предметов на плоскости.

Личностные (личностные УУД):

  • Готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни.

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД):

  • Способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик;
  • планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • сравнение и классификация по заданным критериям;
  • осуществление итогового контроля по результату;
  • формулирование своего мнения и позиции;
  • умение договариваться с партнёром; строить понятные для партнёра высказывания.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • Учебно-методическая литература:  А.Л.Чекин; учебник математики для 1 класса; Академкнига; 2015 г.
  • Дети кроме учебника на парте имеют: пенал с цветными карандашами и ручками; тетрадь по математике; разноцветные фишки-кружочки; счётные палочки.
  • ЦОР
  • Презентация к уроку

Ход урока:

1. Этап урока: Организационный момент; психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы ещё раз с Вами убедимся, что математика даёт нам знания, которые мы постоянно используем в жизни.

 2. Этап урока: Актуализация знаний, постановка целей урока.

Математический диктант в тетради. Слайд №1.

- Запишите цифру, которая написана красным цветом.

(Дети записывают цифру 1).

- нарисуйте квадратик таким же цветом, как цифра 2.

(Дети рисуют через клеточку желтый квадратик).

- Запишите цифру, которая расположена под единицей.

(Дети записывают цифру 5)

- Нарисуйте столько зелёных кружков, сколько на доске фигур оранжевого цвета.

( Дети рисуют два зелёных кружка).

- Запишите цифру, которая находится ближе всех к левому краю доски.

(Дети записывают цифру 0).

- Нарисуйте столько треугольников, сколько показывает цифра, записанная зелёным цветом.

(Дети рисуют четыре треугольника любого цвета).

У детей может возникнуть вопрос, каким цветом рисовать треугольники? – Любым.

- Запишите цифру, расположенную выше всех.

(Дети записывают цифру 1).

- Запишите цифру, расположенную ниже всех.

(Дети записывают две цифры: 5 и 2. Не можем понять, какая цифра расположена ниже, поэтому записываем обе цифры).

Проверка. Сверяем с образцом на доске.

(Обратить внимание, что треугольники могут быть любым цветом, а в конце строки цифры 5 и 2 могут быть записаны в другом порядке).

- Если есть ошибки, исправьте. Оцените свою работу смайликами.

2- й слайд

Фронтальная беседа:

- Рассмотрите этих животных.

- Вы их узнали?

- Какое животное расположено справа от жирафа?  (заяц)

- Какое животное расположено между ежом и жуком? (корова)

- Какое животное выше остальных животных?

- Можем ли мы это определить? (На рисунке все животные изображены одной высоты, но мы можем вспомнить, какие эти животные в жизни).

- Какое животное ниже всех остальных животных?

(Вывод: выше всех жираф; ниже всех  жук).

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

(Определять, что выше, что ниже).

Работа с учебником №1 стр. 64

- Найдите животное, которое выше остальных животных (левый рисунок).

Дети говорят, что это жираф.

- Найдите растение, которое изображено ниже остальных растений.

Дети говорят, что это ромашка.

Делаем вывод: когда мы определяем, что расположено выше, а что ниже, мы обязательно сравниваем эти предметы.

3. Этап урока: Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа в парах. Работа с рисунком №2

Рисунок распечатан в крупном масштабе и лежит у каждой пары на парте. Работаем фишками.

- Поставьте фишку на тот предмет, который расположен ниже всех.

(Это может быть трава или маленький столбик)

- Поставьте фишку на предмет, который выше забора и ниже дома. (Это яблоня)

-  Поставьте фишку на предмет, который выше дерева и ниже столба. (Это дом)

-  Поставьте фишку на предметы, которые выше забора и ниже столба. (Это три предмета: яблоня, крыльцо, дом)

- Нарисуйте предмет, который будет расположен ниже всего.

- Что вы нарисовали? (Это могут быть цветок, кошка и т.д.)

-Нарисуйте предмет, который будет выше забора и ниже яблони. Это могут быть ребёнок, куст и т.д.)

- Оцените, как работала ваша пара, нарисовав смайлик на этом листочке.

Физминутка «Выше. Ниже»

Четыре человека выходят к доске.

- Если вы согласны с тем, что я буду говорить, то вы приседаете; если нет, то – хлопаете.

- Ваня выше всех (да).

- Саша ниже Вани (да).

- Юля выше Саши (нет).

- Ваня выше всех (нет).

- Катя выше Юли (да).

- Саша ниже Кати (нет).

- Спасибо. Следующее задание для всех. Четверо у доски продолжают работать со всеми.

- Поднимите правую руку выше головы.

- Поднимите левую руку выше левого плеча, но ниже головы.

- Опустите руки. Поднимите правую руку выше рта, но ниже носа.

- Поднимите левую руку выше груди, но ниже подбородка.

- Спасибо. Садитесь.

4. Этап: Закрепление знаний и способов действий.

Повторение изученного на предыдущем уроке (Понятия: слагаемое и значение суммы).

На слайде: Вспомним!

- Сколько кружков изображено на верхней строке?

- Сколько кружков изображено на нижней строке?

- Каким действием мы узнаем, сколько всего кружков?

- Как запишем в тетради это действие сложения?

- Вспомним, как можно правильно прочитать эту запись?

На доске запись:

2+1=3

(Дети правильно читают запись: 2- это первое слагаемое; 1 – это второе слагаемое; 3 – это значение суммы).

- Перепишите эту запись в тетрадь.

- Подчеркните красным карандашом первое слагаемое.

- Подчеркните синим карандашом второе слагаемое, жёлтым карандашом значение суммы.

(Дети работают в тетради)

Работа со счётными палочками.

- Выполните сложение чисел 3 и 2 с помощью палочек. Запишите сумму и результат в тетрадь.

(Дети записывают: 3+2=5)

Проверяем. Открывается запись на доске или слайде.

- Подчеркните красной чертой первое слагаемое, синей чертой второе слагаемое, жёлтой чертой – значение суммы.

Проверяем. Сверяем свою запись с доской.

На доске или слайде следующая запись:

2+1=3

1+1=2

2+2=4

1+4=5

- Прочитайте записи действия сложения друг другу в паре по очереди: начинает 1-й вариант.

- Посоветуйтесь, в какой записи значение суммы самое больше.

- Перепишите эту запись действия сложения в тетрадь.

- Подчеркните красным карандашом первое слагаемое, синим карандашом второе слагаемое, жёлтым карандашом значение суммы.

- Посмотрите, у вас в тетради записаны три действия сложения.

(У детей в тетради есть следующие записи:

2+1=2

3+2=5

1+4=5).

- Прочитайте запись действия сложения, расположенную ниже всех других записей.

- Прочитайте запись действия сложения, расположенную выше всех записей.

- Молодцы!

Этап: Обобщение, систематизация знаний, самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа с картинкой учебника №3

- Записываем ответы на мои вопросы цифрами на следующей строке после последней вашей записи, цифры записываем в строчку.

- Сколько детей выше Маши? Запишите цифрой. (1)

- Сколько детей ниже Маши? Запишите цифрой. (3)

- Сколько детей, которые не выше маши и не ниже Маши? (1)

- Сколько детей выше девочки в розовой курточке? (3)

- Сколько детей ниже мальчика с рюкзаком? (5)

- Сколько детей выше девочки в шапочке? (5)

- Сколько девочек выше маленького мальчика и ниже большого мальчика? (2)

Самопроверка с доской:

На доске:

1  3  1  3  5  5  2

(При проверке особенно обращаем внимание на ответы на вопросы №2, №3, №7), так как есть девочка одного роста с Машей и есть девочка одного роста с маленьким мальчиком).

- Оцените свою работу смайликом в тетради.

Этап: Рефлексия деятельности, подведение итогов.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, что сегодня делали на уроке. Продолжите предложения.

На слайде написаны начала предложений:

Сегодня я узнал  ……

Теперь я могу…..

Было трудно…..

Меня удивило….

(Дети выбирают сами любое предложений и заканчивают его).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).

Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида:  []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...

Конспект урока математики.Тема урока: "Роль математики в жизни людей и общества".

Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему.Планируемые образовательные результаты Предметные:учащиеся научатся делать выводы о значении математическ...