Урок математики во 2 классе по теме: "Прямоугольник, Квадрат"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Урок математики во 2 классе   по  теме:  "Прямоугольник. Квадрат"  по УМК "Начальная школа 21 века. Тип урока- открытие нового знания. изучение нового материала строится на основе   исследовательской технологии. Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

 Конкурсный урок по математике

по УМК «Начальная школа 21 века»

во 2 классе по теме:

«Прямоугольник. Квадрат»

 Подготовила и провела

 учитель начальных классов

Жигулина Оксана Валерьевна

Урок по математике 2 класс

Тема: «Прямоугольник. Квадрат»

ЦЕЛЬ УРОКА.         уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их распознанию на основе существенных свойств, изображению и вычислению их периметра, познакомить с термином "геометрия";

        развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление;

        обогащать кругозор учащихся, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи

ЗАДАЧИ УРОКА:

образовательные: сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, учить строить фигуры с помощью линейки и угольника; тренировать способность к вычислению периметра прямоугольника и квадрата, использованию свойств чисел для рационализации вычислений, счету через 2-6.

развивающие: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.

воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.

Планируемые результаты:

Предметные:

 - Измерять и чертить  прямоугольник по заданному размеру.

- Уметь различать прямоугольник и квадрат.

- Находить периметр прямоугольника.

Личностные:

  Проявлять:

— интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения;

— позитивное отношение к решению возникшей проблемы;

— понимание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные:

Познавательные умения:

- использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.

- различать понятия  «прямой угол», «прямоугольник», «квадрат», «периметр многоугольника» и обосновывать своё мнение;

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя новые математические термины;

- выполнять задания в рамках учебного диалога;

-  представлять результат своей деятельности.

Регулятивные умения:

-  выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом;

-  выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.

-  выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

- проверять результат выполненного задания и вносить корректировку.

-  комментировать в паре учебное задание с использованием математических терминов.

Ход урока

 1.Оргмомент

-Прозвенел звонок, начинается урок   (Слайд 1)

- Добрый день, ребята! Сегодня урок математики у вас проведу я. Меня зовут Оксана Валерьевна.

    2 . Мотивация к учебной деятельности  (Слайд2)

- Я предлагаю вам начать наш урок с таких слов.

 ( Читают слова)

Без математики, друзья,

Нам прожить никак нельзя!

И прекрасна и сильна

Математики страна!

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать

 Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.  Откройте тетради и запишите число и классная работа.

3.  Устный счёт.  

-Ребята, мой сегодняшний день начался с путешествия. Я приехала к вам из села Любимовка. Оно находится от Курска в 50 километрах. Посмотрите на карту нашей области и вы увидите где ваш город Курск, а где моё село Любимовка.  Моё село знаменито тем, что  у нас есть сахарный завод, которому уже больше 100 лет. Завод занимается переработкой сахарной свеклы и сахар нашего завода продаётся во многих городах нашей страны и в городе Курске в том числе.  (Слайд 3)

-  А вы любите путешествовать?

- Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие в удивительную Страну. Для того, чтобы нам узнать её название, необходимо найти значение выражений и расшифровать слово.   (Слайд4)

65-20=40 Г      12:4=3 Е     36+4=40 О      37-7=30 М     23-20=3Е

2х9=18Т          25:5=5 Р       32+20=52И           3х5=15 Я

Итак, в какую страну мы с вами держим путь?  (Геометрию)

-А кто знает, что такое геометрия?

-Геометрия- это наука о геометрических фигурах и их свойствах . Ну а если мы говорим о геометрии как о стране, то кто же будет населять эту необычную  страну? (Геометрические фигуры)

4. Самоопределение к  деятельности . (Слайд5)

-Но посмотрите, на вратах этой страны висит замок - нам необходим пропуск.  А  кто догадался, что надо сделать, чтобы получить разрешение войти в страну-Геометрию?  (разгадать загадки)

-Посмотрите, у вас на столах лежат конверты, откройте и достаньте всё, что там лежит.

-Как можно одним словом назвать содержимое конвертов? (Геометрические фигуры)

- Я буду вам  читать загадку, а вам необходимо найти на неё ответ и поднять нужную карточку. Вы согласны?

1) Передо мной бумаги лист, до чего ж он бел и чист.

Фломастером ткнёшь посредине листочка.

И на листе получается точка.

Учитель: Правильно, все началось с точки. Точка – царица в стране Геометрия.

2)  У неё нет ни начала,  ни конца пути

Хоть сто лет по ней иди!

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

3) Часть прямой, ограниченная с двух сторон точками. 

ОТРЕЗОК

4) Об этой фигуре разносится весть: конца в ней пусть и нет, начало – то есть.  ЛУЧ

5)  Я взял листок, свернул два раза пополам и получился  Угол

6)  У этой фигуры

Три угла, три стороны,

Могут разной быть длины.

ТРЕУГОЛЬНИК

7) Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой друзья?   КРУГ

 - Загадки закончились. Но посмотрите,  нас не пропускают в страну, а почему?

- У нас о всех фигурах были загадки? (нет)

- А о каких фигурах  у нас не было загадок? (Прямоугольник и квадрат)

5. Определение темы и целей урока.

 Кто же догадался,   какая тема сегодняшнего урока? (Прямоугольник. Квадрат)

- А что  мы можем  узнать об этих фигурах?  ( Нам необходимо узнать общие признаки этих фигур и то, чем они различаются)

6. Открытие нового знания.

 - Возьмите в руки фигуру красного  цвета, что  вы можете о ней сказать, посчитав количество углов? (Это черырёхугольник)

 А какие углы будут у этого четырёхугольника? (Прямые)

-Проверьте. Действительно ли это так, а с помощью чего вы будете проверять величину угла? (с помощью треугольника)

 Какое открытие вы сделали, исследовав  углы нашей фигуры?

 Прямоугольник –это четырёхугольник у которого все углы прямые.

 - А теперь обратите внимание на фигуру зелёного  цвета.  

-Сколько углов у этой фигуры?( 4)

-Какие это углы?( прямые)

-Ребята, что же получается у нас зелёная  фигура имеет 4 угла и они все прямые и красная фигура  имеет 4 угла и они тоже прямые, выходит это фигуры одинаковые?

 - А чём же разница?   ( у квадрата ещё и все стороны одинаковые)

-Проверьте это измерением.

 Итак: какую фигуру мы называем квадратом?

 Квадрат- это прямоугольник  у которого длины всех  сторон равны.

7. Первичное закрепление.

 -Ребята,  теперь откройте учебник на стр.111 и давайте проверим правильность нашего открытия по учебнику.

Прочитайте, какую фигуру мы называем прямоугольником?

-А квадратом?

 -Наше открытие верное?

-Аплодисменты друг другу и самим себе за точность и правильность открытия .

 - Я предлагаю вам выполнить №2 на стр.111.

Физминутка

 Много надо ль нам ребята

Для умелых наших рук.

Нарисуем два квадрата

 И один огромный круг.

 А на нём ещё кружок

 Треугольный колпачок.

 Вот и вышел очень очень

 Развесёлый чудачок.

8. Включение нового знания в систему ранее изученного

- Ребята, а  теперь я предлагаю вам исследовать  предметы в нашем классе и выяснить   форму какой геометрической фигуры имеет наша классная доска? Крышка парты? Дверь?

-А есть ли у нас в классе предметы квадратной формы?

 -Тогда давайте продолжим наши поиски в учебнике. Согласны?  

- Продолжим работу по учебнику с 112 №3. 

 -Кто желает поделиться своим мнением с классом под какими же номерами спрятались прямоугольники?

 А квадраты?

- Дети, почему у нас квадрат  относится к прямоугольнику?

- А может ли прямоугольник относиться к квадрату? Почему?

-Что же их различает?

 А что мы можем вычислить, зная длины сторон прямоугольника? (Периметр)

  - Возьмите сейчас  ваш прямоугольник  и квадрат, которые лежат на столе  и договоритесь между собой, кто из вас будет вычислять периметр  квадрата, а кто будет находить периметр прямоугольника?

 -Запишите решение в тетрадь.

- Кто желает поделиться с классом результатом своей работы?

Продолжаем нашу работу по тетради.   На  странице  56 выполните  задание  №1.

-Кто желает  поделиться с классом результатами своей работы?

- Выполним теперь задание  №4 на той же странице.

 

 9.Итог урока. (Слайд 6)

-Ребята, давайте вспомним. Почему нас в начале урока не пропустили в страну Геометрию?

 - Что  нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что запомнили?

- Что было  интересно?

-Что было трудно ?

Итак:

-Что такое  прямоугольник ?

-Что такое квадрат?  

-Что у них общего?

-Чем отличаются

 - Посмотрите, замок исчез , значит  наши открытия какие?  (Слайд 7)

10. Домашнее задание

 -Ребята, я предлагаю вам продолжить дома путешествие в страну геометрию

 Вы у себя дома исследуйте  предметы, которые вас окружают и на  обратной стороне ваших геометрических фигур запишите, какой предмет в вашем доме или квартире имеет форму, сходную данной геометрической фигурой.

 -А в тетради выполните задание№4 на странице 57.

11. Рефлексия. Выставление оценок. (Слайд 8)

- Дети, я благодарю вас за урок и хочу поделиться с вами своим настроением. Моё настроение соответствует вот этому смайлику. Я дарю его вам.

- А вы хотите поделиться со мной своим настроением?

-Тогда выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению и постарайтесь его изобразить мимикой и жестами.

 -Я была рада общаться с вами. Спасибо за хорошую работу.( Выставление оценок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики с использованием ИКТ в рамках системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС НОО 3 класс на тему :"Прямоугольник. Квадрат"

Тема урока: Прямоугольник и квадрат.Цель урока: Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.Задачи урока:-образовательные: показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата, с...

Конспект урока математики по теме "Прямоугольник и квадрат" 2 класс и презентация к уроку

Данный урок предлагается провести во втором классе при изучении темы "Прямоугольник и квадрат". Учащимся предлагается совершить занимательное путешествие в страну Геометрию. Дети решают примеры, сами ...

Урок математики с презентацией на тему "Прямоугольник. Квадрат".

Данная разработка содержит конспект урока , презентацию. В конспекте даны ссылки на слайды презентации. Урок соответствует стандартам второго поколения и носит развивающий характер. Материал может быт...

Технологическая карта к уроку математики 3 класс "Площадь и периметр квадрата"

Дидиктическая цель урока: совершенствовать навыки нахождения площади и периметра прямоугольника. Ознакомление с буквенными обозначениями этих величин, ознакомить с приёмами нахождения площади сложных ...

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...

презентация к уроку математики 2 класс по теме Прямоугольник

Данная презентация является сопровождением к уроку....

Конспект урока математики во 2 классе на тему Прямоугольник и квадрат

Конспект урока математики во 2 классе на тему Прямоугольник и квадрат...