Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (ОБЩИЙ СЛУЧАЙ)»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Цели и задачи деятельности учителя:
Познакомить учащихся с письменным приемом поразрядного вычитания натуральных чисел в пределах 100 (без перехода через разряд); научить их использовать этот прием в вычислениях.
Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно сложения натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд, конструировать и решать текстовые арифметические задачи, работать с информацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе
Тарасян Марина Арменаковна
учитель начальных классов МОБУ СОШ №5
Мясниковского района Ростовской области
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе
на тему «ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (ОБЩИЙ СЛУЧАЙ)»
Цели и задачи деятельности учителя | Познакомить учащихся с письменным приемом поразрядного вычитания натуральных чисел в пределах 100 (без перехода через разряд); научить их использовать этот прием в вычислениях. Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно сложения натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд, конструировать и решать текстовые арифметические задачи, работать с информацией. |
Тип урока | Комбинированный |
УМК | «Начальная школа XXI века» |
Планируемые | Предметные: знают: различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; как найти периметр многоугольника; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; находить периметр треугольника; находить длину ломаной линии. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мышление, вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные: оценивают свои достижения на уроке; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение. |
Методы и формы | Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Основные понятия и термины | Сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись, чертеж, геометрические фигуры, треугольник, периметр, ломана линия, длина ломаной, отрезок |
ХОД урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, | Деятельность учителя | Осуществляемая учащихся | Формы организации | Формируемые умения (универсальные | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Включение учащихся в деятельность на личностном уровне. Эмоциональная, психологическая подготовка к уроку. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку | Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Регулятивные: контролируют свои действия | Наблюдение |
II. Каллиграфическая минутка | Правильное написание числа; знание цифр, необходимых для записи числа | Прописывает образец на доске: 83 83 83 83 83… 92 92 92 92 92… – Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях | Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают число в тетради | Фронтальная | Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее. Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли | Устные ответы, наблюдение |
III. Устный счет
| Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания; актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; фиксация индивидуальных затруднений в выполнении проблемного учебного действия | 1. «Цепочка». – Объясните, как получили каждое следующее число из предыдущего. Решение: 25 – 10 = 15; 15 + 2 = 17; 17 – 17 = 0; 0 + 48 = 48; 48 – 10 = 38; 38 + 20 = 58; 58 + 2 = 60; 60 – 30 = 30; 30 – 5 = 25. 2. Назови число. – Назовите число, которое на 5 меньше числа 43 (80, 99). – Назовите число, которое на 5 больше числа 50 (64, 87) | Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания; анализируют, обосновывают свою точку зрения; составляют равенства | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров; при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, порядок возрастания; знают таблицу сложения и вычитания в пределах 20. Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения. Личностные: имеют мотивацию | Устные ответы |
IV. Подготовка к восприятию нового материала. Сообщение темы и целей учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала | Предлагает обучающимся найти значение разности 27 – 13 (с подробным объяснением). Объяснение: представим число 13 в виде суммы разрядных слагаемых 10 и 3. Удобно из уменьшаемого 27 вычесть число 10, а затем из полученного результата вычесть число 3. 27 – 13= 27 – (10 + 3) = (27 – 10) – 3 = = 17 – 3 = 14. – Для решения данного числового выражения вы использовали устный прием вычитания двузначных чисел. – Вчера вы познакомились с письменным приемом сложения двузначных чисел, се- годня вы узнаете один из письменных приемов вычитания двузначных чисел, научитесь вычитать числа, используя данный прием | Познавательная: слушают учителя. Коммуникативная: вступают в диалог с учителем и одноклассниками. Регулятивная: выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить | Фронтальная | Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; прояв- ляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы |
V. Открытие новых знаний. | Формирование умения обучающихся выявлять места и причины затруднения. Знакомство с новым приемом вычитания. | Предлагает ученикам рассмотреть запись на доске: _ 27 13 14 – Рассмотрите внимательно запись. – Как в ней расположены единицы? – Как расположены десятки? – Как записано значение разности? – Сравните это решение с подробной записью. – Какой способ вам нравится больше? Почему? | Наблюдают, логически рассуждают, обобщают, делают выводы. | Фронтальная. | Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки. Познавательные: анализируют и сравнивают объекты; делают выводы. Коммуникативные: знают правила ведения диалога; уважают в общении как партнеров, так и самих себя. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Устные ответы. |
Первичное закрепление знаний | Отработка изученного приема вычитания: задание №2 (с. 51 уч-ка, ч. 1) | С целью отработки приема вычитания двузначных чисел в столбик предлагает обучающимся выполнить задание 1 из учебника, одному из учеников предлагает выполнить работу на доске (с подробным объяснением). | Слушают учителя, выполняют необходимые действия, логически рассуждают. | Фронтальная, групповая (в парах) | Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность партнера; оценивают собственную деятельность, вносят нужные корректировки, если это необходимо. Познавательные: создают алгоритм деятельности, структурируют знания. | Устные ответы. Наблюдение. |
| Самостоятельная работа: задание №3 (с. 51 уч-ка, ч. 1). | – Выполните самостоятельно задание с последующей самопроверкой. | Работают самостоятельно; осуществляют взаимопроверку | Индивидуальная, парная. | Коммуникативные: умеют работать в малой группе – паре; уважают в общении друг друга, прислушиваются к мнению партнера, при этом умеют корректно отстаивать свою точку зрения. | Наблюдение. |
VI. Работа над задачами
| Решение задач изученных видов: задача №7 (с. 51 уч-ка, ч. 1) | – Прочитайте задачу 2, выделите в ней условие, вопрос, данные и искомые числа. – Можем ли сразу ответить на поставленный вопрос задачи? (Нет.) – Почему? (Потому что не знаем, сколько на елке золотых шаров.) – Можем это узнать? (Да.) – Зная, сколько на елке золотых шаров, можем ответить на вопрос задачи? (Да.) – Выполните к задаче рисунок или чертеж. – Запишите решение. – Проверьте работу друг друга. – Верно ли, что на елке 13 зеленых шаров? – Запишите ответ задачи | Слушают учителя, отвечают на вопросы; доказывают, почему данный текст является задачей. Выполняют чертеж, объясняют, каким образом следует выполнить решение; обосновывают выбор арифметических действий для решения задачи; | Фронтальная. Индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников; способны к саморегуляции. Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов. | Устные ответы, наблюдение |
VII. Работа с геометрическим материалом
| Распознавание и изображение геометрических фигур: задание №16 (с. 53, уч-к ч. 1) | – Рассмотрите чертеж – задание 3 (с. 5). – Что вы заметили? – Какая это ломаная? (Незамкнутая.) – Сколько звеньев в изображенной ломаной? – Как найти длину ломаной? – Найдите длину этой ломаной линии. – Начертите отрезок, длина которого равна 5 сантиметрам. – Ниже начертите отрезок на 2 сантиметра короче предыдущего. – Используя данные отрезки, постройте ломаную линию. – Замкните ломаную. – Какая фигура получилась? – Найдите периметр полученного треугольника | Повторяют понятие ломаной линии; умеют определять длину ломаной линии, чертить отрезок заданной длины, строить ломаную линию по заданным параметрам | Фронтальная. Индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера; при необходимости корректируют деятельность, выделяют то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить. Познавательные: анализируют объекты, выделяя их существенные признаки; моделируют. Коммуникативные: владеют диалогической речью; уважают в сотрудничестве как партнера, так и самого себя, не создают конфликтов. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать самостоятельность, внимание, наблюдательность | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности Д\З | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. Организация целостного процесса осознания учебной деятельности и рефлексия данной деятельности | – Какие открытия сделали? -Чему научились? – Все ли вам было понятно? – Где можно применить новое знание? – Что на уроке у вас хорошо получилось? -Над чем ещё надо поработать? №20 с.54 | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание. Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации в обществе | Устные ответы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-ом классе на тему «Знакомство с понятием «выражение», «значение выражения»
Данная технологическая карта была разработана для участия во всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Мой лучший урок ...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2-ом классе на тему «Арифметические действия над числами»
УМК "Школа 2100" Демидова Т.Е., Козлова С.А., Рубин А.Г., Тонких А.П....
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2-ом классе на тему «Свойства противоположных сторон прямоугольника»
Урок изучения нового материала, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Авторы УМК М.И. Моро, С.В.Степанова....
Технологическая карта урока открытия новых знаний. Математика - 3 класс.Тема :"Площадь прямоугольника".УМК "Школа России".
Дана разработка технологической карты урока математики в 3 классе. Тема: "Площадь прямоугольника". Тип урока: "Открытие новых знаний". УМК "Школа России"....
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 4 классе на тему «Письменные приёмы умножения»
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов ...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» на тему «Составление и решение задач по рисунку»
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-ом классе на тему «Составление и решение задач по рисунку»...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика»
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-ом классе на тему «Перестановка слагаемых и её применение для случаев вида +5,+6,+7,+8,+9»....