Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (ОБЩИЙ СЛУЧАЙ)»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Цели и задачи деятельности учителя:

Познакомить учащихся с письменным приемом поразрядного вычитания натуральных чисел в пределах 100 (без перехода через разряд); научить их использовать этот прием в вычислениях.

Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно сложения натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд, конструировать и решать текстовые  арифметические задачи, работать с информацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Тарасян Марина Арменаковна

учитель начальных классов МОБУ СОШ №5

Мясниковского района Ростовской области

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе

на тему «ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (ОБЩИЙ СЛУЧАЙ)»

Цели и задачи деятельности учителя

Познакомить учащихся с письменным приемом поразрядного вычитания натуральных чисел в пределах 100 (без перехода через разряд); научить их использовать этот прием в вычислениях.

Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно сложения натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд, конструировать и решать текстовые  арифметические задачи, работать с информацией.

Тип урока

Комбинированный

УМК

«Начальная школа XXI века»

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные:

знают:  различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным;  устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; как найти периметр многоугольника;

умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; находить периметр треугольника; находить длину ломаной линии.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мышление, вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): 

познавательные: способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи; 

регулятивные: оценивают свои достижения на уроке;

коммуникативные:  слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение.

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия и термины

Сложить,  вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись, чертеж, геометрические фигуры, треугольник, периметр, ломана линия, длина ломаной, отрезок

ХОД урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность

учащихся

Формы организации
деятельности уч-ся

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

I. Организационный момент

Включение учащихся в деятельность на личностном уровне. Эмоциональная, психологическая подготовка к уроку.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Демонстрируют готовность

к уроку

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия

Наблюдение

II. Каллиграфическая минутка

Правильное написание числа; знание цифр, необходимых для записи числа

Прописывает образец на доске:

83 83 83 83 83

92 92 92 92 92

– Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях

Слушают учителя, отвечают

на вопросы, записывают число в тетради

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее.

Познавательные: выделяют необходимую информацию.

Коммуникативные: умеют слушать

и слышать, достаточно точно выражать свои мысли

Устные ответы, наблюдение

III.

Устный счет

 

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания; актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; фиксация индивидуальных затруднений в выполнении проблемного учебного действия

1. «Цепочка».

– Объясните, как получили каждое следующее число из предыдущего.

Решение:

25 – 10 = 15;   15 + 2 = 17;      17 – 17 = 0;

0 + 48 = 48;     48 – 10 = 38;    38 + 20 = 58;

58 + 2 = 60;     60 – 30 = 30;    30 – 5 = 25.

2. Назови число.

– Назовите число, которое на 5 меньше числа 43 (80, 99).

– Назовите число, которое на 5 больше числа 50 (64, 87)

Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания; анализируют, обосновывают

свою точку зрения; составляют равенства

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров; при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить,

увеличить, прибавить, вычесть, порядок возрастания; знают таблицу сложения и вычитания в пределах 20.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию
к учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, мышление

Устные ответы

IV.

Подготовка к восприятию нового материала.

Сообщение темы

и целей учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

к усвоению изучаемого материала

Предлагает обучающимся найти значение разности 27 – 13 (с подробным объяснением).

Объяснение: представим число 13 в виде суммы разрядных слагаемых 10 и 3. Удобно из уменьшаемого 27 вычесть число 10, а затем из полученного результата вычесть число 3.

27 – 13= 27 – (10 + 3) = (27 – 10) – 3 =

= 17 – 3 = 14.

– Для решения данного числового выражения вы использовали устный прием вычитания двузначных чисел.

– Вчера вы познакомились с письменным приемом сложения двузначных чисел, се-

годня вы узнаете один из письменных приемов вычитания двузначных чисел, научитесь вычитать числа, используя данный прием

Познавательная: слушают учителя.

Коммуникативная: вступают

в диалог с учителем и одноклассниками.

Регулятивная: выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить

Фронтальная

Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; прояв-

ляют интерес к изучаемому предмету

Устные ответы

V.

Открытие новых знаний.

Формирование умения обучающихся выявлять места и причины затруднения. Знакомство

с новым приемом вычитания.

Предлагает ученикам рассмотреть запись

на доске:

                           _ 27

                              13

                              14

– Рассмотрите внимательно запись.

– Как в ней расположены единицы?

– Как расположены десятки?

– Как записано значение разности?

– Сравните это решение с подробной записью.

– Какой способ вам нравится больше? Почему?

Наблюдают, логически рассуждают, обобщают, делают выводы.

Фронтальная.

Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки.

Познавательные: анализируют и сравнивают объекты; делают выводы.

Коммуникативные: знают правила ведения диалога; уважают в общении как партнеров, так и самих себя.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Устные ответы.

Первичное закрепление знаний

Отработка

изученного

приема вычитания:

задание №2 

(с. 51 уч-ка, ч. 1)

С целью отработки приема вычитания двузначных чисел в столбик предлагает обучающимся выполнить задание 1 из учебника, одному из учеников предлагает выполнить работу на доске (с подробным объяснением).

Слушают учителя, выполняют необходимые действия, логически рассуждают.

Фронтальная, групповая (в парах)

Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность партнера; оценивают собственную деятельность, вносят нужные корректировки, если это необходимо.

Познавательные: создают алгоритм деятельности, структурируют знания.

Устные ответы.

Наблюдение.

 

Самостоятельная работа:

задание №3

(с. 51 уч-ка, ч. 1).

– Выполните самостоятельно задание с последующей самопроверкой.

Работают самостоятельно; осуществляют взаимопроверку

Индивидуальная,

парная.

Коммуникативные: умеют работать в малой группе – паре; уважают в общении друг друга, прислушиваются к мнению партнера, при этом умеют корректно отстаивать свою точку зрения.

Наблюдение.

VI. Работа над задачами

 

Решение задач изученных видов:

задача №7 (с. 51  уч-ка, ч. 1)

– Прочитайте задачу 2, выделите в ней условие, вопрос, данные и искомые числа.

– Можем ли сразу ответить на поставленный вопрос задачи? (Нет.)

– Почему? (Потому что не знаем, сколько на елке золотых шаров.)

– Можем это узнать? (Да.)

– Зная, сколько на елке золотых шаров, можем ответить на вопрос задачи? (Да.)

– Выполните к задаче рисунок или чертеж.

– Запишите решение.

– Проверьте работу друг друга.

– Верно ли, что на елке 13 зеленых шаров?

– Запишите ответ задачи

Слушают учителя, отвечают

на вопросы;

доказывают, почему данный

текст является задачей. Выполняют чертеж,

объясняют, каким образом следует выполнить решение; обосновывают выбор арифметических действий для решения задачи;

Фронтальная.

Индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников; способны к саморегуляции.

Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Устные ответы, наблюдение

VII.

Работа

с геометрическим материалом

 

Распознавание и изображение геометрических фигур: задание №16

(с. 53, уч-к

ч. 1)

– Рассмотрите чертеж – задание 3 (с. 5).

– Что вы заметили?

– Какая это ломаная? (Незамкнутая.)

– Сколько звеньев в изображенной ломаной?

– Как найти длину ломаной?

– Найдите длину этой ломаной линии.

– Начертите отрезок, длина которого равна 5 сантиметрам.

– Ниже начертите отрезок на 2 сантиметра короче предыдущего.

– Используя данные отрезки, постройте

ломаную линию.

– Замкните ломаную.

– Какая фигура получилась?

– Найдите периметр полученного треугольника

Повторяют понятие ломаной линии; умеют

определять длину ломаной линии, чертить отрезок заданной длины, строить ломаную линию по заданным параметрам

Фронтальная.

Индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера; при необходимости корректируют деятельность, выделяют то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить.

Познавательные: анализируют объекты, выделяя их существенные признаки; моделируют.

Коммуникативные: владеют диалогической речью; уважают в сотрудничестве как партнера, так и самого себя, не создают конфликтов.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать самостоятельность, внимание, наблюдательность

VIII.

Рефлексия учебной деятельности

Д\З

Обобщение полученных

на уроке сведений, оценивание. Организация целостного процесса осознания учебной деятельности и рефлексия данной деятельности

– Какие открытия сделали?

-Чему научились?

– Все ли вам было понятно?

– Где можно применить новое знание?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем ещё надо поработать?

№20  с.54

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.

Коммуникативные: умеют полно

и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации в обществе

Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-ом классе на тему «Знакомство с понятием «выражение», «значение выражения»

Данная  технологическая  карта  была  разработана  для участия во  всероссийском   конкурсе  профессионального  мастерства "Мой  лучший  урок ...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2-ом классе на тему «Свойства противоположных сторон прямоугольника»

Урок изучения нового материала, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Авторы УМК М.И. Моро, С.В.Степанова....

Технологическая карта урока открытия новых знаний. Математика - 3 класс.Тема :"Площадь прямоугольника".УМК "Школа России".

Дана разработка технологической карты урока математики в 3 классе. Тема: "Площадь прямоугольника". Тип урока: "Открытие новых знаний". УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 4 классе на тему «Письменные приёмы умножения»

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов ...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» на тему «Составление и решение задач по рисунку»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-ом классе на тему «Составление и решение задач по рисунку»...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-ом классе на тему «Перестановка слагаемых и её применение для случаев вида  +5,+6,+7,+8,+9»....