Конспект урока по теме "Задача" математика 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Ушакова Наталия Игоревна

Урок математики в 1 классе по теме "Задача". Образовательная система "Школа 2100". К уроку прилагается Презентация и файл в программе ПервоЛого. На одном из этапов урока дети работают на компьютерах. В конспекте урока содержится Приложение № 1. Его необходимо распечатать на каждого ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 57 (§ 3.47) (Математика 1 класс, «Школа 2100»)

Тема: «Задача».

Основные предметные цели:

  1. Ввести термины, связанные с понятием «текстовая задача»: условие, вопрос, выражение, решение, ответ.
  2. Учить читать схемы к задачам, соотносить условие и вопрос задачи со схемой, учиться записывать решение задач.
  3. Закреплять навыки счёта в пределах 10.

  1. Организационный момент.

Ребята, вы видите на столах у вас компьютеры. Сегодня на уроке некоторые задания вы будете выполнять на них (работа в ПервоЛого). Также на партах у вас лежат листочки (Приложение 1). В течение урока мы тоже с ними будем работать. Я скажу когда. Приготовьте карандаши синий и красный, и синюю ручку. Готовы работать? Молодцы.

  1. Актуализация знаний.         

        Сегодня мы с вами  вновь отправляемся  путешествовать по сказочной стране «математика». И поможет нам в этом волшебный клубочек, который будет нам подсказывать дорогу в нашем путешествии.

Откройте компьютеры, переведите компьютер из режима сна. Посмотрите внимательно на экран. Нас ждет первое испытание в путешествии. Слайд 1.

      Посмотрите, на экране мы видим бусы. Они соединены  стрелками, над ними записаны действия, которые необходимо выполнить, а также в первой и в последней бусине уже есть числа. Стрелки показывают, в каком направлении движемся. В пустую бусину нужно вставить значение суммы или значение разности. С правой стороны записаны цифры, их вы можете передвигать. Их как раз вы и будете использовать при выполнении этого задания. Работаете самостоятельно. Приступайте к выполнению. Проверка.

Многие из вас быстро работают и очень хорошо справляются с этим заданием. Вы четко знаете состав числа и уже, не задумываясь, считаете. Молодцы. Но я заметила, что некоторым ребятам все же еще требуется повторить состав чисел.

     В правом нижнем углу расположена кнопка, которая нас переводит на следующий лист. Слайды 2, 3.

 

        

И наш клубочек ведет нас дальше по лесной тропинке  к домику.

- Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить? (Расставить числа в пустые клеточки). Совершенно верно. В этом доме живут числа.

        Значение суммы чисел на одном этаже домика должно быть равно числу на его крыше, в данном случае семи. (Дополнительно задание на слайде 3)

        Цифры записаны в столбике справа. Вы их перемещаете в соответствующее окошко.

        Молодцы. Хорошо поработали. Друзья, наверняка, нам  сегодня пригодятся эти знания.

        А клубочек наш катится дальше, и мы двигаемся за ним.

За домиками мы видим живописную полянку. На этой лесной полянке выросло много разноцветных тюльпанов. Давайте полюбуемся на них и немного отдохнём.

Закройте компьютеры.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся

Потянулся, улыбнулся….

Вправо, влево повернулся.

Покружился…, снова сладко потянулся

Всем вокруг он улыбнулся.

Откройте компьютеры и перейдите на следующую страницу. Здесь вы видите карточки с цифрами. Они могут двигаться.

Сейчас, ребята, я расскажу вам историю и покажу на экране события, которые в ней происходят. А вы внимательно слушаете и смотрите на экран. И как только почувствуете, что нужно предметы посчитать, выполните это и передвинете карточку с нужной цифрой вперед. Готовы? Внимание на экран.

Презентация.

        Итак, клубочек привел нас на полянку с тюльпанами. За этими прекрасными цветами ухаживала цветочница. Сегодня во дворце состоится бал.  Для украшения зала во дворце цветочнице нужно собрать тюльпаны. Она вышла на полянку и поставила корзинку.

        Сначала она срезала жёлтые  тюльпаны и положила их в корзинку. Их было …  (дети считают и выкладывают карточку с цифрой три)?

        А затем срезала красные тюльпаны и тоже положила в корзину. Их было... (дети выкладывают карточку с цифрой 4).

        Достала блокнот (выдержать паузу)  записала  в него какое-то число. Оно обозначает, сколько всего тюльпанов она положила в корзину.

        И вдруг, нашу цветочницу позвали и она убежала во дворец. (пауза) Ах, убежала. А сколько же всего цветов она срезала? Как же мы теперь узнаем? Как же мы узнаем, а хватит ли цветов, чтобы украсить зал во дворце?

Беседа с детьми.

Карточки, с какими цифрами вы выложили?

Ученик: «Я положил карточки с цифрами 3 и 4».

        На слайде постепенно возникают цифры 4 и 3. Что обозначают эти цифры?

        Число красных тюльпанов обозначено цифрой 3, число желтых тюльпанов обозначено цифрой 4. О скольких числах упоминалось в нашей истории? «О трёх» - звучат ответы. А что же это за третье число? Число, которое цветочница записала в свой блокнот. Но оно нам неизвестно.

        Это число обозначает, сколько всего цветов лежит в корзине. Оно нам неизвестно. Обозначим это число знаком ?

        А может быть — это число 4? Нет. А может это число 3? Нет. Или число 3 и 4 вместе. Третье число нам неизвестно.

        Та часть истории, в которой говорится о числах 3 и 4, называется условием. А та часть, в которой спрашивается о неизвестном числе, называется вопросом. Такую историю с условием и вопросом называют в математике задачей.

        Вот так незаметно мы с вами подошли к изучению  важной темы ЗАДАЧА.

        А как же найти неизвестное число тюльпанов, находящихся в корзине?

Предположения детей: сложить числа 4 и 3, к трем прибавить 4, четыре плюс три.

Данное выражение – это решение задачи. А его значение - будет ответом на вопрос  задачи. Кто быстро посчитает? Мы сегодня вначале урока упражнялись со счетом. Какое же число записала цветочница в свой блокнот? Сколько тюльпанов приготовлено для украшения зала? 7 тюльпанов.

        Знакомство с задачей и ее составными частями состоялось.

При решении задач нельзя ничего упустить. Здесь важно каждое слово и каждое число. В математике часто для краткой записи задачи используют рисунки, таблицы, схемы.  

Например, вот такую.

Возьмите листочки (Приложение 1). Положите их перед собой.

Перед вами задача. Прочитайте. Слайд с кружочками.

В коробке лежат 6 синих карандашей и 3 красных карандаша. Сколько всего карандашей в коробке?

А можно еще использовать отрезки. Слайд с подбором отрезков.

Как вы думаете, почему предлагают использовать схемы при записи задач? Они помогут нам сэкономить время, они лаконичные (сжато, немногословно), а самое главное помогут нам не пропустить и не потерять важные слова и числа.

Следующий слайд, где изображена схема, решение и ответ задачи.  

Наименования пишутся сокращенно.

Получим ответ. Вернемся еще раз к вопросу задачи. Ответили мы на вопрос задачи? Если да, то записываем ответ. В ответе пояснение записываем не сокращенно, а полностью.

А сейчас нам необходимо немного отдохнуть.

Физкультминутка

Хорошо расти на воле

Выросли деревья в поле.

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул веселый ветер

Закачались тут же ветки,

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Вправо, влево, взад-вперед.

Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит,

Да когда же отдых будет?

А теперь у вас другое задание.

Вам надо придумать задачу по схеме.

                  было 10 конфет

             съели              осталось

             ? к.                   5 конфет

У Тани было 10 конфет. К девочке пришли гости и несколько конфет съели. Осталось 5 конфет. Сколько конфет съели?

А кто уже решил задачу?

Давайте еще раз вернемся к составным частям задачи.

Необходимо еще раз пройтись по схеме. Это условие, это вопрос, это ответ.

Ребята, а что вам сегодня запомнилось из нашего урока?

Теперь вы сможете определить, какой текс можем назвать задачей?

Клубочек с вами путешествовал и подготовил для вас еще одно задание.

Помните, чтобы решить задачу в условии должны быть все данные.

Пройдем тест. Перволого.

Выберете, какой текст является задачей.

- У Тани было 5 тетрадей, а у ее брата – 3 тетради. Какая вчера была погода? (Вопрос не соответствует)

- На тарелке было 5 яблок. Несколько яблок съели? Сколько яблок осталось? (Не достаточно данных)

- Толя подарил брату 3 марки, а сестре – 4 марки. Сколько всего марок подарил Толя брату и сестре?

У кого получилось? (При выборе правильного ответа, нажав на кнопку, вместо кнопки появляется лицо ребенка с улыбкой).

VI. Итог урока.

Что запомнилось из сегодняшнего урока больше всего?

Чью работу на уроке вы сегодня можете отметить?

Оцените свою работу на уроке с помощью светофора. Закрасьте зелёным цветом круг….

Я могу отметить, что вы все сегодня очень старались, спасибо вам за урок!

Домашняя работа: Дома придумать задачу. Можно на листочке записать схему.

Приложение 1.                                  

Задача

В коробке лежат 6 синих карандашей и 3 красных карандаша.

Сколько всего карандашей в коробке?

                       всего                 к.

                        синие                               красные

                   

                                 к.                                      к.

Решение:

                                                               

                                     к.                

                                                                                                       

Ответ:               карандашей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС ГБОУ Прогимназия № 1752 у читель начальных классов Ушакова Наталия Игоревна Тема: «Задача»

Слайд 6

Задача. Условие 3 4 ? Вопрос 3+4 = 7 Решение Ответ

Слайд 7

В коробке лежат 6 синих карандашей и 3 красных карандаша. Сколько всего карандашей в коробке?

Слайд 9

всего синие 6 к. Ответ: 9 карандашей. красные 3 к. ? к. Решение: 6 + 3 = 9 ( к . )

Слайд 10

было конфет 10 съели осталось ? конфет 5 конфет

Слайд 11

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.

Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать  представление о единице длины (сантиметре...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...