Разработка урока-проекта по математике в 3 классе "Составление задач"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Вонарх Елена Валерьевна

Данный урок был представлен и защищен в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок" по направлению "Начальная школа" в 2015 году.  Урок занял 1 место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vonarh_e.v._hod_uroka.docx241.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №45 ст. Северской МО Северский район Краснодарского края

                                          учитель начальных классов Вонарх Елена Валерьевна

       Всероссийский конкурс «Мой лучший урок»

Пояснительная записка

Конкурсная работа представлена в номинации «Начальная школа».

Характеристика класса.

В классе 22 учащихся. Класс – это хоккейная команда «Северские волки», 100% учащихся мальчики 9-10 лет.

Общий эмоциональный настрой и работоспособность класса достаточно высокие. В классе-команде все лидеры. Класс подвижный, активный, с высоким уровнем работоспособности. Ребята умеют собраться для достижения цели. Все учащиеся серьезно занимаются хоккеем, мечтают о спортивной карьере, родители активно поддерживают это желание, помогают как тренеру команды, так и мне, учителю.

В классе 14 визуалов, 6 кинестетиков, 2 аудиала. У 17 человек доминирующее полушарие левое, у 3 - правое, 2 человек равнополушарные.

Исходя из психологических особенностей класса, были выбраны методы и приёмы работы на уроке.

Данный урок математики разработан для учащихся 3 класса на базе УМК «Школа России», авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. По программе 132 часа в год, 4 часа в неделю. Урок проводился 22 мая 2015 г.

В курсе математики начальной школы задачи занимают большое место. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни умения, связанные с решением то и дело возникающих проблемных ситуаций. Но чтобы решить проблему, нужно понять ее суть и сформулировать словесно. Поэтому очень важно научить школьников формулировать задачу.

Данный урок является заключительным уроком по математике в 3 классе.

Основная цель урока – формировать  образовательные компетенции учащихся I ступени (информационных, коммуникационных, рефлексивных) в предметной области математика по теме: «Составление задач».

Задачи:

Практические (предметные):

- учить моделировать ситуацию и  выбирать необходимую информацию для составления текстовых задач;

- обучать умению публично представлять результаты своей работы.

Общеобразовательные и воспитательные (метапредметные):

- развивать умение работать с информацией;

- развивать операции мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- развивать критическое мышление и умение работать с текстом;

- формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи;

- формировать умение оценивать свою деятельность;

- формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

- формировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения.

Развивающие (личностные):

- способствовать развитию  памяти, внимания, умения работать в парах, группах, индивидуально;

- развивать коммуникативный навык, способствовать развитию умения оценивать и анализировать свою и коллективную деятельность;

- формировать и развивать навыки проектной деятельности  учащихся.

Цели саморазвития учителя:

- развитие навыков педагогического проектирования;

- пополнение «методической копилки» учителя для эффективной работы с учащимися на уроках разных типов.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Межпредметные связи: физическая культура

Методы: системно-деятельностный, проектный, ИКТ

Форма урока: урок-проект.

Оборудование урока:  мультимедийный проектор (для показа презентации), компьютер, интерактивная доска; презентация, выполненная в программе  Microsoft PowerPoint.

В ходе урока учащиеся составляют задачи по математике. Все созданные задачи связаны с хоккеем.

Урок  цели достиг. Но работа не закончилась. После летних каникул ребята принесли много новых задач, и было принято решение составить и издать сборник хоккейных задач.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Результаты: формируемые УУД

Организационный момент

Слайд 1

Приветствие учащихся

Ответ на приветствие

учителя

I

Подготовительный этап

(4 мин)

Аналитическая беседа.

- Скажите, пожалуйста, вы любите спорт?

- А какой вид спорта вы любите больше всего?

- У каждого из вас есть, наверное, свой кумир в хоккее. Кто это?

- А как вы думаете, какие качества помогли им стать профессионалами такого уровня?

- Как вы думаете, а нужны ли хоккеисту умение ставить перед собой задачу и находить варианты ее решения?

- Давайте посмотрим отрывок из кинофильма, который, возможно, подтвердит ваш вывод

Слайд 2

Что делает тренер?

А вам приходилось разбирать такие задачи?

Какой учебный предмет помогает тренироваться в нахождении вариантов решения разных задач?

Слайд 3

- Как нам может помочь в этом математика?

-Да!

- Хоккей

- называют имена своих кумиров

- высказывания учеников

- Конечно!

Настрой на работу

- разбирает игру;

- разбирает хоккейную задачу

- после каждой игры

- математика, геометрия

-учит решать задачи

Коммуникативные

II

Проектировочный 

(10 мин)

Деление на команды:

- Обратите внимание: на партах стоят флажки с эмблемами, у каждого из вас на бэйдже тоже есть эмблема. Я думаю, вам будет легко  собраться своей командой и выбрать в ней капитана.

Слайд 4

Постановка учебной цели:

- Во фрагменте из фильма мы увидели игровую, хоккейную задачу. На уроках математики мы уже составляли разные задачи. А вам интересно было бы составить математические задачи о хоккее?

Тема нашего проекта – «Математические задачи про хоккей»

Но прежде, чем мы приступим к работе, предлагаю вспомнить правила работы в командах

Показывает знаки

Слайд 5

А сейчас я приглашаю капитанов подойти и с помощью жеребьевки (как это бывает в хоккее) определить тип задачи, которую ваша команда будет составлять.

Слайд 6 

Напоминаю алгоритм работы по составлению задачи  в команде:

- предложение вариантов условия задач;

- обсуждение предложенных вариантов;

- выработка группового решения

А для того, чтобы вам легче было соблюдать правила работы в команде, на каждом столе находится конструктор высказываний. Не забывайте, пожалуйста, им пользоваться.

Слайд 7

А на слайде небольшая подсказка для вас: компоненты, которые обязательно должны быть в каждой задаче.

Деление  на команды

- конечно, интересно

Ученики называют

правила

жеребьевка

жеребьевка

Повторение алгоритма работы

Знакомство с конструктором высказываний

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Коммуникативные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

III

Реализация

(15 мин)

- Организует работу в группах, консультирует, наблюдает за работой групп, за включением в работу каждого  члена группы

 

Работают сначала в индивидуальном режиме, затем в команде.

Осуществляют практическую деятельность. Оформляют результаты

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

 

IV

Презентация

проекта

(10 мин)

Организация и участие в представлении проектных продуктов командами

Задача для представления оформляется на листе А3.

Выступления представителей команд

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Оценочные

V

Оценка и

рефлексия

(6 мин)

Слайд 8

Заполнение таблицы результатов

На слайде отмечают наличие условия и вопроса.

Другие команды устно решают задачу, находят ответ, отмечают в таблице наличие решения и ответа.

Команда заполняет графу соблюдения правил работы в команде.

- Какие черты характера вы проявили, работая в команде над проектом?

- Сегодня на уроке вы работали в четырех командах

Слайд 9

 - Но всегда нужно помнить, что вы – одна команда «Северские волки». На летних сборах я предлагаю вам продолжить работу над проектом по составлению хоккейных задач по математике.

Слайд 10

Заполняют таблицы результатов

- высказывания учеников

Коммуникативные

Регулятивные

Оценочные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока- проекта " Весна в произведениях русских художников"

Классный час  знакомит учащихся с символами Ростовской области.. Цель урока: Развивать творческие способности учащихся. Развивать пространственное мышление, образное представление и воображе...

Разработка урока проекта в 3 классе "Новогоднее украшение"

Разработка урока(проекта) по  «английскому языку» по теме «ЕЛОЧНОЕ УКРАШЕНИЕ»  3 класс...

Методическая разработка. Урок-проект "Ох, уж эти зайцы!"

Содержит план мероприятий для подготовки к уроку, вопросы викторины, стихи, игры, сказку о зайцах....

"Будь здоров!": учебно-методическая разработка урока -проекта по предмету "Окружающий мир" во 2 классе.

"Будь здоров!": учебно-методическая разработка урока -проекта по предмету "Окружающий мир" во 2 классе (УМК "Перспектива")....

Методическая разработка урока-проекта «Занимательное правоведение»

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: ОРКСЭ.Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение, русский язык.Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 10 –...

Разработка урока-проекта по теме : Склонение имён существительных.

Урок «открытия» нового знания.Раздел : Имя существительное.Тема: Склонение имён существительных.Цель: Создать условия для открытия учащимися понятия "склонение имён существительных&qu...

Урок-проект "Загородный участок" Математика 3 класс "Задачи связанные с расчётами"

Тема:  Решение задач, связанные с расчётами.Цель: Решение задач изученных видов для осуществления проекта «Загородный участок»Задачи: предметные:Ø  формирование ценностного отнош...