Рабочая программа по математике УМК Гармония по ФГОС 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Жигорева Анастасия Анатольевна

Рабочая программа по математике УМК Гармония по ФГОС 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

  Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

         Согласовано                                                                                                                                                                Утверждаю

          Зам. директора по УВР                                                                                                                                             Приказ № __ от 31.08.2016г.

          _______ М.В. Железнякова                                                                                                                                      __________ Р.А. Азисов

          29.08.2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

для учащихся 3 В класса

                                                                                                 Учитель: Жигорева А.А.

Рассмотрено на заседании МО

«28» августа 2016 г.

Руководитель МО _________ И.В. Игонина

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Математика» Н.Б. Истоминой. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013г. (УМК «Гармония»).

Цель изучения данного предмета на начальной ступени изучения.

Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учетом специфики предмета (математика), направленную:

  1. на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая  потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5 – 11 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково – символическое мышление, с опорой на наглядно - образное и предметно - действенное мышление.
  2. на развитие пространственного воображения,  потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.
  3. на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации, с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приемы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку результата), планировать решение задачи, объяснять(пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и пр.

Общая характеристика учебного предмета

В основе  начального курса  математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в  различных системах знаний, но и эффективно использовать их  для решения практических и жизненных задач.

Нацеленность курса математики на формирование  приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация,  учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка),  и создать  дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».

Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации  процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания,  которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.

Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а в последствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей. Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).

Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один – верным, другой – неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр.

В результате чтения, анализа и обсуждения диалогов и высказываний Миши и Маши учащиеся не только усваивают предметные знания, но и приобретают опыт  построения понятных для партнера высказываний, учитывающих, что партнер знает и видит, а что  – нет, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическую речь, владеть диалоговой формой речи.

В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются общие представления, которые  являются основой для дальнейшего изучения математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира.

Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей,  то есть использовать его для  формирования УУД. Помимо этого в первом и во втором классах калькулятор можно использовать и для мотивации усвоения младшими школьниками табличных навыков.  Например,  проведение игры «Соревнуюсь с калькулятором», в которой  один ученик называет результат табличного случая сложения на память, а другой – только после того, как он появится на экране калькулятора, убеждает малышей в том, что  знание табличных случаев сложения (умножения) позволит им обыграть калькулятор.   Это  является определённым стимулом для усвоения табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления  и активизирует память учащихся

В соответствии с логикой построения курса учащиеся учатся понимать информацию, представленную различными способами (рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма), использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно - следственных связей. В процессе решения задач и выполнения различных учебных заданий ученики учатся понимать логические выражения, содержащие связки «и», «или», «если, то…», «верно /неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые» и пр.

На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия  для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения: контролировать,  оценивать свои действия и  вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался  в процесс обсуждения. Для этой цели могут быть использованы различные методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной - вербальной - графической - символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания - «ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий.

Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять перевод вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства, уравнения).  

Описание места данного курса в учебном плане школы

Согласно учебному плану МОУ«СОШ № 11» всего на изучение учебного предмета «Математика» в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).

Ценностные ориентиры

  1. Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.
  2. Математическое знание – это особый способ коммуникации:
  • наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности;
  • участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе  научных коммуникаций, в том числе между  разными системами знаний;
  • использование математического  языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным  житейским, культурным, цивилизованным опытом.

Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется  приобщение  подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры.

  1. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
  2. Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

Планируемые результаты

  Личностные:

  Ученик научится:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-  учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

- готовность целенаправленно использовать математические знания,  умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни;

- способность осознавать и оценивать свои мысли,   действия и выражать их в речи , соотносить результат действия с поставленной целью , способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

       Изучение математики в третьем классе будет способствовать формированию таких личностных качеств,  как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей,  целеустремленность и настойчивость в достижении цели,  умение слушать и слышать  собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

      Ученик получит возможность научиться:

- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения (преобладание учебно-познавательных мотивов);

- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности или не успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД: 

– понимать и принимать учебную задачу;

– планировать в сотрудничестве с учителем свои действия;

– действовать по намеченному плану, осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной (текстовой, знаковой, графической);

– выполнять действия самоконтроля (по ходу и после завершения работы);

 – находить допущенные ошибки и корректировать их.

 Познавательные УУД: 

– понимать прочитанное;

 – находить в учебнике математики нужные сведения;

 – выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;

– выполнять действия анализа, сравнения, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки;

– выполнять задание различными способами;

– моделировать способ действия; переходить от одного вида модели к другому виду;

– научиться рассуждать, используя схемы;

– анализировать и сравнивать различные виды учебных моделей; заменять один вид модели другим; использовать различные виды учебных моделей (вербальная, предметная, графическая, схематическая, знаково-символическая) для решения новых учебных задач, для проверки и доказательства своих утверждений;

– понимать учебную задачу и находить способ её решения;

– рассуждать, используя схемы; 

– анализировать рисунок, текст, схему, диаграмму для получения нужной информации.

Коммуникативные УУД: 

– участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке;

– комментировать свои действия.

       Большинство учащихся научатся: – сравнивать площади фигур с помощью различных мерок и единиц площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр); – использовать соотношение единиц площади для вычисления площади прямоугольника и единиц длины для вычисления периметра прямоугольника; – измерять и вычислять площадь и периметр прямо- угольника; – использовать табличное умножение для вычислений значений произведений; – использовать предметный смысл деления при анализе практических ситуаций; – понимать символическую модель деления, взаимосвязь умножения и деления (взаимосвязь компонентов и результата умножения, взаимосвязь компонентов и результата деления); – пользоваться отношением «меньше в …» и понимать его связь с предметным смыслом деления, сравнивать его с отношениями «больше в …», «меньше на …», «больше на …»; – отвечать на вопросы: «Во сколько раз больше?», «Во сколько раз меньше?»; – читать, понимать и сравнивать тексты арифметических задач на сложение, вычитание, умножение и деление; выделять в них условие и вопрос; записывать их решение арифметическим способом (по действиям); выбирать схемы, соответствующие задаче или условию задачи; пояснять выражения, записанные по условию задачи; составлять различные вопросы к данному условию задачи; выбирать из данных вопросов те, на которые можно ответить, пользуясь данным условием; – устно умножать двузначное число на однозначное; – устно делить двузначное число на однозначное;– устно делить двузначное число на двузначное; – использовать взаимосвязь понятий «цена», «количество», «стоимость» в практических ситуациях; – читать, записывать, сравнивать и упорядочивать многозначные числа; записывать их в виде суммы разрядных слагаемых; увеличивать и уменьшать многозначные числа на несколько единиц, или десятков, или сотен без перехода в другой разряд; – выявлять признак разбиения многозначных чисел на группы; – выявлять правило (закономерность) в записи чисел ряда и продолжать ряд по тому же правилу; – строить и читать столбчатые диаграммы; – вычислять значения числовых выражений, пользуясь правилами порядка выполнения действий в выражениях; – пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания; – соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами или их частями.

      Ученикам будет предоставлена возможность научиться: – комментировать свои действия, пользуясь математической терминологией (названия компонентов и результатов арифметических действий, названия свойств арифметических действий и т. д.); – классифицировать числовые выражения, используя правила порядка выполнения действий в выражениях; – применять свойства арифметических действий для сравнения выражений и для вычисления их значений; – решать арифметические задачи (на сложение, вычитание, умножение и деление) различными способами; проверять ответ задачи, решая её другим способом; дополнять текст задачи в соответствии с её решением; дополнять текст задачи числами и отношениями в соответствии с решением задачи; анализировать тексты за- дач с лишними данными и выбирать те данные, которые позволяют ответить на вопрос задачи; анализировать и дополнять тексты задач с недостающими данными; составлять условие по данному вопросу; составлять задачу по данному решению; – самостоятельно строить схему, соответствующую задаче; – приобрести опыт решения логических и комбинаторных задач; использовать знания о соотношениях единиц длины (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр) для анализа практических ситуаций; – использовать знания о соотношениях единиц массы (тонна, центнер, килограмм, грамм) для анализа практических ситуаций; – использовать знания о соотношении единиц времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда) для анализа практических ситуаций; – решать арифметические задачи по данным, записанным в таблице; – составлять последовательность величин по задан- ному или самостоятельно выбранному правилу; – находить правило, по которому составлен ряд величин; – определять длины на глаз и контролировать себя с помощью инструмента (рулетки, линейки); – различать объёмные и плоские геометрические фигуры; – различать плоские и кривые поверхности.

Содержание программы

        Числа и величины

Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Величины и единицы их измерения. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, чеделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия

Сложение,  вычитание,  умножение  и  деление.  Названия  компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Арифметические действия с числами 0 и 1, Взаимосвязь арифметических  действий.  Нахождение  неизвестного  компонента  арифметического действия. Деление состатком.

Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы  письменного  сложения,  вычитания,  умножения  и  деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений. Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного.

Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)...», «меньше на (в)...». Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы; движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход). Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Задачи на нахождение доли целого и целого по значению его доли.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, между и пр).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг." Использование чертежных документов для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Геометрические величины  и их измерение.  Измерение  длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра треугольника, прямоугольника, квадрата.

Площадь квадрата и прямоугольника. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр,

квадратный метр). Измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Работа с данными (изучается на основе содержания всех разделов математики)

Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование результатов сбора.

Таблица: чтение и заполнение таблицы.  Интерпретация таблицы.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Проверь себя! Чему ты научился в первом и во втором классах?  

10

2

Умножение. Площадь фигуры. Сравнение и измерение площадей  

11

3

Сочетательное свойство умножения

4

4

 Деление

8

5

Отношения (больше в..., меньше в..., увеличить в ..., уменьшить в ...)

5

6

Отношения «Во сколько раз больше..?», « Во сколько раз меньше..?»   (кратное сравнение)

8

7

Порядок выполнения действий  в выражениях

10

8

 Единицы площади

4

9

Площадь и периметр прямоугольника

5

10

Площадь и периметр прямоугольника

5

11

Деление суммы на число.Деление двузначного числа на однозначное.                                                                          Решение задач

5

12

Деление двузначного числа на двузначное. Решение задач

4

13

Деление двузначного числа на двузначное. Решение задач

4

14

Цена, количество, стоимость. Решение задач.

6

15

Четырехзначные числа. Единица длины – километр. Единица массы – грамм.

12

16

Многогранники. Куб. Параллелепипед .

2

17

Пятизначные и шестизначные числа. Решение задач

7

18

Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач

10

19

Единицы времени. Решение задач

5

20

Проверь себя! Чему ты научился в 1- 3 классах?

10

Итого:

136 ч.

Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Характеристика деятельности учащихся

                                         Проверь себя! Чему ты научился в первом и во втором классах? (10ч)

1

Сравнение и составление числовых выражений, Признаки сходства многоугольников. Углы, длина сторон, периметр многоугольника. Запись равенств. Составление плана.

Разбивать фигуры на группы по величине их площадей. Сравнивать площади фигур наложением, с помощью мерки. Использовать предметный смысл умножения для построения таблицы умножения с числами 7, 6, 5, 4, 3, 2.

Записывать произведение двузначного и однозначного чисел в виде произведения трёх однозначных чисел и находить их значения.

Находить неизвестные значения произведений по данным значениям, используя сочетательное свойство умножения. Использовать зависимость значения суммы и произведения от значения их компонентов для упрощения вычислений .Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве

с учителем. Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях. Устанавливать причинно-следственные связи.

Обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Устанавливать соответствие предметнойи символической модели.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации

различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.

2

Запись равенств. Сочетательное и переместительное свойства сложения. Решение задач.

3

Вычислительные умения и навыки. Решение задач. Работа с таблицей. Поиск закономерностей

4

Плоские и кривые поверхности. Плоские и объёмные фигуры. Классификация объектов. Поиск закономерностей. Выявление сходства и различия числовых выражений

5

Решение задач. Вычислительные навыки и умения. Моделирование. Перевод графической модели в символическую.

6

Таблица умножения с числом 9. Классификация. Поиск закономерностей. Решение задач

7

Вычислительные умения и навыки. Решение задач. Составление квадрата из частей. Перевод символической модели в графическую

Линии. Четырёхугольники. Измерение прямых углов угольником. Составление заданных фигур из частей. Соотнесение схем и числовых выражений.

8

Таблица умножения с числом 8. Трёхзначные числа. Построение прямого угла.

9

Контрольная работа № 1

10

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.Трёхзначные числа. Сравнение величин. Поиск правила

                                                Умножение. Площадь фигуры.Сравнение и измерение площадей (11ч)

11

Представление о площади. Пары фигур с одинаковой площадью.

Равносоставленные фигуры

Разбивать фигуры на группы по величине их площадей.

Сравнивать площади фигур наложением, с помощью мерки.

Использовать предметный смысл умножения для построения таблицы умножения с числами 7, 6, 5, 4, 3, 2.

Записывать произведение двузначного и однозначного чисел в виде произведения трех однозначных чисел и находить их значения.

Находить неизвестные значения произведений по данным значениям, используя сочетательное свойство умножения.

Использовать зависимость значения суммы и произведения от значения их компонентов для упрощения вычислений.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Осуществлять самоконтроль результата

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Осуществлять синтез как составление целого из частей

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении ,свойствах, связях

Устанавливать причинно-следственные связи

Устанавливать соответствие предметнойи символической модели

Допускать возможность существования различных точек зрения

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничеств

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы

Контролировать действия партнёра

Использовать речь для регуляции своего действия

12

Решение задач. Выбор вопросов, на которые можно ответить, пользуясь данным условием. Поиск закономерности числового ряда

13

Решение задач. Умножение с числами 8,9, 1, 0

14

Сравнение площадей фигур с помощью мерок. Таблица умножения с числом 7. Смысл умножения

15

Таблица умножения с числом 7. Сравнение площадей с помощью мерок

16

Сравнение площадей с помощью мерок. Таблица умножения с числами 9,8,7

17

Решение задач. Вычислительные навыки и умения

18

Таблица умножения с числом 5. Выбор мерок измерения площади по результату. Поиск правила составления таблицы

19

Поиск закономерностей. Решение задач. Таблица умножения

20

Решение задач. Трёхзначные числа. Таблица умножения

21

Решение задач. Табличные случаи умножения с числами 4,3,2

                                                                          Сочетательное свойство умножения (4 ч)

22

Знакомство с сочетательным свойством умножения

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Осуществлять синтез как составление целого из частей

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении ,свойствах, связях

Устанавливать причинно-следственные связи

23

Применение сочетательного свойства при вычислениях. Умножение любого числа на 10

24

Контрольная работа № 2

25

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Применение сочетательного свойства умножения при решении задач

                                                                                         Деление (8 ч)

26

Предметный смысл деления. Символическая запись деления. Название

компонентов и результата деления

Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие деления (предметные, вербальные, графические и символические модели).

Иллюстрировать действие деления на графической модели (рисунке).

Выбирать рисунок, на котором изображено данное равенство.

Подбирать равенство к рисунку.

Выполнять рисунок в соответствии с данными выражениями.

Пояснять значение каждого числа в записи частного.

Проверять истинность равенства на предметных и графических моделях.

Находить значения частного (с помощью рисунка, используя взаимосвязь умножения и деления).

Составлять равенства из данного, пользуясь правилом о делении значения произведения на один из множителей.

Применять знание таблицы умножения для изучения соответствующих случаев деления.

Выполнять деление двузначных чисел на однозначные, используя таблицу сложения и взаимосвязь компонентов и результатов арифметических действий.

Определять неизвестный компонент деления по двум известным.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Осуществлять самоконтроль результата

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Осуществлять синтез как составление целого из частей

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его

строении ,свойствах, связях

Устанавливать причинно-следственные связи

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

Устанавливать соответствие предметной и символической модели

Допускать возможность существования различных точек зрения

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Формулировать собственное мнение и позицию

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы

Контролировать действия партнёра

Использовать речь для регуляции своего действия

27

Предметная и символическая модели деления. Взаимосвязь умножения и

деления.

28

Взаимосвязь компонентов и результата умножения Правило.

29-30

Решение задач. Смысл деления.

31

Взаимосвязь компонентов и результата деления. Решение задач.

32-33

Решение задач. Смысл деления

                                                       Отношения (больше в..., меньше в..., увеличить в ..., уменьшить в ...) (5 ч)

34

Предметный смысл отношения «меньше в...»

Записывать равенства, соответствующие рисункам, руководствуясь вербальной формулировкой.

Читать данные равенства с использованием математической терминологии.

Описывать (устно и письменно) графические модели, используя изученные отношения.

Анализировать равенства, содержащие действия умножения и соответствующие ему случаи деления, в которых один из компонентов -число 1.

Формулировать высказывания о наблюдаемых закономерностях.

Выводить правила о делении на 1, о делении числа 0.

Обосновывать невозможность деления на 0.

Находить значения произведений и частных с помощью полученных правил.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Осуществлять самоконтроль результата

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Осуществлять синтез как составление целого из частей

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его

строении ,свойствах, связях

Устанавливать причинно-следственные связи

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

Устанавливать соответствие предметной и символической модели

Допускать возможность существования различных точек зрения

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

35

Решение задач. Совершенствование вычислительных умений и навыков

36

Решение задач

37-38

Деление любого числа на 1, само на себя. Деление нуля на число. Невозможность деления на 0

                                 Отношения «Во сколько раз больше..?», « Во сколько раз меньше..?»  

                                                                          (кратное сравнение) (8 ч)

39

Предметная и символическая модели. Предметный смысл кратного

Сравнения

Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие деления (предметные, вербальные, графические и символические модели).

Иллюстрировать действие деления на графической модели (рисунке).

Выбирать рисунок, на котором изображено данное равенство.

Подбирать равенство к рисунку.

Выполнять рисунок в соответствии с данными выражениями.

Пояснять значение каждого числа в записи частного.

Проверять истинность равенства на предметных и графических моделях.

Находить значения частного (с помощью рисунка, используя взаимосвязь умножения и деления).

Составлять равенства из данного, пользуясь правилом о делении значения произведения на один из множителей.

Применять знание таблицы умножения для изучения соответствующих случаев деления.

Выполнять деление двузначных чисел на однозначные, используя таблицу сложения и взаимосвязь компонентов и результатов арифметических действий.

Определять неизвестный компонент деления по двум известным.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р)

Осуществлять самоконтроль результата

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок(Р)

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем(Р)

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши из формулировок учебных заданий.(П) )

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)

Осуществлять синтез как составление целого из частей

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его

строении ,свойствах, связях

Устанавливать причинно-следственные связи

40

Решение задач. Выбор схематической модели.

41

Решение

задач. Схематическая модель. Знакомство с диаграммой

42-43

Взаимосвязь умножения и деления. Кратное сравнение. Диаграмма

44

Решение задач. Способ действия при делении

«круглых» десятков на 10 и

на «круглые» десятки

45

Контрольная работа No3

46

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.Решение задач. Совершенствование вычислительных умений и навыков

                                                                 Порядок выполнения действийв выражениях (10ч)

47

Анализ числовых выражений. Правила. Классификация числовых

выражений

Находить сходство и различие в числовых выражениях

Выбирать числовые выражения, соответствующие правилу и правило,

соответствующее числовому выражению

Вычислять значения числовых выражений

Расставлять порядок выполнения действий в схеме числового выражения

Преобразовывать числовые выражения

Вставлять пропущенные числа в схему числовых выражений

Пользоваться почерпнутыми из столбчатой диаграммы сведениями для

ответа на вопросы задания.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Осуществлять синтез как составление целого из частей

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его

строении ,свойствах, связях

Устанавливать причинно-следственные связи

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

Формулировать собственное мнение и позицию

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы

Контролировать действия партнёра

Использовать речь для регуляции своего действия

48

Преобразование числовых выражений. Применение правил порядка

выполнения действий. Решение задач

49

Применение правил. Обоснование выполненных действий. Вычислительные умения и навыки

50

Расстановка порядка выполнения действий на схеме. Вычисление

значений выражений.

Решение задач

51

Решение задач. Составление числовых выражений Вычисление их значений

52

Решение задач. Сравнение числовых выражений

53

Решение задач. Вычисление значений выражений

54

Вычисление значений выражений. Решение задач

55

Решение задач

56

Контрольная работа No 4

57

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Решение задач

                                                                                            Единицы площади (4 ч)

58

Сравнение площадей с помощью мерок. Квадратный сантиметр,

квадратный миллиметр

Сравнивать площади фигур с использованием мерок.

Записывать числовым равенством ответ на вопрос: «Во сколько раз площадь одной фигуры больше (меньше) площади другой?»

Сравнивать единицы площади по величине (записывать их в порядке убывания или возрастания; осуществлять кратное сравнение).

Выполнять сравнение площадей, арифметические операции с ними.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Осуществлять самоконтроль результата

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Осуществлять синтез как составление целого из частей

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его

строении ,свойствах, связях

Устанавливать причинно-следственные связи

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

Устанавливать соответствие предметной и символической модели

Допускать возможность существования различных точек зрения

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Формулировать собственное мнение и позицию

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы

Контролировать действия партнёра

Использовать речь для регуляции своего действия

59

Квадратный дециметр, квадратный метр

60-61

Соотношение единиц площади.  Действия с величинами. Сравнение величин.

                                                  Площадь и периметр прямоугольника (5 ч) (2часть учебника)

62

Периметр  прямоугольника.  Способы  его  вычисления.  Взаимосвязь

между  длиной,  шириной  и  площадью  прямоугольника.  Постановка

учебной задачи

Измерять площадь фигур с помощью палетки.

Соотносить способ измерения площади с помощью мерки и способ ее вычисления с использованием длин смежных сторон.

Представлять информацию о длине сторон прямоугольника и его площади в виде таблицы.

Находить периметр и площадь прямоугольника по длине его смежных сторон.

Строить прямоугольник по известной площади и длине одной из смежных сторон.

Сравнивать площади фигур с использованием мерок.

Записывать числовым равенством ответ на вопрос: «Во сколько раз площадь одной фигуры больше (меньше) площади другой?»

Сравнивать единицы площади по величине (записывать их в порядке убывания

или возрастания; осуществлять кратное сравнение).

Выполнять сравнение площадей, арифметические операции с ними.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Осуществлять самоконтроль результата

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основеего оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.

63

Вычисление площади и периметра прямоугольника в процессе решения

задач. Решение учебной задачи

64-65

Умения  вычислять  площадь  и  периметр  прямоугольника.  Решение

учебной задачи. Самоконтроль

66

Вычисления  площади    и  периметра  прямоугольника  Решение  учебной

задачи. Самоконтроль

                                                                             Распределительное свойство умножения.

                                                        Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач (9 ч)

67

Предметная модель  распределительного свойства умножения. Её анализ. Символическая модель

распределительного свойства умножения. Правило умножения суммы на число. Проверка  усвоения  распределительного  свойства  умножения  и  приема умножения двузначного числа на однозначное

Записывать делимое в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на данное число.

Выполнять деление с опорой на изученную таблицу умножения.

Находить значение суммы полученных значений частного.

Устанавливать взаимосвязь распределительного свойства умножения и деления

суммы на число.

Актуализировать знания о взаимосвязи компонентов и результатов умножения.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Осуществлять самоконтроль результата

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе

его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и

Маши из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных

признаков

Осуществлять синтез как составление целого из частей

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его

строении,свойствах, связях

68

Усвоение распределительного свойства умножения

69

Усвоение распределительного свойства умножения. Сравнение

выражений. Вычисление площади и периметра прямоугольника.

Вычислительные умения и навыки

70

Использование распределительного свойства умножения  для

вычислений. Умножение двузначного числа на однозначное. Решение

арифметических задач

71-72

Решение арифметических задач.  Вычислительные умения и навыки

73

Проверка  усвоения  распределительного  свойства  умножения  и  приемаумножения двузначного числа на однозначное

74

Контрольная работа № 5

75

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Распределительное  свойства  умножения  и  прием умножения двузначного числа на однозначное

                                                                                   Деление суммы на число.

                                                               Деление двузначного числа на однозначное.

                                                                                         Решение задач (5 ч)

76

Поиск правила записи выражений, выявления сходства и различия выражений. Табличные случаи умножения

Составлять равенства, используя данные числа и изученные способы деления

суммы на число.

Выбирать нужные слагаемые и пояснять свой выбор.

Рассуждать при нахождении значений частных, в которых двузначное число

делится на двузначное, на основе взаимосвязи компонентов и результатов деления и умножения.

Распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (текста, таблицы), использовать ее для ответа на вопросы задачи.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Осуществлять самоконтроль результата

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

77

Прием устного  деления двузначного числа на однозначное. Решение

учебной задачи

78

Решение учебной задачи

деления двузначного числа на однозначное.

Решение арифметических задач

79

Применение свойства деления суммы на число при решенииарифметических задач

80

Решение задач

                                                                   Деление двузначного числа на двузначное.

                                                                                  Решение задач (4ч)

81

Постановка учебной задачи.

Поиск приема  деления двузначного числа на

двузначное

Устно описывать изменения в предметной совокупности с помощью данных отношений.

Фиксировать данные изменения в символической записи.

Выполнять запись выражений и равенств с использованием изученных отношений по данной словесной формулировке.

82-83

Усвоение приема  деления двузначного числа на двузначное. Решение

арифметических задач

84

Решение арифметических задач

                                                                Цена, количество, стоимость.Решение задач (6 ч)

85

Взаимосвязь понятий «цена», «количество», «стоимость». Практические

ситуации.   Решение арифметических задач разными способами

Актуализировать житейские представления о цене, количестве, стоимость товаров.

Выбирать монеты для набора определенной денежной суммы.

Связывать бытовые представления с изученными свойствами действий умножения и деления.

Применять имеющиеся знания для решения задач и в повседневных ситуациях.. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

86

Решение арифметических задач с величинами - цена, количество,

стоимость. Работа с таблицей. Вычислительные умения и навыки

87

Решение арифметических задач с величинами - цена, количество,

стоимость. Работа с таблицей. Вычислительные умения и навыки

88

Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость.   Вычислительные умения и навыки

89

Контрольная  работа No 6

90

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Решение арифметических задач.  

                                                     Четырехзначные числа. Единица длины–километр.

                                                              Единица массы –грамм (12 ч)

91

Постановка учебной задачи.

Нумерация многозначных чисел. Знакомство с новой счетной единицей – тысяча. Анализ структуры трехзначных и четырехзначных чисел.    Классификация многозначных чисел

Разбивать числа на группы по числу цифр.

Выявлять правила построения числовых рядов и продолжать их по тому же

правилу.

Читать и записывать числа с опорой на их разрядный состав.

Записывать четырехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Наблюдать зависимость компонентов и результата при умножении числа на 100.

Формулировать правило, основываясь на результатах наблюдений.

Осуществлять самоконтроль путем проверки вычислений на калькуляторе.

Читать и записывать длину, используя основные единицы ее измерения и

соотношение между ними (километр – метр).

Дополнять величины до данной, используя соотношение километр – метр.

Высказывать предположения о делении, на 10 и 100.чисел, оканчивающихся

нулями.

Проверять свои предположения, выполняя действия на калькуляторе.

Читать и записывать величины массы, применяя для их измерения изученные

единицы массы и их соотношение.

Записывать данные величины в порядке их возрастания или убывания.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Осуществлять самоконтроль результата

92

Чтение и запись четырехзначных чисел.

Разрядный и десятичный состав четырехзначного числа. Решение арифметических задач

93

Чтение и запись четырехзначных чисел. Умножение однозначных и

двузначных чисел на 100.

Разрядный и десятичный состав четырехзначного числа. Закономерность в записи ряда чисел.

94

Чтение и запись четырехзначных чисел.  Запись четырехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Решение арифметических задач  

95

Нумерация четырехзначных чисел. Разрядный состав четырехзначного числа.  Решение арифметических задач

96

Единица длины – километр. Соотношение единиц длины (1 км = 1000 м).    

Чтение и построение диаграмм

97

Решение задач. Поиск закономерности. Расположение величин в порядке возрастания. Чтение и запись четырехзначных чисел

98

Чтение четырехзначных чисел. Запись числовых равенств  по данному условию. Работа с таблицами. Решение арифметических задач

99

Чтение и запись четырехзначных чисел, классификация чисел. Поиск

правила

100

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Контрольная работа No 7

101

Деление  многозначных  чисел  на  10  и  100.  Использование  свойств сложения  для  сравнения  числовых  выражений.  Единица  массы  грамм.

Соотношение  1 кг = 1000 г

102

Единицы  массы – тонна  и  центнер.  Работа  с  таблицами  и  шкалами.

                                                              Многогранники. Куб. Параллелепипед (2 ч)

103

Классификация  геометрических  фигур.  Многогранник  и  его  элементы. Развёртка куба.

Анализировать собственные тактильные ощущения для определения типа

поверхности (плоская или кривая).

Осуществлять практическую деятельность (ощупывание, изготовление моделей многогранников и развертки куба) для усвоения понятий: «грани», «ребра»,«вершины» многогранника; «куб», «прямоугольный параллелепипед».

Выделять в окружающих предметах те, которые имеют заданную форму.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

104

Прямоугольный параллелепипед. Его развертка.

                                                         Пятизначные и шестизначные числа. Решение задач (7 ч)

105

Постановка учебной задачи. Классы и разряды в пятизначном и

шестизначном числах.      Анализ структуры многозначных чисел.    

Классификация многозначных чисел. Таблица разрядов и классов.

Разбивать числа на группы по числу цифр.

Выявлять правила построения числовых рядов и продолжать их по тому же

правилу.

Читать и записывать числа с опорой на их разрядный состав.

Записывать четырехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Формулировать правило, основываясь на результатах наблюдений.

Осуществлять самоконтроль путем проверки вычислений на калькуляторе.

Читать и записывать длину, используя основные единицы ее измерения и

соотношение между ними (километр – метр).

Дополнять величины до данной, используя соотношение километр – метр.

Проверять свои предположения, выполняя действия на калькуляторе.

Записывать данные числа в порядке возрастания и убывания.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)

Осуществлять самоконтроль результата

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основеего оценки и учёта характера сделанных ошибок

106

Разрядный  и  десятичный  состав  многозначного  числа. Умножение  на 1000.Сравнение произведений. Правило порядка выполнения действий

107

Решение арифметических задач.  Использование сочетательного

свойства умножения и таблицы умножения при вычислениях

108

Сравнение многозначных  чисел.    Решение арифметических задач.

Правило (закономерность) в записи числового ряда  

109

Нумерация многозначных чисел.    Запись многозначных чисел в порядке возрастания и убывания.   Чтение   диаграммы.

110

Правило (закономерность) в записи числового ряда. Нумерация

многозначных чисел.  Геометрический материал (куб и его элементы)  

111

Решение арифметических задач.      Развертка куба

                                       Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач (10 ч)

112

Подготовительная работа к изучению алгоритма письменного сложения  

Разбивать числа на группы по числу цифр.

Выявлять правила построения числовых рядов и продолжать их по тому же правилу.

Читать и записывать числа с опорой на их разрядный состав.

Записывать четырехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Формулировать правило, основываясь на результатах наблюдений.

Осуществлять самоконтроль путем проверки вычислений на калькуляторе.

Читать и записывать длину, используя основные единицы ее измерения и

соотношение между ними (километр – метр).

Дополнять величины до данной, используя соотношение километр – метр.

Проверять свои предположения, выполняя действия на калькуляторе.

Записывать данные числа в порядке возрастания и убывания.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р)

Осуществлять самоконтроль результата

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основеего оценки и учёта характера сделанных ошибок

113

Алгоритм письменного сложения.  Использование свойств арифметических действий  для сравнения числовых выражений  

114

Алгоритм письменного вычитания  

115-116

Сложные случаи вычитания многозначных чисел

117

Сложение и вычитание многозначных чисел

118

Сложение и вычитание многозначных чисел

119

Контрольная работа № 8

120

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Куб и его элементы. Развертка куба

121

Многогранники. Куб. Пирамида

                                                                       Единицы времени. Решение задач (5 ч)

122-123

Соотношение  единиц  времени    (1  ч  =  60  с).  Перевод  из  одних  единиц

времени в другие. Действия с величинами

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданнымкритериям. Строить рассуждения в форме связи простых сужденийоб объекте, его строении, свойствах, связях. Устанавливать причинно-следственные связи. Устанавливать соответствие предметной и символической модели. Допускать возможность существования различных точекзрения. Учитывать разные мнения и стремиться к координации

различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

124-125

Арифметические действия с единицами времени.

126

Решение задач. Диаграмма

126-136

Проверь себя! Чему ты научился в 3 классе?

                                                               

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Н.Б.Истомина, Математика: Контрольные работы по математике 3 класс.  Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.  
  2. Н.Б.Истомина. Математика: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. – 12-е изд. перераб. и доп. - Смоленск: Ассоциация ХХΙ век, 2015. – ил.
  3. Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь по математике в 2 частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2015 г.
  4. Программы общеобразовательных учреждений Математика: программа 1–4 классы.     Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы / Н. Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.-164 с.

К

К

К

Д

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы): «Таблица сложения», «Сравнение предметов по цвету, форме, размеру», «Сравнение понятий», «Таблица умножения»

Карточки с заданиями по математике для 2 класса по темам «Сложение и вычитание», «Умножение»

Д

Д

Многоразового использования

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 3 класс» В двух частях «Ассоциация ХХ1 век»,2015 . Электронная версия на сайте издательства http://www.ass21vek.ru/
  2. Видеофильм «Учимся решать задачи. 3 класс» для просмотра на DVD-плеере или компьютере. Авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько. М.: Линка –  Пресс, 2009.
  3. Электронная версия тестовых заданий по математике для 3 класса. Программа Cool – Test. На сайте издательства «Ассоциация ХХ1 век» Режим доступа: http://www.ass21vek.ru/

Д

Д

К

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучение

Интерактивная доска.

Экран.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Ноутбук.

Мультимедийный проектор.

МФУ

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Демонстрационные пособия

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10: от 1 до 20; от 1 до 100., таблица умножения.

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки).

Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки).

Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел.

Д

Д

Д

Д

Игры

Математическое лото

Д

Список литературы

Литература для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Программы общеобразовательных учреждений Математика: программа 1–4 классы.     Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы / Н. Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. 
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская т др.); под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152с.ил.
  4. Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Методические рекомендации к учебнику «Математика 3 класс» в двух частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012 г. Электронная версия на сайте издательства.
  5. Н.Б.Истомина, Математика: Контрольные работы по математике 3 класс.  Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.  
  6. Н.Б.Истомина. Математика: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. – 11-е изд. перераб. и доп. - Смоленск: Ассоциация ХХΙ век, 2011. – ил.
  7. Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь по математике в 2 частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
  8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. Ч.1/ (М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2012. – 215с.

 Литература для учащихся:

  1. Н.Б.Истомина. Математика: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. – 11-е изд. перераб. и доп. - Смоленск: Ассоциация ХХΙ век, 2011. – ил.
  2. Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь по математике в 2 частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.

Интернет-ресурсы:

Сайт издательства «Ассоциация ХХ Ι век» (www.ass21vek.ru).

Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».(http:www.Nachalka.com).

Сайт www.umk-garmoniya.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике УМК "Гармония" 2 класс

Программа составлена в соответствии стребованиями ФГОС....

Рабочая программа по математике, УМК "Гармония", 3 класс

Разработана с учетом ФГОС второго поколения...

рабочая программа по математике УМК "Гармония" 3 класс

Программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы....

Рабочая программа по математике УМК "Гармония" 3 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО ( автор Истомина Н.Б.)...

Рабочая программа по математике. УМК "Гармония". 2 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые УУД, планируемые предметные результаты, развёрнутое тематическое планирование с элементами содержания урока, характеристикой деятельности ...

Рабочая программа по математике УМК "Гармония" 3 класс.

    Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравствен...