Технологическая карта урока математики 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Васильева Светлана Ивановна

Предмет: математика

Тема урока: Связь между суммой и слагаемыми

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению способов действий с установлением связи между суммой и слагаемыми.

Планируемые результаты:

Предметные

Универсальные учебные действия

Личностные

- закреплять знания о сложении и вычитании

- в результате практических действий и наблюдений закреплять правило нахождения неизвестного слагаемого

- использовать математическую терминологию при чтении и составлении числовых равенств

- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текст задачи с разными вопросами и решать их

- выполнять задание в рабочей тетради.

 

Регулятивные:

 - понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему

 

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

- проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых ученых задач и на интересе к математике.

 

Познавательные:

- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения по результату исследования

Коммуникативные:

- работать в паре и оценивать себя и товарища под руководством учителя

- проявлять инициативу и активность, стремление высказываться.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1_klass.docx535.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 1 классе

Предмет: математика

Тема урока: Связь между суммой и слагаемыми

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению способов действий с установлением связи между суммой и слагаемыми.

Планируемые результаты:

Предметные

Универсальные учебные действия

Личностные

- закреплять знания о сложении и вычитании

- в результате практических действий и наблюдений закреплять правило нахождения неизвестного слагаемого

- использовать математическую терминологию при чтении и составлении числовых равенств

- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текст задачи с разными вопросами и решать их

- выполнять задание в рабочей тетради.

Регулятивные:

 - понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему

 

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

- проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых ученых задач и на интересе к математике.

Познавательные:

- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения по результату исследования

Коммуникативные:

- работать в паре и оценивать себя и товарища под руководством учителя

- проявлять инициативу и активность, стремление высказываться.

Межпредметные связи: русский язык, чтение, окружающий мир.

Ресурсы: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, карточки, слайды.

-Этап урока/ учебная ситуация

Результаты этапа

Достижение планируемых результатов:

Действия педагога

Действия  обучающихся

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, оценка, самооценка.

- Урок математики. Проверьте готовность своего рабочего места. Настройтесь успешно работать.

-  Один, два, три, на уроке не грусти.

  Один, два, три, четыре, пять, успевать буду на «пять»!

- Я верю, что у вас все получится. Успешность выполнения заданий будете отмечать на полях в тетради, как всегда отмечали на предыдущих уроках: на полях в тетради нарисованы 3 пустых кружочка.

Проверяют готовность к уроку.

Проговаривают хором слова.

На предыдущих уроках отработано предлагаемое оценивание: на полях в тетради нарисовано 3 пустых кружочка, в течение урока дети дорисовывают согласно личной успешности на уроке.

2. Актуализация знаний, мотивация

Воспроизведённые знания. Осознание необходимости получения новых знаний.

- Устный счет.

- Разгадайте ребусы: 100л, 7я, с3ж.

- Назовите из отгаданных ребусов слово:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

- Объясните значение этого слова.

Работа в парах.

- Рассмотрите, выберите картинки и составьте из них семью. Советуйтесь друг с другом.

- Посчитайте по картинкам, сколько человек в семье.

Посчитайте хором.

- Посчитайте в обратном порядке.

- На котором месте на картинках самый младший член семьи?

- Проверим порядковый счет.

- Послушайте.

Учитель включает запись начала сказки В.П.Катаева «Цветик-семицветик».

- Из какой сказки отрывок?

- Отрывок из сказки «Цветик-семицветик». Написал сказку В.Катаев.

- Сколько человек было в семье Жени?

- Почему так думаете?

- Составьте задачу о баранках.

- Сформулируйте вопрос задачи.

- Каким действием решается задача?

- Назовите решение.

- Ответили на вопрос задачи? Назовите ответ.

- Молодцы, вы справились с заданием.

Пальчиковая гимнастика.

- Стол, семья, стриж.

- Это семья.

- Семья – кто тебя любит.

- Семья – кто заботится о тебе.

- Семья – кто придет на помощь.

- Семья – родные люди.

Из набора картинок на столе дети выкладывают только те, которые могут быть членами семьи.  (Приложение 1)

У доски ученик выполняет это же задание.

- В этой семье 7 человек.

- Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь.

- Семь, шесть. Пять, четыре, три, два, один.

- Малыш на пятом месте.

- Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой.

Прослушивают начало сказки В.П.Катаева «Цветик-семицветик».

- Отрывок из сказки «Цветик-семицветик».

- У Жени в семье четверо человек.

- Женя покупала баранки для мамы, папы, братика и себе.

- Условие задачи. Женя купила две баранки с маком для мамы, две баранки с тмином для папы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую баранку для брата Павлика.

- Сколько баранок купила Женя?

- Задача решается сложением.

- 2+2+2+1=7 баранок.

- Ответили на вопрос задачи. Женя купила 7 баранок.

Дети выполняют упражнения пальчиками:

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

3. Постановка учебной задачи.

Сформулированная и зафиксированная учебная задача в совместной деятельности с учителем.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

- Откройте рабочие тетради.

- Возвращаемся к картинкам. (Семья)

- Составьте числовое выражение по картинке, в семье двое взрослых и пятеро детей.

- На какое действие получилось выражение?

- Прочитайте выражение, называя компоненты при сложении.

- Представьте, мама с папой ушли на работу. Составьте выражение.

- А теперь дети пошли гулять во двор летним солнечным днем. Составьте выражение.

- Чем похожи выражения?

- Как получили выражения на вычитание?

- Если мама с папой уходят на работу или дети выходят гулять, количество человек в семье не изменяется. Так и в математике получается. Что мы наблюдали в выражениях?

- Сформулируйте тему урока, называя компоненты при сложении.

Учитедь фиксирует тему на доске.

- Что надо узнать на уроке? Поставьте цель урока.

Учитель фиксирует цель на доске.

Дежурный диктует: отступите 4 клеточки от предыдущей работы и запишите число 6 февраля.

- 2+5+7

Дети записывают выражение в тетрадь, один ученик — на доске.

- Действие сложение.

- Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

- 7-2=5

Дети записывают выражение в тетрадь, один ученик — на доске.

- 7-5=2

Дети записывают выражение в тетрадь, один ученик — на доске.

- Использовали одинаковые числа.

- Выражения на вычитание получили из выражения на сложение.

- Компоненты на сложение зависят друг от друга, взаимосвязаны.

- Связь между суммой и слагаемыми.

- Надо узнать, как сумма и слагаемые связаны между собой.

4. Решение учебной задачи

Новое знание и новый способ деятельности

- Сейчас вы станете исследователями. Посчитайте про себя, сколько человек в вашей семье.

- Выложите фигурами, сколько взрослых.

- Выложите фигурами, сколько детей.

- Составьте выражение, запишите в тетрадь.

- На какое действие получилось выражение?

- Назовите компоненты при сложении.

- Мама с папой субботним вечером ушли в кино. Составьте выражение.

- На какое действие получилось выражение?

- Что произошло с компонентами?

- В 10 часов вечера, дети почистили зубы, умылись и дружно отправились спать. Составьте выражение.

- На какое действие получилось выражение?

- Что произошло с компонентами?

- Что показало исследование?

Каждый ученик считает, сколько в его семье человек.

Дети выкладывает фигуры, сколько в его семье взрослых.

Ученики выкладывает фигуры, сколько в его семье детей.

Каждый ученик записывает свое выражение.

- Выражение составили на сложение.

- Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

Каждый ученик составляет свое выражение.

- Выражение получилось на вычитание.

- Компоненты поменялись местами.

Каждый ученик составляет свое выражение.

- Выражение получилось на вычитание.

- Компоненты поменялись местами.

- Из выражения на сложение можно составить выражения на вычитание.

- Слагаемые и сумма связаны между собой.

5. Первичное закрепление

Умение действовать по алгоритму, правилу

Физминутка под музыку. Песня «Моя семья».

Работа с учебником.

- Понаблюдаем, как слагаемые и сумма связаны между собой. Прочитайте первое выражение.

- Прочитайте второе выражение, используя названия компонентов при сложении.

- Прочитайте третье выражение, используя названия компонентов при сложении.

- Сделайте вывод, как получались выражения на вычитание из выражения на сложение.

- Понаблюдаем, как получится во втором столбике. Прочитайте первое выражение.

- Прочитайте второе выражение, используя названия компонентов при сложении.

- Прочитайте третье выражение, используя названия компонентов при сложении.

- Сделайте вывод по второму столбику, как получались выражения на вычитание из выражения на сложение.

- Понаблюдаем, как получится в третьем столбике. Прочитайте первое выражение.

- Прочитайте второе выражение, используя названия компонентов при сложении.

- Прочитайте третье выражение, используя названия компонентов при сложении.

- Сделайте вывод по третьему столбику, как получались выражения на вычитание из выражения на сложение.

- Вы молодцы. У вас получилось правило: если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.

- Оцените себя, поставьте значок в первый кружок, соответствующий вашему уровню успешности в выполненной работе: было вам трудно или легко, или требовалась помощь.

Гимнастика для глаз.

- Задание на слайдах с анимационными картинками.

- Составьте выражение по первому слайду.

- На какое действие получилось выражение?

- Прочитайте выражение.

- Составьте выражение по второму слайду.

- На какое действие получилось выражение?

- Прочитайте выражение.

- Составьте выражение по третьему слайду.

- На какое действие получилось выражение?

- Прочитайте выражение.

- Проговорите хором правило, которое у вас получилось.

- Оцените себя, поставьте значок во второй кружок, соответствующий вашему уровню успешности в выполненной работе: было вам трудно или легко, или требовалась помощь.

Пальчиковая гимнастика.

- Вы сформулировали правило. Зачем оно нам нужно?

Работа в тетради на печатной основе с.11 №2

- Теперь вы знаете, как называются компоненты при сложении, как они связаны между собой. Выполните самостоятельно задание.

- Проговорите задание вслух.

- На эту работу отводится три минуты.

Взаимопроверка.

- Оцените себя, поставьте значок в третий кружок, соответствующий вашему уровню успешности в выполненной работе: были ошибки, не было ошибок или были исправления..

- Прочитайте выражение на сложение.

Дети активно выполняют движения под музыку, повторяя движения за дежурным.

Дети открывают учебники на с.26 №2.

- Первое слагаемое 3, второе слагаемое 1, сумма 4.

- Из суммы 4 вычли первое слагаемое 3, получили второе слагаемое 1.

- Из суммы 4 вычли второе слагаемое 1, получили первое слагаемое 3.

- Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.

- Первое слагаемое 3, второе слагаемое 4, сумма 7.

- Из суммы 7 вычли первое слагаемое 3, получили второе слагаемое 4.

- Из суммы 7 вычли второе слагаемое 4, получили первое слагаемое 3.

- Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.

- Первое слагаемое 5, второе слагаемое 4, сумма 9.

- Из суммы 9  вычли первое слагаемое 5, получили второе слагаемое 4.

- Из суммы 9 вычли второе слагаемое 4, получили первое слагаемое 5.

- Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.

Дети рисуют значок в своей тетради в первом кружочке.

Дети выполняют движения глазами, проговаривая:

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

- 4+2=6

- Выражение получилось на сложение.

  • Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, сумма 6.

- 6-4=2

- Выражение получилось на вычитание.

- Из суммы 6 вычесть  слагаемое 4, получится слагаемое 2.

- 6-2=4

- Выражение получилось на вычитание.

- Из суммы 6 вычесть  слагаемое 2, получится слагаемое 4.

- Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.

Дети рисуют значок в своей тетради во втором кружочке.

Дети выполняют игровые упражнения по заданию учителя.

  • Курочка.
  • Лебедь.
  • Дерево.
  • Деревья.
  • Нераскрывшийся цветок.
  • Раскрывшийся цветок.

- Если кто-то спросит, можем сказать.

- Для решения примеров пригодится.

Дети открывают тетради на печатной основе на с.11 №2.

- Найти значение выражения, используя новое правило.

Дети самостоятельно выполняют.

Дети в парах меняются тетрадями друг с другом, проверяют, исправления выполняют зеленым стержнем. Размениваются тетрадями.

Дети рисуют значок в своей тетради в третьем кружочке.

9. Итог занятия. Рефлексия деятельности. Оценка

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности

- Что учились делать  на уроке?

  • Что нового открыли ?

- Как связаны компоненты при сложении?

- Соотнесите, что мы хотели на уроке узнать и что получилось. Достигли ли цели урока?

- Оцените себя, нарисуйте свой кружок, соответствующий вашему уровню успешности на уроке в целом.

- Можно ли классный коллектив назвать семьей?

- Почему?

- Составьте выражение на сложение о своем классеэ

- Прочитайте разными способами.

- Если я выйду из класса, какое выражение получится.

- Прочитайте.

- Как они получились?

- Скоро окончится урок, и вы пойдете на перемену. Составьте выражение.

- Мы пока считаем да 10, но новое правило позволило найти значение выражения с двузначным числом.

- Оказывается, компоненты при сложении дружат и зависят друг от друга как в семье. Послушайте стихотворение.

- Проговорите новое правило хором.

- Цель урока достигли. Вы были успешными. Похлопайте в ладоши за успех.

- За активную работу на уроке отметим … (учитель называет ребят).

- Урок окончен. Сдайте тетради. Я посмотрю, как вы себя оценили, на сколько комфортно вам работалось сегодня на уроке математики.

- Учились читать выражения.

- Сформулировали правило. как сумма и слагаемые взаимосвязаны.

- Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.

- Цели урока достигли. Потому что узнали. как сумма и слагаемые взаимосвязаны.

Дети рисуют свой кружок успешности.

- Классный коллектив можно назвать семьей.

- Мы вместе учимся, дружим, заботимся, иногда ссоримся, но чаще доужны.

- 24+1=25

- К 24 прибавить 1 получится 25.

- Первое слагаемое 24, второе слагаемое 1, сумма 25.

- Сумма чисел 24 и 1 равна 25.

- 25-1=24

- Из суммы 25 вычесть второе слагаемое 1, получится первое слагаемое 24.

- 25-24=1

- Из суммы 25 вычесть первое слагаемое 24, получится второе слагаемое 1.

Ученик читает наизусть:

Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!

Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно! 

- Из суммы вычли одно слагаемое, получили другое слагаемое.

Дети хлопают в ладоши.

Дети наводят порядок на парте и встают около своего рабочего места.

Сдают тетради учителю после звонка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Технологическая карта урока математики "Решение примеров на деление с остатком. Проверка деления умножением» («Математика, учебник для 4 класса начальной школы», 4 класс).

Цель урока: Повторение приёма деления с остатком и проверки деления умножением.Задачи урокаДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о делении с остатком, компонентов деления и умножения.2....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...