Урок-путешествие по математике "Старинные единицы измерения"
план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему

Подошвина Оксана Николаевна

Занимательная математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_4_klass_edinitsy_izmereniya.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                    «Основная общеобразовательная школа с.Еланка»                                   Балаковского района Саратовской области

Выполнил учитель начальных классов

Подошвина Оксана Николаевна

Тема: «Старинные единицы измерений».

Цель: развивать логическое мышление учащихся, их кругозор, речь.

Задачи урока:

1) Познакомить учащихся со старинами единицами измерения длины, площади, массы;                                                                                        2)продолжать знакомить учащихся с традициями и обычаями русского народа;                                                                                                    3)закрепить умение решать задачи и выполнить действия с многозначными числами.

Тип урока: урок-закрепление.

Форма проведения: урок-путешествие.

 Оборудование. Карточки с заданиями для индивидуальной работы, игрушка Петрушка,  кроссворд на листе ватмана, карточки для консультанта, изображение тройки лошадей.

Ход занятия

 I. Организационный момент

 II. Постановка темы занятия

   Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие вглубь веков. Представьте, что мы изобрели машину времени и перенеслись в Древнюю Русь, чтобы узнать, как измеряли в прошлом различные величины.

-Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?

    Высказывание детей.

III. Знакомство с новым материалом

 -Вы знаете, что в старину люди жили совсем не так, как мы сейчас, и многое нам может показаться непонятным, поэтому нам понадобиться

консультант, который поможет справиться с проблемами.

     Дети выбирают консультанта.

     Консультант получает карточки с указанием соотношения современных и старинных единиц изменения.

       - Итак, отправляемся. Для начала перенесёмся на какую-нибудь безлюдную дорогу. Закрыли газа, переносимся!

 Дети открывают глаза. На доске – указатель:

Леоново  -  6 вёрст

 - До ближайшего населённого пункта 6 вёрст. Кто знает, что это за расстояние?

           Дети молчат.

 - Обращаемся к консультанту.

 Консультант. Одна верста – 1067 метров.

  - Давайте сосчитаем, какое расстояние нам предстоит пройти до Леоново.

 Ответ:6402 м.

    - Но мы не можем появиться в старинном селе, деревне, городе в современной одежде, чтобы не привлечь к себе повышенного внимания и не вызвать переполох. Что мы можем сделать?                                                 - Надо переодеться.

-Давайте вперёд отправим разведчиков, которые помогут решить наши проблемы.

             Учитель раздаёт ученикам карточки с индивидуальным заданием.  Карточка 1

         Надо купить 1200 аршинов ткани. Сколько понадобиться денег, если 1 аршин стоит 30 копеек? Переведи полученный результат в более крупные единицы. Ответ: 360 рублей.

Карточка 2

           Купили 85 м ткани. Хватит ли этой ткани, чтобы сшить 17 костюмов по 4 м 80 см на каждый?

           Ответ: Хватит.

 - Пока разведчики работают, мы отправимся в путь и посмотрим, кто же быстрее доберётся до места, решив задание на вычисление.

Учитель оказывает помощь учащимся, работающим по карточкам, если она нужна.

 На доске 2 задания – по количеству рядов, парт в классе. Проводится игра « Кто быстрее?». Результат закрыт.

574

увеличить в 326 раз

                                                  уменьшить на 96

                                                 

                                                уменьшить в 4 раза

                                               

                                                 увеличить в 12 раз

561 084

40 650

уменьшить в 50 раз

увеличить в 501 раз

уменьшить на 89 103

уменьшить в 30 раз

10 607

   После подведения итогов игры проверяются индивидуальные задания. Все учащиеся знакомится с единицей измерения длины - 1 аршином.

Консультант выставляет карточку.

-Представьте, что мы переоделись в привычную для того времени одежду и входим в Леоново. А там колокола звонят, песни льются, игрища, пляски да ярмарка.

 - Как вы думаете, Леоново – это село или деревня?

- Село, так как в деревнях не проводились  ярмарки и не было церквей.

IV. Физкультминутка

Показать движения, как раньше плясали (мужчины и женщины) под музыку.

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

-Вот идём мы по улице, и встречается нам богатый мужик. Как вы думаете, как он был одет в праздник?

-И стал этот мужик перед нами похваляться: У меня 40 десятин земли да 70 десятин леса, 20 быков по 20 пудов каждый, да 10 коров, которые за раз дают по ведру молока, да табун лошадей в 16 голов.

-Как вы думаете, насколько богат этот мужик? Давайте переведём старинные единицы измерений в современные.

Обратимся к консультанту.

Консультант. Одна десятина – 10 930 м (квадратных); один пуд – 16кг; одно ведро – 12л.

Дети переводят старинные единицы измерений в современные.

 Сорок десятин – 437 200 м (квадратных).

Двадцать пудов – 320кг.

-1 ведро x 10 коров = 120л за один раз от стада.

VI. Знакомство с русскими традициями, логические задания

-  Идём дальше. На площади – разные аттракционы да конкурсы. Вспомните, какие конкурсы и игры организовывались на праздниках в Древней Руси.

- Столб, смазанный жиром, наверху – приз.

- Наковальня для соревнований – кто сильней ударит.

- Кулачные да петушиные бои.

- А вот балаган с Петрушкой.

Ай да Петрушка!

Сам небольшой,

А нос дугой,

Кудри шелковые,

А ножки дубовые.

Поёт, смеётся,

С цыганом дерётся.

Петрушка веселится, дразнится, всем загадки загадывает.

Учитель показывает игрушку Петрушку.

- Гуляет в поле, да не конь, лежит на воле, да не птица.  (Ветер)

- Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадёт – почернеет.  (Лист с дерева)

- Одной – зимой отдых, другой – летом, а третьей – ни зимой, ни летом отдыха нет.        (Телега, сани, лошадь).

- А вот и торговые ряды – здесь продают перед севом семена. Что сажали на Руси в старину?

- Рожь, пшеница, ячмень, морковь, горох…

VII. Решение задач.

- А вот стоит мужик, думу думает, сколько ему купить гороха для посева.

На доске:

На одном участке площадью 15 соток посадили на 4 кг гороха больше, чем на другом участке, площадью 13 соток. Сколько понадобится гороха, чтобы засеять оба этих участка?

Один ученик решает у доски.

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Почему?

-Что можно узнать первым действием?

-Узнав разницу между двумя участками, можно узнать сколько кг гороха собирают с одной сотки?

- Теперь можем ответить на вопрос задачи?

1) 15 – 13 = 2 (с) – на столько один участок больше другого

2) 4: 2 = 2 (кг) – с одной сотки

3) 15 + 13 = 28 (с) – всего соток на двух участках

4) 2 x 28 = 56 (кг)

Ответ: 56 кг гороха.

- Но в старину массу не измеряли килограммами. Какими единицами измеряли массу? Обращаемся к консультанту.

Консультант. Массу измеряли в фунтах. Один фунт – 400г.

- Сколько фунтов составляет масса, полученная в задаче?

- 140 фунтов.

VII. Закрепление пройденного материала.

- Пора возвращаться в класс. Чтобы машина времени нас вернула, давайте решим кроссворд.

На доске:

По горизонтали:

5. Старинная единица площади в 10 930 м (квадратных).

6. Современная единица времени, равная  1/60 часа.

7. Старинная единица длины в 71 см 2 мм.

По вертикали:

1. Старинная единица длины в 1 км 67м.

2. Старинная единица массы в 400 г.

3. Старинная единица массы в 16 кг.

4. Старинная единица массы в 100 кг.

Ответы

По горизонтали: 5. Десятина. 6. Минута. 7. Аршин

По вертикали: 1. Верста. 2. Фунт. 3. Пуд. 4. Центнер.

IX. Итог занятия

- Наш урок подошёл к концу. Что  было  главным  в нём? Что  вам запомнилось  в нашем  путешествии?

Домашнее задание:

-Какой транспорт использовали в старину?  (Тройки лошадей, которые появились 200 лет назад)

- А как быстро ездила тройка?

-На этот вопрос вы ответите, когда решите задачу: за три часа тройка промчит 120 вёрст. Что быстрее едет – тройка или автомобиль, который за 5 ч в среднем проезжает 300 км? 1 верста – 1067 м.

    

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра в 4 классе на тему "Единицы измерений"

Данный материал можно использовать при повторении темы по математике "Единицы измерений"....

Урок математики в 3 классе по теме "Единицы измерения".

Конспект урока по математике по программе "Школа 2100". Урок в игровой форме(использован сюжет книги Э. Успенского "Простоквашино"), прилагается презентация для интерактивной доски. В ходе урока повто...

Урок математики в 1 классе :"Единица измерения вместимости - литр".

"Единица измерения вместимости - литр" - проблемный урок. Проблемная ситуация разрешается с помощью практической работы....

Старинные единицы измерения

Ресурс можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях....

Единицы измерения.

Ресурс для учащихся 3-4 классов....

Урок математики по теме"Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости".

План  урока по математике     в 3 классе по учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний». Тема урока: Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости. Тип урока:введ...

Разработка урока математики 4 класс "Единицы измерения времени."

Цель: Систематизировать  знания  учащихся  о  единицах  времени.Задачи  урока:- учить сравнивать и  преобразовывать  единицы  времени  из  ...