Урок математики в 1 классе по теме «Дециметр»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Решетова Ирина Александровна

Урок математики в 1 классе по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по теме "Дециметр"96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Таёжный»

Программа «ШКОЛА РОССИИ»

Предмет

«МАТЕМАТИКА»

Тема: «Дециметр»

для учащихся 1 класса

учитель начальных классов

И.А.Решетова

2016 г.


Технологическая карта урока

Тема

« Дециметр»

Цели        

 - организовать работу по знакомству с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.

Формировать:

Личностные УУД: 1) способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; 2)  оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД: 1) в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; 2) преобразовывать практическую задачу в познавательную; 3) проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: 1)строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; 2) проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;  3) извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;4)  ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные УУД:1) учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  2) умение слушать и понимать других; 3)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 4)строить монологическое высказывание, 5) владеть диалогической формой речи.

Ресурсы урока:

- Конверты  с мерками длиной 1см; полоска для мерки в 1дм; карточки «Дециметр», «дм», «1дм=10см», карточки с круглыми числами, атласные ленты, карточки для этапа рефлексии учебной деятельности; презентация, компьютер.

 Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. — М.: Просвещение, 2012.

Межпредметные связи

Литературное чтение, технология


Этапы урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.).

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке;

2) определить содержательные рамки урока: длина.

Воспоминание о мультфильме «38 попугаев»

- Сегодня у нас много гостей на уроке. Давайте мы улыбнёмся им и друг другу. Доброжелательная улыбка – залог хорошего настроения, когда незнакомые люди вступают в контакт.                                                      

 - Сегодня на уроке нам предстоит немало потрудиться, постарайтесь быть внимательными и сосредоточенными при выполнении заданий.

- Как-то к нам на урок приходили гости Попугай, Слонёнок и Мартышка. Помните?  Что они делали?

- Вспомните, что такое длина?

- Кто догадался, чему будет посвящен сегодняшний урок?

- С чего начнёте работу?

-Поворачиваются к гостям и улыбаются, смотрят друг на друга и улыбаются.

- Да. Они измеряли длину Удава.

- Длина – это величина.

- Изучению длины. Чем измерять.

- Сначала повторим, что знаем.

Коммуникативные УУД: ) умение слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  Регулятивные УУД:  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.8мин

Цель:1) актуализировать представление о длине отрезка, записи результата измерения в сантиметрах;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения.

Дети дополняют слова в предложения.

Соедините величины и  единицы их измерения

Моделью сантиметра измеряют длину парты.

  • Вы сказали, что длина – это величина. Что же такое величина?

- Дополните предложения словами «килограмм», «метр», «сантиметр».

 * Папа держал чемодан, масса которого 11 …

 * В ведро вмещается 10 …

 *Ученик начертил в тетради отрезок длиной 1 ….

- Соедините величины и  единицы их измерения.

  • Какие единицы измерения длины вы знаете?
  • Теперь я предлагаю вспомнить, как измерить отрезок.

- Сейчас возьмите полоску зелёного цвета (это модель сантиметра) и измерьте длину парты.

- Какой меркой здесь удобнее воспользоваться?

-  Величина – это свойство предмета, которое можно измерить.

- килограммов

- литров

- сантиметр

- Соединяют величины и единицы их измерения.

-  Сажень, фут, сантиметр.

- 1. Прикладываю линейку к отрезку.2. Совмещаю ноль на линейке с началом отрезка. 3. Определяю число, соответствующее концу отрезка. 4. Записываю результат измерения.

- Дети убеждаются в том, что этой меркой пользоваться неудобно.

- Большего размера.

Коммуникативные УУД:

строить монологическое высказывание,  умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД: 

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Познавательные УУД: 

 проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

3. Построение проекта выхода из затруднения.3 мин.

Цель:

построить проект выхода из затруднения.

  • Какова же цель вашей дальнейшей деятельности?
  • Какой она должна быть по сравнению с имеющейся?
  • Уточните тему урока?

  • Вы уже сказали, что удобнее измерять более крупной меркой. Значит, что можно сделать с мерками в 1см?

- Как вы думаете, сколько сантиметров должно содержаться в укрупнённой единице измерения?

  • Значит, какой будет первый шаг?

  • Какой следующий шаг?

- Какой будет следующий шаг?  

-  Открыть новую мерку.

-  Она должна быть больше.

-  Длина. Новая единица измерения.

- Сгруппировать.

- 10 см.

- Изготовить марку, группируя 10 раз по 1 см.

- Измерить новой меркой парту.

  • Посмотрим что получиться, если все удастся, то оформим новую мерку.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;   умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД:  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

4. Реализация построенного проекта.10 мин.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона-мерки)

Измеряют парту и в группах делают вывод.

Дети расставляют круглые числа в порядке возрастания и на обороте читают слово.

Опорный сигнал

  • Я предлагаю поработать вам в группах.

  • Какой вывод вы сделали?

  • Другие группы получили такой же результат?
  • Что вы можете сказать о новой единице измерения?
  • Такая единица измерения длины действительно существует. А вот как она называется, вы  назовёте после того, как расположите круглые числа в порядке возрастания.

  •  В математике эту единицу измерения называют «дециметром». Кратко записывают 1дм.
  • А чему равен 1 дм?

- Работают в группах, измеряя длину парты.

- Новая мерка уместилась в парте 14 раз.

- да.

- Она состоит из 10см.

- ДЕЦИМЕТР

- 10 см.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

владеть диалогической формой речи.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Познавательные УУД: 

извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 

Физминутка

5. Первичное закрепление во внешней речи.5 мин.

Цель: 

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Работа по учебнику

Работа в группах.

 - А теперь откройте учебники на странице 51. Прочитайте 1 задание.

- Вместо веревки у нас атласные ленты. Сейчас мы будем работать в группах. Один из вас к ленте прикладывает мерку в 1дм, второй отмечает границу пальцем, третий, когда вы отмерите 2 дм на ленте, отрезает ленту. А четвертый скажет, сколько сантиметров получилось в ленте? Договоритесь в своей группе, кто, чем будет заниматься.

- Возьми полоску бумаги длиной 1 дм и отмерь ею 2 дм веревки. Сколько это сантиметров?

Личностные УУД:   оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД: 

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

 Познавательные УУД

 извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; Коммуникативные УУД:

 владеть диалогической формой речи.

6. Самостоя-

тельная работа с самопроверкой 6 мин.

Цель: 

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения переводить единицы измерения длины.

Выполняют задание из учебника №2.

- Прочитайте 2 задание.

Откройте свои тетрадки, найдите точку. Начертите отрезок длиной 12 см. Подпишите его. И переведите длину отрезка в дм.

Проверим:

- Сколько десятков и сколько единиц содержится в числе 12?

- Значит 12 см – это 10см и еще 2см, а 10см=1дм, получаем 12см=1дм 2см. А теперь проверьте, правы ли мы: на отрезок положите мерку в 1 дм и мерки в 1 см.

- Начерти отрезок длиной 12 см. Сколько это дециметров и сантиметров?

- Дети чертят и проверяют.

- 1десяток и 2 единицы.

- Проверяют с помощью мерки.

        

Личностные УУД:  способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД: 

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

ориентироваться в учебнике.

7. Повторение.

5 мин.

Цель: 

организовать тренинг умения соотносить задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц со схемами.

Работают с учебником и читают задание

- Прочитайте задание  №3 в учебнике. Что это?

- Какая схема подойдёт к 1 задаче, а какая ко второй?

                      2        2

       ?                                 ?

- Задача.

- Первая схема к первой задаче, вторая – к другой.

Познавательные УУД:

извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;   умение слушать и понимать других;

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.5 мин.

Цель: 

1) зафиксировать в речи новый способ действий: новая единица измерения - дециметр;

2) зафиксировать затруднения, которые остались;

3)оценить собственную деятельность на уроке.

- О какой новой единице измерения длины узнали?

- Когда ей удобно пользоваться?

- Какие предметы можем измерять дециметром. Приведите примеры.

- Оцените свою деятельность на уроке и ответьте на вопросы.

- Дециметр.

- Когда измеряем  длинные  предметы.

- Дети приводят примеры.

- Дети оценивают свою деятельность с помощью слайда: я знаю …, я умею …, я могу …

Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;   умение слушать и понимать других;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математике 2 класс на тему "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Закрепление"

Интегрированный урок математике во 2 классе на тему: "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Закрепление."Тип урока: Игра - путешествие....

Урок математики 1 класс по теме " Изучение числа 5, состав числа 5" Урок-сказка"Муха Цокотуха

laquo;МОУ СОШ № 7»          УРОК МАТЕМАТИКИ в 1 КЛАССЕ ПО СИСТЕМЕ«ШКОЛА 2100»АВТОР Л.Г.ПЕТЕРСОНТЕМА «ИЗУЧЕНИЕ ЧИСЛА 5, С...

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

Разработка урока и презентация к уроку математики 2 класс по теме "Периметр" УМК Школа России

Разработка урока и презентация к уроку математики 2 класс  по теме "Периметр" УМК Школа России...

Урок математики 1 класс по теме "Дециметр".

Урок знакомство с новым материалом - новой единицей измерения длины - дециметром.. Конспект +презентация....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...