Главные вкладки

    Урок математики 4 класс. "Площадь. Решение задач на нахождение площади фиур".
    план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

    Кузнецова Наталья Валерьевна

    Повторение. Решение задач на нахождение площади прямоугольника.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок по математике в 4а  классе (по сингапурской методике обучения).

    Учитель начальных классов высшей квалификационной категории    МБОУ «СОШ №1 г. Нижнекамска» РТ  Кузнецова Наталья Валерьевна

    Тема: Повторение: Площадь .Решение задач на нахождение площади фигур.

    Урок – повторения и закрепления ЗУН

    Цель урока:

     - закрепить вычислительные навыки, отрабатывать умения   решать задачи на построение, опираясь на знание формул и зрительное представление задачи,   способствовать умению рассуждать и логически мыслить

    - способствовать воспитанию умения работать в парах и группах;

    - способствовать развитию умения рассуждать и логически мыслить.

    Задачи:

    Способствовать овладению навыками критического и креативного мышления.  

    Оборудование: номера столов и участников,  карточки с заданиями, презентация

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    ХАЙ ФАЙВ (СИГНАЛ ТИШИНЫ).

    Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы проведём урок, применяя сингапурские структуры урока. Тему и цель нашего урока вы сформулируете сами, после выполнения математической разминки

    2 Повторение

    1) Цель сформулировать цель и тему урока

    КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (обсуждение  по очереди по кругу).  Организуется расшифровка пословицы.  Дети работают в группах, по кругу. После решения примеров заполняют таблицу, которая состоит из пяти строк разного цвета. Каждый цвет соответствует слову. Каждому числу соответствует буквенное значение.

    - Ваша задача решить примеры и восстановить пословицу.

    Ь

    190   *  4                                                                  

    Е

    60  *  6

    М

    220 * 3

    С

    80 * 4

    А

    14 *10

    З

    240  *  3

    Р

    100 : 4

    Т

    260  *  3

    Р

    430 * 2                                      

    Ь

    136 *100

    М

    140 *5

    Е

    90 * 9

    О

    400:5

    ___

    75 : 3

    И

    190 * 5

    Д

    51:3

    О

    84:21

    Н

    72:2

    Р

    81:90

    З

    290 * 2

    А

    38:2

    Ж

    64 :2

    Е

    144 * 2

    Т

    1000: 25

    Ь

    231 *3

    О

    99: 33

    Р

    444:2

    .

    666:111

    320

    360

    660

    760

    25

    140

    720

    80

    780

    700

    810

    860

    13600

     

    4

    17

    900

    36

    9

    19

    580

    3

    40

    222

    288

    32

    693

    25

    6


    - В первой группе первое слово пословицы читает тот, кто выше всех. СЕМЬ

    -  Во второй подгруппе озвучивает второе слово тот, у кого самые короткие волосы  РАЗ

    - В третьей подгруппе Участник под №3 прочтёт третье слово.     ОТМЕРЬ

     - В четвёртой подгруппе  участник с карими глазами прочтёт 4 слово, если такого нет, отвечает руководитель группы.    ОДИН

    - В пятой подгруппе ответит тот,  кто ростом ниже остальных.  РАЗ

    - В шестой подгруппе ответит тот, чей день рождения  ближе к сентябрю. ОТРЕЖЬ

    - Подумайте, эту пословицу можно связать только с математикой или она относится к любой области нашей жизни.

    КОНЕРС (УГЛЫ)

    - Те,  кто считают, что эта пословица относится только к математике, займите место в переднем левом углу, а те, кто отнёс бы её к любой области нашей жизни, займите место в  переднем  правом углу.

    - Постарайтесь доказать свой выбор

    ВЫВОД

    - В математике можно измерить длину, ширину, а затем узнать площадь или периметр; можно измерить высоту, температуру

      -   Все в жизни сталкиваются с моментом, когда нам нужно решать какую-то проблему,  чтобы прийти к действительно правильному решению. Эта проблема не всегда касается математических измерений.  Человек должен всё хорошо обдумать, просчитать все ошибки,  возможные неудачи  и только потом принять решение.

     Спасибо, займите , пожалуйста,  свои места.

    - Прочитайте наибольшее числительное в данной пословице.

       СЕМЬ

    - Найдите сумму цифр каждой буквы в данном числительном,  выпишите цифры,  которые обозначают получившиеся числовые значения и прочитайте полученное число.

    с           3+2+0=5                                               591 213

    е           3+6+0=9

    м         6+6+0=12

     ь           7+6+0=13

    - Назовите, какое число у вас получилось.             591 213

     - Если вы согласны друг с другом, покажитеhttp://www.barbariki.ru/images/hand2/3.jpg

      ПОЗИТИВНУЮ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ

             РАБОТА С ПАРТНЁРОМ ПО ПЛЕЧУ

     Каждый отвечает друг – другу 1 минуты      2 мин общее время

     - Перед  вами число 591 213. Расскажите друг другу об этом числе по плану, который представлен на слайде, кому плохо видно, можно воспользоваться картами  - опорами.

    Карта – опора

    1. Какое это число.

    2. Назовите предшествующее и следующее за ним число.

    3. Представьте в виде суммы разрядных слагаемых.

    4. Сколько в этом числе – десятков?

                                                   – единиц тысяч?

                                                    –  сотен?

                                                    – сотен тысяч?

                                                    - всего единиц?

    5 . Возможно ли его разделить на 2, на 5 , на 3, на 9? Почему?

    -  Назарова Зарина проговорит правильный ответ.

     - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    - Запишите в тетради,  по каким формулам мы можем вычислить площадь, прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника.

    S     =a*b

    S    =(a*b): 2

    S     = a*a

     

    - Руководитель группы 4 проверит соответствие формул, соединив формулу с фигурой. (ДАННЫЙ РИСУНОК НА СЛАЙДЕ В ПРЕЗЕНТАЦИИ)

    S=a*b

    S=(a*b): 2

    S= a*a

    -Кто согласен,  покажите ПОЗИТИВНУЮ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ http://www.barbariki.ru/images/hand2/3.jpg

    Вернёмся к числу,  591213 найдите сумму цифр данного числа.

    5+9+1+2+1+3= 21

    -Какие геометрические фигуры с площадью 21 см. кв. можно построить?

    -Возможно ли,  построить квадрат, прямоугольный треугольник, прямоугольник с данной площадью? Учитывая, что стороны фигур это целые натуральные числа. Обсудите ответ в группах.

    -  Первый номер группы 5 даст свой вариант ответа по прямоугольнику.

    Возможные длины сторон прямоугольного треугольника прокомментирует …..

    S     =a*b

    S    =(a*b): 2

    S     = a*a

    а=21        b=1

    а=7         b=3

     а=6        b=7

    а=1  4      b=3

    а=21        b=2

    а=42        b=1

       

     -Кто согласен, покажите ПОЗИТИВНУЮ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ http://www.barbariki.ru/images/hand2/3.jpg

    МИКС ПЭА ШЭА   (РЕЛЛИ РОБИН) участники смешиваются под музыку, образуют пару, когда музыка прекращается,  и обсуждают предложенную тему.

    • Как найти сторону прямоугольника , зная площадь и вторую сторону?
    • Назовите формулу для вычисления периметра квадрата
    • Как,  по известному периметру  и стороне найти другую сторону?
    • Назовите формулу для вычисления периметра прямоугольного треугольника
    • Назовите формулу для вычисления площади прямоугольника
    • Если фигура состоит из нескольких других фигур, как найти её площадь?

     

    Задача (карточки на столах) и на слайде.

    На участке прямоугольной форм длиной 120 м  и шириной 80 м построили открытый стадион. На стадионе построили хоккейную площадку длиной 15 м и шириной 40 м . По углам стадиона установили  крытые одинаковые по площади треугольные трибуны, забрав от сторон, образующих прямой   угол 7 м и 6 м. Чему равна свободная площадь стадиона?

    - В тетрадях постройте  чертёж   к  данной задаче. Нанесите на него все предлагаемые измерения.

    Решите данную задачу.

                 7м                                                             120м        7м

    6м         6м

    80м

            7м        7 м

    Готовность групп:http://www.barbariki.ru/images/hand2/3.jpg

    ПОЗИТИВНУЮ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ

     -На доске представлено 3 варианта решения данной задачи. какой из них является верным?

    9000 м кв

    9579 м кв

    8916 м кв

    - Проговорим последовательность решения задачи.

    Отвечает №3 группы 1

    1) 120* 80 =9600   (м кв)  площадь стадиона

    Отвечает №5 группы 4

    2) 15*40= 600  ( м кв) - площадь хоккейного поля

    Отвечает №2 группы 3

    3) (7*6): 2 = 21 ( м кв) - занимает одна трибуна

    Отвечает №1 группы 6

    4)21*4 = 84 (м кв) -  занимают 4 трибуны

    Отвечает №3  группы 2

    5) 600+ 84 = 684( м кв)- занимает хоккейное поле и трибуны

    Отвечает №4   группы 5

    6) 9600 – 684 = 8 916 (м кв )- свободная площадь

    -Запишите ответ к задаче.

    Обратите внимание на слайд перед вами самый большой стадион в мире Стадион «Первого мая».  Он находится в Северной Корее  в городе Пьхеньян.  Его площадь составляет 207 000м2. Вместимость 150.000 зрителей. Был открыт  1 мая  1989 года.

    Самым большим стадионом России считается Московский стадион «Лужники»  Площадь 7140м2, вмещает  78 360 зрителей.

    - Перед вами карточки для  индивидуальной работы. Подпишите их.

    НАЙДИТЕ ПЛОЩАДИ ДАННЫХ ФИГУР.

                 8см

                    

                                  ¾ от длины

                    

                                                        2см                              8см

    - Как из имеющихся фигур получить фигуры,  площади которых 72 см2,

    52см2 ,  64см2 , 60см2?

    - Внимательно рассмотрите чертёж, как расположены фигуры по отношению друг к другу.

    -Вычислите площадь прямоугольника,  длина которого  8 см , а ширина составляет 3/ 4 длины.

    - Как вычислить площадь квадрата? Вычислите.

    - Как вычислить площадь прямоугольного треугольника? Вычислите.

    S большого  прямоугольника  =48см2 

    S прямоугольного  треугольника  = 24см2 

    S квадрата = 36см2 

    S  маленького прямоугольника  = 16см2 

    S=52см2 = 36см2 +16см2 

    S=64 см2 = 48см2+ 16см2.

    S= 60 см2 = 24см2 + 36см2 

    Обменяйтесь тетрадями с соседом по плечу и 1) проверьте друг друга,  

    2)по слайду проверьте как вы проверили работу партнёра.  Карандашом напишите фамилию того, кто проверял.

    Дополнительные задания

      Решите задачи

    1. Найди площадь непрямоугольной  площадки.

            

                                                                                                           4 м

                           

                              10 м         2 м                                                                          

    - Найдите площадь непрямоугольной площадки.

    2.  Найдите площадь квадрата

     - Кто решил задачу двумя способами?

    - Какие дополнительные  линии  необходимо построить  на чертеже для второго способа решения?

    ПЕРВЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ

    - радиус окружности равен половине стороны квадрата. Значит, вся сторона –         4 *2 = 8 см

    8*8=64 см² площадь квадрата

    ВТОРОЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ

    Диаметры окружности разделили квадрат на 4 равные части,  каждая часть  - это квадрат, со стороной, равной радиусу  окружности, т. е. 4 см.

    Площадь квадрата равна сумме площадей составляющих его квадратов.

    (4*4) *4 = 16*4 =64 см² 

    ИТОГ

    - В группах напишите на листочках основные формулы для вычисления  площадей

    - Какие задания на уроке запомнились больше, почему?

    - На полях тетради отобразите своё впечатление об уроке

    - Работаю легко, всё понимаю,

    - С заданиями справляюсь, но нужно ещё поработать

    -Справляюсь, но прошу о помощи  

    -Спасибо за урок.

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Ь

    190   *  4                                                                  

    Е

    60  *  6

    М

    220 * 3

    С

    80 * 4

    А

    14 *10

    З

    240  *  3

    Р

    100 : 4

    Т

    260  *  3

    Р

    430 * 2                                      

    Ь

    136 *100

    М

    140 *5

    Е

    80 * 9

    О

    400:5

     ___

    75 : 3

    И

    190 * 5

    Д

    51:3

    О

    84:21

    Н

    72:2

    Р

    81:9

    З

    290 * 2

    А

    38:2

    Ж

    64 :2

    Е

    144 * 2

    Т

    1000: 25

    Ь

    231 *3

    О

    99: 33

    Р

    444:2

    .

    666:111

    320

    360

    660

    760

    25

    140

    720

    80

    780

    700

    810

    860

    13600

    4

    17

    900

    36

    9

    19

    580

    3

    40

    222

    288

    32

    693

    ПРИЛОЖЕНИЕ  2

    Карта – опора

    1. Какое это число.

    2. Назовите предшествующее и следующее за ним число.

    3. Представьте в виде суммы разрядных слагаемых.

    4. Сколько в этом числе – десятков?

                                                   – единиц тысяч?

                                                    –  сотен?

                                                    – сотен тысяч?

                                                    - всего единиц?

    5 . Возможно ли его разделить на 2, на 5 , на 3, на 9? Почему?

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Найдите площадь каждой фигуры.

                 8см

                       

                       ¾ от длины

     

                                                       

                   - Как из имеющихся фигур получить фигуры,  площади которых 72 см2,

    52см2 ,  64см2 , 60см2?

    Решите   задачу.

     На участке прямоугольной форм длиной 120 м  и шириной 80 м построили открытый стадион. На стадионе построили хоккейную площадку длиной 15 м и шириной 40 м . По углам стадиона установили  крытые одинаковые по площади треугольные трибуны, забрав от сторон, образующих прямой   угол 7 м и 6 м. Чему равна свободная площадь стадиона?

    Демонстрация на слайд

                 7м                                                             120м        7м

    6м         6м

    80м

            7м        7 м


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение скорости и времени"

    На уроке используются элементы технологии проблемного обучения, позволяющие создать ситуацию открытия учащимися нового знания.В ходе урока расписана деятельность учителя и учащихся. Это позволяет учит...

    Разработка урока математики по теме «Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника».

    Урок математики по теме «Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника» в технике деятельностого метода обучения. Тип урока: урок изучения нового  материала. Мето...

    Урок математики в 4 классе УМК "Школа России". Тема «Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. Решение задач на нахождение площади»

    Методическая разработка урока математики с приложениями в виде карточек, индивидуального оценочного листа и авторской  презентации  в  4 классе по программе «Школа России». Раздел «Числ...

    Презентация к уроку математики на тему "Решение задач на нахождение время, скорости и расстояния"

    Презентация содержит основные понятия времени, скорости и расстояния; закрепительную часть - задачи на нахождение данных понятий....

    Конспект урока математики по теме: «Решение задач на нахождение скорости движения» 3 класс

    Урок математики в 3 классе по теме "Решение задач на нахождение скорости движения" с использованием интерактивноко метода кластер и технологической карты урока....

    Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого"

    Разработка содержит готовую технологическую карту урока математики по теме "Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого" во 2 классе (УМК "Школа России" и презентацию...