Конспект урока математики 1 класс "Сложение"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Конспект урока по математике

Класс: 1   УМК «Перспектива». Математика. Л.Г.Петерсон.

Тема урока: Сложение. Урок № 9.

 Учебная задача: учебно-познавательная задача: познакомятся с действием сложения; учебно-практическая задача: записывать сложение с помощью знака «+».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:

1.     Личностные: формирование основ толерантного отношения при выслушивании ответов одноклассников и учителя, формирование личного интереса к математике.

2.     Метапредметные: развивать мыслительные операции, логическое мышление, внимание и речь, коммуникативные способности, графические навыки, формировать способность к выделению существенных признаков объектов,  учащиеся открывают способ сложения, учатся самоконтролю и самооценке.

3.     Предметные: учащиеся узнают, что сложение есть объединение совокупности предметов; познакомятся с записью сложения,  знаком «+», с терминами компонентов сложения, узнают переместительное свойство сложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki_1_klass_slozhenie.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

Класс: 1

УМК «Перспектива». Математика. Л.Г.Петерсон.

Тема урока: Сложение. Урок № 9.

 Учебная задача: учебно-познавательная задача: познакомятся с действием сложения; учебно-практическая задача: записывать сложение с помощью знака «+».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:

  1. Личностные: формирование основ толерантного отношения при выслушивании ответов одноклассников и учителя, формирование личного интереса к математике.
  2. Метапредметные: развивать мыслительные операции, логическое мышление, внимание и речь, коммуникативные способности, графические навыки, формировать способность к выделению существенных признаков объектов,  учащиеся открывают способ сложения, учатся самоконтролю и самооценке.
  3. Предметные: учащиеся узнают, что сложение есть объединение совокупности предметов; познакомятся с записью сложения,  знаком «+», с терминами компонентов сложения, узнают переместительное свойство сложения.

Личный опыт учащихся.  

Учащиеся умеют считать в пределах 10, знают геометрические фигуры, умеют объединять предметы в группы по общему признаку, умеют сравнивать совокупности предметов с помощью знаков «=», «≠» .

Базовые знания      (Учащиеся научатся). Дети узнают, что действие сложение есть объединение совокупности предметов; научатся записывать сложение с помощью знака «+», узнают переместительное свойство сложения.

Дополнительно  Учащиеся получат возможность узнать,  как называются компоненты действия сложения.

Оборудование к уроку: картинки с нарисованным корабликом из геометрических фигур, наборы геометрических фигур для построения такого кораблика, карточки со знаками  «равно» и «неравно», карточки

Основные структурные элементы урока:

1.Новое знание: Арифметическое действие сложение, его смысл и запись, переместительное свойство сложения.

2.Пробное действие: Какой знак надо поставить между этими группами, чтобы сложить  их?

3.Фиксация затруднения:

1. Я не могу выбрать никакой знак. 2. Я не могу обосновать свой результат.

4.Фиксация причины затруднения:

1.Я не знаю такого знака. 2. Я не знаю что такое сложение.  

5. Цель деятельности: 1. Узнать знак, который показывает сложение предметов;   2. Узнать смысл действия сложения; 3.Познакомить с переместительным свойством сложения.

6. Фиксация нового знания.

Эталон   1.                                                                

        +                =

Сумма (выражение)

Сумма (результат)

        +        

Т+К = К+Т

        

        

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

У:  - Ребята, отгадайте загадку:

        Паровоз без колес!

        Вот так чудо – паровоз!

        Не с ума ли он сошел,

        Прямо по морю пошел.

Д: - Корабль.

( На доске появляется картинка кораблика, дети кладут перед собой картинки с корабликом.)

У: - Я предлагаю вам собрать такой же кораблик.

( Дети собирают из геометрических фигур рядом такой же кораблик.)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном  действии.

У: - Одинаковые ли эти кораблики? Какой знак можно между ними поставить?  Почему?  (Дети ставят между корабликами карточку со знаком «=». Учитель  делает это на доске.)

Как называется эта запись?

Д: - Равенство.

У: - А как сделать неравенство?

(Дети предлагают свои ответы и показывают их практически.)

У: - На  какие группы можно разбить элементы кораблика. Соберите их в разные  мешки. – Что положили в 1-ый мешок?  - Во 2-ой мешок? По каким  признакам поделили фигуры?

 (Дети  на карточках с готовыми мешками рисуют фигуры.)

        Т        К

- Обозначим         буквой Т, а         буквой К.

У: - Что вы делали с фигурами, чтобы построить кораблик?

Д: - Соединяли их или складывали.

У: - Все ли мы знаем о сложении предметов? Хотите узнать больше?

Какие 2 шага учебной деятельности вы должны для этого выполнить?

Д:- 1-ый шаг – Понять, что я не знаю. 2-ой шаг – Сам найду способ узнать.

(Учитель вывешивает на доске два шага Смайликов)

Учитель предлагает  пробное действие:  - Какой знак надо поставить между  этими группами, чтобы сложить их? (время 10 сек.)

3 . ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

У: - Поднимите руку, кто затрудняется в ответе? Что надо сделать?

Д: - Остановиться и подумать.

У: - В чем возникло затруднение?

Д: - Я не могу выбрать никакого знака.  Я не могу обосновать свой ответ.

У: - В чем причина ваших затруднений?

Д – Я  не знаю такого знака.  Я не знаю, что значит  сложение.

4.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

У:- Какую цель поставим на урок?

Д – 1.Узнать, что такое соединение или сложение предметов. 2.Узнать знак, который показывает сложение предметов.

У - Какую тему определим для урока?

Д – Сложение  предметов.

(На доске появляется надпись – СЛОЖЕНИЕ)

У: - Чтобы достичь цели, предлагаю вам план выхода из затруднения:

  1. Собрать все фигуры в один мешок.
  2. Сравнить, что получилось в общем мешке с первоначальными мешками.
  3. Составить эталон.
  4. Сравнить с учебником.

5.Реализация построенного проекта.

1.Фронтальная работа (у каждого ребенка на столе карточка, дети линиями показывают, как перенести фигуры в общий мешок, поднимают карточки вверх для проверки).

Т        К

)

У: - Нарисуйте, что получилось в большом мешке, если собрать в него все фигуры.

Что  делали с фигурами?

Д: -  Складывали в общий мешок.

У: - Можно еще сказать собирали вместе или объединяли. В математике такое действие называется СЛОЖЕНИЕ. Для обозначения сложения используют знак «+». Поставьте его между мешками. Куда складывали фигуры?

Д: - В общий мешок.

У: - По-другому можно сказать сумку. Отсюда название  действия – СУММА. В общей сумке лежит то, что получилось или результат. Э то называют СУММА-РЕЗУЛЬТАТ. А как вы думаете, как назовем части ,которые складывали или слагали? Эти части называются СЛАГАЕМЫЕ. ЧТО они показывают?

Д: - Они показывают, то что складывали.

У: - Слагаемые выражают какие-то предметы, которые мы складывали. Левая часть называется СУММА-ВЫРАЖЕНИЕ. (На доске появляется схема)

Т        К

СУММА - ВЫРАЖЕНИЕ

СУММА - РЕЗУЛЬТАТ

        +        

У: - Посмотрите на левую и правую часть. Что можете сказать о сумме-выражении и сумме-результате?

Д: - Они равны.

У: - Какой знак поставим между ними? Как назовем эту запись?

Д: - «+». Равенство.

        Т        К

        +        =

СУММА-РЕЗУЛЬТАТ                                                                                                                                            

СУММА-ВЫРАЖЕНИЕ

У:- Откройте учебник на с.16, урок 9. Сравните эталон в учебнике с тем, который мы составили.  Какая же тема нашего урока? Какие цели мы себе ставили? ( Дети повторяют цели урока и делают вывод о том, что они достигнуты). Что такое сложение?

Д: - Сложение – это объединение предметов.

У: - Как называются компоненты сложения?

Д: - Сумма-выражение и сумма-результат.

У: - А вы знаете ,ребята, что у сложения есть один секретик. Поменяйте слагаемые местами. Нарисуйте, что получилось в сумме – результате. Сравните результаты. ( Дети делают задания на карточках и делают вывод).

Д: - Если слагаемые поменять местами, то сумма не изменится.

( Вместе с учителем выводится еще один эталон)

Т+К=К+Т

У: - От перестановки слагаемых сумма не меняется. Это называется переместительное свойство сложения.  Сравните с эталоном в учебнике.

        ФИЗМИНУТКА

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Выполнение №3 в учебнике.

У: - Что надо сделать в этом задании? Почему выберем знак «+»? Почему поставим знак «=»? Как называется эта запись? Какой ответ выберем? ( Дети отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы).

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Дети выполняют самостоятельно №4 в учебнике, проверяют по предложенному учителем  образцу, ставят знаки «+» или «?». Разбираются ошибки, если есть.

8. Включение в систему знаний и повторение.

У: - Какие предметы мы можем складывать? (Дети называют разные варианты ответов и приходят к выводу, что складывать можно любые предметы: фрукты, игрушки, книги

   и т. д.)

Учитель предлагает  выполнить задание №5: - Нарисуйте любые предметы и их сумму.

9. Рефлексия.

У: - Какую тему урока мы сегодня изучали?

Д: - Сложение.

У: - Какие цели мы себе ставили? ( Дети повторяют цели, делают вывод, достигли или нет).

У: - Что такое сложение?

Д: - Сложение – это объединение групп предметов.

У: - Каким знаком обозначаем сложение?

- Кто скажет, как называются компоненты сложения?

- Какой «секретик» сложения мы разгадали? Как называется это свойство?

Наш урок подошел к концу. Давайте оценим  свою работу. Выберите утверждение, которое вам подходит, и поднимите соответствующий кружок:

 - Красный – Я работал на уроке, у меня нет ошибок в самостоятельной работе, у меня не осталось вопросов по данной теме.

Зеленый – Я работал на уроке, у меня есть ошибки в самостоятельной работе, мне надо еще потренироваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).

Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида:  []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",

Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения,  используя правило нахождения неизвестного слагаемого....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...