«Устный приём деления в вычислениях вида 48:2»
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Черкасова Татьяна Леонидовна

Сценарный план урока математики, УМК "Перспектива", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарный план урока25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: «Устный приём деления в вычислениях вида 48:2»

Тип урока: ОНЗ

Цель: научить учащихся делить двузначное число на однозначное (внетабличные способы) в вычислениях вида 48:2

Планируемые результаты.

  • Предметные:
  • познакомить учащихся с приёмом деления двузначного числа на однозначное в вычислениях вида 48:2;
  • продолжить работу по закреплению знаний таблицы умножения и деления;
  • развивать логическое мышление, внимание, математическую речь учащихся, познавательный интерес.
  • Метапредметные.

                                Познавательные:

  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с карточками, учебником;
  • отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • развивать умение анализировать, работать над формированием умений выполнять действия по образцу;
  • добывать новые знания, уметь делать выводы.

                               Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • умение работать по коллективно составленному плану.

                               Коммуникативные:

  • создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения при работе в группах;
  • оказать помощь каждому ребёнку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других).
  • Личностные:
  • сформировать мотивационную основу учебной деятельности и положительное отношение к уроку;
  • работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;
  • работать над осознанием ответственности за общее дело.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник -  Г.В.Дорофеев, Т. Н. Миракова «Математика», 2 часть, рабочая тетрадь к учебнику, 2 часть,  раздаточный материал, компьютер, экран, проектор.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

1.Приветствие.                                                                                                                 -Дети, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их.                                                                                          2.Восточная притча «Всё в твоих руках». (слайд 1)                                                     -Наш урок, ребята, я хочу  начать с восточной притчи.

«Жил мудрец, который знал всё. Один завистливый человек захотел доказать, что мудрец знает не всё…  В цветочном саду поймал бабочку. Зажав ее в своих ладонях, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, немного подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

-Ребята, как вы понимаете смысл слов «Всё в твоих руках»? (ответы учащихся)

-Многое зависит от самого человека: и его жизнь, и изменения, которые происходят в мире. Человек сам находит себе путь жизни, а для этого нам нужно учиться, чтобы не запутаться. Мы должны понимать, что чего-то мы ещё не знаем. Поэтому надо постараться узнать и открыть новое знание.  

-Ребята, всё в ваших руках! Желаю вам успеха!

II.      Актуализация знаний.

Фронтальная работа

1 задание, (слайд 2)

Замените каждое число суммой разрядных слагаемых (учащиеся впечатывают  сами разрядные слагаемые в клетки)

28= ааа +                                        16=        +

85=        +                                        97=       +

51=        +                                        69=       +

Работа в группах

2 задание

Вычисли значения выражений

1 карточка              2 карточка             3 карточка               4 карточка

(15+5):4=             (19+2):3=                  (11+7):6=                 (9+6):5=

(27+63):9=            (28+14):7=               (18+27):3=               (32+28):4=

На партах лежат карточки с заданием для каждой группы. После того, как группа выполнит задание, передает свою карточку следующей группе для проверки и так до того момента, пока группы не получат свои карточки.

-Ребята, давайте повторим правила работы в группе:

1)работай в группе дружно, помни – вы одна команда;

2)принимай активное участие в работе;

3)не бойся высказывать своё мнение;

4)работай тихо, не старайся всех перекричать, дай высказать своё мнение каждому участнику группы;

5)отвечай у доски громко, четко, кратко;

6)никого не вини, помни, что каждый имеет право на ошибку.

На выполнение этого задания отводится примерно 4 минуты.

-Командиры групп, доложите, как работали ребята в ваших группах.

Таблица оценивания выполненных заданий учащимися (можно использовать для само и взаимопроверки)

+

!

?

Справились с заданием

Допустили 1-2 ошибки

Не справились с заданием

 

Работа у доски

3 задание

Вычислите

4*9=                                       8*8=                                     9*7=

81:9=                                      48:2=                                    27:3=

3 учащихся работают у доски, остальные в тетрадях записывают число на полях и данные примеры

  1. Выявление места и причины затруднений и постановка учебной задачи.

-Решение, какого примера вызвало у вас затруднение (48:2)

-Почему?  (это не табличный случай деления)

-Да, решение данных примеров для нас создаёт проблему, и я предлагаю сейчас разобраться в решении данной проблемы и найти другой способ решения.

-Ребята, определите тему сегодняшнего урока  (деление двузначного числа на однозначное в вычислениях вида 48:2 или приём деления 48:2)

-Предположите, какую цель вы перед собой поставите на уроке? (научиться делить двузначные числа на однозначные - такие примеры, которых нет в таблице умножения); найти новый способ деления двузначного числа на однозначное.

IV.     Построение проекта выхода из затруднения (планирование).

-Ребята, давайте сейчас вспомним, как мы находили  новые способы вычислений на предыдущих уроках и составим план своих действий.

Прикрепить к доске на карточках шаги плана, намеренно изменив их порядок. Дети должны построить правильную последовательность действий.

  1. Необходимые знания.
  2. Запись примера.
  3. Наблюдение и его решение.
  4. Алгоритм решения (шаги). (Приложение 1)

     V.Реализация построенного проекта.

Задания для работы в группах.

-Ребята, на столах у вас лежат карточки с заданием. Я предлагаю вам понаблюдать за решением этих примеров и найти способ их решения. Каждая группа должна предложить свой алгоритм решения, то есть последовательность своих действий.

Раздаются карточки каждой группе с одинаковым заданием.

Карточка 1, 2, 3,4

Найдите значения выражений:

24:2=

63:3=

88:8=

- Подумайте и расскажите последовательность ваших действий при решении этих примеров. Алгоритм запишите на листе (предварительно раздать каждой группе по листу формата А3 и маркер). Каждая группа предложит свой проект, а все вместе мы обсудим и выберем наиболее рациональный способ решения примеров такого вида.

В случае затруднения открыть конверты с подсказками «Открыть в случае острой необходимости», где будут указаны первых два шага алгоритма. (данные конверты лежат на партах у каждой группы по одному)

Алгоритм для решения данного вида примеров, который должен получиться в результате работы групп.

  1. Разложить число на сумму разрядных слагаемых.
  2. Делим сумму на число.
  3. Разделить каждое слагаемое на число.
  4. Сложить полученные результаты.

Физминутка «Что такое доброта?».

-Вы хорошо поработали, я предлагаю вам отдохнуть.

(https://m.youtube.com/watch?v=l3fQlFP96kE)

VI.  Первичное закрепление во внешней речи.

-Давайте сейчас вернёмся к нашему примеру, который в самом начале урока вызвал у вас затруднение

48:2=(40+8):2=40:2+8:2=20+4=24

Фронтально учащиеся проговаривают шаги выполнения (алгоритм), а один ученик решает у доски, все остальные решают в тетрадях.

Спросить у детей после решения примера 48:2, кто хорошо понял новую тему, и предложить задания на карточках.

Карточка

Найди значение выражений

39:3=

77:7=

57:3=

В данной карточке встречается пример на новый способ вычисления, который следует после изучения и закрепления данной темы (57:3) – вполне можно применить метод опережающего обучения. Ребята, справившиеся с заданием, могут быть привлечены в качестве помощника учителя и консультантов при изучении нового приёма.

VII.   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  1. Работа по учебнику (слайд 3).

С.32, №1

-Самостоятельно прочитайте задания и скажите, что вы заметили? (они все на новый прием вычисления)

После решения учащиеся выполняют самопроверку по образцу (слайд 4).

36:3=(30+6):3=30:3+6:3=10+2=12

62:2=(60+2):2=60:2+2:2=30+1=31

88:4=(80+8):4=80:4+8:4=20+2=22

46:2=(40+6):2=40:2+6:2=20+3=23

55:5=(50+5):5=50:5+5:5=10+1=11

Учащиеся сравнивают работу, выявляют свои ошибки, корректируют их, определяют причины ошибок.

В любом случае создать ситуацию успеха (например, достиг цели, нашел и исправил ошибку, верно определил причину ошибки и т.д.)

VIII.    Включение в систему знаний.

-Ребята, где можно применить новое знание при решении примеров и задач?

Работа с учебником

С.32, №2

Ребята читают условие задачи. Затем учитель обращает внимание ребят на схемы на доске и предлагает выбрать правильную (учащиеся объясняют выбор схемы) (Приложение 2). Далее учащиеся решают самостоятельно задачу и проверяют.

IX.     Рефлексия.

-Над какой темой работали?

-Какую цель мы ставили перед собой?

-Удалось ли её решить?

-Каковы результаты?

-Где могут пригодиться полученные знания?

-Что на уроке у вас получилось хорошо?

-Над чем ещё стоит поработать?

-Предлагаю вам оценить свою работу с помощью «светофора». Кому всё было понятно -  встаньте рядом с зеленым кружком, кто испытывал трудности в чём -  либо -  встаньте рядом с желтым, кто ничего не понял - с красным. (Приложение 3)

Домашнее задание.

Можно предложить учащимся по желанию выполнить один из вариантов д/з (легче, сложнее)

1 вариант

Уч.с.32, №3, т.с.24, №2 (легче)

2 вариант

Уч.с.34, №3, т.с.24, №5 (сложнее)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике. Приём деления для случаев вида 80:20. УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ  Тема: «Приём деления для случаев вида 80:20»Тип урока: Изучение нового материалаЦель урока: познакомить с приемом внетабличного деления вида 80:20; Зад...

Презентация по математике. Тема "Приём деления для случаев вида 80:20"

Презентация используется на уроке ознакомления с новым материалом по теме "Приём деления для случаев вида 80:20"...

УРОК - КЕЙС. ИСТОРИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС . ПИРАМИДА . Тема урока: «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7»

Урок – экскурс по математике на тему «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7»  для 2 класса гармонично объединяет в себе исторические аспекты с математическими ...

«Устные и письменные приемы вычислений вида 60 – 24» 2 класс

Технологическая карта урока математики «Устные и письменные приемы вычислений вида 60 – 24»  2 класс....