Урок по математике "Сравнение долей"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Урок по математике "Сравнение долей" 4 класс Петерсон Л.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnenie_doley.docx72.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 30

Тема: «Сравнение долей»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

Метапредметные:

1) Тренировать умение включаться в командную работу с одноклассниками с помощью согласованных правил и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона

2) Тренировать умение проявлять уважение и терпимость к другим в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

3) Тренировать умение применять алгоритм выполнения и самопроверки задания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

4) Тренировать умение работать с текстом.

Предметные:

1) Сформировать умение изображать доли точками числового луча и сравнивать доли.

2) Сформировать умение выражать с помощью долей более мелких единиц измерения величин через более крупные.

3) Тренировать навыки устных вычислений и действий с многозначными числами, к решению текстовых задач.

Оборудование.

Эталоны из курса «Мир деятельности:

1) Демонстрационный материал:

Д-30.1 Двусторонние карточки с названиями тем уроков;

Д-30.2 Алгоритм нахождение  доли единицы;

Д-30.3 Задания для этапа актуализации знаний;

Д-30.4 Принцип изображения и сравнения чисел на числовом луче;

Д-30.5 Модель числового луча;

Д-30.6 Модели кругов;

Д-30.7 Правило сравнения долей;

Д-30.8 Опорный сигнал;

Д-30.9 Подробный образец выполнения задания в парах;

Д-30.10 Табличка для этапа рефлексии.

2) Раздаточный материал: 

Р-30.1 Модель числового луча;

Р-30.2 Модели кругов;

Р-30.3 Задания группам;

Р-30.4 Эталон для самопроверки самостоятельной работы.

Р-30.5 Кружки (по два для каждого ученика) для этапа рефлексии.

  • Ход урока:

1 Мотивация к учебной деятельности.

  • На доске карточки с темами уроков (Д-30.1, слайд 2-4):

 Посмотрите на темы уроков и расположите карточки в такой последовательности, как вы изучали эти темы.

  • Один ученик выполняет задание у доски.

 Переверните и прочитайте получившуюся запись.

  • Хором читают.

 Как вы понимаете это утверждение? (…)

 Что вам поможет преодолеть все тропинки? (…)

 Чему вы учитесь на каждом уроке? (…)

 Какие этапы учебной деятельности вы проходите? (…)

 С чего вы всегда начинаете работу на уроке? (С повторения.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  • На доске даны выражения (Д-30.3, слайд 5):

 Сравните выражения, не выполняя вычислений.

  • Работа проводится фронтально.

144 : 4                        144 : 8 (Значение первого выражения больше второго, т.к. делимые равны, а в первом выражении делитель меньше, значит, частное будет больше.)

438 : 6                        438 : 3 (Значение первого выражения меньше второго, т.к. делимые равны, а в первом выражении делитель больше, значит, частное будет меньше.)

а : 15                        а : 23 (Значение первого выражения больше второго, т.к. делимые равны, а в первом выражении делитель меньше, значит, частное будет больше.)

 Как ещё можно сравнивать числа? (На числовом луче.)

 Что надо помнить при сравнении чисел на числовом луче?

  • Учащиеся проговаривают принцип изображения и сравнения чисел на числовом луче.
  • На доску вывешивается (Д-30.4):

  • На доске модель числового луча (Д-30.5, слайд 6) (такая же модель (Р-30.1), но меньших размеров на парте).

        0                                                      1                                                       2

 Отметьте на числовом луче числа  и .

  • Учащиеся работают в парах, одна пара работает у доски.

 Пользуясь принципом сравнения чисел на числовом луче сравните эти доли. ( < , т.к. первая доля расположена левее второй.)

 Что ещё можно использовать для доказательства вашего ответа? (Можно использовать модели.)

  • На столах (Р-30.2) и на доске два круга (Д-30.6, слайд 6): один разделён на шесть равных частей, а второй на две равные части.

 У вас на столах и на доске два круга, что вы можете о них сказать? (Один круг разделён на 6 равных частей, а второй круг на 2 равные части.)

 Почему так разделили круги? (Мы сравниваем шестую долю и вторую долю.)

 Закрасьте доли, которые вам надо сравнить.

  • Учащиеся работают в парах.

 Что вы видите? (На первом круге доля меньше, чем на втором.)

 Вы доказали ваш ответ? (Да.)

 Что вы сейчас повторили? (Принципы изображения и сравнения чисел на числовом луче, нахождения n доли целого.)

 Какое следующее задание я вам предложу? (Пробное задание.)

 С какой целью вам будет предложено задание? (Чтобы понять, что нового будет сегодня на уроке.)

– Откройте рабочие тетради и выполните № 1 (а), стр. 59.

 Как вы можете сформулировать свою цель. (Научиться сравнивать доли.)

 Сформулируйте тему урока. (Сравнение долей.)

 Это задание я вам предлагаю выполнить самостоятельно на три счета, результат запишите на планшетках.

  • После этого дети показывают на планшетках свои записи.

 У кого нет ответа? (…)

 Что вы не можете сделать?

 Те, кто выполнил задание, каким правилом воспользовались?

 Что вы не можете сделать?

3. Выявление места и причины затруднения.

– Какое задание вы выполняли? (Мы сравнивали доли.)

– Что вы могли использовать при выполнении задания? (Числовой луч, модели.)

 Почему не смогли использовать известные способы? (Мало было времени, а другого способа у нас нет.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Уточните цель вашей деятельности. (Узнать правило сравнения долей, научиться сравнивать доли, используя правило.)

 Что вы можете использовать при открытии новых знаний? (Числовой луч, модель.)

 По какому плану вы будете действовать? (На числовом луче или модели изобразить данные доли, сравнить их, построить правило сравнения долей.)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Дальше работу можно организовать в группах (одним группам предлагается работа с числовым лучом, а другим с моделями).

Задание группам (Р-30.3):

I вариант:

1) Сравнить  и , используя числовой луч.

         0                                                                                            1

2) Проанализировать результат сравнения с количеством частей.

3) Сформулировать правило сравнения долей.

II вариант:

1) Сравнить  и , используя модель.

2) Проанализировать результат сравнения с количеством частей.

3) Сформулировать правило сравнения долей.

  • На работу группам отвести 5 минут. По окончании времени по одной группе каждого варианта предложить показать результат своей работы. Остальные группы работают на дополнение.
  • По итогам работы на доске фиксируется правило и опорный сигнал (Д-30.7 и Д-30.8).

 Теперь вы сможете выполнить задание, которое у вас вызвало затруднение? (Да.)

 И так, предлагаю на три счета сравнить  и . ( > .)

  • Учащиеся обосновывают своё решение.

 Какие числа вы теперь можете сравнивать? (Натуральные числа и доли.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

 Какая цель вами достигнута? (Построили правило сравнения долей.)

 Что необходимо теперь сделать? (Потренироваться в применении правила, чтобы научиться сравнивать доли.)

№ 2 (РТ), стр. 59.

  • По одному ученику работает у доски, проговаривая правило, остальные на печатной основе.

а) , т.к. 9 > 2;                        в) , т.к. 12 < 21;

б) , т.к. 3 < 8;                        г) , т.к. 705 > 570.

№ 3 (1 и 4) (У), стр. 66.

  • Задание выполняется в парах, с самопроверкой по подробному образцу (Д-30.9, слайд 7):

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– Что теперь надо сделать, чтобы вы могли ответить на вопрос: вы всех целей достигли? (Выполнить самостоятельную работу.)

№ 3 (2 и 3) (У), стр. 66.

  • Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой проверяют себя по эталону для самопроверки (Р-30.4):

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная при делении доля.

15 < 20

480 > 408

– Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».

– Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…) В чем причина?

– Поднимите руки, у кого все верно.

– Вы молодцы! Поставьте себе «+».

8. Включение в систему знаний и повторение.

№ 4 (У), стр. 66.

  • Задание выполняется у доски с комментарием.

Решение задания:

а) {7, 6, 5, 4, 3, 2, 1}                б) {6, 5, 4}

№ 7 (У), стр. 67.

  • Задание выполняется у доски с комментарием.

Решение задания:

а) секунда, б) миллиметр, в) центнер, г) сантиметр.

№ 9 (У), стр. 67.

  • Задание выполняется в парах с фронтальной проверкой.

Решение задания:

80  2 + 3  а + v  2 (км)

80  2 + 3  3 + 6  2 = 160 + 9 + 12 = 181 (км)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 Чему вы сегодня научились?

 Что вам помогло справиться с затруднением?

 Вы смогли одолеть тропинки, которые ведут в математику?

 Какие способы вы теперь знаете для сравнения чисел?

– У кого остались вопросы на конец урока?

– Кто хорошо разобрался в теме?

– Чтобы понять насколько хорошо вы поняли эту тему, заполните таблицу на доске. У каждого из вас два кружка. Расположите их в этой таблице соответственно вашим знаниям и умениям. Если вы знаете, сравнить доли, то прикрепите первый кружок в первую колонку, а если к тому же умеете сравнивать, то прикрепите второй кружок во вторую колонку (Д-30.10, Р-30.5)

Я знаю, как сравнить доли 

Я умею сравнивать доли

  • Учитель анализирует данные таблицы.

Домашнее задание: конспект, № 5 (а или б на выбор) (У), № 6 (а) (У), № 10 (У), стр. 67, № 15* (У), стр. 67 – по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики "Нахождение доли числа делением"

Цели:организовать деятельность учащихся закреплению знаний таблицы умножения на 2, совершенствовать умение находить половину числа, находить долю числа делением; совершенствовать правила сложения двуз...

Открытый урок по теме:"Доли", 3 класс, 2 четверть

Данный урок был дан в рамках реализации ФГОС, с учётом требований к современному уроку, с использованием системно-деятельностного подхода....

Авторский урок по теме "Доли.Образование и сравнение долей"

Урок математики в 3 классе УМК "Школа России". Может быть использован и в других УМК....

Урок математики.4 класс Тема урока :"Нахождение нескольких долей целого".

Тема урока: Нахождение нескольких долей целого.Цель учителя: формирование знаний о нахождении нескольких долей целого.Задачи:-создавать условия для знакомства с алгоритмом нахождения нескольких ...

Урок математики "Нахождение доли числа действием деления"

Интегрированный урок (математика + английский) ...

Конспект урока по математике "Доли. Образование и сравнение долей"(3 класс)

Данный урок был взят и переработан  из электронного приложения Издательство "Учитель"...