Конспект к уроку математики «Нахождение доли от величины и величины по её доле».
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Конспект урока по математике на тему:
«Нахождение доли от величины и величины по её доле».
Цели деятельности учителя: 
Создать условия для формирования умений  находить долю от величины и величину по её доле.
Планируемые результаты:
Личностные: развивают внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, любознательность, самоконтроль, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, работать в парах, формируют умение анализировать задачу;
Предметные: формируют умения находить долю от величины и величину по её доле;
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: презентация, учебник 4 кл., 2 часть, стр. 28-29, раздаточный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uvelichenie_v_neskolko_raz.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4-«1»                                                                                                                            

Конспект урока по математике на тему:

«Нахождение доли от величины и величины по её доле».

Цели деятельности учителя: 

Создать условия для формирования умений  находить долю от величины и величину по её доле.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развивают внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, любознательность, самоконтроль, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, работать в парах, формируют умение анализировать задачу;
  • Предметные: формируют умения находить долю от величины и величину по её доле;
  • Метапредметные: воспитывать позитивное отношение к урокам математики.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: презентация, учебник 4 кл., 2 часть, стр. 28-29, раздаточный материал.

Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

1 мин.

Учитель приветствует учащихся. Организация внимания школьников.

Здравствуйте, меня зовут Ирина Викторовна, и я сегодня проведу у вас урок математики. Садитесь.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование навыков самоорганизации.

2. Мотивационный этап

Метод – словесный.

                                       

2 мин.

Сядьте ровно,спинки прямые,ноги стоят правильно,тетрадь положили в наклон. Кто готов работать руку на локоток.

Откройте тетради, запишите число. Сегодня 29 января.

Записывают в тетрадь число.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

3. Актуализация знаний.

Словесный — ответы на вопросы;

наглядный — рассматривание иллюстрации;

практический.

Устный счет.

5 мин.

Сейчас проведем с вами математический диктант. Каждый будет выходить и решать по одному примеру. Каждый пример обозначает букву,полученные ответы вы должны будете расположить в порядке возрастания. Расположив их вы получите пословицу,которая будет нашим девизом урока.

Д  520+270=790                           Е 14*20=280

И  268+458=726                          Л  90*5=450

В  440+180=620                          О  94*5=470

Н  867-150=717                           П  63*9=567

О  380+620=1000                        О  309/3=103

В  643-531=112                           Е  72+42=114

Н  1400/700=2                             И  250/5=50

                                                     Н  19*7=133

Молодцы,получилась пословица «Один в поле не воин». Как вы понимаете её смысл и почему именно эту пословицу я взяла для нашего урока математики? (Ответы детей)

Взяла эту пословицу,потому что вы ребята,должны помогать друг другу и если дана работа в паре или в команде обязательно должны помогать своим товарищам.

Математический диктант.

 Каждый по очереди выходит и решает по одному примеру.                                        

Располагают ответы в порядке возрастания и подписывают подходящие буквы в таблицу на доске.

Происходит проверка. Проверяют ответы, исправляют ошибки.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

- развивать логическое  мышление;

- развивать навыки проблемно-поисковой деятельности.

Коммуникативные:

 умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

4. Постановка учебной задачи и ее решение.

Практический,

вопросы первичного восприятия;

словесный – объяснение.

10 мин.

Вот у меня мандарин. Вы скажете: «Причем тут мандарин,когда у нас урок математики?». А теперь послушайте,когда я очистила мандарин,я его собираюсь съесть,но перед этим,я делю его на что? (На доли) Правильно,ведь мандарин состоит из долек.

Кто понял и может мне сказать,что такое доля?(Доля-это равная часть от целого). Хорошо,молодцы!

Посмотрите у вас на партах лежат по 3 полоски у каждого. Ваша задача записать какую долю составляет закрашенная часть  от всей полоски. Сделать это нужно для каждой из 3 полосок. Используя следующие названия назвать ответы: половина,треть,четверть.

Половина-это сколько? Треть? Четверть?

Кто готов руку на локоток. Молодцы,проверяем.

Первая полоска- какой ответ? (Треть) А для у 2 полоски закрашена? (Половина) У 3 полоски? (Четверть)

Ребята,на какое число нужно разделить величину, чтобы найти её половину? (на 2) А для того, чтобы найти её треть? (на 3) Её четверть? (на 4) Её десятую долю? (на 10) Её сотую долю? (на 100) 

-Что нам было известно в этом задании? (Величина,целая часть)

-Что нам нужно было найти? (Доли от величины)

Как вы думаете,какая тема нашего сегодняшнего урока?

Верно,нахождение доли от величины и величины по её доле.

Какие мы поставим задачи на нашем уроке?

1)Узнать как находить долю от величины;

2)Узнать как находить величину по её доле.

Сейчас вы будете работать в паре. Пара,которая быстрее всех выполнила задание поднимают вместе руки и выходят к доске. Один будет чертить,второй запишет решение,а остальные пары проверят.

(Задание на слайде) Начертите квадрат с длиной стороны 4 см. Вычислите площадь этого квадрата.

Как мы найдём площадь квадрата? (Мы длину умножим на ширину) Площадь в чем у нас будет измеряться? (В см²)

Решение:

1)4*4=16(см²)-S квадрата                  

Разделите квадрат на четыре части. Вычислите площадь четверти, или одной четверной части этого квадрата.

2)16:4=4(см²)-S четверти квадрата

 Разделите квадрат на восемь равных частей. Вычислите площадь восьмой доли, или одной восьмой этого квадрата. Как лучше квадрат разделить на 8 равных частей? (Провести диагонали)

3)16:8=2(см²)-S восьмой доли квадрата или

4:2=2(см²)-S восьмой доли квадрата.

Кто-нибудь знаете еще решение для 3 действия?

Молодцы,запишите ответ. (16см²,4см²,2см²)

А теперь давайте с вами сформулируем правило

Чтобы найти долю от величины....(нужно величину разделить на её часть)

Слушают,отвечают вопросы,анализируют  прослушанный материал.

Выполняют задания по карточкам, самостоятельно.

Высказывают свое мнение, определяют тему и задачи урока.

 

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание в паре,слушают, проверяют,отвечают на вопросы.

Формулируют правило урока.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: умение определять цель деятельности на урок

Регулятивные:

-умение ставить учебную задачу.

Личностные:

-смыслообразование.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

5. Физ. минутка.

3 мин.

 Ребята,встаем на физкульт-минутку.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Хорошо,садитесь.

Повторяют движения.

6. Решение частных учебных задач

Практический, ответы на вопросы;

Письменные упражнения.

15 мин.

Продолжаем работу. Откройте учебник на с.28,задача 90.

Кто прочитает задачу? Выходи к доске.

Задача 90.

Туристам нужно преодолеть расстояние 75 км. В первый день они преодолели треть намеченного пути. Какое расстояние туристы преодолели за первый день? 

О чем задача? ( Задача о туристах)

Что известно в задаче? (Нам известно,что туристам необходимо преодолеть расстояние 75 км)

Как мы покажем расстояние на рисунке? (Начертим отрезок)

(Еще известно,что в 1 день они преодолели треть намеченного пути) Как мы покажем на рисунке? Треть это сколько? (одна третья от 75) Что означает 3 в знаменателе? (3 означает весь путь)

Что нам необходимо узнать? ( Нам необходимо узнать какое расстояние преодолели туристы в первый день)

Если нам известно сколько всего км они должны пройти и часть,которую они прошли в первый день,что мы можем найти? (Расстояние преодолели туристы в первый день)

Каким действием узнаем? (Делением)

Записывай решение.

75:3=25(км)-преодолели туристы в первый день

      Ответ:25 км.

Задача 92.

Праздничный торт разделили на 8 равных частей. Одна такая часть имеет массу 125 гр. Какую массу имеет весь торт?

Что нам известно в задаче? (Известно,что торт разделили на 8 равных частей,одна такая часть имеет массу 125 гр.)

Что нам необходимо найти? (Массу всего торта)

Каким действием найдем? (Умножением)

Записывай решение.

Решение.

125*8=1000(гр.)-масса всего торта.

         Ответ: 1000гр.

Посмотрите на первое правило и скажите,что мы находили в этой задаче? (Величину по её доле)

Кто уже запомнил и может всем рассказать без подсказки первое правило?(Чтобы найти долю от величины нужно величину разделить на её часть)

Таким образом,какое второе правило мы сформулируем?

(Чтобы найти величину по её доле,нужно долю умножить на количество долей в величине)

А теперь вместе хором!

Работают с

учебником, отвечают на вопросы, выполняют задание по образцу, анализируют.

Проверяют ответы в парах.

Устно выполняют трудное задание, отвечают на вопросы.

Решают задачи в рабочей тетради.

Коммуникативные:

учиться работать в паре, сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные:

научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий.

7. Рефлексивный

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

5 мин.

Посмотрите на листочки,которые вам раздали. (Листочки с задачами раздать каждому)

Эти 2 задачи вы должны решить,ответ с решением записать на листочке.

Проверочный тест

а)Сколько стоит батон колбасы,если его пятая часть стоит 32 рубля?

б)Сколько стоит четверть колбасы,если целый батон колбасы стоит 200 рублей?

Откройте дневники запишите домашнее задание: Р.Т.с.19,№36,№37.

Все записали? Откройте рабочие тетради,...прочитай задание № 36.

а)Вычисли четвёртую долю от:

16 кг

84 м

12 кв.м 24 кв.м 32кв.см

Кто понял,как нужно выполнить 36 задание?

Нужно найти долю,значит какой правило вы используете при вычислении? (Чтобы найти долю от величины,нужно величину разделить на её часть)

Посмотрите 3 пример, в какие единицы измерения мы переведем? (В кв.см)

В чем будем писать ответ? (в кг,м,кв.м,кв.дм,кв.см)

Посмотрите 2 часть задания,какое правило будем использовать?(Тоже самое)

в)Вычисли 12 долю от:

24 т

1 м 44 см

3 суток

Кто знает как найти 12 долю от 24 т? От 1 м 44 см? Что нужно сделать,чтобы легче было вычислить? (Перевести в см) От 3 суток? Что мы здесь сделаем,чтобы легче вычислить?(Переведем в часы) Сколько часов в сутках? (24,а в 3-72 часа)

В 36 задании все понятно?

Хорошо,посмотрите задание 37:

1)Вычисли длину всего отрезка,если его пятая часть составляет 112 см 2  мм.

Как найти величину всего отрезка? Какое правило вы используете при решение этого задания? (Чтобы найти величину по её доле,нужно долю умножить на количество долей в величине)

2)Вычисли массу всего груза,если его восьмая часть составляет 450 г.

Как здесь будем решать?(Точно также,как и в предыдущей)

Вот и подошёл наш урок к концу,что нового вы сегодня узнали?

Хорошо,а теперь встаньте,те кто сегодня хорошо работал,выполнял все задания,понял и хорошо усвоил тему урока. Хорошо,садитесь.

Встаньте те кто все понял,но мало работал на уроке. Хорошо,молодцы.

Ну и встаньте те,кто вообще не работал и ничего не понял?

Поднимите желтые полосочки у кого отличное настроение,зеленое если хорошее настроение и поднимите красную полосочку если плохое настроение.

Молодцы,всем спасибо! Урок закончен!

Выполняют на карточках контрольный тест.

Отвечают на вопросы.

Вспоминают пройденный за весь урок материал. Оценивают свою работу.

Познавательные: делать обобщения, выводы.